Импортозамещение как условие развития рынка и кооперации - Морские вести России

Импортозамещение как условие развития рынка и кооперации

02.08.2015

Судостроение

Импортозамещение за счет модернизации промышленности и роста конкуренции поможет вернуть собственный рынок отечественным производителям.
В.В. Путин

На каждом историческом этапе развития страны морской флот играл важную роль в экономической и политической составляющей государства. Интенсивное развитие национальной экономики без эффективного использования транспорта невозможно, поэтому транспортная система государства должна работать взаимосвязанно и четко, улучшая экономические показатели и способствуя техническому прогрессу страны. Коммерческий флот был, есть и остается основой транспортной безопасности государства, показывая его стратегическую мощь и обеспечивая экономическую независимость.

Сегодня, когда в условиях санкций, президент страны объявил курс на импортозамещение в отраслях промышленности, редакция попросила нашего эксперта Михаила Мореходова подготовить обозрение состояния внутреннего рынка судостроения и технического потенциала страны по его наполнению с точки зрения того, что здесь сохранилось и что работает.

Михаил Мореходов

 

Трудное начало

Первая мировая война, революция, Гражданская война, в стране разруха, нищета, голод. Однако правительство принимает решение и 14 февраля 1918 г. издает декрет Совнаркома «Об организации Рабоче-крестьянского Красного флота». Этот основополагающий документ лег в основу возрождения флота российского. Здесь важно отметить, что за период революции и Гражданской войны страна потеряла около 60 судов и около 310 были угнаны за рубеж. Однако к началу Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), за короткий (20-летний) исторический период, правительство и народ смогли восстановить потери. К 1941 г. торговый флот СССР насчитывал около 700 коммерческих (грузовых) судов.

В послевоенный период началось возрождение судостроительной промышленности и флота Советского Союза. Здесь очень важно отметить, что задачи решались комплексно. Возрождение судостроительных, судоремонтных заводов и судостроительной отрасли в целом велось параллельно с развитием судостроительной инфраструктуры, флота и портов, научной базы, подготовкой инженерно-технического состава и рабочего персонала. Роль и интерес государства в строительстве отечественного коммерческого флота были первостепенными. Они заключались не только в его строительстве, уделялось большое внимание техническому развитию, новым конструкторским решениям, коммерческой составляющей. Роль судоходных компаний (пароходств) заключалась в подготовке кадрового состава, разработке и внедрении новых направлений, в грамотной эксплуатации полученных судов.

Нельзя не отметить новое движение в отечественном судостроении, направленное на разработку современных проектов коммерческих судов (танкеров типа «Победа», экологически чистых лихтеровозов типа «Алексей Косыгин» и «Севморпуть», нефтерудовозов типа «Борис Бутома», научных судов типа «Академик Королев», многоцелевых судов типа «Герои-панфиловцы», специализированных судов (для перевозки тяжеловесных грузов).

Проектирование, внедрение в производство и строительство рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего флота: рыболовные траулеры типа «Горизонт», рыбоперерабатывающая фабрика «Восток», рефрижераторы типа «Русская бухта». Параллельно велось развитие береговой базы (строительство рыбных портов, холодильников, консервных заводов, рыбоперерабатывающих предприятий) и развитие необходимой инфраструктуры. Наука определяла новые направления в работе флота, его выход в Мировой океан. Весь процесс находился под пристальным вниманием первых лиц государства, Совета Министров СССР, а также государственных структур, министерств морского флота, речного флота, рыбного хозяйства, обороны, железнодорожного и автомобильного транспорта. К 1990 году в стране насчитывалось около 300 судостроительных заводов, а судостроительная инфраструктура позволяла строить и комплектовать суда продукцией отечественных производителей.

Важно также отметить, что система развития транспорта и транспортной инфраструктуры страны была выстроена на научной основе, была тесно увязана с планами экономического развития регионов, грузовой базой, экспортной и импортной составляющей государства. Директора заводов имели четкие планы по строительству судов, что давало возможность осуществлять развитие производственного сектора, проводить модернизацию предприятий, выстраивать кадровую политику, обеспечивать одновременное строительство различных типов судов.

