Три вектора развития: инвестиции, технологии, экология - Морские вести России

Три вектора развития: инвестиции, технологии, экология

21.08.2020

Севморпуть

Три вектора развития: инвестиции, технологии, экология

В Торгово-промышленной палате РФ состоялась V Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов» («Арктика-2020»). Организаторами выступили Совет Федерации, Госдума, Минвостокразвития, Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды и Минэнерго России, а также Торгово-промышленная палата РФ и Российская академия наук.

С. Алексеев

Большому развитию – большие льготы

В феврале 2019 года президент Владимир Путин передал полномочия по развитию арктической зоны Министерству по развитию Дальнего Востока. Год спустя заместитель министра Александр Крутиков заявил участникам международной конференции «Арктика-2020»: правительство внесло в нижнюю палату парламента пакет законопроектов о государственной поддержке компаний, добывающих углеводороды, а также для малого и среднего бизнеса в Арктике.

В итоге инвесторы смогут получить безвозвратную субсидию в размере до 20% от своих инвестиций в проекты в Арктике.

«Любой инвестор, который готов вложить в Арктику не менее 300 млн рублей, может получить от государства безвозвратную субсидию на строительство транспортной, энергетической, иной инфраструктуры, которая необходима для запуска нового производства. При этом размер субсидии не может превышать 20% объема частных инвестиций в проект», – пояснил Крутиков, добавив, что условия согласованы в Правительстве РФ.

Он пояснил, что, например, при строительстве нового порта и вложении 30 млрд рублей собственных и заемных средств инвестор сможет получить от государства субсидии до 6 млрд рублей. Эти средства он сможет направить, к примеру, на строительство линии электропередач или железнодорожной ветки.

Крутиков добавил, что условия для инвесторов в Арктике лучше, чем на Дальнем Востоке, где объем субсидии не может превышать 10% частных инвестиций. Замминистра отметил, что процедура отбора проектов значительно упрощена. «По сути, требуется представить только бизнес-план с заключением от банка, нашего фонда или Агентства по привлечению инвестиций. Отбор проектов объявим до конца марта этого года».

После запуска механизма на­логовых льгот в Арктике планируется запуск девяти крупных проектов с объемом инвестиций 15 трлн рублей.

При добыче нефти на любой части арктического шельфа налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составит 5% и будет действовать в течение 15 лет с начала промышленной добычи. Льгота по НДПИ при добыче газа с целью производства сжиженного природного газа на Ямале и Гыдане распространится на всю арктическую зону, а также производство газохимии.

НДПИ для новых нефтяных провинций в Восточной Арктике составит 0 в течение 12 лет и будет поэтапно увеличиваться с 13-го по 17-й год промышленной добычи.

Также для инфраструктурного обустройства новой крупнейшей нефтяной провинции на Таймыре предусмотрен налоговый вычет из НДПИ действующих нефтяных месторождений в объеме инвестиций в инфраструктуру.

«Уже летом этого года вся арктическая зона России получит особый экономический режим с широким набором налоговых преференций. Это не имеет прецедентов в современной налоговой системе страны», – сообщил Александр Крутиков.

Налоговых льгот для компаний, добывающих твердые полезные ископаемые, в законопроекте пока нет, уточнил чиновник. Но ко второму чтению они появятся, пообещал он. Уже сейчас порядок лицензирования месторождений твердых полезных ископаемых в Артике упрощен.

Продукция углеводородных месторождений вместе с продукцией, которую начнут добывать в льготных условиях производители твердых полезных ископаемых, загрузит главный транспортный проект России ближайших десятилетий – Северный морской путь.

Предвидя это, правительство намерено обнулить НДС на ледокольное сопровождение судов национальной арктической магистрали, заключил чиновник.

Арктическому СПГ становится тесно

Лидирующие позиции в Арктике занимают инвестпроекты, связанные со сжиженным природным газом (СПГ).

Главный советник Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ Александр Климентьев представил анализ нынешнего рынка СПГ в Арктике и перспективы его развития. На сегодняшний день Арктика является центром производства СПГ мирового уровня, считает эксперт.

