Формирование опорной сети транспортно-логистических центров - Морские вести России

Формирование опорной сети транспортно-логистических центров

30.09.2020

Логистика

Формирование опорной сети транспортно-логистических центров

Фото: ОАО РЖД

В статье анализируется состояние отечественного рынка логистических услуг, оценивается, на каком месте находится логистика в России по сравнению с другими странами. В качестве перспективного пути развития логистики рассматривается формирование опорной сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Исходя из функционала транспортно-логистических центров в статье сформулированы структурно-планировочные требования к объектам их инфраструктуры, требования к информационно-аналитическому обеспечению. Также приведены примеры удачных логистических решений в России, в частности в Калининградской области. Между тем, несмотря на свою специфику, логистика любого региона развивается в рамках общей национальной концепции, оформленной в виде федерального проекта «Транспортно-логистические центры».

Е.Ю. Васильева, старший преподаватель кафедры «Менеджмент и инновации» НИУ МГСУ;

И.С. Полякова, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и инновации» Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ)

Рейтинг эффективности логистики в России

Анализ состояния сферы логистики показывает, что позиции России по сравнению с другими странами к настоящему времени невысокие. Так, по версии Всемирного банка общая позиция РФ в рейтинге эффективности логистики в 2018 году (Logistics Performance Index, LPI 2018) – 75-е место из 160 стран.

Основные составляющие логистического индекса – «пользовательские» оценки работы таможни, состояния инфраструктуры, международных перевозок, качества логистики и логистических компетенций, возможнос-тей отслеживания движения грузов и своевременности доставки. И если рассмотреть этот показатель детально, то по таможенным услугам наша страна занимает 97-е место, по качеству логистических услуг – 71-е, международные перевозки ставят Россию на 96-е место, на 97-м месте находится контроль за движением груза. Выше оцениваются только инфраструктура – 61-е место и пунктуальность – 66-е место.

Общая сумма баллов по LPI в 2018 году, набранная Россией, – 2,76. У Германии, которая в нынешнем, как и в предыдущем рейтинге, занимает первое место, LPI составляет 4,20 (это снижение по сравнению с 4,23 в 2016 году). Высший балл в Logistics Performance Index – 5.

Динамика показателей LPI для России отображена на диаграмме (рисунок 1). Как видим, только по одному показателю – «отслеживание грузов» – в 2018 году был достигнут незначительный рост. Рост показателей отмечался в 2017 году, но эта тенденция не была закреплена.

Рис. 1. Россия в рейтинге Всемирного банка по показателям Logistics Performance Index в 2016-2018 гг.

В сложившейся ситуации в нашей стране имеют место очень высокие логистические издержки в ВВП – 16,1%. По этому показателю Россия опережает Китай (14,5%) и Индию (13%), но значительно проигрывает развитым странам. Для сравнения: средний мировой показатель составляет 10,9%, а в таких странах, как Германия, Япония и США, он колеблется от 8,2% до 8,8%. Так что проблема повышения эффективности деятельности отечес-твенного рынка логистических услуг актуальна для России.

Задачи государства по развитию логистики

Направление развития логистичес-кого отечественного рынка нашло свое место в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в пункте 15А которого говорится о необходимости формирования узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров (ТЛЦ). В основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года в пункте 1.2.1.1 также указано на необходимость создания опорной сети узловых мультимодальных ТЛЦ.

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года включает в себя федеральный проект «Транспортно-логистические цент-ры». Создание опорной сети ТЛЦ предусмотрено и Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года.

Целью федерального проекта является формирование к 2024 году опорной сети ТЛЦ суммарной мощностью не менее 51,6 млн тонн (нарастающим итогом с 2019 года), которая позволит обеспечить рост средней коммерчес-кой скорости товародвижения на железнодорожном транспорте к 2024 году до 440 км в сутки.

Для реализации поставленной в проекте цели необходимо решать ряд задач, которые в свою очередь будут оцениваться по соответствующим целевым показателям. Так, формирование узловых грузовых мультимодальных ТЛЦ будет оцениваться по количеству введенных в эксплуатацию ТЛЦ, их суммарной мощности, а также по средней коммерческой скорости товародвижения на железнодорожном транспорте.

