Правительство не даст вывозить деньги за рубеж - Морские вести России

Правительство не даст вывозить деньги за рубеж

24.05.2016

Судостроение

Правительство не даст вывозить деньги за рубеж

Первое в 2015 году заседание Морской коллегии при Правительстве РФ состоялось в конце марта в Москве. Состав коллегии расширился, в нее вошли губернаторы всех приморских регионов России, а также представители органов исполнительной власти. Основной темой совещания стал ход выполнения поручений президента по развитию судостроительного комплекса. С этого вопроса началась работа заседания.

Алина Гурова, спецкор

И безответственность, и безнаказанность

Председатель Морской коллегии вице-премьер Дмитрий Рогозин напомнил присутствующим, что в прошлом году президент РФ Владимир Путин дал стратегические поручения министерствам и промышленности, касающиеся создания судостроительного комплекса на Дальнем Востоке, прежде всего судоверфи «Звезда», а также формирования заказа на морскую технику. Президент подчеркнул важность выполнения заказов для реализации шельфовых проектов исключительно на российской территории.

«Я неоднократно отмечал необходимость ответственного подхода к выполнению поручений президента», – сказал Д. Рогозин. На деле оказалось, что с поставленными задачами справились далеко не все. Из 10 пунктов поручений президента выполнено лишь 4. Сложилась ситуация, когда «строгость и конкретность поручений политического руководства страны у нас компенсируется полной безнаказанностью и безответственностью исполнения».

К примеру, как сказал вице-премьер, Минэнерго совместно с основными заказчиками судов представили оценку перспективной потребности в судостроительной технике, но в этих документах «большое количество иксов и игреков», нет конкретики, много неопределенности. В итоге не получилось консолидировать позиции по большинству намеченных задач. Отсутствует оценка реализуемости планов строительства судов и морской техники. Не сформирован продуктовый ряд судов с разбивкой по годам. Нет предложений по ускоренному развитию отечественного судостроения и оценке финансового инвестирования. Отсутствует понимание, как предприятия собираются заменять иностранное оборудование на российское. Не разработан статус «продукция отечественного производства», а ведь это крайне важно для порядка отнесения продукции судостроительной отрасли к категории товаров отечественного производства. «Мы имеем дело с ведомственными недоработками и не имеем никаких внятных планов», – констатировал Д. Рогозин.

Вице-премьер попытался найти объяснение такому положению, обращаясь к министрам:

– Вы по-прежнему работаете по старинке, уподобляясь почтамту. Министерство получило задание, а дальше все начинают рассылать друг другу письма. Хоть раз в месяц соберитесь! Поручения были подробно расписаны. Даже инициативы никто не просит проявлять. Нужно просто исполнить их в срок и по существу. Теперь же мы будем вынуждены вновь констатировать, что наши министерства и ведомства не только не проявляют инициативы, но и исполнить толком поручений не могут. Почему так долго решается вопрос с координацией между министерствами, например по совмещению потребностей заказчиков с возможностями промышленности? Неужели так сложно синхронизировать спрос и предложение?

Дмитрий Рогозин обратил внимание, что мы живем в условиях экономических санкций и дефицита бюджета. Пришло время для мобилизации внутренних ресурсов, для внедрения прорывных технологий. Сама жизнь подталкивает действовать иначе, чем прежде. Необходимо осознать всю важность и историчность момента.

– Все чего-то ждут, будто все само собой стабилизируется, само собой рассосется, цены на нефть поднимутся. Не рассосется! – заключил он, призвав в короткий срок «искупить грехи».

Докладчики, выступившие вслед за Рогозиным, только подтвердили справедливость слов председателя Морской коллегии.

Заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов сказал, что в соответствии с поручениями президента были подготовлены документы о перспективной потребности в судах для целей бурения и разведки. «Эти данные обобщенные и абсолютно перспективные, – заметил докладчик, – то есть эти потребности не могут являться жестким планом действий для судостроителей и производственников». И пояснил: «Причина в том, что суда такого рода у нас раньше не строились». На отсутствие у компаний опыта в планировании потребности в судах, а также на отсутствие представления о финансировании работ в ближайшие годы ссылались и другие выступавшие.

