Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха - Морские вести России

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

13.03.2017

Судостроение

За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы становления, бурного роста, непростое время перестройки... Сегодня предприятие успешно развивается, уделяя особенное внимание внедрению инновационных технологий. Об этом журналу «Морской флот» рассказывает генеральный директор АО «СНСЗ» Владимир Середохо.

Предприятие-новатор

Ведущие мировые страны уделяют сегодня особое внимание развитию морских и судостроительных технологий для обеспечения активной морской деятельности, оказывая значительную поддержку национальным судостроительным компаниям. И это понятно: судостроение – это отрасль, обладающая большим научно-техническим и производственным потенциалом, способная не только самостоятельно развивать технологии производства, но и влиять на развитие технологий в смежных отраслях промышленности.

Наша судостроительная отрасль в течение более чем трех столетий в значительной мере определяла и продолжает определять национальную безопасность России во всех сферах ее морской деятельности: оборонной, транспортной, продовольственной, энергетической, технологической. Несмотря на то что судостроение – традиционно консервативная отрасль, уровень производства в ней за последние 30 лет вырос. Как и возрос спрос на новые технологии, на корабли и суда с качественно новыми эксплуатационными характеристиками как по выполняемым ими функциям, так и по экономичности, экологичности, безопасности. Потому сегодня так важно не просто удовлетворить индивидуальные требования конкретного заказчика в соответствии с условиями работы будущего судна, но и обеспечить значительное снижение стоимости строительства, гарантировать длительный срок службы, простоту ремонта и эксплуатации.

Наше предприятие всегда отличалось внедрением инновационных идей. Средне-Невский судостроительный завод был новатором в применении электросварки, первым в отечественном кораблестроении освоил строительство тральщиков из алюминиево-магниевых и маломагнитных сплавов и, наконец, пионером в стране и в мире по выпуску кораблей из стеклопластика. СНСЗ и сейчас не отходит от сложившихся традиций и продолжает уделять особое внимание внедрению инновационных технологий создания корабля от проектирования до утилизации, что является ключевым фактором для успеха на рынке.

Передовые технологии – военному и гражданскому судостроению

В настоящее время, как известно, идет масштабное перевооружение военно-морского флота, поэтому работы российским верфям хватит как минимум на 10-15 лет. В апреле 2014 года мы подписали контракт с Министерством обороны на строительство серийных кораблей противоминной обороны нового поколения. Головной корабль «Александр Обухов» мы сдаем в этом году, а в прошлом заложили первый серийный корабль «Георгий Курбатов». В этом году также планируем заложить второй и третий корабли серии, что очень важно, потому что серийное производство – основа ритмичной работы любого предприятия. Кроме того (и это является большим плюсом), появление этих кораблей можно считать совершенно новым направлением в развитии минно-тральных сил отечественного флота, ведь в них воплощены самые современные и передовые технические и конструкторские решения. Проект разрабатывался ЦМКБ «Алмаз», нашим давним и постоянным партнером. Это же предприятие разрабатывало рейдовый тральщик пр. 10750Э, строящийся на заводе для иностранного заказчика (в этом году мы передадим заказчику готовый корабль и надеемся продолжить строительство успешно освоенного проекта). По своим техническим характеристикам эти корабли опережают в мире все нынешние и перспективные проекты своего класса.

Также стоит отметить, что с учетом активного освоения Арктики возрастает потребность в судах и кораблях ледового класса, которые будут обеспечивать работу Северного морского пути. Средне-Невский завод предполагает после завершения модернизации своих мощностей в 2017-2018 годах включиться в программу по строительству судов снабжения и офшорных судов.

Наше предприятие свои передовые технологии применяет и при строительстве гражданских судов. Сегодня мы строим спроектированный ЦКБ «Нептун» перспективный пассажирский катамаран пр. 23290, способный вмещать 150-200 пассажиров (в зависимости от модификации) и развивать скорость до 30 узлов. Катамаран построен из углепластика с применением новых технологий и является инновационным продуктом, не имеющим аналогов в России. Судно предназначено для решения задач водных пассажирских перевозок на дистанциях до 1000 км. Оно спроектировано и построено по нормам и классности Российского морского регистра судоходства, что позволяет осуществлять перевозку пассажиров не только по рекам, но и в прибрежной морской зоне. Уже в навигацию этого года мы планируем спустить катамаран на воду. А в целом производственные мощности СНСЗ позволяют осуществлять строительство до двух пассажирских катамаранов в год, а начиная с 2018 года – ежегодно до четырех судов.

Рис. Формирование корпуса пассажирского катамарана методом вакуумной инфузии

В прошлом году мы закончили строительство серии буксиров-толкачей проекта 81 для нужд одной из крупнейших в мире сталелитейных и горнодобывающих компаний «Северсталь». И что важно отметить, это не просто суда, это целая баржебуксирная система. В 2015 году мы сдали заказчику все шесть буксиров, и у нас получается уже отработанный проект, строительство которого готовы продолжать в дальнейшем.

Работа с композитными материалами – отличная перспектива

Также в 2015-м мы завершили строительство и передали заказчику головной многоцелевой катер проекта Р1650 «Рондо», при создании которого применили наши новые технологии в работе с композитными материалами. В данном случае проект для нас разрабатывало КБ «Дизайн Группа Рикошет». И сегодня завод готов продолжать строительство этого судна для других заказчиков.

Главное преимущество композитов не в снижении стоимости корабля, как может показаться на первый взгляд. Преимущество композитов в том, что они дают существенную экономию при эксплуатации, в особенности в сравнении с судостроительной сталью.

Изучив возможности и перспективы современного рынка и производства, мы приняли решение сконцентрироваться на развитии применения именно композитных материалов. Мировая композитная промышленность сегодня развивается огромными шагами. Появляются все новые и новые рынки сбыта, заинтересованные в использовании композитов: судостроение, энергетика, транспортное машиностроение, строительство, ЖКХ, Метрострой… И мы планомерно расширяем свою деятельность в области композитного строительства корабельных и некорабельных конструкций. Организована работа по выполнению опытно-конструкторских работ и изготовлению некорабельных композитных конструкций для Министерства обороны, «Росатома», предприятий реального сектора экономики и др.

В нашей стране композитные материалы производятся в очень малом объеме. Если сравнивать с мировыми показателями – меньше процента. И для развития этой отрасли важна поддержка государства.

Что касается нас, то уже сегодня 50% используемых композитных материалов мы заместили отечественными. Оставшуюся половину заместим в течение 2016-2017 годов. Так что к концу 2017 года можно будет говорить о полном замещении импортных материалов отечественными в части композитных технологий.

Предприятие и раньше работало с тканями и смолами российского производства. Правда, по старой технологии. Переход на инфузионный метод заставил нас работать с импортными материалами. На это была ориентирована сама зарубежная технология. Но сегодня в России наращивается производство собственных тканей и смол, спрос на композитные материалы постоянно растет. У этого направления отличные перспективы.

Морской флот №2 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