Как устроить арктический рефрижератор - Морские вести России

Как устроить арктический рефрижератор

26.07.2022

Судостроение

 Как устроить арктический рефрижератор

«Суда отражают, а иногда даже предвосхищают до некоторой степени уровень развития человеческой цивилизации. Конструкция судов и искусство мореплавания – это важнейшие ключи к пониманию культуры».
Элизабет Манн-Боргезе. «Драма океана»

Слова из эпиграфа Манн-Боргезе в полной мере отражают актуальность создания многоцелевого арктического рефрижератора типа «Арктик» с учетом требований Полярного кодекса, сложных метеоусловий при плавании по СМП и выполнении программы северного завоза грузов в арктические регионы страны.

Виктор Кот, кандидат технических наук, почетный председатель Севастопольского морского собрания

Что сегодня

Для современной России развитие грузоперевозок через Северный морской путь – одно из приоритетных направлений госполитики по развитию Арктики и СМП. Потому что Севморпуть – это главная судоходная магистраль Арктики, которая представляет собой кратчайшее соединение Дальнего Востока и европейской части страны.

Возможностью использования Северного морского пути в целях торгового мореплавания русские люди занимались более 400 лет назад. В 1720 году Петр I проблему СМП выдвинул в ранг государственной политики. После него этой темой занялся великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

На современном этапе президент России В.В. Путин поставил стратегическую цель – сделать СМП глобальной транспортной артерией в Арктике и резко увеличить ежегодный грузооборот уже к 2024 году до 80 млн тонн. Из каких грузов запланировано складывать эти миллионы тонн, известно – в прессе считали и обсуждали не раз чиновники самых высоких рангов.

Напомню, что в настоящий момент основной объем грузов, перевозимых по СМП, составляют сырьевые товары нефтегазовой и горнодобывающей промышленности. При этом перевозки замороженных и охлаждаемых продуктов занимают мизерную часть грузооборота, так как основная их часть направляется в качестве снабжения в населенные пункты северных регионов страны.

Однако с учетом количества добываемых морских биоресурсов в дальневосточных морях в этом объеме есть огромный потенциал, чтобы занять значительную часть (до 10 млн тонн) грузоперевозок многоцелевыми арктическими рефрижераторами, доставляя по СМП экологически чистые морепродукты Дальнего Востока в европейскую часть России и грузы по программе северного завоза на обратном пути. Но сегодня этого сделать нельзя. Совсем. Потому что уже 20 лет как минимум у современной России арктических рефрижераторов нет.

В то же время многовековая мечта российских первопроходцев открыть круглогодичную навигацию по СМП для сообщения между западом и востоком страны может быть реализована исключительно строительством серии многоцелевых арктических рефрижераторов с высокой ледопроходимостью, маневренностью, мощной энергетической установкой, позволяющей судну работать в экстремальных климатических условиях Арктики и Дальнего Востока, а также отвечающих стандартам Полярного кодекса, Резолюции MSC.385 (94) и МЕРС. 264 (68).

Многоцелевой арктический

Зададимся вопросом, а каким должен быть многоцелевой арктический рефрижератор будущего? Ответ после творческой проработки с «арктическими» капитанами, капитанами промыслового флота Дальнего Востока предпроекта с главным конструктором проекта ООО «ПКБ «Петробалт» Антоном Кошелевым представлен на рис. 1 – «Арктические опции».

Проект судна разрабатывается для соблюдения правил и норм РФ.

Судно будет строиться под флагом России.

Классификационное общество: РМРС.

Класс судна: КМ ARC4 [2] GFS EPP A-Thruster(Е) LI AUT1-ICS (REF) ECO-S BWMP(T) CONT (deck, cargo holds).

Характеристики:

Длина габаритная, не более м       200

Ширина габаритная, не более м   23

Высота борта, м                                14

Энергетическая установка             дизель-электрическая

Мощность главных дизель-генераторов, кВт           ок. 3х7000

Мощность стояночного дизель-генератора, кВт     ок. 1500

Мощность АДГ, кВт         ок. 750

Тип движителей                 винторулевая колонка

Мощность движителей, МВт         2х7,0

Экипаж, чел.       40

Автономность по топливу, суток 40

Автономность по запасам (масло, провизия, вода), суток    60

Количество грузовых трюмов, шт.               4

Объем грузовых трюмов, м3           12 000

Запас топлива не менее, м3             5500

Запас СПГ не менее, м3    2400

Основные арктические опции, которые должны быть реализованы в проекте арктического рефрижератора (ранее в проектах рефрижераторов, строящихся в СССР и современной России, не использовались):

1. Ледовый класс судна от ARC4 до ARC7.

2. Двойной корпус судна.

3. Состав танков двойного корпуса обеспечивает исключение вероятности загрязнения нефтепродуктами хрупкой экосистемы Арктики.

