Якутия хочет в Арктику - Морские вести России

Якутия хочет в Арктику

01.03.2017

Севморпуть

Якутия хочет в Арктику

В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденций современного мира на долгосрочную перспективу является обострение внимания международной политики на обладании источниками энергоресурсов, в том числе в Арктике.

Международная организация «Арктический совет», членом которого является Россия, использует в своей деятельности в качестве границы Арктики линию CAFF (арктическая международная организация Conservation of Arctic Flora and Fauna), соприкасающуюся с линией Северного полярного круга.

По материалам совместного заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, декабрь 2015 г., Санкт-Петербург

Основные критерии

2 мая 2014 года Указом Президента РФ № 296 утвержден состав сухопутных территорий Арктической зоны страны, согласно которому в ее состав вошли только 5 районов Республики Саха (Якутия), представляющих собой узкую прибрежную полосу.

В то же время в республике 13 муниципальных районов находятся за Северным полярным кругом. На территории 1,6 млн кв. км (более половины территории Якутии, или 9,4% всей территории РФ) проживает всего 69 тыс. человек (7,3% населения Якутии, или 0,048% от численности населения страны). За 1990-2013 годы численность населения данных 13 районов сократилась в 2,1 раза (или на 77,6 тыс. человек), и все эти районы относятся к арктической зоне по ряду основных критериев:

находятся за или пересекаются с линией Северного полярного круга;

расположены севернее линии границы Арктики, используемой CAFF;

находятся в экстремальных климатических условиях;

мало населены и являются местом компактного проживания коренных народов Севера;

не имеют круглогодичного наземного транспортного сообщения;

зависят от Северного морского пути, объединены между собой по бассейновому принципу, исторически созданы транспортной логистикой и привязаны к пяти северным рекам: Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма, которые впадают в арктические моря;

в основном по бассейновому принципу сформированы транспортные сообщения по автозимникам, межрайонные и внутрирайонные авиаперевозки, транзитные пункты и пункты депонаций, через которые происходит обеспечение нефтепродуктами, нефтью и газоконденсатом;

электроснабжение осуществляется только от локальной системы;

жилищные условия районов в основном хуже среднероссийских, во всех районах имеются проблемы в коммунальном комплексе;

имеется большая зависимость между всеми арктическими районами в развитии оленеводства, в поисках богатой кормовой растительностью оленьих пастбищ оленеводческое население расселено и осуществляет свою традиционную деятельность по всей арктической территории;

природохозяйственная деятельность ведется в условиях единого народно-хозяйственного комплекса арктических территорий, без привязки к административным границам районов;

накоплены значительные объемы промышленных и бытовых отходов, которые ввиду дисперсности территорий и транспортной труднодоступности не ликвидированы;

имеются месторождения топливно-энергетических ресурсов, которые можно разрабатывать по бассейновому принципу.

В целях обеспечения национальной безопасности предлагается дополнительно включить 8 районов республики (Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский и Эвено-Бытантайский) в состав сухопутных территорий Арктической зоны страны.

Развитие производственной и социальной инфраструктуры Арктической зоны Дальнего Востока России значительно отстает не только от средних показателей по стране, но и от показателей в целом по Дальнему Востоку. Наблюдается существенная дифференциация уровня жизни населения в силу объективных факторов, таких как экстремальные для постоянного проживания человека и организации хозяйственной деятельности природные условия; крайне высокая экологическая уязвимость; очаговое развитие территории; низкая плотность населения; отсутствие развитой транспортной и энергетической инфраструктуры, полная зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от завоза топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и товаров первой необходимости.

Главный инструмент

В силу объективных факторов Российская Арктика – это стратегически важный, но при этом сложный и очень уязвимый регион, для устойчивого развития которого необходим системный, комплексный подход. Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны с упором на инновационное развитие, наращивание научно-исследовательских работ, сохранение экологических систем и обеспечение экологической безопасности, обеспечение нормальной жизнедеятельности и снижение стоимости жизни в Арктической зоне РФ должна стать главным действующим инструментом реализации госполитики в Арктической зоне РФ.

Национальные интересы в развитии Арктической зоны и обеспечении национальной безопасности требуют государственной поддержки для решения задач:

модернизации и развития транспортной сети Арктической зоны, формирования парка авиационной техники, флота транспортных судов на основе воссоздания и укрепления материально-технической базы по проектированию и строительству новых отечественных видов транспорта, приспособленного к работе в экстремальных условиях;

развития Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной системы в Арктике, обеспечивающей в том числе трансконтинентальные грузоперевозки;

оптимизации локальной энергетики, внедрения энергоэффективных и энергоресурсосберегающих технологий;

формирования механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность непосредственно в Арктической зоне;

планомерного изучения территорий шельфа морей Восточной Арктики как одного из приоритетных направлений развития минерально-сырьевой базы России;

развития традиционных видов природопользования коренных малочисленных народов Севера, комплексного внедрения инноваций в развитие традиционных отраслей коренных народов Севера, разработки системы механизмов компенсационных выплат для сельскохозяйственных организаций и охотничье-промысловых хозяйств всех форм собственности в связи с сокращением пастбищ, а также возмещения расходов (убытков), причиненных исконной среде коренных народов при изъятии территорий традиционного пользования;

повышения уровня и доступности образования, духовного и культурного развития, стимулирования внедрения передовых технологий в коммуникациях и связи, телемедицины и дистанционного образования;

ценового, тарифного, налогового и таможенного стимулирования развития отраслей, учитывающего особенности развития арктических регионов России;

обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. Реализация системных природоохранных мероприятий в Российской Арктике. Реализация мер по предотвращению, снижению негативных последствий антропогенного воздействия и развитие системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды;

обеспечения пограничной безопасности арктических территорий Российской Федерации и в то же время обеспечения свободы передвижения коренных малочисленных народов Севера в пограничных территориях, являющихся исконной средой обитания.

Таким образом, необходимо уточнить критерии отнесения к сухопутным территориям Арктической зоны. Актуализировать федеральные документы стратегического планирования по развитию Арктической зоны с учетом федерального закона от 28.06.2014 № 172-ВЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». О нормативно-правовом обеспечении вопросов государственного регулирования развития Северного морского пути. О развитии малой авиации на приполярных территориях РФ. О сохранении исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Об организации выездных заседаний Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в субъектах, входящих в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ.

Морские вести России №7 (2016)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России