Танк-контейнерная отрасль на пороге консолидации - Морские вести России

Танк-контейнерная отрасль на пороге консолидации

07.04.2020

Логистика

Танк-контейнерная отрасль на пороге консолидации

14 ноября 2019 года в Москве состоялся первый Международный танк-контейнерный форум (International Tank Container Forum, ITCF), объединивший представителей танк-контейнерных операторов, ремонтных депо, промывочных станций, а также государственных профильных комитетов и структур для обсуждения острых проблем отрасли и выработки путей их решения. Организатором форума выступил журнал «Морские порты», который c начала 2019 года выпускает спецприложение Tank Container World (TCW), освещающее актуальные аспекты развития танк-контейнерного рынка.

Ключевыми темами мероприятия стали: развитие сервисных центров по ремонту и обслуживанию танк-контейнеров, совершенствование нормативно-правовой базы в области танк-контейнерных перевозок, обеспечение безопасности грузов и оборудования при эксплуатации танк-контейнеров, сотрудничество с международными организациями и другие. Красной нитью через обсуждаемые темы прошла идея консолидации отрасли, которая выразилась в необходимости создания объединения или ассоциации, защищающей интересы отрасли и помогающей унифицировать «правила игры» для участников рынка. Не исключено, что итоги форума послужат первым шагом на этом пути.

Галина Музлова

В приветственном слове к участникам форума руководитель проекта TCW Кирилл Болтаев отметил, что параллельно с наблюдаемым в последние годы ростом российского танк-контейнерного рынка появляются новые барьеры и сложности в его развитии, которые касаются обслуживания танк-контейнеров и создания соответствующей инфраструктуры, нормативно-правового регулирования деятельности участников и других аспектов. «Призываю участников форума к открытому диалогу. Убежден, что только совместными усилиями можно добиться эффективного развития отрасли», – отметил представитель организатора.

Рынок сервиса: «болезни роста»

Общий рост рынка танк-контейнерного сервиса в 2016-2019 годах, выражающийся в росте количества депо, моек, произведенных ремонтов и освидетельствований танк-контейнеров, отметил в своем выступлении генеральный директор ООО «Танк-контейнер сервис» (ТКС) Дмитрий Артамонов. «Рынок растет, парки наполняются. В этом поле мы можем спокойно работать и ни с кем не конкурировать – работы всем хватает», – сказал Д.Артамонов.

Сегодня работу компаний, работающих на рынке сервисного обслуживания танк-контейнеров, регламентируют правила Российского морского регистра судоходства (далее – Регистр или РС), где прописаны технические аспекты эксплуатации танк-контейнеров, но не определены принципы экологической безопасности и охраны труда на производстве, необходимость которых особенно ощущается в сфере обработки танк-контейнеров для химических грузов и утилизации отходов производства. Несмотря на то, что компании стараются самостоятельно решать эти вопросы (например, в компании ТКС создана интегрированная система менеджмента на основе нескольких международных стандартов), по мнению Д.Артамонова, необходим отраслевой документ, с предложением по созданию которого компания уже обратилась в Регистр.

В качестве одной из тенденций развития сервисного рынка докладчик назвал снижение цен на услуги, обусловленное удешевлением парка танк-контейнеров. Он отметил, что в этих условиях его компания проводит политику сдерживания цен и призвал других участников рынка взвешенно подходить к вопросу ценообразования и не использовать демпинг.

Как подчеркнул Д.Артамонов, в настоящее время на рынке стабильно работает 7-10 компаний, при этом организация, которая бы их объединяла, отсутствует. Нет в распоряжении участников рынка и обобщенной отраслевой статистики, что существенно затрудняет планирование их деятельности. «При помощи проекта TCW мы хотим выйти на какой-то открытый сайт, где компании смогут выкладывать информацию, на основе которой будет формироваться картина загруженности депо. Это даст возможность компаниям планировать дальнейшую деятельность и давать рынку именно тот объем, который ему нужен», – сказал гендиректор ТКС.

Взаимодействию операторов танк-контейнеров с сервисными депо и депо промывки танк-контейнеров был посвящен доклад технического директора ООО «Спецтрансгарант» Евгения Богданова. По его словам, несмотря на наблюдаемый прогресс в развитии этого взаимодействия, ему присущ ряд недостатков, негативно влияющих на качество предоставляемых услуг и эффективность всего процесса взаимодействия. К таким «узким местам» относятся: несовершенство нормативной базы, определяющей единый подход при взаимодействии между сторонами, разногласия сторон по качеству оказанных услуг, увеличение стоимости услуг в ходе выполнения работ, нарушение сроков проведения работ, несвоевременность предоставления отчетных документов в ходе и по окончании выполнения работ.