Формирование единой цифровой транспортно-логистической среды будет контролироваться по количес-тву цифровых сервисов, реализующих взаимодействие «хозяйствующие субъекты – хозяйствующие субъекты», «государство – государство», а также «орган госвласти – хозяйствующие субъекты». В свою очередь для системы развития и повышения эффективности использования международных транспортных коридоров (МТК) важно количество маршрутов МТК.

Что еще очень важно, в федеральном проекте четко определились с терминами, такими как транспортно-логистический центр (ТЛЦ), опорная сеть (ОС), железнодорожный порт (ЖП), сателлит, транспортно-технологическая система (ТТС), оптово-распределительный центр (ОРЦ), производственно-логистический комплекс (ПЛК). Единое понимание и обозначение структур, безусловно, облегчат работу по оказанию логистических услуг и повысят их эффективность.

Опорную сеть сформируют ТЛЦ в 12 регионах Российской Федерации: 5 ТЛЦ в Московской агломерации, 2 ТЛЦ в Санкт-Петербургской агломерации, а также в Краснодарском крае, Приморском крае, Республике Татарстан, Республике Бурятия, Нижегородской, Ростовской, Калининградской, Самарской, Новосибирской и Свердловской областях.

Функционал ТЛЦ

Функционал ТЛЦ включает в себя прежде всего обеспечение инфраструктурной возможности организации регулярного контейнерного, контрейлерного и грузового скоростного сообщения. Кроме того, предполагается организация хранения и складской обработки грузов, в том числе сортировка, фасовка, упаковка, маркировка, комплектование и доставка смешанных заказов в торговые сети, предпродажная подготовка, проверка качества, управление запасами, крупноузловая сборка, обратная логистика и др.

Планируется, что основные ТЛЦ будут работать по единым стандартам и терминально-складским технологиям, чтобы принимать и обрабатывать полносоставные (71 условный вагон) поезда без разрыва состава, а также инновационный подвижной состав для интермодальных и скоростных перевозок грузов. Движение грузовых поездов должно быть организовано по твердым ниткам графика, включая терминальное и таможенное обслуживание в сообщении «терминал – терминал»1. Отсюда вытекают высокие требования к объектам инфраструктуры ТЛЦ (таблица 1).

Табл. 1. Структурно-планировочные требования к объектам инфраструктуры ТЛЦ

Технологические объекты ТЛЦ

Длина фронта погрузки / выгрузки, м

Рекомендуемые параметры

Число фронтов

Размеры участка, м

Площадь участка, га

Зона таможенного оформления

-

-

180 х 120

2,2

Зона таможенного оформления

-

-

180 х 120

2,2

Контейнерный терминал

1050

3-6

1150 х 120

13,8

Контрейлерный терминал

1050

1-2

1250 х 120

15,0

Терминал скоростного сообщения

620

1-2

1000 х 120

12,0

Терминал крупногабаритных и тяжеловесных грузов*

250

1-2

250 х 60

1,5

Деловой центр, объекты административно-хозяйственного назначения

-

-

25,0

Универсальный складской комплекс

*

*

30

Всего:

100

* - опционально.

Информационно-аналитическое обеспечение логистической деятельности с использованием инфраструктуры ТЛЦ для грузоотправителя и грузополучателя включает в себя такие сервисы, как авторизация, оформление договоров в электронной форме, бронирование, оплата перевозок и сопутствующих услуг, взаиморасчеты, статус выполнения перевозки, мониторинг режимов доставки.

Интегрированная АСУ ТЛЦ обеспечивает электронное таможенное декларирование (ФТС России), оформление заявок электронных документов, осуществление взаиморасчетов (ОАО «РЖД»), заявки на услуги ТЛЦ (данные об исполнителях, отчеты, мониторинг, терминальные операторы).

Цифровые сервисы позволят вести деятельность не только на территории России, но и включить ее в мировое транспортное пространство. В результате будет создано единое информационное поле для совместного использования заинтересованными ведомствами данных мониторинга о транзитных перевозках с использованием средств электронной идентификации, обеспечивающих контроль за перевозками в режиме онлайн2.

Процесс формирования узловых мультимодальных ТЛЦ предполагает меры поддержки со стороны государства как финансовые, так и нефинансовые. Предполагается софинансирование со стороны бюджетов различных уровней для создания и развития внешней по отношению к ТЛЦ железнодорожной и автодорожной инфраструктуры.