Единственный из докладчиков, Андрей Шишкин, вице-президент «Роснефти», конкретно доложил собравшимся о выполнении поручений президента, перечислив бизнес-планы, сетевые графики и продуктовый ряд, сформированные и представленные компанией.

Заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов подчеркнул, что компания обладает значительным флотом для работы на шельфе, а платформы построены на отечественных верфях. А представитель этих самых отечественных верфей – президент ОСК А. Рахманов – заверил, что корпорация «готова приступить к строительству судов, но нужна конкретика», и пояснил, что «какого-то длинного заказа по проектированию и строительству судов» у них нет.

Подводя черту первому вопросу повестки дня, Д. Рогозин сказал, что в выступлениях участников заседания он не услышал ничего нового. Более того, практически все выступавшие говорили не по существу вопроса. Он призвал ответственные за выполнение поручений президента министерства, ведомства и компании подготовиться к разговору на правительственном уровне, а также посоветовал не расслабляться, начинать жить не одним днем, становиться более эффективными. Что касается судостроения за рубежом, вице-премьер высказался довольно жестко: «Правительство РФ не даст вывозить деньги за пределы страны!»

«Мировой океан»: ни шага вперед

На совещании был рассмотрен вопрос о ходе подготовки новой программы комплексного развития морской деятельности, преемственной федеральной целевой программе «Мировой океан», на 2016-2030 годы. Работа над проектом, по мнению Д. Рогозина, не сдвинулась с места. Проект программы был представлен в прошлом году дважды – летом и в ноябре, однако в связи с отрицательной позицией Минфина в отношении финансирования этой программы заинтересованным министерствам было предложено «дополнительно проработать вопрос о возможности реализации мероприятий в рамках программы».

– Минфин считает, что отсутствуют правовые основания разработки новых федерально-целевых программ, и финансирование мероприятий необходимо обеспечить за счет перераспределения уже предусмотренных средств на другие целевые программы, – пояснил Евгений Елин, замминистра экономического развития РФ – На наш взгляд, такая позиция не является обоснованной, такого же мнения придерживаются заказчики других программ. Межотраслевой характер проблемы и необходимость комплексного подхода к планированию развития морской деятельности требуют межведомственной координации. И такая координация не может быть обеспечена в рамках разрозненных мероприятий отдельных отраслевых госпрограмм. Возврат к чисто отраслевому подходу к управлению морской деятельности противоречит морским стратегическим документам страны.

Перераспределение средств в рамках других госпрограмм в условиях ограниченного бюджета приведет к невозможности и неосуществимости этих программ, то есть мероприятия будут сорваны. В то же время реализация программы «Мировой океан» – это условие для выполнения ключевых показателей морской деятельности. Отсутствие такой ФЦП приведет к невозможности выполнения некоторых стратегических целей. В случае отказа от ФЦП «Мировой океан» будут свернуты многие научные исследования, участие России в международных проектах, участие в программах по изучению океана в отдаленных районах Мирового океана и другие важнейшие мероприятия. Произойдет существенное отставание России в морских научных исследованиях, изучении Антарктики, информационном обеспечении морской деятельности.

– Мы предлагаем, – сказал Евгений Елин, – признать целесообразность утверждения концепции ФЦП «Мировой океан» на 2016-2030 гг. и поручить Минэкономразвития обеспечить внесение в проект распоряжения правительства об утверждении концепции в сроки, предусмотренные поручением правительства от 28 ноября 2014 года.

С невозможностью свернуть или отказаться от программы «Мировой океан» согласились все участники заседания. По мнению вице-премьера, понимая трудности с формированием бюджетных обязательств государства, необходимо осознать, что мы не можем остаться без инструмента реализации целей и задач. Он подчеркнул, что на сегодня в эту программу включены только те мероприятия, которые не проходят по иным госпрограммам, и их финансирование предусматривается в минимальном размере.

