От Камчатки до Урала он – единственный! - Морские вести России

От Камчатки до Урала он – единственный!

10.02.2017

Судостроение

Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполнилось 105 лет. Когда-то на его месте стояли мастерские, которые появились благодаря Амурской флотилии, охранявшей в те далекие времена границу на реке Амур. Они и стали основой будущего предприятия.

Елена Черникова

Подобных заводов в России всего три, они уникальны не только числом, но и той работой, которая на них выполняется, – ремонтом судовых дизелей. Причем в большинстве с военных кораблей. Мы отвечаем за боеготовность всего Тихоокеанского флота. Характерно, что на нашем предприятии трудятся люди, преданные родному заводу и отдавшие ему многие годы жизни, – рассказывает врио генерального директора Петр Карась.

Кран по имени «Сынок»

– Когда предприятие приобрело этот плавкран, я уже работал здесь, – рассказывает Леонид Антипов. – Такие краны тогда для Советского Союза поставляла братская Венгрия. По Одеру он прибыл в Севастополь, где я его и встречал, чтобы на месте осмотреть, проверить комплектность, поучаствовать в разборке и сопроводить до Хабаровска.

За 36 лет эксплуатации плавкран ни разу серьезно не ремонтировался, всю профилактику Леонид Владимирович ему делал вовремя. Правда, в док его все же ставили, чтобы осмотреть, и единожды обновили окраску.

– Он для меня как родной, – признается Леонид Владимирович. – Сын Дима сейчас мой напарник, мы с ним по очереди вахту на плавкране несем. Но и железный «Сынок» ни разу не подвел. Раньше, знаете, сколько здесь кораблей стояло… Мы по 10 часов работали. В затон спускались четыре дорожки из понтонов, а по обеим сторонам швартовались суда. От былого остался только док. Он у нас ровесник предприятия, собран 105 лет назад по проекту Сормовского завода.

С верхней палубы крана открывается очень красивая панорама. А Леонид Владимирович, показывая на противоположный берег, с сожалением вспоминает, как оттуда по стапелям сходили на воду десантные корабли, которые строил завод.

– Теперь этого нет, – добавляет он. – Но мы без работы не сидим. Времена, когда завод катился в пропасть, отошли, хотя забыть нерадостные годы трудно. Вся жизнь прошла здесь у моего отца, у меня, и надеюсь, сын продолжит династию.

Под грифом «секретно»

Через пару годков Виктор Сергеев отметит сорокалетие трудового стажа на родном заводе. В 1997 году, когда предприятие практически простаивало, ему пришлось уйти, нужно было кормить семью. Но не проходило дня, чтобы Виктор Михайлович не появился в цехе. Когда он пришел в очередной раз и сказал коллегам, что вернулся окончательно, те кинулись обнимать его.

– Михалыч, ты же знаешь, нам без тебя трудно пришлось, – каждый что-то еще пытался сказать Сергееву, но тот только отворачивался, боясь не сдержать эмоций.

Свою работу он знал досконально и умел помочь в любом ремонте. Поэтому почти сразу его назначили бригадиром слесарей-судоремонтников.

– Нравится сложная и точная техника, – рассказывает Виктор Михайлович. – Это не просто дизель – настоящая машина. Вес одного агрегата доходит до 10 тонн. Отремонтировать его может лишь специалист высочайшей квалификации. Когда в 1963 году открыли цех, сюда принимали только подготовленных рабочих. А потом еще отправляли на учебу в Ленинград и Ригу. Мне довелось пройти хорошую практику на заводе «Звезда», а потом уже я сам готовил кадры здесь. Тогда цех считался не только элитным, но еще и режимным, поэтому попасть сюда можно было не каждому. Здесь я осознал, что такое рабочая честь. Мы не просто трудились, мы соревновались. А какая ответственность на нас возлагалась… Заказ-то был оборонный!

Виктора Михайловича как лучшего рабочего на два года отправили в служебную командировку в Сирию, где в портах Латакия и Тартус стояли наши корабли. Он и там готовил специалистов, обучая сирийцев правильно и надежно чинить механизмы. Сейчас в этой стране идет война, о чем бригадир Сергеев сильно переживает: живы ли его коллеги, с которыми довелось работать в ту пору?

– В нашем деле не должно быть расхлябанности и равнодушия, только ответственность и надежность, – убежден Виктор Михайлович. – Одна неточная заклепка может аукнуться в море. И мы понимаем это.

Великолепная семерка

Есть в турбодизельном цехе 179-го судоремонтного замечательная бригада из семи слесарей-сборщиков, руководит которой Сергей Илькаев.

– Наша работа самая интересная, – считает Сергей Васильевич. – С нас начинается ремонт двигателя, и мы же его завершаем. Надо все внимательно осмотреть, проверить и собрать, чтобы агрегат получился как новенький. Требования повышенные, мы знаем, для кого трудится наш завод.

Он хоть и родился на Сахалине, но считает себя коренным хабаровчанином: здесь окончил школу, техникум и после службы в армии вот уже более 30 лет на заводе. За каждого человека в бригаде может поручиться.

– Чем отличается наша работа? – задумавшись на секунду, Сергей Васильевич признается, что нравится бывать в командировках на судах ВМФ. – Когда привозим и сдаем дизель прямо на ракетоносце или противолодочном корабле, делаем пробный запуск. Что корабль без двигателя? Просто груда металла. А начнет дизель работать – словно песню поет, как соскучился без моря.

Морской флот №1 (2016)

ПАО СКФ
НПО Аконит
АПП БОРЕЙ
Подписка 2023
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