Помимо недостатков сервиса, на качество работ оказывают влияние слабое материально-техническое обеспечение предприятий, дефицит квалифицированного персонала и недостаточный внутренний контроль качества выполняемых работ.

В результате названных обстоятельств страдает качество сервиса. Так, например, в 2019 году в ООО «Спецтрансгарант» силами сторонних организаций было промыто свыше 2500 танк-контейнеров, из них перед наливом было забраковано около 200 единиц или 8%. Сервисным организациям, допустившим забраковку, были выставлены соответствующие претензии, однако процент их удовлетворения не превысил 10%.

Выход из сложившейся ситуации Е.Богданов видит в разработке и внедрении единого алгоритма взаимодействия сервисных организаций с операторами, что позволит оптимизировать работу на каждом из этапов – отправка танк-контейнера в депо, приемка на промывку, приемка после промывки, проведение обслуживания и ремонта и отправка из депо.

Высокотехнологичная тара

О новых типах танк-контейнеров, возможностях и перспективах их использования на российском рынке участникам форума рассказал региональный менеджер по России, Прибалтике и странам СНГ компании CIMC TANK Андрей Куприянов. По его словам, российский рынок танк-контейнеров начал развиваться с двадцатилетним опозданием по сравнению с мировым. На начальном этапе страна просто заполняла вакуум, приобретая в основном то, что было дешево, без учета спецификации. Это до сих пор отражается на структуре парка.

Так, новые типы танк-контейнеров, которые активно внедряются в Европе и Китае, сегодня практически не используются в России. К их числу относятся так называемые евротанки, которые отличаются большей шириной по сравнению со стандартными танк-контейнерами, что позволяет увеличить вместимость резервуара или улучшить его термоизоляцию. Почти не задействованы в России и SWAP-танки, использование которых в мире растет быстрыми темпами, не применяются танк-контейнеры битумные, цементные, с гликолевой системой охлаждения и для высокотемпературных грузов. Эти и другие типы танк-контейнеров компания CIMC TANK готова поставлять на российский рынок.

А.Куприянов рассказал об одной из новых разработок CIMC TANK – нессиметричном SWAP-танке, колба которого с одной стороны выступает за габариты, с другой – обрезана по раме. Это сделано для того, чтобы на платформе можно было соединить два танк-контейнера и максимально использовать транспортные мощности. В настоящее время эти танк-контейнеры проходят испытания.

В рамках своего доклада представитель CIMC TANK также отметил, что компания продолжает работу над сокращением сроков покупки своей продукции. «Сейчас в Китае мы работаем над тем, чтобы клиент мог купить танк-контейнер за два часа. Эта возможность будет реализована в самое ближайшее время», – сказал А.Куприянов.

Об опыте другой компании в подготовке танк-контейнеров к перевозке агрессивных жидкостей проинформировал Константин Пискун, менеджер по развитию бизнеса HOYER Group – мирового лидера рынка транспортировки жидких химических грузов. Он отметил, что в настоящее время компания HOYER осваивает российский рынок, где на фоне роста спроса на стандартное оборудование все чаще появляются запросы на специализированные танк-контейнеры.

Для защиты танк-контейнеров HOYER использует два типа защитных покрытий, которые наносятся путем наклеивания и вулканизации (гумирование) и путем напыления (сhemline), позволяя предотвратить коррозию колбы и конструктивных элементов танк-контейнера, а также обеспечить транспортировку продуктов высокой степени очистки (например, продуктов, применяемых при изготовлении микрочипов для компьютерных плат).

При этом К.Пискун предостерег от повторения технических решений HOYER: «Ошибки, допускаемые при попытках самостоятельно нанести покрытия, не позволяют обеспечить защиту танк-контейнера, приводят к повреждению его элементов и образованию коррозии, в результате чего он уже не может эксплуатироваться надежно и безопасно».

Также спикер поделился опытом работы компании по направлению Smart Logistics. «Благодаря оборудованию танк-контейнеров специальными датчиками, через специализированный портал наши клиенты могут отслеживать не только их передвижение, но и параметры – температуру, давление и уровень наполнения», – подчеркнул К.Пискун, отметив готовность компании к внедрению подобных решений и на российском рынке.

Обеспечение безопасности перевозок в танк-контейнерах

Вопросам обеспечения безопасной эксплуатации танк-контейнеров при перевозках жидкого хлора был посвящен доклад исполнительного директора Ассоциации «РусХлор» Бориса Ягуда. Он сообщил, что большая часть аварий происходит в ходе технического процесса и при транспортировке этого ядовитого вещества, при этом наиболее часто неисправность, приводящая к аварии, обнаруживается в области арматуры танк-контейнера.