Судостроительная отрасль СССР уже к 70-м годам вышла на лидирующие позиции в мире, и страна стала одной из великих морских держав. Пятое место по тоннажу занимал коммерческий флот и на первое место вышли рыбаки по количеству рыбодобывающих и перерабатывающих судов.

Развитие речного флота велось такими темпами, с которыми не смогла сравниться ни одна страна. А суда смешанного «река-море» плавания поражали своими современными конструкторскими решениями. Проекты судов «река-море» были настолько грамотно просчитаны и технически исполнены, что за все время эксплуатации не было ни катастроф, ни разрушений корпуса, ни крупных аварий. Все, что создавали русские конструкторы, было воплощено в металл руками рабочих и инженерной мыслью, специалистами судостроительных заводов.

 

Составляющие возрождения

Важно понимать, что многолетнее эмбарго, которое было принято против СССР, стимулировало судостроительную промышленность к поиску новых идей и новых решений. Научный потенциал страны разрабатывал новые проекты. Для примера приведу вклад в развитие отечественного судостроения конструкторского бюро ОАО «Черноморсудопроект». Коллектив разработал 60 проектов, по которым на отечественных и зарубежных верфях построено около 500 судов. Сегодня перед судостроительной отраслью страны поставлена не менее важная задача – добиться увеличения выпуска коммерческих судов на отечественных верфях и обеспечить их комплектацию отечественным оборудованием.

Реальна ли поставленная задача, имеются ли в стране мощности, способные обеспечить судостроительную индустрию всем необходимым и полностью исключить импортную зависимость отрасли. Однозначного ответа на поставленный вопрос нет. Нет, потому что судостроение сегодня не является развитой отраслью (как в Республике Корея, где судостроение второй сектор в экономике государства), на которую был бы сориентирован рынок. Развитие внутреннего рынка, его потенциал, наполнение необходимой для судостроения продукцией и есть та базовая составляющая в данном сегменте развития. Что для этого необходимо:

а) провести мониторинг и четко определить (военное судостроение, строительство коммерческого флота: танкеры, балкеры, многоцелевые суда, суда типа «река-море», строительство рыбодобывающих и перерабатывающих судов, специализированное судостроение: буровые платформы и судов обеспечения), в каком секторе судостроения импортная зависимость минимальна и может быть ликвидирована уже сегодня;

б) взаимодействие судостроительных предприятий с судостроительной инфраструктурой (компаниями, заводами и фабриками);

в) коммерческие интересы судостроительной отрасли и компаний-производителей (инфраструктурных предприятий) должны совпасть.

Базовой основой взаимодействия должны стать две составляющие:

-         государственная программа развития судостроения до 2030 года;

-         пятилетний план судостроительных заводов по строительству кораблей и коммерческих судов.

В свою очередь, базовой основой программы проведения модернизации, переоборудования и строительства новых заводов должна быть государственная программа развития флота и пятилетние планы судостроительных заводов.

Одним словом, необходимо выстроить прозрачную экономическую систему модернизации и развития на перспективу. С одной стороны, данная система должна обеспечивать гарантированное проектное финансирование, а с другой – совершенно новую кредитную политику, стимулирующую отрасль и ее инфраструктуру.

Судостроительная инфраструктура, что это такое, каково ее состояние и ее роль в наполнении внутреннего рынка необходимой судостроению продукцией. Важно понимать, как выстроена система планирования, расчетная политика, как работает система договоров и контрактов на поставку продукции, организация поставок и контроль качества.

Судостроительная инфраструктура – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих основу функционирования системы и обеспечивающих отрасль необходимой продукцией.

Рассматривая судостроение как базовую составляющую, важно понимать, что в поле деятельности должны находиться два главных критерия:

1. Судостроительные и судоремонтные заводы и их техническое вооружение, технологический и инновационный потенциал. Роль инфраструктурных предприятий по их обеспечению, перевооружению и модернизации. Здесь имеются в виду поставки необходимого оборудования отечественных заводов.

2. Судостроительные заводы и выпускаемая продукция (различные типы судов и кораблей) и необходимый ассортимент материалов и комплектующих, поставляемых смежными компаниями и фирмами: металл, трубы, двигатели, машины, механизмы, узлы и детали для их строительства и комплектации.

 

Технический потенциал

Рассмотрим состояние внутреннего рынка и технический потенциал страны по его наполнению.

