Морская коллегия решала, какой быть ОСК - Морские вести России

Морская коллегия решала, какой быть ОСК

03.03.2014

Судостроение

Морская коллегия решала, какой быть ОСК

В конце сентября в Москве состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. На повестку дня были поставлены два вопроса: о проекте стратегии развития Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) до 2030 года и о проекте концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-морского флота. Первый вопрос вызвал немало разногласий, и окончательного утверждения стратегии так и не произошло. В результате проект развития ОСК отправили на доработку.

Сергей Филимонов


Усиление коллегии

Начнем с того, что Морская коллегия претерпела некоторые изменения. 26 августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое возложило на коллегию дополнительные функции по координации действий федеральных и региональных властей в области судостроения и создания морской техники.

Вносимые правительством изменения должны были учесть усиление роли совещательного органа по координации в области гражданского судостроения. Соответственно, состав коллегии пополнился представителями основных заказчиков подобной продукции. Так в октябрьском совещании приняли участие топ-менеджеры Роснефти, Газпрома, ЛУКОЙЛа, НОВАТЭКа, «Совкомфлота».

Второе важное изменение заключается в том, что внутри коллегии, которая собирается лишь время от времени, создан постоянно действующий президиум. Как подчеркнул Дмитрий Рогозин в своем вступительном слове, это рабочий орган, призванный «решать возникающие вопросы практически в режиме онлайн». Руководство президиумом поручено первому заместителю председателя Морской коллегии Сергею Шишкареву, на него же возложено решение всех организационных вопросов текущей деятельности президиума. Этот человек многим в морской отрасли уже хорошо знаком, поскольку в 2007-2011 годах Шишкарев, будучи депутатом Госдумы, возглавлял в российском парламенте комитет по транспорту, а до этого еще один созыв работал депутатом в том же комитете.

Перекос в сторону бумаг

Объединение множества государственных судостроительных заводов и КБ в огромное и, стоит сказать, весьма разнородное хозяйство под единой крышей – ОСК – было начато еще в 2007 году. С тех пор юридическое слияние фактически завершено, но о функциональном объединении говорить явно рано. Ведь никакой внятной стратегии для группы предприятий как для единого целого не создано до сих пор, и каждый судостроитель по-прежнему действует сам по себе.

Сложившаяся ситуация вызвала беспокойство на самых верхах власти. В мае 2013 года президент Владимир Путин решительно дал поручение вновь назначенному президенту ОСК Владимиру Шмакову, пришедшему в судостроение с поста гендиректора «Уралвагонзавода», разработать стратегию развития корпорации и утвердить ее не позднее осени этого года.

Задача не из легких, учитывая количество сложных вопросов, на которые должна была дать ответ новая концепция. Дмитрий Рогозин обрисовал нынешнюю безрадостную ситуацию в области целеполагания для ОСК в своем выступлении. «На мой взгляд, сегодня наблюдается явный перекос в сторону бумаг, а не производства и современных технологий, – сказал он. – Но если нет станков, то зачем нужны бумаги? Зачем нам проекты кораблестроения, если негде эти корабли строить? Это один из вопросов, который я бы хотел задать основному докладчику».

«Следующие вопросы касаются ресурсного наполнения проекта, – продолжил Дмитрий Рогозин. – Как проработан вопрос финансово-экономического обеспечения стратегии? Насколько раскрыты источники внебюджетного финансирования? Определены ли объемы заемных средств, возможные поступления за счет реализации непрофильных активов? Считаю, что в стратегии необходимо поставить четко просчитанные развилки, то есть положения, которые предусматривают сравнение затрат и расходов по различным вариантам развития. А также расчет экономического эффекта, который мы должны в итоге получить».

«Третий пункт, – подчеркнул вице-премьер. – Сегодня ключевым звеном управления в холдинге является ОСК. Но между тем функции контрактации, маркетинга и контроля за выполнением контрактов и закупок находятся на отдельных предприятиях ОСК, а не в центральном аппарате корпорации. Это ограничивает возможность влияния на ситуацию в области исполнения контракта и не позволяет оптимально загружать мощности. Поэтому очень актуальный сегодня вопрос – насколько раскрыта и аргументирована структура ОСК. А также насколько обосновано использование термина «дивизион», насколько это понятие подходит для гражданской составляющей нашего судостроения».

«Наконец, нельзя забывать и о социальном аспекте данной проблемы. Кроме станков за каждым предприятиям стоят конкретные люди. Это наши соотечественники, и их надо видеть, когда оптимизируется производство. Есть ли у нас специалисты по новым направлениям, что делать с высвобождающимися сотрудниками? ОСК – это не космический корабль, который летит в открытом космосе. Мы живем в стране и должны считать последствия каждого нашего шага», – закончил перечисление списка вопросов глава Морской коллегии.

