«Ледовый» семинар для офицеров СКФ - Морские вести России

«Ледовый» семинар для офицеров СКФ

16.03.2018

Севморпуть

«Ледовый» семинар для офицеров СКФ

Арктика – стратегически важный регион с большим экономическим потенциалом. Рост коммерческого судоходства там напрямую связан с реализацией крупных индустриальных проектов. Освоение значительной части ресурсной базы, расположенной на удалении от магистральных трубопроводов и железных дорог, связано с использованием морской схемы транспортировки в акваториях с различным ледовым режимом.

По материалам «Вестника СКФ»

Суда «Совкомфлота» более 10 лет успешно работают в Арктике и Субарктике. Половина нашего флота имеет ледовый класс. Компания проводит поэтапное внедрение лучших инженерно-технологических решений на базе уникального опыта, накопленного за это время. Компетенции в области арктического и субарктического судоходства стали фокусной темой семинара для старших офицеров, который прошел 16-17 октября в штаб-квартире группы «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге.

Место проведения «ледового» семинара было выбрано неслучайно: именно «СКФ Менеджмент Сервисиз (Санкт-Петербург)» управляет нашими арктическими челночными танкерами, многофункциональными ледокольными судами снабжения добывающих платформ, а также танкерами ледового класса для перевозки сырой нефти. Кадровая база для комплектования экипажей этих судов в основном концентрируется в Петербурге.

– Сегодня «Совкомфлот» обслуживает шесть нефтегазовых проектов в Арктике и Субарктике. На этих проектах работают 27 судов компании, в том числе 16 челночных танкеров и три газовоза. С 2006 года в рамках нефтегазовых проектов в Российской Арктике и на шельфе острова Сахалин суда СКФ перевезли свыше 200 млн тонн нефти, – отметил в своем вступительном слове директор ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз (Санкт-Петербург)» Юрий Малышев. – В программе обновления флота на данный момент шесть судов. Недавно принятый в эксплуатацию «Федор Ушаков» готовится к переходу по Севморпути. Мы сможем сразу проверить его ледовые качества.

– Еще одно судно серии планируется принять в конце января. В течение 2018 года также будут приняты в эксплуатацию четыре танкера типоразмера «афрамакс», способные работать на газомоторном топливе. Также в стадии строительства находится арктический челнок класса «Штурман Альбанов», – сообщил Юрий Малышев.

Подготовка к зимней навигации

Начальник отдела безопасности мореплавания, капитан-наставник Виктор Петрусевич рассказал участникам семинара о направлениях развития группы СКФ и призвал их к диалогу.

– Наши новые суда – газовоз «Кристоф де Маржери», челноки класса «Штурман Альбанов», ледокольные суда снабжения, – безусловно, гордость компании. Во многих аспектах мы являемся первопроходцами, поэтому нам очень важно вместе подвести итоги прошлой зимней навигации, чтобы более эффективно подготовиться к новой, – обозначил задачу мероприятия Виктор Петрусевич. – Самые ценные активы «Совкомфлота» не столько танкеры, сколько профессиональные кадры, их знания и наработки. «Совкомфлот» прилагает большие усилия для того, чтобы поддерживать и укреплять репутацию стабильного и привлекательного работодателя. Все наши программы мотивации сохраняются вне зависимости от рыночных условий, в которых нам приходится работать. В ответ мы получаем высокий индекс стабильности кадров. Например, по итогам прошлого года он составил 95,1% по капитанам, 93% по рядовым. Нужно сказать, что в целом от нехватки кадров мы не страдаем, возникают единичные вакансии, которые мы успешно закрываем за счет базы резерва, отбираем самых лучших. Определенный дефицит сохраняется по должностям токаря и сварщика, но компания активно занимается решением этой проблемы. Например, недавно мы посетили Находку, где есть подходящие оборудованные мастерские для переподготовки рядового состава, в частности мотористов.

Виктор Петрусевич также напомнил, что с 2010 года «Совкомфлот» формирует Лигу ледовых капитанов. Сегодня в ее составе 70 сотрудников компании. Члены лиги принимали активное участие в систематизации и обобщении накопленного опыта работы в проектах «Варандей», «Приразломное», «Сахалин-1» и «Сахалин-2», который лег в основу уникального учебного пособия «Практические рекомендации капитанов СКФ по управлению судами в ледовых условиях». Недавно труд был отпечатан, книга поступила на флот компании. Участники семинара подтвердили, что уже успели с ней ознакомиться и считают очень полезной, готовы участвовать в системном обновлении и дополнении рекомендаций. В следующей редакции планируется включить в пособие информацию о работе в проекте «Новый порт».