Металл – один из важнейших компонентов в судостроительной индустрии. Хочу подчеркнуть, что одним из важнейших показателей в работе судостроительного завода является показатель количества перерабатываемого металла. Данный показатель сегодня на наших предприятиях очень низкий. Буквально несколько судостроительных заводов («Красное Сормово», «Севмаш», «Лотос» и ряд других) перерабатывают в районе 40 000 тонн металла в год. На ряде предприятий переработка металла настолько низка, что составляет всего 2000-3000 тонн в год. Общая потребность металла судостроительной отрасли РФ составляет до 300 000 тонн в год. Для примера: судостроительная промышленность Ю. Кореи ежегодно перерабатывает (только прокатного листа) 7-8 млн тонн. Важно отметить, что металлургическая индустрия РФ по производству стали является 4-й в мире. Как минимум 25 металлургических заводов поставляют металл на внутренний рынок страны, который насыщен, разнообразен и качественен.

Трубы – один из основных компонентов по изготовлению судовых систем. В судостроительной промышленности применяются трубы различного диаметра. В зависимости от назначения изготовленные трубы подвергаются обработке и антикоррозионной защите: гальванизация, покраска, напыление и т.д.

33 трубных завода РФ поставляют на рынок разнообразную продукцию, включая трубы различного диаметра из углеродистых, нержавеющих марок стали и цветных металлов, включая титановые и никелевые сплавы.

Богат отечественный рынок и оборудованием как по производству труб, так и для  работы с трубами – это различного рода станки для изготовления фланцев, сварки и гибки труб различного диаметра.

Дизелестроение – важнейшее звено в судостроении и одно из слабых звеньев в судостроительной отрасли России. Ведущим предприятием отрасли является Брянский машиностроительный завод, специализирующийся на изготовлении главных двигателей для коммерческого флота. Хочу отметить, что в 2009 г. судостроительный завод Hyundai Mipo Dockyard (Ю. Корея) закупил три двигателя БМЗ, которые были установлены на танкеры DWT 40 000 т. Дизелестроение сегодня на отечественном рынке представляют: ОАО «Румо» («Двигатель революции») – Нижний Новгород, ОАО «Коломенский завод», ОАО «Дагдизель», ОАО «Барнаултрансмаш», ОАО «Пензадизельмаш», ЗАО ПФК «Тверьдизель», ОАО «Волжский дизель им. Маминых», ООО «Уральский дизель – моторный завод», ОАО «Завод «Дизель». Важно понимать, что данные предприятия могут полностью обеспечить судостроительную промышленность сегодня и на перспективу дизель-генераторами и частично главными двигателями. На первоначальном этапе важно рассмотреть вопрос и внести изменения в существующие проекты по переводу коммерческих судов (водоизмещением до 10 000 т) на электродвижение.

Для наполнения внутреннего рынка отечественной продукцией очень важно обеспечить имеющиеся предприятия заказами (плановыми заданиями), что позволит им развиваться на перспективу. Параллельно вести работу по строительству нового завода, способного выпускать двигатели для коммерческих судов повышенной мощности. Южная Корея, когда стала испытывать проблемы (2008-2009 гг.) с обеспечением судостроения главными двигателями (возможности импортозамещения оказались очень серьезными, т.к. мировые производители были загружены), в течение двух лет сумела закрыть проблему, построив завод DOOSAN (по лицензии B&W-MAN) на базе завода танковых двигателей.

Судовое электрооборудование. Электрокабельная промышленность. Светильники. Отечественная промышленность представлена 19 заводами по выпуску электрооборудования, на внутреннем рынке сегодня работают 12 электрокабельных заводов и 28 предприятий выпускают светильники, в том числе и для судов. Здесь очень важно понимать, что, возможно, не вся продукция сертифицирована, но есть поле деятельности для заключения договоров и контрактов по разработке и выпуску необходимой продукции для флота.

Трансформаторные заводы относятся к электромеханической отрасли и занимаются выпуском трансформаторов самых разных видов. Потребителями такой продукции являются предприятия всех отраслей экономики, включая судостроительную отрасль. Вся отечественная продукция сертифицирована и соответствует отечественным и зарубежным стандартам качества. Для ее изготовления механические и механосборочные цеха имеют современное оборудование и оборудование для тестирования.