По мнению Б.Ягуда, сегодня развитие данного сегмента рынка затрудняют такие обстоятельства, как отсутствие единой нормативной базы по всему циклу эксплуатации танк-контейнеров (надзор, сертификация, погрузка, перевозка, разгрузка, сервисное обслуживание, управление отходами), типовых технических решений по безопасному сливу/наливу жидких продуктов и сжиженных газов, требований по унификации конструкций танк-контейнеров от разных производителей и, наконец, отсутствие профессионального объединения с саморегуляцией оптимального оборота танк-контейнеров на российском рынке – ассоциации, представляющей интересы операторов (собственников) танк-контейнеров.

Проблему хищения оборудования с танк-контейнеров и перевозимых в них химических грузов при следовании по железной дороге, что создает угрозу безопасности перевозок и ведет к колоссальным убыткам операторов, поднял в своем выступлении главный инженер ООО «СинтезРейл» Сергей Семенцов. Он привел статистику МВД воровства на железной дороге, основные виды краж, проанализировал их причины, описал портрет участников преступлений, как правило, относящихся к Уголовному кодексу РФ, и предложил консолидировать усилия для борьбы с данным явлением, в том числе обратившись к ОАО «РЖД» и правоохранительным органам (подробнее в статье С.Семенцова «Как бороться с воровством на железной дороге» в этом же номере «МП»).

Об одном из способов предотвращения хищений грузов и обеспечения безопасности перевозок в танк-контейнерах рассказал начальник Департамента электронной техники и технологий ГК «Страж» Олег Сурганов. Производимая компанией интеллектуальная система электронного пломбирования грузов «БигЛок» сочетает в себе механическую пломбу и электронный блок, что позволяет осуществлять дистанционный контроль маршрута движения груза в режиме реального времени, связь с сервисными центрами, а также исключает влияние человеческого фактора на сохранность груза.

По словам О.Сурганова, затраты на единичный цикл электронного пломбирования не превышают 30-40% от стоимости пломбирования механическими устройствами, при этом оператор, использующий такую систему, получает возможность существенно экономить средства. К примеру, по расчетам производителя «БигЛок», эффект от внедрения системы в ОАО «РЖД» составляет 7,5 млрд рублей в год.

Совершенствование нормативно-правовой базы

Выступивший на форуме представитель ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Евгений Пеньевской, проинформировал собравшихся о том, что с 1 октября 2019 года были выпущены и стали доступны в электронном виде новые правила Регистра.

В части танк-контейнеров, во-первых, введен раздел, посвященный использованию контейнеров-цистерн из полимерных композитных материалов (ПКМ), во-вторых, внесены изменения в правила аттестации сварщиков и технологических процессов сварки при ремонте танк-контейнеров. «Изменения коснулись не технической части, а признания документов иных классификационных обществ и компетентных организаций», – уточнил спикер.

Кроме того, на базе регламента Международной танк-контейнерной ассоциации (International Tank Container Organisation – ITCO) Регистром была подготовлена русифицированная и расширенная версия классификации дефектов, возникающих в процессе эксплуатации колбы танк-контейнеров.

В феврале-марте 2020 года Регистр планирует дополнительно расширить эту классификацию, в частности, расписать критерии оценки техсостояния танк-контейнера. «Эти критерии должны быть едиными», – подчеркнул Е.Пеньевской.

О работе Технического комитета 246 «Контейнеры» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в сфере разработки нормативно-правовой базы рассказала председатель ТК 246 Людмила Андреева. Она затронула вопрос создания нового Технического регламента ЕАЭС «О безопасности контейнеров и контейнерных перевозок разными видами транспорта», инициированного комитетом и призванного обеспечить защиту имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Л.Андреева сообщила, что уже определен круг заинтересованных лиц, поддерживающих необходимость разработки техрегламента, и проводится обобщение и уточнение предложений для Минпромторга России на предмет включения их в Программу формирования первоочередных документов в области технического регулирования.

В рамках форума состоялось три секции – «Государственное регулирование», «Сервис и эксплуатация», «Логистика и безопасность перевозок», в ходе каждой из которых прошли обсуждения наиболее актуальных вопросов развития рынка танк-контейнеров и их обслуживания. По итогам мероприятия было принято решение подготовить резолюцию, отражающую основные проблемы отрасли и предложения по их решению.

Морские порты №9 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