Как стимулировать к внедрению инноваций? - Морские вести России

Как стимулировать к внедрению инноваций?

10.08.2018

Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) прошла в начале июня в Санкт-Петербурге в Государственном морском техническом университете. Основным предметом обсуждения ее участников стало формирование и актуализация единых подходов к инновационному развитию корпорации. Среди участников мероприятия были руководители различных министерств и ведомств, директорский корпус предприятий судостроительной промышленности, эксперты из научных организаций, конструкторы-инженеры.

Виктория Чудинова, спецкор

Лидеры или аутсайдеры?

Участники сессии обсудили стратегии цифровой трансформации компаний, роботизацию производства и возникающие в связи с этим кадровые и социальные вопросы, а также формирование и актуализацию единых подходов к инновационному развитию ОСК. Необходимо заметить, что этому обсуждению предшествовало заседание научно-технического совета (НТС) компании, где уже шел разговор о внедрении цифровых технологий в судостроении и основных запросах на инновации в отрасли. Выступая на заседании НТС, председатель совета, президент ОСК Алексей Рахманов отметил, что «трансформация привычного судостроения под влиянием роботизации неизбежна. Вопрос только в том, насколько мы успеем к ней подготовиться. Именно это определит, станем ли мы лидерами или аутсайдерами на своем направлении».

Приветствуя участников сессии, Алексей Рахманов сказал:

– Сегодня ОСК – отраслевой лидер в области инновационных решений. Это обеспечивается высокой приоритетностью НИОКР и НИР в стратегии развития корпорации. Мы вкладываемся во многие перспективные исследования и создание самых разнообразных продуктов. В последние годы наши отчисления на НИОКРы составляют от 10% до 20% от общей выручки.

Среди перспективных практик выделю комплексное внедрение крупноблочного судостроения, применение новейших материалов (в том числе композитных), внедрение передовых управленческих практик на всех предприятиях отрасли (как управления предприятием, так и проектного управления и т.д.).

Результатом нашей политики должен стать выпуск передового, инновационного продукта.

По поручению правительства России в ОСК, начиная с 2010 года, разработана и успешно реализуется Программа инновационного развития (ПИР). К основным направлениям инновационного развития на 15-летний период относится совершенствование продуктового ряда корпорации, а также развитие технологий в обеспечение выпуска новой, современной, инновационной продукции.

Ключевой продукцией военного назначения являются атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли различных классов. Что касается гражданского, то это:

– суда ледового класса для освоения и развития Северного морского пути;

– суда и платформы, обслуживающие объекты инфраструктуры для разработки шельфовых месторождений;

– морские грузовые и пассажирские суда класса «река-море».

Для достижения долгосрочных целей и выполнения поставленных задач инновационного развития запланирована реализация ряда проектов (одним из них, в частности, может служить «Пионер-М» как полигон отработки сквозных промышленных технологий, которые должны быть применены при строительстве серии сухогрузных судов).

В числе ключевых приоритетов технологических инноваций создание новых производственных мощностей, модернизация действующей производственной базы, совершенствование производственных процессов, которые должны сказаться на увеличении показателей производительности труда, повышении энергоэффективности и экологичности производства.

Реализация основных направлений ПИР должна обеспечить к 2020 году повышение конкурентоспособности обществ Группы ОСК за счет роста их производственного и инновационного потенциала. Основные цели: снижение себестоимости продукции; оптимизация организационно-технической структуры производств; исключение регионального дублирования производств; повышение уровня кооперации; создание специализированных высокопроизводительных ресурсосберегающих производств (корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, окрасочных, трубообрабатывающих, монтажно-сдаточных); внедрение современных информационных технологий на базе корпоративных сетей предприятий для автоматизации проектирования, технологической подготовки производства, производственных процессов, управления ресурсами и организации технического и сервисного обслуживания продукции на всех этапах жизненного цикла; техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей предприятий корпорации; повышение энергоэффективности и экологической безопасности производств; подготовка и переподготовка кадров.

Одним из основных инновационных направлений должна стать диверсификация, способствующая созданию новых видов продукции гражданского назначения, повышению эффективности производства, а также получению экономических выгод для обеспечения выпуска не менее 20% инновационной продукции.

Судостроение стоит на пороге 4-й промышленной революции, это не слова, это уже реальность. Наступлению этой революции мы обязаны требованиям, которые предъявляют нам наши заказчики – судовладельцы. Сегодня для них эффективность становится условием выживания.

Именно поэтому для нас жизненно важно в сжатые сроки провести корректировку Программы инновационного развития и привести в соответствие с направлениями Стратегии технического развития ОСК. Именно этому и посвящена нынешняя проектно-аналитическая сессия.

Здесь, на сессии, в рамках каждой секции участникам было необходимо подготовить проектные предложения по актуализации программы инновационного развития корпорации и обеспечению ее соответствия перспективам развития гражданского и военного судостроения. Свое видение реализации стратегической программы развития ОСК сообщили в докладах представители прежде всего тех предприятий и учреждений, которые готовы активно взаимодействовать с ОСК.

Так, ректор Санкт-Петербург-ского политехнического университета Андрей Рудской выделил три основных направления сотрудничества. Первое – внедрение технологий селективного лазерного плавления на предприятиях корпорации.

– Технология успешно используется при изготовлении сложных конструкций – частей двигателя, кронштейнов, – отметил А. Рудской. – Особенно это актуально для кораблей, уходящих в дальнее плавание, а также когда необходимо иметь комплект запасных частей.

Вторым направлением ректор назвал внедрение аддитивных технологий для литья изделий:

– Предлагаем разработку полного цикла производства, начиная с цифрового проектирования, разработки технологии, контроля качества и заканчивая изготовлением опытного образца с последующим внедрением, а также создание цифрового банка данных мастер-моделей для высокоточного литья песчаных форм и стержней для крупногабаритных изделий.

В рамках третьего направления сотрудничества СПбПУ готов участвовать в разработке новых материалов для ОСК и в проведении полного цикла испытаний в сертифицированных лабораториях с последующей аттестацией материалов.

– Это разработка принципиально новых материалов, эффективных в экстремальных условиях Севера или в агрессивной морской среде, – сказал Андрей Рудской. – Прежде всего, речь идет о специальных сталях и функционально-градиентных композитных материалах.

В качестве новых направлений возможного сотрудничества ректор выделил производство гибридных и мобильных станков, внедрение на предприятиях корпорации новых технологий в работе с материалами. Помимо этого А.Рудской предложил ОСК войти в консорциум Центра национальной технологической инициативы (НТИ) «Новые производственные технологии», созданного на базе университета.

Главная цель – получение экономического эффекта

Свои предложения по модернизации технологических процессов на предприятиях ОСК высказал также Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ, на базе которого прошла проектно-аналитическая сессия:

– Нельзя забывать о том, что мотивирует инновационную активность. Главная цель – получение экономического эффекта. В «Корабелке» создан отдел экономики инноваций в судостроении. Мы посмотрели несколько примеров замены тех технологических процессов, которые сейчас используются верфями, на то, что можно сделать на новом уровне развития науки и техники. И получается, что выигрыш экономики увеличивается в несколько раз. Эта эффективность и будет стимулировать руководителей к внедрению инноваций.

Ректор СПбГМТУ напомнил участникам о системе открытых инноваций, когда крупная корпорация приглашает тех контрагентов, в ком она находит нужные компетенции, в ком она вполне уверена, к выполнению существенно для себя важных работ.

– Именно в такой системе открытых инноваций мы видим возможность участия нашего университета непосредственно в выполнении проектов, работ и реализации программы инновационного развития корпорации, – подчеркнул Глеб Туричин.

В рамках мероприятия с докладом на тему «О перспективах развития взаимодействия ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» с группой ОСК при формировании и выполнении заказов Военно-морского флота» выступил главный научный сотрудник НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат технических наук Максим Гаршин. Он отметил, что существующие темпы развития Военно-морского флота определяют высокие требования к формированию корпоративных инновационных сред, и прежде всего к взаимодействию организаций ВМФ и промышленности. Сотрудничество с ОСК, по его мнению, должно охватывать все направления деятельности в области создания оборонной продукции, начиная от образовательного процесса, проведения научной деятельности, маркетинговых исследований и заканчивая формированием программ и планов создания требуемого научно-технологического задела по созданию перспективных кораблей и их вооружения.

Ответные шаги

Отвечая на предложения участников сессии, Алексей Рахманов сказал, что ОСК с удовольствием войдет в консорциум Центра НТИ «Новые производственные технологии» Института передовых производственных технологий СПбПУ (его участниками являются ГК «Ростех», а также ряд высокотехнологичных предприятий и ведущих вузов), чтобы развивать базовые производственные технологии.

Президент ОСК также отметил важность участия «Корабелки» в разработке направлений инновационного развития корпорации:

– Мы пользуемся специалистами, мыслями, идеями и наработками, которые имеются в «Корабелке». Университет стал основным разработчиком ключевой для нас темы, касающейся судового машиностроения, и здесь мы ждем в ближайшее время результата. Нам хотелось бы, чтобы работа по ключевым тематикам получила определенное развитие, и дальше мы бы уже двигались в уникальные сферы, прежде всего это аддитивные технологии. С производственной точки зрения для нас это прорыв, который должен дать реальную экономию в себестоимости производства.

– Эти технологии, предлагаемые «Корабелкой»,– продолжил он,– стали очень интересны коллегам, которые занимаются подводными добычными комплексами. В ближайшее время мы сможем собрать общий консорциум, первый заказ на промышленные установки, которые мы хотим до конца года запустить на «Звездочке» для того, чтобы часть крупногабаритного оборудования, которое изготавливается из высокопрочных сталей, начать делать методом аддитивных технологий.

Другой ключевой темой сессии стала презентация краудсорсинговой платформы ОСК. Платформа создается для привлечения к решению задач по инновационной деятельности широкого круга людей. Она призвана создать возможность для сторонних экспертов как предлагать свои проекты, так и участвовать в обсуждении уже существующих. В перспективе это должно существенно сократить время и затраты на разработку новых продуктов. Представлявший краудсорсинговую платформу ОСК заместитель директора департамента технического развития корпорации Илья Гаранкин отметил, что ее полную интеграцию с системой управления знаниями планируется завершить к концу 2019 года.

Морской флот №3 (2018)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России