Свою продукцию на электротехническом рынке страны предлагают такие предприятия, как Курганский трансформаторный завод, Челябинский трансформаторный завод, Биробиджанский завод силовых трансформаторов, Самарский трансформаторный завод, Уфимский трансформаторный завод, Псковский завод силовых трансформаторов, Барнаульский трансформаторный завод и некоторые другие.

Электромеханические заводы расположены в различных регионах страны и производят продукцию, включая судостроение. Заводы предлагают широкий ассортимент продукции: электромоторы (переменный и постоянный ток, бесконтактные, шаговые), электрощиты, распредпульты управления, насосное оборудование, запасные части для различных видов транспорта и многое другое. Продукция отечественных электромеханических предприятий отвечает современным требованиям к качеству и безопасности, а также соответствует отечественным и зарубежным стандартам. Свои изделия на внутреннем рынке страны предлагают как небольшие, так и достаточно крупные электромеханические заводы. К таким предприятиям относятся Вологодский, Калужский, Владимирский, Омский, Мытищинский, Люберецкий электромеханические заводы и другие.

 

Компрессоры для морских судов

В исследовании Крыловского центра отмечается критическая зависимость российского ВМФ от импорта компрессоров для пуска дизельных двигателей. В России их производит всего одно предприятие – ОАО «Компрессор». По мнению авторов справки, завод способен заменить иностранных производителей. Но сегодня немецкая продукция обеспечивает порядка 80% потребностей ВМФ и 40% – гражданского флота.

Это не совсем так. Предприятий, выпускающих данную продукцию, гораздо больше, кроме ОАО «Компрессор» в данный список можно включить ОАО «Румо» – г. Нижний Новгород, ОАО «Балтийское объединение», ООО «Севмормаш – 2М», ЗАО «Беском». Важно отметить, что в РФ работает шесть компрессорных заводов, среди которых: ОАО «Казанькомпрессормаш», ООО «Краснодарский компрессорный завод», ОАО «Московский компрессорный завод «Борец», ОАО «Пензкомпрессормаш», ОАО «Уральский компрессорный завод», ЗАО «Челябинский компрессорный завод».

Сегодня компрессоростроение – самостоятельная отрасль машиностроения России. Компрессорные заводы выпускают осевые, центробежные, поршневые, ротационные и струйные компрессоры широкого назначения. Современные компрессорные установки – сложнейший вид технологического оборудования – одна из составляющих постоянного роста строительной, нефтяной, газовой, металлургической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической, судостроительной промышленности.

Российские компрессорные заводы обеспечивают продукцией таких гигантов, как Газпром, ЛУКОЙЛ, Сибур, Юганскнефтегаз, Татнефть, РАО ЕЭС, Магнитогорский, Новолипецкий, Нижнетагильский и Норильский металлургические комбинаты, и экспортируются в 40 стран мира.

 

Оборудование для судов

В исследовании также приводятся предложения по снятию зависимости от зарубежных насосов судовых систем, опреснительных установок, рулевых машин, палубного и камбузного оборудования, подъемных кранов, оборудования для плавучих буровых установок, средств радиационного и химического контроля, сигнализаций, радиосвязи, компасов и навигационных систем.

Если рассматривать данный вопрос детально, то необходимо отметить, что судостроение СССР доказало, что может комплектовать суда отечественной продукцией, которая по ряду факторов превосходит зарубежное. Возьмем, к примеру, установку на суда отечественных насосов и арматуры.

Насосные заводы относятся к машиностроительной отрасли и производят продукцию, которая востребована в самых различных сферах экономики. Свою продукцию предлагают такие насосные заводы России, как ОАО «Завод им. Гаджиева» (Махачкала), ОАО «Завод «Ленинская кузница» (Санкт-Петербург), ОАО «ГМС насосы» – судовые насосы всех типов, ОАО «Волгограднефтемаш» (Волгоград) – судовые насосы различного назначения, ОАО «ЛГМ» (Москва) – насосы для кораблей ВМФ, а также Свердловский насосный завод (Екатеринбург), Тульский насосный завод (Тула), Московский насосный завод (Одинцово), Альметьевский насосный завод (Альметьевск), Самарский насосный завод (Самара).

