Демография в Арктике: как обеспечить кадры - Морские вести России

Демография в Арктике: как обеспечить кадры

01.09.2022

Севморпуть

Демография в Арктике: как обеспечить кадры

Фото: Анадырский морской порт/AlGaman

Севморпуть: главная транспортная система в Российской Арктике проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет европейские и дальневосточные порты страны, а также устья судоходных сибирских рек. Длина около 5600 км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения.

Елена Лаврентьева, д.э.н., профессор, проректор, завкафедрой организационно-экономического обеспечения деятельности транспортных организаций ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Александра Бровкина, доцен

Таким образом, СМП затрагивает регионы с запада на восток: Архангельскую область (в т.ч. Ненецкий АО), Ямало-Ненецкий АО, Таймырский район Красноярского края, Республику Саха (Якутия), Чукотский АО. Ключевые порты: Мурманск, Архангельск, Нордвик, Амбарчик, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Это коррелирует с распределением населения по опорным поселениям Арктической зоны (рис 1).

Рис. 1. Опорные поселения российской Арктической зоны

В проекте Транспортной стратегии до 2035 года предполагается увеличение грузопотока по СМП до 110 млн тонн в год.

Сдерживающие факторы

В Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года отмечается, что значение СМП как международного транспортного коридора будет возрастать. При этом среди основных сдерживающих факторов отмечены: климатические, социальные (низкое качество жизни), военные (конфликтные), энергетические, предпринимательские, дефицит квалифицированных и высококвалифицированных кадров.

Решение кадровой проблемы во многом зависит от развития человеческих ресурсов арктических регионов, в состав которых входит значительная доля моногородов (монопрофильных поселений) и этнические особенности жизни коренных малочисленных народов, а также ограниченная транспортная доступность отдельных районов.

Численность населения здесь исследуется как на международном, так и на национальном уровне. Доля населения Арктики в мире совсем незначительна и колеблется около десятой доли процента (табл. 1). Однако правомерно подчеркнуть, что за достаточно представительный временной период – с 1900 года – численность арктического населения в мире возросла более чем в 4 раза. Наиболее активно этот регион осваивался Россией, где численность населения там увеличилась более чем в 8 раз.

Таблица 1. Численность населения государств Арктической зоны, тыс. чел.

В России такой скачок роста населения во многом связан с промышленным развитием арктических территорий, основные социально-экономические показатели которых за 2020 год приведены в табл. 2.

Таблица 2. Основные социально-экономические характеристики арктических регионов АЗ РФ

По численности в целом и занятого населения лидируют Красноярский край и Архангельская область. Однако региональный валовой продукт наибольшее значение имеет в Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае и Якутии. Вполне объяснимо, что наибольшие среднедушевые доходы и средняя зарплата достигнуты в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Региональные особенности

Среди основных региональных характеристик необходимо выделить плотность и динамику численности населения.

Показатель плотности населения в анализируемых регионах существенно отличается. В Архангельской области отмечается самое высокое значение этого показателя – 7,78 чел./кв. км, в Мурманской области – 1,24 чел./кв. км, Ямало-Ненецком автономном округе – только 0,71 чел./кв. км, в Якутии еще меньше – 0,32 чел./кв. км, в Красноярском крае – 0,18 чел./кв. км, а на Чукотке – всего 0,07 чел./кв. км. Эти показатели рассчитаны авторами по данным Росстата (дата обращения 18.02.2022). Такая низкая плотность населения подчеркивает объективную необходимость создания береговых инфраструктурных точек притяжения для технического и технологического обеспечения функционирования СМП.

В организационном плане важно оценить динамику численности населения северных территорий, относящихся к Арктической зоне РФ. Необходимо отметить отрицательную динамику этого показателя (рис. 2).

Рис. 2. Динамика численности населения северных территорий России, входящих в Арктическую зону, тыс. чел.

Рисунок подготовлен авторами на основании данных Росстата (дата обращения 18.02.2022).

Практически по всем территориям наблюдается снижение численности населения и только в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах можно отметить определенную стабильность, а в Якутии – и небольшой рост. Демографическое состояние регионов – основа наличия и развития трудового потенциала для обеспечения функционирования СМП (табл. 3).

Таблица 3. Демографические показатели территорий АЗРФ

Можно сделать вывод, что наиболее благополучной с позиций прироста населения является Республика Саха (Якутия), однако необходимо учитывать, что приведенные статистические данные представлены по региону в целом, а не только по районам Крайнего Севера. Общий вывод характеризует существенный миграционный отток.

Открытые статистические данные не позволяют с достаточной достоверностью определить численность работников на транспортных предприятиях СМП, однако эксперты оценивают количество занятых на всех видах транспорта в АЗРФ более 40 тыс. человек, что составляет 9,5% в общей численности занятых в экономике (в среднем по России – 7,3%). А в полностью арктических регионах показатель еще выше (11,8%), в Ямало-Ненецком АО на транспорте занято 14,2% от общей численности в экономике.

Многие ученые затрагивают проблемы различных вариантов освоения Арктики как с общемировых тенденций, так и с позиции отдельных территорий.

Транспортная доступность

Для развития территорий очень важно обеспечить транспортную доступность городов и поселков городского типа. Заслуживают внимания и одобрения результаты исследований в этой области, опубликованные в научной литературе, где рассматривается балльная оценка транспортной доступности (табл. 4).

Таблица 4. Оценка транспортной доступности городов и поселков городского типа в Арктической зоне РФ*

Конечно, транспортная доступность – это не единственный, но крайне важный критерий для обеспечения мобильности населения и удешевления перевозки грузов. Также в значительной степени на отток необходимой рабочей силы влияют:

– степень загрязнения окружающей среды, связанная с добычей полезных ископаемых,

– низкий уровень медицинского обслуживания;

– высокий уровень цен даже для значительного уровня зарплаты и в некоторых регионах низкое качество доставляемых продуктов.

Ключевой задачей для развития трудового потенциала является создание благоприятных медико-географических условий в опорных населенных пунктах.

Морские вести России №9 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты