На цифровом пути к «бесшовной» логистике - Морские вести России

На цифровом пути к «бесшовной» логистике

07.07.2022

Логистика

Государство развивает электронную систему документооборота между грузовладельцами, перевозчиками и федеральными органами исполнительной власти

В апреле текущего года в Москве прошла 26-я международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia. В рамках деловой программы состоялась Международная конференция для грузовладельцев и перевозчиков «ТрансРоссия», одним из мероприятий которой стала стратегическая сессия «Вперед к мультимодальности: электронный документооборот». На этой сессии представители государства и бизнеса обсудили текущее состояние логистики перевозок и основные проблемы при переходе участников рынка на электронный документооборот.

Майя Керн

В 2021 году Минтранс России разработал и утвердил Стратегию цифровой трансформации транспортного комплекса и логистики. Одна из главных целей, зафиксированных в документе, – обеспечение «бесшов-ных» мультимодальных грузоперевозок, не испытывающих временных или денежных потерь при перевозке груза разными видами транспорта. По оценкам экспертов, достижение данной цели возможно только в том случае, если будет налажен юридичес-ки значимый электронный документооборот между грузовладельцами, перевозчиками и государственными органами.

Все изменится в сентябре

Год назад была создана государственная информационная система электронных перевозочных документов, ГИС ЭПД, главной задачей которой является организация юридически значимого документооборота между всеми участниками логистической цепочки.

О том, на каком этапе развития ГИС ