Перевозки СУГ в танк-контейнерах: узкий рынок с потенциалом - Морские вести России

Перевозки СУГ в танк-контейнерах: узкий рынок с потенциалом

28.09.2020

Логистика

Перевозки СУГ в танк-контейнерах: узкий рынок с потенциалом

Фото: Hardytank.ru

Объем транспортировки сжиженных углеводородных газов (СУГ) по железной дороге в России составляет 17 млн тонн в год. Из этого объема, по оценкам участников рынка, в танк-контейнерах перевозится не более 0,7-0,8 млн тонн СУГ, то есть уровень контейнеризации перевозок в данном сегменте составляет всего 4%.

Заметных стимулов к наращиванию объемов таких перевозок нет, ведь согласно действующим тарифам транспортировка СУГ вагонами-цистернами обходится гораздо дешевле. Вместе с тем, у этого сегмента рынка есть потенциал для дальнейшего развития – он связан с развитием отечественной нефтехимической отрасли и мультимодальных, в том числе экспортных, перевозок. За счет реализации новых проектов в этих сферах парк танк-контейнеров для перевозки СУГ может вырасти в 2-3 раза уже к 2025 году.

Татьяна Дмитриева

Рынок и его игроки

По состоянию на июнь 2019 года парк газовых танк-контейнеров, занятых в перевозках СУГ, в России составлял порядка 6000 единиц. Это около трети российского парка танк-контейнеров (18,1 тыс. единиц).

Если говорить о доле перевозок этим видом тары в общем объеме транспортировки СУГ по сети российских железных дорог, то показатели будут более скромными: из 17 млн тонн СУГ на перевозки в танк-контейнерах приходится около 0,7 млн тонн, то есть уровень контейнеризации данного сегмента составляет около 4%.

«Рынок перевозок СУГ можно разделить на два независимых сегмента: рынок перевозки газомоторного топ-

лива, включая поставки для нужд ЖКХ, и поставки СУГ в качестве сырья на химические предприятия», – отмечает генеральный директор ООО «СпецТрансКонтейнер» Борис Борисов.

По его словам, в первом случае емкость и динамика рынка определяются исключительно уровнем потребительского спроса, на который, в свою очередь, влияет соотношение цен на бензин и газомоторное топливо. Во втором случае емкость рынка ограничена производственными мощностями химических предприятий и определяется объемами производства. Например, по данным «Аргус Медиа», отгрузки пропан-бутановой смеси с дочернего предприятия «СИБУРа» «Няганьгазпереработка» в январе 2020 года выросли на 1,5 тыс. тонн по сравнению с декабрем 2019 года, что объясняется увеличением выработки продукта.

На рынке перевозок СУГ сегодня работают несколько компаний – «Неф-техимическая транспортная компания» (НХТК), «Роза мира» (трейдер ГК «Березка Газ»), «Спецтрансгарант» (СТГ), «СпецТрансКонтейнер» (СТК), а также аффилированные с предприятиями нефтехимической отрасли компании (табл. 1). Рынок отличается значительной концентрацией – на тройку лидеров приходится 90% парка танк-контейнеров. И рынок можно охарактеризовать как динамичный и активно формирующийся.

Таблица 1. Крупнейшие операторы танк-контейнеров в перевозках СУГ и объемы перевозок

Компании

Объем перевозок в 2019 г., тыс. тонн

Динамика по сравнению с 2018 г.

Парк танк-контейнеров на июнь 2019 г., ед.

«Нефтехимическая транспортная компания»

534,9

+17%

1854

«Роза мира»

108,3

+8%

1200

«Спецтрансгарант»

41,2

-9%

1732

«СпецТрансКонтейнер»

35,1

в 8 раз

23

Аффилированные компании

8,2

-65%

н.д.

Прочие

6,9

-2%

1319

Всего

6128

Источник: данные и оценки участников рынка.

Лидер отрасли – компания НХТК была создана в октябре 2018 года крупнейшей в России интегрированной нефтехимической компанией «СИБУР» и одним из ведущих железнодорожных операторов «СГ-транс» для организации перевозки СУГ. Акционеры владеют долями в НХТК на паритетной основе.

На рынке появляются новые игроки: так, в августе 2019 года было объявлено о создании «Танк-контейнерной нефтехимической компании» (ТНК), предлагающей услуги в том числе по перевозке СУГ в танк-контейнерах. Согласно планам, к 2025 году парк компании составит до 4 тыс. единиц собственных танк-контейнеров, включая газовые, которые будут задействованы в перевозках по территории России, стран СНГ и Балтии.

Также стоит сказать об объединении в 2019 году «СГ-Транса» – крупнейшего российского оператора газовых цистерн – и СТГ – одного из первых танк-контейнерных операторов в России.

Своя ниша

По мнению Б.Борисова, потенциал развития рынка перевозок СУГ сильно ограничен тем, что танк-контейнеру тяжело конкурировать по цене с вагоном-цистерной, а в мультимодальных перевозках приходится конкурировать и с автотранспортом.

«Газы энергетические (сжиженные углеводородные) относятся к первому тарифному классу. Плюс предоставление вагона-цистерны стоит дешевле, чем перевозка трех танк-контейнеров комплектом на 60-футовой платформе. В тарифном плане перевозки СУГ в танк-контейнерах всегда будут дороже, чем в вагонах», – объясняет Б. Борисов. Поэтому он считает, что танк-контейнеры наиболее востребованы исключительно при мультимодальных перевозках, то есть там, где и должен работать танк-контейнер.

«Речь идет, прежде всего, о поставках газомоторного топлива на сеть АГЗС. А также при проектных перевозках там, где нет железнодорожных подъездных путей к местам погрузки или выгрузки», – отмечает гендиректор «СпецТрансКонтейнера».

А вот что говорит об использовании танк-контейнеров при перевозках СУГ исполнительный директор ГК «Березка Газ» Андрей Непомнящий: «В целом закономерность такова: при перевозке СУГ одним видом транспорта – железнодорожным, автомобильным или морским – танк-контейнер проигрывает узкоспециализированным вагону-цистерне, автоцистерне и танкеру соответственно. Но по мере увеличения количества перевалок выгода от использования танк-контейнера на всем маршруте растет».

По словам А.Непомнящего, весь объем СУГ, отгружаемый ГК «Березка Газ» по железной дороге, составляет около 120 тыс. тонн и перевозится в танк-контейнерах, что обусловлено в первую очередь удаленностью производства СУГ от железной дороги.

На сегодняшний день парк танк-контейнеров компании «Роза мира» – трейдера ГК «Березка Газ» – составляет 1200 единиц. Практически все они используются в рамках функционирования единого производственно-логистического комплекса, в аренду сдается не более 10% парка.

Все танк-контейнеры были изготовлены по специальному проекту на заводах Группы ОМЗ – ООО «Глазовский завод «Химмаш» и ПАО «Уралхиммаш». На данный момент используются только 20-футовые танк-контейнеры Т50. Применение 30- и 40-футовых танк-контейнеров экономически неэффективно, что объясняется особенностями их технической эксплуатации. Для обслуживания парка танк-контейнеров в компании создана собственная ремонтная служба. При перевозках по железной дороге используются фитинговые платформы, предоставляемые компанией СТК.

«Чтобы в данной ситуации использовать вагоны-цистерны (и соответственно получить более низкий железнодорожный тариф для перевозок), пришлось бы строить газонаполнительную станцию (ГНС). Но перевозки в вагонах-цистернах с учетом окупаемости ГНС обходились бы на порядок дороже по сравнению с использованием танк-контейнеров, и это перекрыло бы все выгоды от тарифа», – говорит А. Непомнящий.

Та же закономерность, по его словам, работает и со стороны потребителя СУГ – применение танк-контейнеров позволяет обходиться без ГНС и экономить на «последнем плече» поставок, при этом имеется возможность максимально близко подойти к конечному потребителю при помощи автотранспорта. «Можно констатировать, что на сегодняшний день в центральной России танк-контейнеры занимают значительную долю рынка, в некоторых регионах эта доля превышает 50% от всего поступающего в регион газа», – говорит исполнительный директор «Березка Газ».