Три революции, прошедшие мимо

Открывая заседание, Дмитрий Рогозин заметил, что вопрос о стратегии ОСК является стратегически важным, и результаты его обсуждения ждут на самом верху. «После коллегии нам будет необходимо представить президенту доклад о проделанной работе», – подчеркнул вице-премьер.

В своем выступлении глава коллегии описал главные слабости отечественной судостроительной отрасли. Российское судостроение в том виде, в котором оно находится сейчас – его мощности, применяемые технологии и т.д., – сформировалось фактически еще в 60-70-х годах. «Но в мировом судостроении начиная с 70-х годов последовательно прошли три технологические революции, которые СССР и Россия, к сожалению, пропустили», – отметил Д. Рогозин.

В чем же заключались революционные изменения? Первая революция – появление больших горизонтальных построечных мест и тяжелого кранового оборудования, что позволило мировым лидерам перейти к строительству судов крупными блоками по 500-800 тонн каждый. Эта революция пришлась на 70-е годы. Второе значимое событие – появление быстродействующих компьютеров с мощными графическими процессорами, что позволило перейти от плоскостного к объемному проектированию, при котором осуществляется высочайшая детализация проекта судна. Это революционное изменение произошло несколько позднее – уже в 90-е годы. И третья революция – переход к строительству судов из крупных блоков весом до 2 тыс. тонн и полукорпусов весом до 10 тыс. тонн. Указанные блоки заранее проектируются и строятся с полным оснащением трубопроводами, кабельными трассами, стыковочными местами для монтажа и т.д. И эта последняя революция происходит прямо сейчас.

«Мало того что отечественное судостроение все три стадии пропустило. В дополнение длительное время не проводилась полномасштабная модернизация, вместо нее осуществлялась лишь локальная модернизация корпусоизготовительных производств ряда предприятий. Как результат – появился дисбаланс с остальными видами производства», – обрисовал ситуацию вице-премьер.

От территории к дивизиону

Передавая слово следующему докладчику, Дмитрий Рогозин напомнил, что, честно не выявив все проблемы, которые существуют сегодня в отрасли, коллегия не найдет путей их решения.

«Что делать с низким качеством комплектующих и материалов? Недостатком длинных денег, высокими процентными ставками? А если вспомнить про присущую отечественному судостроению малосерийность или полное отсутствие серий? У нас чуть ли не каждый корабль как головной строится. Какое управление издержками может быть в такой ситуации? Наконец, налицо низкая эффективность управления отраслью, неразвитость серийного обслуживания кораблей. Эти и многие другие вопросы неоднократно обсуждались в правительстве, на военно-промышленной комиссии, у нас в Морской коллегии, в общественно-экспертных советах.

Мы будем это отражать в проекте решения или просто за скобочки вынесем, как малосущественные и неважные? Еще раз повторю: разработка стратегии развития ОСК – это шанс решить все накопившиеся вопросы. Потом такого шанса у вас не будет, потому что все документы будут закреплены важными подписями и решениями совета директоров ОСК. Поэтому давайте сейчас эти проблемы обсуждать», – призвал вице-премьер.

Отвечать на поставленные вопросы выпало президенту ОСК Владимиру Шмакову. «На основе финансового аудита деятельности корпорации сформулированы ключевые направления стратегии. На будущее ОСК будут иметь влияние три следующих фактора, характеризующих сегодняшнее состояние в отрасли. Это резкое увеличение объемов гособоронзаказа, быстрый рост темпов развития нефтегазового сектора в связи с освоением шельфовых участков и активизация судоходства по Северному морскому пути. Также аудит корпорации выявил серьезные проблемы. И главная из них – неэффективное корпоративное управление», – сказал Владимир Шмаков.

Гендиректор ОСК озвучил проект стратегии, главным пунктом в котором является предложение сформировать управление корпорацией не по территориальному, а по дивизиональному принципу. Деление по дивизионам предусматривает, что главным фактором для управления становится не местоположение производственных мощностей, а их специализация, то, какую именно продукцию они будут выпускать – гражданскую, военную, подводную и т.д.

В результате в новой стратегии планируется создать управленческую структуру, где каждый дивизион будет представлять полный цикл создания определенного продукта. Как отметил Шмаков, разбивка на дивизионы – это признанный мировой опыт. Всего дивизионов будет три: надводные корабли, подводные корабли и гражданский флот.

«Дивизионы не заменяют прежние центры, это функциональные структурные подразделения, – подчеркнул Шмаков. – При этом управляющие органы корпорации будут выстроены по матричной схеме. Замечу, что при этом численность персонала не увеличится, произойдет лишь замена принципа управления с территориального на продуктовый».

Гендиректор ОСК добавил, что нынешние производственные мощности могут закрыть не более 25% потенциальных потребностей заказчиков, а значит, необходимо их активно наращивать. «Будем развивать мощности преимущественно на северо-западе, юге и Дальнем Востоке страны, – объяснил планы руководства ОСК Владимир Шмаков. – Существенно улучшить ситуацию могут целевая модернизация и реструктуризация ряда предприятий и запуск комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке. Также необходима оптимизация конструкторских активов».

