Сквозь тернии к «Звезде» - Морские вести России

Сквозь тернии к «Звезде»

28.01.2016

Судостроение

О создании современного судостроительного кластера на Дальнем Востоке

В соответствии с поручением президента РФ от 30 августа 2013 года Минпромторгом проведена работа по созданию судостроительного промышленного кластера на Дальнем Востоке. Определена структура консорциума инвесторов по завершению создания судостроительного комплекса «Звезда» с участием ОАО «НК «Роснефть», АО «Газпромбанк» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее АО «ОСК»).

 

Долгая структуризация

Издан Указ Президента РФ от 21 июля 2014 г. № 524 «О развитии судостроения на Дальнем Востоке», а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. № 1804-р во исполнение данного указа, необходимые для реализации данного проекта.

Ранее в рамках работы по созданию на Дальнем Востоке судостроительного промышленного кластера дочерними обществами ОАО «Газпромбанк» и ОАО «НК «Роснефть» создано и 12 ноября 2013 г. зарегистрировано ЗАО «Современные технологии судостроения» (далее ЗАО «СТС»). В рамках обеспечения управления предприятиями, входящими в судостроительный кластер, ЗАО «СТС» приобретет пакет акций ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (далее ОАО «ДЦСС») в размере 75% минус 2 акции, а в собственности ОСК сохранится пакет акций в размере 25% плюс 1 акция ОАО «ДЦСС». Об отчуждении принадлежащих ОСК акций ОАО «ДВЗ «Звезда» (53,5122%, 30 202 924 акции) в пользу ЗАО «СТС» 29 июня 2015 г. было издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 1201-р.

Внеочередное общее собрание акционеров ОАО «ДЦСС» по вопросу о переизбрании совета директоров состоялось 29 января 2014 г., на котором было принято решение о включении в состав совета директоров представителей Минпромторга России, Росимущества, ОСК, ОАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк».

По состоянию на 20 июля 2015 г. Минпромторгом России полностью выполнен комплекс мероприятий в рамках компетенции министерства по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2014 № 524 «О развитии судостроения на Дальнем Востоке».

В рамках создания судостроительного кластера на Дальнем Востоке, а также для расширения возможностей предприятий судостроительной промышленности по исполнению всего спектра потребности российских нефтегазовых компаний в судах и морской технике, предназначенной для реализации морских (шельфовых) проектов, консорциумом инвесторов в составе ОАО «НК «Роснефть», АО «Газпромбанк» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» продолжается реализация инвестиционного проекта «Создание судостроительного комплекса «Звезда» (далее СК «Звезда») в п. Большой Камень (Приморский край).

 

Бизнес-план

Бизнес-план, финансовая модель и сетевой график строительства СК «Звезда», разработанные ОАО «НК «Роснефть» в соответствии с пунктом 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 ноября 2014 г. № 2747, были представлены в Минпромторг России в конце февраля 2015 г. и предусматривают следующие этапы создания комплекса:

-         I этап, период 2010-2019 гг. – стоимость строительства расширенного первого этапа по предварительному расчету проектной организации (ОАО «ЦТСС») составит 77,0 млрд рублей (включает горизонтальный открытый стапель, блок корпусных производств, окрасочные камеры, цеха насыщения, достроечную набережную, передаточный док);

-         II этап, период 2018-2022 гг. – стоимость этапа по предварительному расчету составит порядка 42,0 млрд рублей (сухой док, цеха насыщения, расширение производительности блока корпусных производств до 90 тыс. тонн в год по металлообработке);

-         III этап, период 2021-2024 гг. – стоимость этапа по предварительному расчету составит порядка 26,5 млрд рублей (сухой док в бухте Пяти Охотников, корпусное производство, цеха насыщения).

В соответствии с представленными документами необходимый объем инвестиционного финансирования для реализации данного проекта определен разработчиками бизнес-плана в размере 145,5 млрд рублей, включая ранее понесенные расходы в размере 20,06 млрд рублей.

Предстоящее финансирование в соответствии с бизнес-планом составляет 125,4 млрд рублей, в том числе из Фонда национального благосостояния планируется привлечь финансирование в размере 89,0 млрд рублей.

Необходимо отметить, что, по данным ОАО «ДЦСС», для продолжения строительства 1-й очереди до конца 2015 г. необходимо финансирование в размере 16 млрд рублей.

 

С опорой на собственные средства

В настоящее время проект осуществляется преимущественно за счет внебюджетных средств – привлеченных ОАО «ДЦСС» и ОАО «ДВЗ «Звезда» кредитных ресурсов. Первоначально для финансирования проекта АО «Газпромбанк» открыло две кредитные линии на общую сумму 40 млрд рублей с процентной ставкой 11% годовых под залог средств гособоронзаказа.

Для продолжения работ по созданию комплекса и ликвидации задолженности по заработной плате ОАО «НК «Роснефть» в декабре 2014 г. из фондов управляющей компании ЗАО «Современные технологии судостроения» (далее ЗАО «СТС») было выделено 2 млрд рублей, из которых в настоящее время освоено 1,1 млрд рублей.

Уточненная продуктовая линейка создаваемой верфи предусматривает строительство судов обеспечения деятельности буровых платформ, транспортных судов по перевозке углеводородов, в том числе высокого ледового класса, морских и наземных нефтегазовых сооружений и буровых платформ. В том числе на открытом горизонтальном достроечном стапеле предусмотрена возможность строительства судов и морской техники длиной до 300 м, шириной до 50 м, высотой борта до 26 м и спусковым весом до 36 тыс. тонн, а в сухом доке (460x110) – судов всех известных типов.

ОАО «Центр технологий судостроения и судоремонта» (ОАО «ЦТСС») в январе 2015 г. заключило договор на проектирование расширенной первой очереди создания СК «Звезда», в июне 2015 г. был утвержден генплан верфи, в декабре 2015 г. комплект проектной документации будет передан для экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

 

100 человек в деле

В 2015 г., после перевода средств ЗАО «СТС», на стройплощадке СК «Звезда» возобновлены и осуществляются работы:

-         забивка шпунтовой стенки по периметру горизонтального стапеля;

-         монтажные работы на навесе между БКП и окрасочными камерами;

-         монтаж инженерных систем оборудования окрасочных камер;

-         монтаж кранового оборудования блока корпусных производств (БКП) (завершен на 80%).

По информации руководства ОАО «ДВЗ «Звезда», на строительстве комплекса в настоящее время задействовано 100 человек.

Кроме того, задерживаются конкурсные процедуры и не определены источники финансирования (около $50 млн), необходимые для закупки кранового оборудования стапеля, включая кран «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн.

Принимая во внимание срок изготовления и поставки кранового оборудования – минимум 24 месяца, – срок ввода в эксплуатацию I этапа комплекса может быть изменен.

В мае 2015 г. ОАО «ЦТСС» завершило разработку концептуального проекта создания судостроительного комплекса «Звезда» под полное развитие, включающего три этапа создания комплекса, однако проектирование II этапа (сухой док) и III этапа (сухой док и блок цехов в п. Мысовой) не производится.

 

По материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ, Москва, 8 сентября 2015 г.

 

Морские вести России №14 (2015)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России