Нужно отметить, что книга обобщает ноу-хау группы СКФ, поэтому ее обращение на данном этапе ограничено рамками флота компании.

Формирование компетенций

Специализированная подготовка экипажей – ключевой элемент укрепления безопасности мореплавания в Арктике. Базовый учебно-тренажерный центр группы СКФ по арктическому судоходству расположен в штаб-квартире компании в Петербурге. В 2015-2016 годах УТЦ СКФ провел комплексное моделирование судоходных процессов в Арктике с участием экипажей СКФ, Атомфлота, Росморпорта и других профильных организаций. Результаты легли в основу корпоративной программы подготовки кадров для ледового флота в соответствии с наработанной практикой и рекомендациями ИМО.

– Полярный кодекс вступил в силу с начала года. Его требования коснулись тех судов СКФ, которые задействованы в арктических проектах. Необходимый тренинг штурманского состава обеспечил наш петербургский учебно-тренажерный центр, – подчеркнул в своем выступлении Александр Власков, тренинг-офицер группы СКФ.

Отдельно доклад коснулся подготовки экипажей для работы на двухтопливных «афрамаксах», которые строятся по заказу компании. В Международном кодексе безопасности для судов, использующих в качестве бункера газ и другие виды топлива с низкой температурой вспышки (IGF Code) прописаны требования к экипажам. На основании этого кодекса были внесены поправки в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (STCW Convention).

– Наше внимание сфокусировано на требованиях к опыту старших офицеров: необходимы месяц стажировки на борту аналогичного судна и проведение трех бункеровок. Сейчас мы работаем над организацией стажировок. Сложность заключается в том, что пока подходящих для этого судов крайне мало, а точно таких, как будут у нас, нет вообще. В остальном подготовка не вызывает вопросов, – отметил Александр Власков.

Кроме того, спикер привлек внимание участников семинара к тренингу, который предоставляет своим партнерам-судовладельцам нефтяная компания «Шелл». Этот тренинг проходят экипажи СКФ в рейсе. Его цель – повышение культуры безопасности.

– Культура безопасности – доведенный до автоматизма правильный порядок действий. Материалы тренинга, разработанного «Шелл», находятся в открытом доступе в Интернете, тем не менее мы считаем необходимым суммировать материалы и присылать их на суда на дисках. Тренинг состоит из серии модулей и направлен на повышение психологической устойчивости, готовности адекватно реагировать на происшествие и взаимодействовать с коллегами. Тренинг не требует какой-то специальной подготовки, так как учит анализировать нестандартную ситуацию. Группа смотрит учебное видео об инциденте на палубе или в машинном отделении, после обменивается мнениями и предполагает, как бы развивалась данная ситуация в условиях их судна. Мы считаем этот тренинг важным и полезным.

В заключение тренинг-офицер группы СКФ высказал несколько пожеланий:

– Когда мы направляем вас на специальные курсы (судоводителей – в Гренобль, механиков – на курсы производителей оборудования, например, ABB и Wartsila), нам очень важно получать максимально содержательные отзывы. Также прошу обратить внимание рядового состава на то, что для самостоятельного прохождения курсов есть процедура. Предварительно следует позвонить в кадровый офис капитану или механику-наставнику, запросить у него одобрение индивидуального плана. Это несложно и позволит в дальнейшем избежать вопросов при возмещении затрат.

Культура справедливости

Постоянный участник семинаров для старших офицеров флота Михаил Коноплев, менеджер по крюингу «СКФ Менеджмент Сервисиз (Дубай)», рассказал о понятии Just Culture (культура справедливости. – ред.), которое проводит черту между преднамеренным, злостным нарушением политик компании и действиями, которые по существу нарушением не являлись, но по какой-то причине привели к нештатной ситуации. В атмосфере открытости и взаимного доверия люди не боятся сообщить о замеченных несоответствиях, которые могут в дальнейшем стать причиной серьезных инцидентов, зная, что их не накажут, прислушаются и вовремя возьмут ситуацию под контроль.

– Этот подход становится элементом нашей кадровой политики и внедряется в контексте дальнейшей систематизации работы с персоналом, – отметил Михаил. – Единый кадровый пул – наша давняя мечта, которая сегодня превращается в реальность. У группы СКФ в России уже четыре кадровых офиса-агента: к Санкт-Петербургу, Новороссийску и Владивостоку добавляется Южно-Сахалинск. Вы уже обратили внимание, что не всегда экипаж полностью укомплектован моряками из одного региона.

По словам Михаила Коноплева, в основном «перемешивание» кадрового пула касается должностей старших офицеров, обладающих специфическими компетенциями. Разные профессиональные школы, конечно, имеют свои особенности, но в том и задача – взять лучшее от каждого региона и обеспечить взаимное дополнение.