Российские СПГ-проекты в Арктике заявлены во всех сегментах мощностей: малотоннажном, среднетоннажном и самом значительном – крупнотоннажном. Большинство принадлежит НОВАТЭКу. При этом более 60-70% планируемого производства СПГ в России реализуется по исключениям из ФЗ «Об экспорте газа» и без участия «Газпрома».

В последнее время стали отчетливо заметны изменения на рынке СПГ. На трех из четырех рынках, куда идут поставки российского СПГ и торгует газом «Газпром», выросли продажи СПГ и сетевого газа.

На рынке Великобритании совокупный рост поставок СПГ из России и США равен снижению поставок на рынок Великобритании прочих поставщиков, т.е. произошло простое замещение объемов СПГ на российский и американский СПГ.

«Поэтому от дискуссии про конкуренцию между российским трубопроводным и сжиженным газом нужно переходить к дискуссии о развитии инфраструктуры и торговли газом: строить газовые хабы на северо-западе и Дальнем Востоке, обеспечить доступ к инфраструктуре СПГ на условиях ТРА и стимулирование внутреннего спроса на газ, отменить ограничения экспорта СПГ», – отметил Климентьев.

Он добавил, что для дальнейшего развития российский СПГ сегмент остро нуждается в следующих мерах нормативного регулирования:

– формализации получения разрешения на экспорт СПГ;

– разработке национальных правил доступа к объектам инфраструктуры (терминалы, газовозы);

– введении правил доступа третьих лиц (ТРА) к объектам инфраструктуры, в т.ч. терминалам перевалки СПГ;

– определении условий и порядка обращения с СПГ, хранящемся на терминале;

– разработке правил толлинга мощностей по сжижению газа.

Существенную роль в развитии отрасли СПГ могут сыграть государственные инвестиции, в т.ч. через создание государственной корпорации не только в проекты производства СПГ, но и в инфраструктуру транспортировки и использования СПГ, подытожил эксперт.

Добыча впечатляет, технологии удручают

Однако, несмотря на успехи НОВАТЭКа, Россия не готова добывать ресурсы в Арктике, используя лишь отечественные технологии, отметил депутат, представитель Ханты-Мансийского автономного округа Юрий Важенин.

«В 2017 году российское правительство приняло постановление о развитии Арктики. Там были закреплены три этапа: первый – развитие портовых зон, второй – развитие Северного морского пути и только третий – создание новых технологий, необходимых для развития недропользования и машиностроения в Арктике. Это никуда не годится. Не будем вкладывать в свою науку – будем кормить чужую», – заявил Юрий Важенин.

Тезис поддержал президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль, акцентировав внимание на разочаровывающем развитии российских технологий добычи нефти.

«Нынешний коэффициент извлечения нефти (КИН) в России, составляющий 29-30%, – это позор. Позор нашей науке, позор нашей технологии. У американцев более 40% извлекается, да и у нас коэффициент извлечения был 0,45 в 1980-е годы. В США растет, а у нас – снижается, поскольку мы совершенно не тратим деньги на развитие технологий. А это – наука. «Копейки» тратит на науку, например, компания «Газпром»: 9 млрд рублей в год. А на благотворительность – 35 млрд рублей в год», – привел удручающие цифры эксперт.

Юрий Важенин отметил, что для изменения ситуации необходимо сменить вектор предоставления налоговых льгот.

«Сейчас мы стимулируем тех, кто стоит в конце цепочки создания продукции – осваивает месторождения. Но первой должна быть наука и притом отнюдь не только энергетика. Вторым – машиностроение и инфраструктура. Третьим – сервис. Тогда и недропользователи получат выгоду», – считает депутат.

Безопасность судоходства Севморпути «истекает»

Тем не менее в Арктике уже успешно реализован и используется ряд отечественных технологий. Однако для выполнения новых задач освоения северных территорий они требуют поддержки и модернизации.

