Второй «Капитан» коснулся воды - Морские вести России

Второй «Капитан» коснулся воды

14.07.2021

Судостроение

Второй «Капитан» коснулся воды

Фото: «Морские вести России»/Кирилл Воловик

На «Северной верфи» состоялся спуск на воду первого серийного траулера-процессора «Капитан Геллер» проекта 170701. Проект разработали конструкторы отечественного КБ «Наутик Рус». Заказчиком выступает компания «Рыбпроминвест» группы «Норебо». О том, как проходила церемония, рассказывает наш спецкор Кирилл Воловик.

Уникальный траулер

– Морозильный траулер-процессор «Капитан Геллер» проекта 170701 – это первый серийный «рыбак», который корабелы «Северной верфи» спустили на воду. Головной «Капитан Соколов» коснулся воды в августе 2020 года.

Основной район промысла «Капитана Геллера» – Северо-Восточная Атлантика: Норвежское и Баренцево моря, акватория Фарерских островов, Гренландии, Исландии, Норвегии и России. Промысловая задача – вылов трески, пикши и других морских биоресурсов.

Этот проект российского КБ стал одним из самых современных рыболовецких судов мира. Благодаря капсулообразной форме корпуса «рыбак» обладает повышенными мореходными качествами. На первом серийном судне установят уникальную фабрику полной переработки рыбы, которая будет выпускать большой ассортимент продукции, включая разные виды рыбного филе. Современная фабрика позволит обеспечить максимальную свежесть продукта благодаря консервации сырья сразу после вылова, без этапа заморозки.

Такое решение позволяет сохранить вкусовые качества и полезные элементы рыбы, включая большое количество омега-3 жиров и витаминов. Также на морозильном траулере наладят выпуск консервов из печени трески. На судне будет организовано практически безотходное производство, поскольку все будет перерабатываться в рыбную муку.

Подобные суда способны вылавливать до 150 тонн рыбы в сутки и производить качественную рыбную продукцию.

«Капитан Геллер» получит автоматизированную систему паллетирования, которая облегчит трудозатраты экипажа, сократит время выгрузки и предотвратит повреждение готовой продукции. Эффективность такой системы уже опробована холдингом «Норебо» на других судах своего флота.

Траулеры этого проекта будут иметь повышенную энергоэффективность. Это значит, что тепло, которое выделяется при работе главного двигателя, направляется на обогрев помещений. Электроэнергию, выделяемую траловыми лебедками, в режиме рекуперации также смогут использовать для нужд «рыбака», что позволит экономить топливо.

Траулер назван в честь Станислава Иосифовича Геллера (1936-2006), который прошел трудовой путь от матроса до капитана дальнего плавания. Экипажи Станислава Геллера неоднократно становились победителями социалистических соревнований и отмечались знаком «За безаварийную работу».

Серия рыбопромысловых траулеров-процессоров проекта 170701 для «Норебо» состоит из десяти судов.

Основные характеристики проекта 170701:

Длина, м 81,6
Ширина, м 16
Скорость, уз 15
Водоизмещение, т 5500
Мощность главного двигателя, МВт 6,2
Общая производительность, тонн в сутки 150
Производительность по замораживанию, тонн в сутки 100

«Мы выбрали правильного партнера!»

В официальной части церемонии спуска на воду траулера «Капитан Геллер» приняли участие гендиректор «Северной верфи» Игорь Орлов, глава компании «Рыбпроминвест» Денис Старков и зампредседателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Санкт-Петербурга Алексей Яковлев.

Открывая церемонию, генеральный директор «Северной верфи» Игорь Орлов заявил, что сегодня подводится итог большой и очень непростой работы, которая проводилась многие месяцы всеми участниками строительства: проектантом, заказчиком, строителями, регистром, всеми, кто болеет морем, любит его и понимает значимость освоения морских просторов для нашей страны: «Траулер «Капитан Геллер» – уникальный во всех смыслах. И с точки зрения процесса строительства, и тех сложностей, с которыми мы сталкиваемся по ходу работы и, главное, уверен – судно ждет красивое и уникальное будущее! Таких судов в России нет, а теперь первый серийный на воде! В ближайшие месяцы нам предстоит ответственная работа по доведению траулера до надлежащего состояния. Уверен, что уже в начале следующего года «Капитан Геллер» начнет бороздить просторы Мирового океана к удовольствию заказчика, и к нашей гордости!»

В свою очередь, глава «Рыбпроминвеста» Денис Старков подчеркнул волнительность момента – именно спуска на воду второго заказа: «Это действительно событие для нас и вас, потому что судно сделано вашими руками. Хочется отметить, что мы еще раз убедились в том, что наш холдинг для осуществления своих амбициозных задач выбрал правильного партнера. Подтверждение тому – проходящая сейчас церемония. Это не единичный экземпляр, это серия. Траулеры уникальные, и только «Северная верфь» смогла осуществить наши планы!»

Завершал официальную часть церемонии зампредседателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Санкт-Петербурга Алексей Яковлев. По его словам, закладывать и спускать на воду суда и корабли в новом времени стало хорошей традицией для Санкт-Петербурга: «Капитан Геллер» будет в Северной Атлантике добывать рыбные ресурсы для нашей страны и на экспорт. Благодаря корабелам «Северной верфи» нашему городу доверяют строить такие сложные и современные суда».

Испытания – осенью, передача – в начале 2022 года

Руководитель «Северной верфи» Игорь Орлов на пресс-подходе подчеркнул, что сейчас – время невероятно напряженное. У завода, по его словам, четыре сдаточных заказа в 2021 году. Однако верфь планирует сдать пять заказов: два военных корабля, два ярусолова и головной траулер «Капитан Соколов» проекта 170701.

И. Орлов также заявил, что вся работа сопряжена со сложностями и вызовами, но из-за этого и работать на предприятии интересно.

Остается добавить, что про уникальность судна сказано не раз. Но «Капитан Геллер» – первый серийный траулер. И гендиректор в очередной раз подчеркнул это, поделившись впечатлениями от строительства как головного «рыбака», так и серийного. Глава «Северной верфи» связывает уникальность проекта буквально со всем: внешним обликом, технологиями, которые применяются на судне, компоновкой, уровнем оснащенности рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего комплекса, экологичностью и комфортом для экипажа.

Он заявил, что корабелы верфи получают огромное удовольствие от решений, которые реализует заказчик, отметив, что по ходу работы многое приходится уточнять, совершенствовать сам процесс строительства.

Что касается отличий между судами в серии, то их не будет. Единственное, «рыбаки» будут от заказа к заказу становиться лучше, потому что судостроители по ходу серии будут накапливать необходимые компетенции и мастерство.

Известно, что головной траулер «Капитан Соколов» будет передан в 2021 году, и все последующие «рыбаки» в серии будут передаваться с интервалом в полгода.

После спуска на воду на судне закончат формирование корпуса, погрузку и монтаж крупного оборудования, выполнят металлизацию корпуса, начнут изготовление и монтаж трубопроводов. На ходовые испытания отправится осенью этого года.

Любопытным остается момент, связанный со старым флотом холдинга «Норебо». По словам Дениса Старкова, в настоящее время флот компании укомплектован судами с внушительным возрастом. Это-то и стало для них основной причиной строительства нового флота. Как только в состав флота будут приняты новые современные траулеры, холдинг займется списанием старых «рыбаков».

Морские вести России №7 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021