Если более детально рассмотреть данный вопрос, то можно констатировать, что при строительстве коммерческих судов мы можем полностью комплектовать их отечественными насосами. Единственный недостаток – это комплектация танкеров погружными насосами типа FRAMO. Действительно, наша промышленность данный тип насосов не выпускает. Однако есть заводы, которые могут освоить выпуск данного типа насосов, – ижевский электромеханический завод «Купол», продукция которого электронасосы погружные диафрагменные, и Актюбинский завод нефтяного оборудования (Казахстан), который выпускает штанговые глубинные насосы.

Трубная арматура. Важно подчеркнуть, что 36 арматурных заводов выпускают широкий ассортимент разнообразной продукции и, что важно, высокого качества. С судостроительной отраслью работают ОАО «Завод «Буревестник», ОАО «Завод им. Гаджиева», ЗАО «Энергомаш», ОАО «Балтийское объединение» – это только некоторые заводы. Трубная арматура выпускается на специализированных предприятиях: ОАО «Пензенский арматурный завод», ОАО «Благовещенский арматурный завод», ОАО «Аскольд» и ОАО «Ракитянский арматурный завод».

Российские арматурные заводы наладили выпуск трубопроводной арматуры по полному производственному циклу: от разработки проектно-конструкторской документации до сборки и покраски готовых изделий. Поэтому в помещениях всех арматурных заводов функционируют литейные, кузнечные и механосборочные цеха. На некоторых предприятиях есть также инструментальное производство с участком технологической оснастки. Таким образом, работа арматурных заводов почти полностью автономна и зависит только от своевременной поставки металла. Внутренний рынок арматурной продукции России разнообразен, качественен и конкурентоспособен. Потому что данную продукцию выпускают современные заводы, оснащенные современным оборудованием, осуществляющие полный цикл производства, продукция сертифицирована и востребована во многих отраслях страны.

Винторулевые комплексы и рулевые машины. Создание современного производства по выпуску винтов и винторулевых колонок открывает перед конструкторами морской техники возможность использовать в новых проектах судов высокотехнологичные пропульсивные установки отечественного производства – этим занимается ПО «Звездочка».

Сегодня ряд других предприятий изготавливают как бронзовые винты, так и винты из твердых сплавов, винты регулирующего шага, судовые движители (эл.насадки) и винторулевые колонки. Заводы ОАО «Звездочка», ОАО «Завод «Ленинская кузница», ООО «Охоткинская верфь», ООО «Дракар», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» и др. могут полностью обеспечить судостроительную отрасль необходимой продукцией.

Ассортимент рулевых машин, выпускаемых отечественными производителями, высокотехнологичен, разнообразен и современен – это дает возможность комплектовать строящиеся суда качественной отечественной продукцией. Среди лидеров – ОАО «Завод им. Гаджиева», ОАО «Пролетарский завод» (Санкт-Петербург), выпускающий рулевые машины различных типов (электрические, гидравлические).

Палубное оборудование. Самый богатый и разнообразный ассортимент продукции, предназначенный для морских судов и военных кораблей. Важно отметить, что данная продукция выпускается специализированными предприятиями, которая должна соответствовать проектным требованиям. Технические характеристики оборудования судов разных типов и назначений существенно различаются. Кроме того, к судовому оборудованию, предназначенному для работы в различных климатических зонах российских акваторий – от Арктики до субтропиков, могут предъявляться дополнительные требования. Несмотря на то что внутренний рынок перенасыщен зарубежной продукцией, а дилеры не дают возможности поднять головы руководителям судостроительной отрасли, отечественная промышленность готова вести конкурентную борьбу в данном секторе. Продукция отечественных предприятий  – лебедки различных типов – ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Кронштадт», ОАО «ЦКБ «Таврия», ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» – разнообразна и вполне конкурентоспособна. Что же касается якорного оборудования: изготовление брашпилей, шпилей, якорей и якорных цепей, то российские заводы ООО «Невский ССЗ», ООО «Метмаш», ОАО «Красный якорь», ОАО «Воткинский завод», ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» превосходят зарубежные аналоги. Продукция вышеуказанных предприятий доказала свою способность работать в любых климатических зонах.