Так, объем перевозок по Северному морскому пути ежегодно увеличивается. В 2015-м он составлял 5,4 млн тонн. В 2018-м – уже 19,7 млн тонн. А в 2019 г. превысил данный показатель на 65,6%, составив 30 млн тонн, а в соответствии с указом Владимира Путина к 2024 году грузопоток должен достичь рубежа 80 млн тонн в год.

Безопасность судоходства на северной магистрали обеспечивает автоматизированная ледово-информационная система для Арктики (система «Север»), которая создавалась еще в 80-е для ледокольного флота. Она осуществляет мониторинг ледовых и гидрометеорологических условий в Северном Ледовитом океане, а также оперативное гидрометеорологическое обеспечение мореплавания.

Центром системы является Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), туда поступает информация из центров приема и обработки данных на арктическом побережье (в Мурманске, Архангельске, Тикси, Певеке), а также с искусственных спутников Земли и автоматических метеорологических буев, дрейфующих на льду в Северном Ледовитом океане.

«Одним из важных шагов для восстановления системы обеспечения судоходства на Севморпути стало подписание 10 февраля договора между ААНИИ и «Атомфлотом», документ затрагивает гидрометеорологическое обеспечение морских операций в 2020 году. Однако при этом имеются две проблемы. Первая состоит в том, что уже в декабре этого года действие договора истекает. <...> Вторая заключается в том, что система «Север» не была включена в инфраструктуру СМП. Система остро нуждается в модернизации, в существующих условиях она обречена на моральное и физическое старение», – заключил Сергей Бресткин.

Предложения есть, нужна основа для реализации

Скептики могут возразить, что поддержка отечественных технологий лишена смысла, поскольку российские компании и наука не могут предложить достойных решений. Однако на конференции «Арктика-2020» были представлены десятки инновационных решений: от глобальных концептов до уже применяемых продуктов.

Так, профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Чингиз Гусейнов представил новые технологии и технические средства для освоения нефтегазовых месторождений на длительно замерзающих акваториях».

Сегодня для добычи углеводородов на глубинах 20-50 метров используются сложные высокотехнологичные объекты – платформы «Приразломная» и МЛСП «Беркут». Добывать нефть на глубинах от 50-120 метров практически нерентабельно.

Поэтому специалисты университета разработали концепты плавучей и подводной буровых платформ. Объекты имеют вид конуса в кольце. Они будут иметь стыковочные устройства для доставки расходных материалов, подобные космическим. В плавучем варианте внизу объекта устанавливается несколько двигателей.

«Но для обслуживания объектов потребуется новый флот подводного исполнения, танкеры, способные осуществлять перевалку на такой глубине», – отметил профессор.

В свою очередь гендиректор ООО «НПП «Форт XXI» Светлана Дунчевская представила инновационные решения для гидрографических работ и обследования объектов на шельфе и внутренних водоемах.

В настоящее время для выполнения высокоточных гидрографических работ, поиска и обследования объектов на внутренних водоемах и мелководном шельфе широко используются многолучевые эхолоты (МЛЭ) различных зарубежных фирм-производителей. Все сервисное оборудование и программное обеспечение, необходимое для получения корректных данных, также является импортной продукцией.

В связи с труднопредсказуемой ситуацией с поставками, ремонтом, техническим обслуживанием и метрологическим обеспечением данного оборудования остро назрел вопрос разработки и внедрения комплексов, отрасль остро нуждается в отечественных решениях.

В связи с этим специалистами компании был разработан автоматизированный гидрографический комплекс «СКАТ-М». Многолучевой эхолот в его составе позволяет в реальном времени получать трехмерную карту дна акватории. А использование гидролокатора бокового обзора (ГБО) позволяет иметь гидроакустическое полутоновое изображение поверхности дна с находящимися на нем объектами в широкой полосе обзора.

Комплекс успешно прошел опытную эксплуатацию в навигационный период 2018-2019 годов. Разработчики уверены, что система найдет свое применение при освоении новых месторождений.

Освоение должно быть осторожным

Интерес к Арктике с точки зрения получения ресурсов растет с каждым годом. В то же время экологи предупреждают о тяжелейших последствиях для всей планеты в случае неосторожного освоения «ледовой шапки».