Похожих оценок по вопросу ниши использования танк-контейнеров придерживаются в «СГ-Трансе». «В северных районах страны, где идет добыча ПНГ, строить железную дорогу очень дорого. Поэтому продукцию везут «танки» как по зимнику, так и по асфальту, а затем их переставляют на железную дорогу», – отмечает генеральный директор АО «СГ-транс» Сергей Калетин в одном из недавних интервью.

Перспективы роста

«Перспективы роста рынка перевозок СУГ в танк-контейнерах мы связываем исключительно с вводом новых мощностей в нефтехимической отрасли, – говорит гендиректор СТК Б.Борисов. – В сегменте газомоторного топлива, несмотря на внедрение различных программ по переводу муниципального транспорта и транспорта крупных государственных компаний на газ, пока не наблюдается какого-то устойчивого роста».

При этом нужно отметить, что СТК наращивает парк специализированных газовых контейнеров. Так, в рамках реализации утвержденной инвестиционной программы в феврале 2020 года компанией была приобретена партия танк-контейнеров типоразмера 22К8, UN Т50 для перевозки неохлажденных сжиженных газов в международных и внутренних смешанных перевозках автомобильным, железнодорожным, речным и морским транспортом.

«Сейчас доля собственных танк-контейнеров типа UN Т50 для перевозки неохлажденных сжиженных газов в парке «СпецТрансКонтейнера» незначительна и составляет менее 50 единиц. Поэтому пока мы сдаем эти танк-контейнеры в аренду нашему партнеру. Бизнес-практика показывает: для того чтобы комплексно обес-печивать потребности грузоотправителей на этом рынке, необходим парк не менее 200 единиц», – поясняет Б. Борисов. «Сегодня перевозки СУГ в танк-контейнерах – это фактически проектная ниша, и она на сегодняшний день занята. Ее дальнейшее расширение будет напрямую связано с появлением новых проектов», – считает А.Непомнящий. По его словам, ГК «Березка Газ» планирует развитие нескольких проектов, где могут быть задействованы порядка 2,5-5 тыс. новых танк-контейнеров для перевозки СУГ. Соответственно, только за счет реализации этих проектов парк танк-контейнеров для перевозки СУГ в России может вырасти примерно вдвое.

Еще одна ниша для расширения использования танк-контейнеров при поставках СУГ связана с требованием потребителя к высокой чистоте СУГ, и она также будет расширяться. Это, по мнению А.Непомнящего, объясняется тем, что использование танк-контейнеров позволяет избежать процесса компаундирования, происходящего на ГНС, что обеспечивает гарантированную чистоту газа.

Наконец, расширение парка танк-контейнеров для перевозки СУГ может быть связано с развитием экспортных проектов. Так, в экспертной проработке АО «Российский экспортный центр» совместно с РЖД находится весьма амбициозный проект организации и осуществления перевозок маршрутом из России и Казахстана в страны Центральной и Западной Европы.

Компания-оператор планирует комплектацию парка собственных танк-контейнеров с его увеличением из расчета графика – по 200 единиц ежемесячно. К концу 2022 года планируется довести количество танк-контейнеров до проектной мощности 5 тыс. единиц. Отгрузку из России и Казахстана предполагается производить контейнерными поездами по пятьдесят 60-футовых платформ, по три танк-контейнера на одной платформе.

Начало перевозок и формирование маршрутов планируется начать в III-IV квартале 2020 года, сам же проект рассчитан на срок более 20 лет. Рассматриваются два основных маршрута следования танк-контейнеров: через порт Санкт-Петербург железнодорожным транспортом и далее морем в Роттердам и железнодорожным транспортом Россия – Брест – страны ЕС.

По оценкам «Российского экспортного центра», реализация данного проекта будет зависеть от возможностей оптимизации взаимодействия различных видов транспорта при смешанных перевозках под управлением единого логистического оператора, а также от установки согласованных сквозных тарифов на мультимодальные и транзитные железнодорожные перевозки и сквозных ставок в смешанных сообщениях.

Морские порты №4 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