Бесперебойная работа паромной переправы под угрозой

Теме готовности транспортной системы Республики Крым принимать в летний период 2015 года отдыхающих был посвящен третий вопрос повестки дня заседания Морской коллегии. Первый зампредседателя Совета министров Крыма Михаил Шеремет проинформировал участников совещания о ситуации, сложившейся на Керченской паромной переправе. В частности, он отметил наличие достаточного количества паромов, которые снимут нагрузку и напряжение, характерные для прошлого года. С целью предотвращения очередей внедряются системы электронных очередей и дистанционного бронирования билетов. Поставленная задача на предстоящий летний период – обеспечить перевозку до 50 тыс. пассажиров, до 10 тыс. легковых и до 1 тыс. грузовых автомобилей ежесуточно. «Это фактически в 2 раза выше пикового периода 2014 года», – пояснил Шеремет.

Выполнение намеченного между тем находится под угрозой. Бесперебойная работа паромной переправы через Керченский пролив может быть нарушена из-за задержки с реконструкцией гидротехнических сооружений. По словам М. Шеремета, в случае незавершения работ по реконструкции пропускная способность переправы это 30 тыс. пассажиров, до 6,5 тыс. легковых и до 700 грузовых автомобилей. Фактически это означает срыв задач, поставленных на курортный сезон.

Для того чтобы обеспечить запланированную максимальную пропускную способность, необходимо провести реконструкцию гидротехнических сооружений переправы, что позволит одновременно принимать до шести паромов. Но, как сказал Шеремет, «в силу объективных и субъективных обстоятельств, связанных с функционированием Минтранса Крыма, осуществление реконструкции фактически сорвано». Проект реконструкции прошел госэкспертизу в Крыму, однако проектная и реальная стоимость работ, по словам чиновника, не соответствуют друг другу.

Если отправлять проект на корректировку в Главгосэкспертизу в Москву, реконструкция начнется не ранее 2016 года, что устроить не может категорически. «Единственной легальной возможностью начала строительных работ и их окончания в пределах двух месяцев является пошаговая схема, предложенная ФГУП «Росморпорт» и Минтрансом РФ», – отметил Шеремет. Для этого требуется передать проект на баланс Росморпорта, который осуществит дополнительное финансирование проекта за счет собственных средств.

Михаил Шеремет также рассказал о состоянии инфраструктуры Керченской паромной переправы со стороны порта Кавказ, где требуется реконструкция ряда площадок, ремонт и строительство подъездных дорог к причалам.

С докладом об обеспечении транспортной доступности Крыма и о готовности транспортной инфраструктуры Крымского федерального округа и Краснодарского края к обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в 2015 году выступил министр транспорта РФ Максим Соколов. Он сравнил нынешние задачи транспорта с аналогичными периода прошедших Олимпийских игр и отметил их масштабность:

– Спрос на переправу достаточно высок. В прошлом году в целом с перевозками пассажиров и грузов справились, однако грузопоток продолжает увеличиваться. Количество грузовых машин в очереди по берегам достигло 2 тысяч – это закритические параметры. Необходимо купировать ситуацию.

Министр обратил внимание, что предполагается увеличение потока грузов и пассажиров в 2 раза больше, чем в прошлом году. Это требует координации всех ответственных за перевозки служб, а также дополнительного количества паромов. С другой стороны, важно не только наличие нужного количества паромов, но и подготовка инфраструктуры к предстоящему сезону. И если в Краснодарском крае работа в этом направлении велась постоянно, то на Крымском полуострове дела обстоят не так хорошо. Особую тревогу вызывает выполнение на местах требований транспортной безопасности, в частности, в порту Керчь.

– Минтранс этими вопросами обеспокоен и старается ситуацию исправить, – заверил М. Соколов.

Д. Рогозин отметил, что в связи с возвращением Крыма Черное море и южные границы России должны быть обеспечены достаточным количеством пассажирских судов. Он предложил участникам заседания вернуться к рассматриваемому вопросу на президиуме Морской коллегии: «Еще раз соберемся, мы явно не договорили…»

Морской флот №2 (2015)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России