При принятии соответствующих решений Правительством РФ будет субсидирована процентная ставка по кредитам инвесторам ТЛЦ. Что очень важно – будет обеспечена административная поддержка при наделении необходимыми земельными, инженерными и другими ресурсами, а также оказана помощь в привлечении национальных институтов развития.

К 2020 году должна быть сформирована генеральная схема развития сети ТЛЦ с параллельным формированием перечня мер господдержки. В период 2021-2022 годов сложится портфель инвестиционных проектов. К 2023 году предполагается создание опытного участка сети с тем, чтобы в реальном режиме оценить его работоспособность для окончательного ввода в эксплуатацию опорной сети ТЛЦ в 2024 году. От опорной сети ТЛЦ ждут многого: повышения конкурентоспособности производителей, в том числе на внешних рынках, укрепления кооперационных связей, укрепления связности территории РФ, роста деловой активности, повышения качества жизни и т.д.

Пример Калининградской области

Безусловно, с реализацией федерального проекта по формированию опорной сети ТЛЦ логистика в России перейдет на новый, более высокий уровень. Но и сегодня в российской практике есть примеры удачных логистических решений. Особенно интересны в этом отношении регионы, которые по определению ориентированы на транспортно-логистическую деятельность. К таким относится Калининградская область с ее транспортным комплексом3.

Сочетание морского порта, открытого Европе, и железной дороги, связывающей регион с территорией страны с продолжением в Азию, дает Калининградской области большие преимущества в логистическом отношении.

Калининградская железная дорога имеет очень хорошую динамику: за 8 месяцев 2019 года погрузка в целом выросла на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составила 1,98 млн тонн. Рост по основной номенклатуре еще более значительный: перевозки автомобилей выросли на 12,9%, грузы в контейнерах – на 25,1%, импортные грузы – в 26,6 раза.

На последней позиции стоит остановиться особо, поскольку она связана с поставками грузов из Китая (товары народного потребления, бытовая техника) в 40-футовых контейнерах. Для реализации этого интересного направления разработан вариант ускоренной доставки контейнеров в/из Китая за 9 дней. Преимущества нового железнодорожного сервиса не вызывают сомнения: помимо скорости доставки, отправки ведутся регулярно, они конкурентоспособны по стоимости, груз отслеживается через клиентский офис, грузы доставляются от «двери до двери». Предварительная проверка документов на границе также ускоряет процесс доставки.

В развитие темы планируется запус-тить контрейлерный транспортный коридор от Калининграда до Забайкальска за 8 дней и маршрут Калининград – Москва. Контрейлерные перевозки не нуждаются в рекламе: выгодоприобретателями являются не только государство, бизнес, но и население.

Помимо экономических преимуществ, связанных со снижением транспортных издержек, повышением скорости, важен и экологический эффект, так как снижаются выбросы газов в атмосферу. Для развития контрейлерных перевозок за основу взята Концепция организации контрейлерных перевозок РЖД, разработанная в декабре 2011 года. Планируется организовать регулярные маршруты контрейлерных поездов, курсирующих с использованием инфраструктуры опорной сети ТЛЦ.

На территории Калининградской области уже действуют ТЛЦ «Калининград» и «Черняховск», работающие с различными видами грузов как в контейнерах, так и в вагонах. Здесь оказываются все виды таможенно-брокерских услуг, а зонами обслуживания является практически вся Европа (Роттердам, Гамбург, Антверпен, Вена и т.д.).

Таким образом, правомерно сделать вывод о том, что ТЛЦ в России развиваются и можно предполагать, что они со временем создадут полноценную национальную опорную сеть, способствуя решению проблемы эффективности логистических услуг в стране.

1. Кудрявцева Е. Терминалы ускорят доставку // Гудок, №101 (26710) от 11.06.2019.

2. Полякова И.С., Чибисова Е.Ю. Векторы оптимизации, изменения, происходящие на российском рынке логистических услуг // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №4-1 (69). – С. 816-819.

3. Степанюк Л.П. Организация регионального ТЛК в интересах развития Калининградской области как геостратегической территории Российской Федерации // Материалы Балтийского транспортного форума, 11-12 сентября 2019 г.

Морские порты №4 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