К примеру, в США была создана организация Ocean Conservancy, к которой уже присоединился ряд судоходных компаний, воздерживающихся от транспортировки контейнеров в высоких широтах. В России также не забывают о необходимости сохранения природы.

Директор ФБУ «Мурманский ЦСМ» Илья Куликов рассказал о развитии новых биотехнологий для очистки прибрежных морских территорий от нефтепродуктов.

Полная очистка природной среды от разливов нефти – сложный процесс. Тем более в условиях Арктики. Для решения проблемы международной организацией Kolarctic, куда вошли ЕС, Финляндия, Норвегия, Россия и Швеция, был создан проект «Биоремедиация арктического побережья (ACBR)».

В итоге была разработана методика очистки, основанная на трех компонентах: нефтеокисляющих микроорганизмах, сорбентах и растениях-фитомелиорантах.

Суть этой технологии в том, что в среду не привносятся сторонние микроорганизмы, а происходит развитие собственных бактерий и грибов, способных разлагать нефтепроявления.

«На данный момент идет тестирование технологии в лабораторных условиях, приближенных к арктическим. Тесты показывают, что при применении нефтеокисляющих микроорганизмов при очистке прибрежного песка за два месяца загрязнение снижается на 36-43%, а при очистке прибрежной почвы – на 47%. Завершить тестирование технологии планируется до конца текущего года», – сказал Илья Куликов.

По белым льдам к «зеленому порту»

Природоохранная политика РФ по сохранению экологического баланса арктических территорий требует создания инфраструктуры и возможностей по вывозу, переработке и утилизации отходов производства и жизнедеятельности в процессе освоения Арктики.

Поэтому при проектировке морского терминала Лиинахамари инвесторы сосредоточились на реализации концепции «зеленый порт», отметил в докладе член совета директоров ООО «Прибрежный» Евгений Сычев.

Этому поспособствует расположение терминала в бухте Девкина Заводь в Мурманской области – достаточно удаленной как от крупных населенных пунктов и центров жизнедеятельности, так и от особо охраняемых природных территорий и заповедников. Объект обеспечат необходимыми площадями и инфраструктурой для организации комплексной переработки и утилизации отходов в рамках целевой задачи «нулевого сброса».

ООО «Прибрежный» прорабатывает совместно с Минвостокразвития и ВЭБ.РФ возможность выпуска и привлечения инвестиций в проект создания Лиинахамари путем выпуска «зеленых облигаций».

Объект будет работать в синергии с Северным морским путем. В рамках проекта планируется постройка контейнерного терминала «Западные ворота», а также базы снабжения арктических проектов.

Контейнерный терминал позволит осуществлять перегрузку с судов ледового класса, прибывших из портов Дальнего Востока, на конвенциональные контейнеровозы, следующих в Западную Европу. Для этого на объекте установят два причальных контейнерных перегружателя. Длина причальной стенки составит 600 м, а общая площадь 20 га позволит единовременно хранить до 10 000 контейнеров. Планируемый грузооборот составит до 500 000 в год.

База снабжения арктических проектов послужит для обработки «проектных» контейнерных и негабаритных грузов минерально-сырьевой базы арктической зоны России, а также генеральных грузов северного завоза (трубы, металлоконструкции, цемент, бетонные смеси, строительная техника, машины и механизмы). Здесь же организуют комплексное береговое обеспечение шельфовых проектов, включая приемку, переработку и утилизацию производственных и бытовых отходов. Планируемый грузооборот объекта – до миллиона тонн в год.

Получить согласование декларации о намерениях по строительству терминала Лиинахамари инвесторы планируют во II квартале 2020 года. Начать инженерные изыскания и подготовить проектную документацию – до конца 2020 года. Завершить строительство предполагается к середине 2024 года. К проекту уже проявили интерес инвесторы из Китая, Омана и Южной Кореи.

Выводы

Несомненно, оказанные меры господдержки дадут большой толчок в освоении Арктики. Важной составляющей инвестпроектов должно стать внедрение, использование и модернизация отечественных технологий и сохранение природного баланса уникального региона.

Морские вести России №3 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России