– Мы работаем в условиях рынка, ориентируемся на среднеотраслевые аналитические показатели. Сравнивая себя с другими компаниями, поддерживаем рыночный уровень зарплат. На фоне мононациональных экипажей и благоприятных социальных условий найма СКФ сохраняет высокую конкурентоспособность как работодатель, – продолжил Михаил Коноплев. – Также с учетом общеотраслевых тенденций компания готовится к сокращению должности четвертого помощника капитана и четвертого механика на ряде судов (в основном под управлением новороссийского офиса). Безусловно, это не коснется тех судов, которые работают на коротком плече. Кроме того, мы будем пристально следить за мотивацией возрастных младших офицеров. Раньше, когда радисты переквалифицировались в штурманов, это было массовое явление. Сегодня возможности продвижения, получения соответствующих рекомендаций от старших офицеров – вопрос уровня профессионализма и мотивации. Если человек долгие годы работает, не получая рекомендаций для продвижения по карьерной лестнице, мы обязательно обратим на него внимание и постараемся выяснить причины «зависания» в должности. Компания заинтересована в притоке молодых и перспективных специалистов, каждый из них у нас на счету. Они планируют связать с нами свое будущее, кто-то уже работает и рассчитывает на повышение, и мы не должны обмануть их надежды.

О безопасности мореплавания в режиме диалога

Большинство докладов на семинаре было посвящено подготовке к предстоящей зимней навигации в Арктике. Выступили такие авторитетные эксперты в области ледового плавания, как советник генерального директора ПАО «Совкомфлот» Александр Ольшевский, заместитель директора УТЦ СКФ по аналитике Юрий Могилюк, суперинтендант по безопасности мореплавания «СКФ Менеджмент Сервисиз (Санкт-Петербург)» Андрей Качура. На примерах из мировой практики рассмотрели причины возникновения нештатных ситуаций и пути их предотвращения, обсудили наиболее сложные задачи, которые возникают в процессе эксплуатации флота в ледовых условиях.

– Необходимо помнить, что независимо от вида плавания во льдах (самостоятельно или под проводкой ледокола в караване) судно должно быть всесторонне подготовлено к ледовому переходу, – отметил в своем выступлении Юрий Могилюк. – Это подразумевает погрузку по ватерлинию, находящуюся в пределах ледового пояса, что обеспечивает должное заглубление винторулевого комплекса. Оно должно составлять не менее двойной толщины максимального льда на переходе. Также подготовка включает проверку работоспособности оборудования, механизмов и систем, наличия достаточного количества критически важных запчастей и запасов топлива, воды, теплой одежды, провизии и расходных материалов, но самое главное – должную квалификацию экипажа.

Капитан Юрий Могилюк говорит о работе в Арктике с позиций своего богатого опыта: 10 лет он отвечал за эксплуатацию ледового флота группы СКФ, до этого 27 лет отработал в Мурманском пароходстве. По его словам, успех предстоящего плавания во льдах зависит от своевременного получения ледовой информации по району плавания, предварительной прокладки маршрута следования, изучения признаков изменения ледовой обстановки в ближайшей перспективе. Безопасная скорость движения на всем переходе от входа в ледовую кромку до выхода на чистую воду и знание правил маневрирования во льду – основные факторы предотвращения ледовых повреждений.

– Необходимо четко понимать, что маршрут по чистой воде и разводьям всегда короче маршрута во льду, – подчеркнул Юрий Могилюк. – Если наблюдаемые разводья по направлению не совпадают с курсом судна, рекомендуется идти более длинным путем по разводьям, а не выбирать кратчайший путь в более сложных ледовых условиях. Постоянное тщательное наблюдение за состоянием моря и погоды (как визуальное, так и радиолокационное на малых и больших шкалах) независимо от наличия и характера льда – одно из правил плавания в ледовом районе.

Отдельно Юрий Могилюк раскрыл тему плавания в составе каравана, когда на первый план выходит умение согласовать свои действия, наладить «внутрикараванную» связь, привыкнуть к совместному плаванию. Эксперт напомнил основные правила следования под проводкой ледокола и заострил внимание на специфических ситуациях, таких как плавание в разреженных льдах, встреча с тяжелой перемычкой льда и проводка в условиях сжатия.

P.S. В рамках семинара состоялась встреча членов Совета старших офицеров «Совкомфлота». Организация функционирует по принципу традиционного клуба капитанов и старших механиков. Офицеры обсуждают актуальные для отрасли и компании вопросы и предлагают пути их решения. Предметом обсуждения на очередном заседании стало повышение уровня профессиональной компетентности выпускников профильных вузов, которые приходят на флот.

 

Морские вести России №17 (2017)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России