4. Судно двойного действия с ахтерштевнем ледокольного типа и другим оборудованием, обеспечивающим безопасное мореплавание кормой вперед.

5. Ходовой мостик кругового обзора, организованный обогреваемыми рубочными окнами по периметру, включая крылья рулевой рубки.

6. Кормовой пульт судоводителя, позволяющий беспрепятственно управлять судном во льдах при движении кормой вперед.

7. Полубак, закрытый капониром, уменьшающим образование льда на механизмах.

8. Движительные полноповоротные винторулевые колонки типа Azipod ледового класса.

9. Мощная гребная энергетическая установка, обеспечивающая заявленную ледопроходимость и работу двух ВРК по 7 МВт.

10. Использование низкосернистого топлива и СПГ в качестве основного, позволяющее выполнить требования по ограничениям выбросов в атмосферу.

11. Нулевой сброс за борт на всем протяжении СМП, требующий оборудования цистерн сбора сточных и хозяйственно-бытовых вод около 500 м3, также измельченных пищевых продуктов и остатков объемом около 1000 м3. Дополнительно устанавливаются средства, уменьшающие объем мусора, образующегося на борту.

12. Комплект радиооборудования для района А4, обеспечивающего непрерывную связь в полярных широтах.

13. Ледовый радар для сканирования структуры льдов, позволяющий прокладывать оптимальный курс судна в сложных условиях арктических морей.

14. Тепловизионная система, позволяющая обнаруживать белых медведей и людей на льду по курсу движения судна, а также обеспечить увеличенный обзор в условиях полярной ночи.

15. Возможность оборудования площадки и установка дрона ледовой разведки.

16. Грузовые краны (2 шт.) арктического исполнения дополнительно к классически используемым в грузовых операциях грузовым стрелам с грузоподъемностью 40 тонн, на вылете стрелы 40 метров для выгрузки/погрузки контейнеров по программе северного завоза в портах СМП, не оборудованных терминалами.

17. Обогрев устройств и оборудования на открытых палубах, таких как якорно-швартовные лебедки, краны, контейнеры, стеллажи и гидростаты спасательных плотов, спуско-подъемное устройство дежурной шлюпки, двигателей шлюпок и др.

18. Обеспечение всего экипажа арктическими коллективными спасательными комплектами, позволяющими обеспечить обогрев и жизнедеятельность моряка на льду до 5 суток при температуре -45 °С в аварийной ситуации.

19. Модульные провизионные кладовые, использующие для охлаждения продуктов забортную воду, обеспечивающие максимально длительное хранение продовольствия экипажа.

20. Системы поддержания микроклимата в помещениях с экипажем, способные обеспечивать комфортные условия при переходах.

21. Применение биодеградируемых масел механизмов судна.

Безусловно, судно будет соответствовать также всем международным конвенциям (стандартам) для плавания во всех водах Мирового океана в соответствии с требованиями IMO, МОТ, стран США, Австралии и Евросоюза.

Х    Х    Х

Коммерческие опции многоцелевого арктического рефрижератора в данном материале не представлены, они классические, позволяющие перевозить весь спектр рефрижераторных грузов, фруктов, овощей, контейнеров, рефконтейнеров, а также генеральных грузов.

От редакции

В начале года («МВР» № 3) газета уже опубликовала эксклюзивное интервью с автором на эту тему под заголовком «Виктор Кот: чтобы возить рыбу по СМП, нужно строить рефсуда». Уже тогда автор нынешней публикации заявил, что необходимость иметь реффлот в арктическом исполнении обусловлена особенностями большой национальной рыбалки и недостаточностью развития инфраструктуры. В. Кот подчеркивал, что «если сейчас в последний момент нас не услышат в высоких кабинетах и Россия не начнет строить собственный реффлот, не заложит в федпрограммы хотя бы 10-20 рефсудов, идею подхватит и воплотит Китай и будет возить рыбу с Дальнего Востока вместо нас».

И вот не прошло и полгода после публикации интервью, как глава Росрыболовства Илья Шестаков на сессии ПМЭФ-2022 обозначил в числе важных перспектив развития российского флота: в рамках II этапа инвестквот будет стимулироваться строительство реффлота.

– Сейчас почти отсутствуют для рыбопромыслового флота, что очень важно, – это рефрижераторные транспортные суда. Если мы не обновим флот на основных наших бассейнах (Дальневосточном и Северном) на 80% по мощности, чем будем поставлять выловленную, качественную рыбу? Если будем доставлять старыми транспортами (как сейчас. – Ред.), то потеряем качество в этой холодной цепочке. Поэтому за счет второго этапа инвестквот будем стимулировать строительство рефрижераторного флота, – привела слова руководителя пресс-служба Федерального агентства.

Морские вести России №8 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

14.07.2022

Судостроение

15.06.2022

Судостроение

13.05.2022

Судостроение