Нельзя не отметить разветвленную сеть предприятий, выпускающих стальные тросы всех видов, канаты растительные и капроновые. Рыболовное снаряжение, оснастка для рыболовецких судов, сетематериалы, промвооружение, подъемное оборудование для рыболовного флота, конвейеры ленточные и винтовые.

Котельные заводы. Выпускают котлы различных видов, автономные котельные модульные установки, вентиляторы, горелки, трубы, насосные агрегаты, циклоны, экономайзеры. В стране работает 14 заводов по производству котлов и несколько десятков предприятий, выпускающих котельное оборудование. Несмотря на то, что для судостроительной отрасли котлы изготавливают ОАО «Балтийский завод» и ЗАО «Тюменьсудокомплект», спектр возможной кооперации судостроителей с заводами-изготовителями впечатляет. Специалисты заводов-изготовителей могут в кратчайший срок разработать (под заказ) ряд моделей для коммерческих судов и начать их производство. Среди предприятий, занимающихся производством котельного оборудования, можно назвать Барнаульский котельный завод и Росэнергопром, Кировский завод котельного оборудования, Новомосковский котельно-механический завод, Челябинский завод котельного оборудования, Красноярский котельный завод, Таганрогский котельный завод. Кроме того, такую продукцию производят заводы в Алапаевске, Ачинске, Белгороде, Ижевске, Нижнем Тагиле и других городах РФ.

Крановые заводы. Предлагается широкий ассортимент башенных, мостовых, консольных, двух- и однобалочных, а также подвесных, козловых кранов с механическим или электрическим приводом. В нашем случае это то, что необходимо для модернизации судостроительных и судоремонтных заводов. Что же касается судовых кранов, то есть специализированные предприятия, которые имеют опыт работы с судостроителями  – это ОАО «Троицкий крановый завод», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Хабаровский завод судового машиностроения им. А.М. Горького» и ряд других предприятий. Непосредственно для установки на судно и проведения грузовых операций используют палубные краны, кран стрелы, грузовые лебедки и провизионные краны различных типов, в машинном отделении устанавливаются балочные краны. Различная ручная подъемная техника отечественного производства в разнообразном ассортименте поставляется на внутренний рынок страны. Здесь важно подчеркнуть, что сегодня отечественная промышленность способна поставить необходимое оборудование как для судостроительных и судоремонтных заводов любого типа и грузоподъемности (за исключением доковых кранов типа GALIAH), так и грузового оборудования для судов любого типа.

Российские крановые заводы наладили выпуск и грузовых тележек, электрических и ручных талей, лебедок и других механизмов. Среди крупнейших предприятий, работающих в этой сфере, можно назвать компанию «Крановые технологии» (Челябинск), ЗАО «Уральский крановый завод» и некоторые другие. Продукция этих заводов идет не только на внутренний рынок, но и в Белоруссию, Казахстан, Латвию, Литву, Эстонию, Германию, ОАЭ и другие.

 

Приборостроение и радиосвязь

Приборостроительные заводы. Сейчас приборостроительную отрасль российского машиностроения представляют более 30 предприятий.

Самые крупные из них расположены в Барнауле, Новосибирске, Саранске и Москве, тесно сотрудничают с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья, поставляя свою продукцию не только на внутренний, но и на международный рынок. Модернизация производства, внедрение передовых технологий, привлечение высококвалифицированных специалистов – все это позволило добиться высокого качества продукции и соответствия ее мировым стандартам.

Свои изделия российским и зарубежным потребителям предлагает ОАО «Измеритель» (Санкт-Петербург), Борисоглебский приборостроительный завод, Алтайский приборостроительный завод, Муромский приборостроительный завод, Новосибирский приборостроительный завод, Саратовский завод приборных устройств.

Продукция концерна ЦНИИ «Электроприбор» (Санкт-Петербург) – морская навигационная техника (навигационный комплекс «Аппассионата – Э», гирокомпас «Омега», интеграционная автоматическая навигационная система (ИАНС) «Созвездие»), лаги, эхолоты, магнитные компасы, электронная картографическая система «СУДС – РЛС», внутрикорабельная связь (трансляция) П-409, безбарабанная телефонная связь, корабельная автоматическая цифровая телефонная станция «В-603-Э», морской (аварийный) радиобуй «В-603-Э».