«После того как стратегия будет принята, мы в течение года подготовим подробный бизнес-план и представим схему того, как будет проводиться реорганизация и модернизация», – заключил гендиректор ОСК.

Где вы были шесть лет подряд?

Представленный на обсуждение проект стратегии вызвал бурные споры и навлек критику со стороны участников заседания.

Руководитель ФТС Андрей Бельянинов задал довольно резкий вопрос, спросив Виктора Шмакова, чем же занималась ОСК на протяжении 6 лет до нынешнего заседания. «В 2007 году было принято решение о создании судостроительной корпорации. И за 6 лет ничего не изменилось, мы проедаем советское наследие. Мне кажется, корпорация не состоялась», – сказал глава таможенной службы.

Не менее острый вопрос поднял главнокомандующий ВМФ Виктор Чирков: «Как вы планируете организовывать работу со всеми обеспечивающими предприятиями, которые поставляют оборудование на корабли? Ведь корпус – это в лучшем случае 10-15% от всего судна, а ведь еще есть вооружение, приборы, системы управления, системы связи и т.д. Как вы планируете с ними работать?» «Чтобы переходить на единый контракт, нам нужна система в целом, а не отдельно карман, отдельно лацкан, отдельно пуговица», – поддержал мнение главкома Дмитрий Рогозин. – Как должна выглядеть кооперация? В рамках единого контракта или вы включаете прибористов, вооруженцев и т.д. в корпорацию?»

Владимир Шмаков ответил, что часть смежников должна войти в состав ОСК, а часть – идти через единый контракт и связанную кооперацию.

Еще один специалист, Георгий Анцев, генеральный конструктор ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат», заметил, что объединение конструкторских бюро в единую структуру – ошибочный шаг. «В результате создается монополия в области проектирования. И если один проектировщик сделает ошибку, то ее растиражируют на всю отрасль. Таким образом, все вокруг погрузится в отсталость», – сказал эксперт. Другие участники заметили, что поскольку одно и то же предприятие может производить суда и корабли различных классов и назначения, критерии отнесения конкретной верфи к тому или иному дивизиону не ясны.

Взять и поделить?

Возможно, что сырость стратегии – не единственная причина столь жарких споров вокруг судьбы ОСК. В то время как новое руководство разрабатывает стратегии функционирования большой корпорации, уже есть немало желающих поделить ее на части, и на верхах уже идут столкновения мощных лоббистских групп, желающих отрезать тот или иной кусок. В первую очередь речь идет о направлении гражданского судостроения. Один из главных претендентов на судостроительные мощности – государственная Роснефть, которая имеет грандиозные планы по освоению месторождений на шельфе и в Арктике. Не случайно глава нефтяной компании Игорь Сечин не раз заявлял о желании разместить заказы на морскую технику на российских верфях, дабы не отдавать их иностранцам. Также он лично присутствовал на закладке суперверфи «Звезда» в 2009 году. И наконец, самая оригинальная новость – Роснефть в составе консорциума инвесторов высказала желание заняться достройкой «Звезды», при этом консорциум получит 75% Дальневосточного центра судостроения (владеет 100% «Звезды»), а у ОСК останется лишь 25%.

Еще одно направление – ледоколы и ледостойкие суда – стремится взять под свой контроль Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). Новый председатель совета директоров КГНЦ Андрей Дутов активно продвигает идею создания на базе своего предприятия особого Арктического центра, в который войдут такие профильные активы ОСК, как Балтийский завод и ЦКБ «Айсберг». Таким образом, не успела еще стратегия по-настоящему объединенной ОСК вступить в действие, как один из наиболее стратегически важных элементов корпорации – гражданское судостроение – грозит отвалиться от нее.

Что же касается заседания коллегии, то после длительных споров окончательное одобрение стратегии было решено перенести. «Принимать сегодня решение об одобрении стратегии было бы неверным, поскольку в ходе нынешнего обсуждения участники коллегии высказали несколько противоречащих друг другу позиций, – выразил свое мнение председатель президиума Морской коллегии Шишкарев. – предлагаю изменить в повестке дня заседания пункт «одобрить» на «принять к сведению». Свое решение должен принять еще и совет директоров ОСК. Переносить всю ответственность на Морскую коллегию было бы ошибочным».

«Предлагаю поступить следующим образом, – подвел черту Дмитрий Рогозин. – На этом пока поставить точку с запятой, дальше мы рассмотрим с участием министра промышленности и торговли, представителей Роснефти и других наших коллег «дорожную карту» по созданию консорциума с участием ОСК на Дальнем Востоке. Затем рассмотрим уточненную с учетом внесенных предложений стратегию развития ОСК в рамках президиума Морской коллегии, а затем на совете директоров ОСК утвердим ее».

 

Морской флот №5 2013 г.

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России