Второе рождение легендарного «Сомова» - Морские вести России

Второе рождение легендарного «Сомова»

13.03.2017

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

«Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман антарктических исследований гидрометслужбы, оно вот уже 18 лет выполняет государственное задание Росгидромета по обеспечению всем необходимым труднодоступных станций по трассе Северного морского пути. В последнее время в его жизни произошли большие изменения.

Галина Власова, спецкор

Пароход, что всю Арктику кормит

Как сообщили в пресс-службе Северного УГМС, в декабре прошлого года на СРЗ «Красная кузница» начался ремонт для подготовки к навигации и промежуточного освидетельствования судна Российским морским регистром судоходства (РМРС). Для этой цели Росгидрометом выделены значительные средства. Более 40 лет (!) НЭС «Михаил Сомов» работает в полярных морях в сложных ледовых условиях, а ремонт поможет продлить срок его службы.

Построенный в 1975-м, «Михаил Сомов» в том же году отправился в свой первый экспедиционный рейс в Антарктику в составе очередной, 21-й Советской Антарктической экспедиции (САЭ). Он доставил людей и снаряжение на советские антарктические станции и в мае 1976 г. вернулся в Ленинград. Затем судно приняло участие в экспедиции «ПОЛЭКС – Север-76», в результате которой ученые выполнили важные океанографические и метеорологические исследования. Осенью 1976 г. «Михаил Сомов» снова пошел в Антарктику, работая в составе флота 22-й САЭ, и попал в ледовый плен. Дрейф оказался не очень продолжительным: менее двух месяцев. Судно, используя улучшение погодных условий и ледовой обстановки, смогло самостоятельно выйти на чистую воду. А потом были другие экспедиции (всего до 1999 года – 21), модернизация на Херсонском заводе, нелепая авария 14-го рейса и снова дрейф, на сей раз очень опасный…

Тогда капитан Родченко сумел, маневрируя, выйти из района скопления айсбергов, но вскоре у судна льдом заклинило винты и руль, оно потеряло возможность движения. Месяц спустя было принято решение оставить на «Михаиле Сомове» минимум экипажа, а часть экипажа и участников экспедиции перебросить вертолетом на дежуривший у кромки льдов «Павел Корчагин». 17 апреля 1985 г. эвакуация вертолетами была завершена. Всего было эвакуировано 77 человек. На «Михаиле Сомове» оставались еще 53.

К июню положение «Михаила Сомова» становилось все более тяжелым. Сказывалась потеря прочности судна в результате полученной трещины корпуса. Возникла реальная угроза быть раздавленным льдами. Шпангоуты, не выдерживая натиска льдов, стали лопаться. Сжатия были столь сильными, что огромные льдины запрыгивали на палубу судна. Экипаж стал готовить все необходимое для высадки на лед в случае аварийной ситуации. Дрейф продолжался уже более трех с половиной месяцев. Только 5 июня было принято решение Совета Министров СССР об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток».

Войдя в перемычку, «Владивосток» в какой-то момент и сам оказался зажат льдами. Но погодные условия улучшились, сменивший направление ветер несколько разрядил льды. Ледокол околол «Михаила Сомова», и 11 августа оба судна вышли на чистую воду.

Многие участники этой эпопеи были награждены государственными наградами, трое из них стали Героями Советского Союза. Была отчеканена и памятная медаль в честь 133-дневного дрейфа НЭС «Михаил Сомов» и экспедиции на л/к «Владивосток».

Знают ли нынешние члены экипажа, особенно молодое поколение, историю своего судна? Конечно! Может быть, поэтому голос вахтенного, отвечающего на наш звонок из Москвы, звучит так торжественно: «Михаил Сомов» слушает!»

Тех, кто создавал современную историю судна (в 2000 году НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС), немного. Точнее, всего двое: старший электромеханик и боцман. Вот они-то хорошо помнят, как использовалось судно для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, доставки на научные станции, пограничные заставы, территорию национальных парков и иных объектов персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов. С 2000 по 2014 год экипаж судна выполнил более 50 рейсов. С 2011 года в соответствии с госзаданием НЭС «Михаил Сомов» проводил завоз и обеспечение ТДС Северного УГМС, Чукотского УГМС, Якутского УГМС по всей трассе Северного морского пути. Каждый год судно обеспечивает полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего рейса. Не случайно его прозвали «пароходом, что всю Арктику кормит».

Корпус поменял цвет

В навигацию 2015 года было проведено два рейса НЭС «Михаил Сомов» по трассе Северного морского пути.

В двухмесячный поход по СМП перед ремонтом судно отправилось в августе прошлого года. На тридцать труднодоступных станций побережья и островов Белого, Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского морей, а также моря Лаптевых были доставлены топливо, продукты, лекарства, строительные материалы, оборудование, а также новая смена полярников на морские гидрометеорологические станции Северного, Якутского и Чукотского УГМС.

В начале октября на борту судна «Михаил Сомов» завершила работу научно-исследовательская экспедиция Арктического и антарктического института (ААНИИ). Ученые занимались экологическим мониторингом и проведением почвоведческих исследований природных и антропогенных ландшафтов островных территорий российского сектора. В конце октября судно возвратилось в Архангельск. Дизель-электроход за два месяца преодолел путь протяженностью почти 10 тысяч морских миль.

И вот наконец долгожданная модернизация – за многие годы службы судно приобрело серьезный износ.

Капитан «Михаила Сомова» Андрей Демешин, возглавивший экипаж год назад, считает, что ремонт хоть и не устранит «анахронизмов» устройства судна-долгожителя, но обновит его и «омолодит».

– В ходе модернизации НЭС «Михаил Сомов» выполнены текущие ремонты главных двигателей, главных генераторов электродвижения, вспомогательных дизель-генераторов по восстановлению заводских технических характеристик и продлению ресурса работы, а также ремонт подводной части судна с выемкой гребного вала, винта; вспомогательных систем и механизмов (пожарных насосов, генераторов и др.); электромашинных усилителей; парового котла, теплого и конденсатного ящиков; спасательных катеров грузового устройства, грузовых лебедок, шкивов и блоков грузовых стрел, – рассказывает А. Демешин. – Установлены новый конденсатор пара, охранная система видеонаблюдения. Произведена покраска корпуса, надстроек, палуб, подводной части судна.

Интересно, что теперь флагман флота Северного УГМС имеет ярко-красную надстройку. Кстати, идея поменять светлый цвет корпуса на красный принадлежит капитану. «Морские хитрости», – объясняет он улыбаясь. И добавляет уже вполне серьезно:

– В северных широтах нагреваться корпус не будет, а среди белых льдов красный цвет хорошо заметен. Да и с точки зрения эксплуатации ухаживать будет проще.

В конце апреля ремонт окончательно завершится. После этого, по словам начальника базы экспедиционного флота Северного УГМС Владимира Гарькавенко, пароход пойдет в укрытие, что необходимо в условиях начавшегося на Северной Двине половодья и ледохода. А в начале июня «Михаил Сомов» вернется в строй, чтобы отправиться на традиционные для него работы в акватории Белого, Баренцева и Карского морей.

Морской флот №2 (2016)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России