ОАО Таганрогский завод «Прибой» – гидроакустическая и рыбопромысловая аппаратура, эхолоты различных типов, гидролокатор «Угорь», навигационный эхолот «Сарган – ЭМ», рыбопоисковый гидролокатор «Сарган – ГМ», гидролокатор кругового обзора. Разработки интересны для комплектации рыболовных судов.

НПО «Правдинский радиозавод» (Балашиха) – радиосвязь, радиотехнические комплексы.

ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (Санкт-Петербург) – электронные карты внутренних водных путей, универсальные морские вычислительные комплексы, электронная картографическая система «Шкипер-М», эхолоты, судовые РЛС, автоматическая судовая метеорологическая станция «Метеоэксперт», ЗАО МПФ «Микран»– радар нового поколения «Река».

ЗАО «Транзас» (морские технологии) – электронная картография, судовые РЛС, навигационно-информационные системы, радионавигация.

Радиосвязь. Около 30 заводов, которые уже выпускают и которые могут выпускать аппаратуру связи для кораблей, морских, речных судов и судов портового флота, буровых платформ, портов, терминалов и специализированных причалов. Главное заключается в том, что отечественные предприятия имеют не только уникальные разработки, но и выпускают различные типы УКВ-радиостанции. Среди таких предприятий: ОАО «Ярославский радиозавод» – УКВ для флота, мобильные УКВ, стационарные УКВ, аварийно-спасательные станции, радиобуи, морской радиолокатор-ответчик. ООО «Планета» (Санкт-Петербург) – радиостанции УКВ всех типов, аварийные УКВ-радиостанции, аварийный радиобуй. ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону)– РЛС для коммерческих судов типа «Наяда», «Галс», «Лиман», навигационная система «Горизонт», оборудование ходового мостика. ПО «Октябрь» (Каменск-Уральский) – система громкоговорящей судовой связи. ОАО «Ижевский радиозавод» является базовым предприятием ФКА по изготовлению бортовых радиотехнических систем контроля и управления полетами. В настоящее время предприятие освоило широкую номенклатуру изделий для спутниковой и мобильной связи, оборудование контроля и управления технологическими процессами, автоматические системы обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте, навигационные системы, УКВ стационарные и мобильные.

Может оказать помощь по разработке и выпуску радиолокационной аппаратуры и систем радиосвязи для флота Нижегородский НИИ радиотехники – одно из ведущих предприятий России.

 

Навигационное оборудование

Сегодня наша промышленность предоставляет полный ассортимент и полную комплектацию навигационного оборудования для всех типов судов. Приведу для примера всего два завода:

ООО «Планета» (Санкт-Петербург) – навигационное и штурманское снабжение: штурманский инструмент, анемометры судовые, барометры, хронометры, часы морские (судовые), бинокли различной кратности, ветроуказатель, гонги туманные, рынды судовые, кренометр, дифферентометр, звездные глобус, компас шлюпочный, лампа Ратьера, газоанализаторы, знаки и символы ИМО, знаки и символы ГОСТ и ОСТ, флаги МСС, флаги зарубежных государств.

Уральский ЗАО «Катав-Ивановский приборостроительный завод» – крупнейший производитель полного спектра магнитных компасов всех классов, лагов и других навигационных и иных приборов для судов морского и речного флотов. Важно внимательно и объективно оценить российского производителя, и многие вопросы по импортозамещению будут решены.

Сегодня в России есть мощности, способные обеспечить такие направления, как опреснение забортной воды на морских судах, вентиляция, кондиционирование и отопление, изготовление инсинераторов, сепараторов различных типов, холодильных провизионных камер и поставок оборудования для судов-рефрижераторов. Важным, но решаемым остается вопрос изготовления и поставок для флота коллективных спасательных средств, здесь хорошие мощности у дочернего предприятия феодосийского завода «Море».

Страна может своими силами производить гидравлическое и противопожарное оборудование: станции углекислотного тушения, пенотушения, водотушения и спринклерные системы. Более десяти заводов работают в данном направлении, среди которых ЗАО «МЭЗ «Спецавтоматика», ОАО «Уралтехнострой» и ряд других предприятий. Около десяти предприятий, выпускающих изоляционные материалы, среди них ЗАО «ПАРОК» – все виды изоляционных материалов. Достаточно широко представлено гальванизирующее производство, литейное производство, включая литье цветных металлов, станкостроение, выпуск газосварочного оборудования, иллюминаторов любых типов и люковых закрытий. Работают мебельные фабрики: «РАПС» – центр судовой мебели (Санкт-Петербург) – все виды судовой мебели (каютная, камбузная), офисной (салонная, для рабочих кабинетов), навигационного мостика, штурманской рубки, НИПТБ «Онега» – проектирование судовой мебели, ОАО «ПО «Севмаш» – судовая мебель, ОАО «ЦС «Звездочка» (Северодвинск) – судовая мебель.

Камбузное оборудование  – ЗАО «Концерн «Термаль» (Нижний Новгород), специализация: корабли ВМФ и коммерческий флот. На производстве прачечного оборудования для флота специализируются: ОАО «Вяземский машиностроительный завод» – стиральные машины всех типов (подрессоренные, барьерного типа, дозирующая аппаратура), центрифуги для белья, сушильные машины: серия «Вега», без реверса, с реверсом, из нержавеющей стали, гладильное оборудование (катки гладильные, каландры гладильные, гладильные столы) и ООО «Пензенский завод «Коммаш» – машины стиральные, стирально-отжимающие, центрифуги, вакуумные пылесосы различных типов.

 

Чего нам недостает

Серьезное отставание в обеспечении судостроительной отрасли продукцией антикоррозионной защиты. Сегодня закупаем ее в основном у Sigma (Голландия), Hempel (Дания), Jotun (Норвегия), International (Англия), Nippon, Chugoku, Kansai (Япония). Важно отметить, что с 2013 г. все суда оснащаются установками по очистке балластных вод, а на рынке у нас только зарубежная продукция. Сложным остается и вопрос поставок на рыбоперерабатывающие суда консервных линий отечественного производства. Отставания наблюдаются в комплектации отечественным оборудованием морских платформ и судов для транспортировки СПГ.

Однако сейчас можем полностью комплектовать суда типа «река-море», балкеры и многоцелевые суда, а также нефтетанкеры и танкеры-продуктовозы-химовозы, рыбодобывающий флот, суда портового флота.

О фактическом курсе на импортозамещение объявил Владимир Путин: «Импортозамещение за счет модернизации промышленности и роста конкуренции поможет вернуть собственный рынок отечественным производителям», – сказал президент. А также пообещал провести перевооружение всех предприятий и переоценку всех производственных фондов в стране. «Стране нужна научно-техническая революция», – заявил президент. Вторя ему, премьер-министр Д. Медведев назвал развитие импортозамещающих производств одним из приоритетных направлений политики, так как страна «слишком подсела на импортную иголку». И добавил, что Россия может производить большой спектр товаров: «Всего делать невозможно, но очень многие вещи, которые покупаем, мы способны делать сами», – и это правда.

 

Из Досье «МВР»

Мореходов Михаил Афанасьевич, окончил: Одесское мореходное училище – судоводительский факультет, Горьковский институт инженеров водного транспорта – эксплуатационный факультет, Высшую партийную школу при ЦК КПУ – политолог.

Действительный член Петровской академии наук и искусств.

С 1970 по 1994 год работал в Дунайском морском пароходстве, Новороссийском морском пароходстве, греческой судоходной компании ЕММ, капитан дальнего плавания.

С 1994 года представитель иностранных компаний (руководитель проекта) на ведущих судостроительных заводах мира: HYUNDAI, SAMSUNG, DAEWOO, SAMHO, MIPO, STX – Ю. Корея. ONOMICHI, МITSUBISHI – Япония, DALIAN NEW SHIP – Китай, SPLIT – Хорватия, KONSTANTA – Румыния. Провел инспекции судостроительных заводов: SHINA, NOKDONG, HANJIN, IMP, SPP, C&HEAVY INDUSTRIES, SEKWANG, ORIENT – Ю. Корея, DALIAN SHIPYARD – Китай, OSHIMA SHIPYARD – Япония.

За период работы на судостроительных заводах принимал участие в строительстве 77 судов общим дедвейтом 4,3 млн тонн.

 

Морские вести России №16 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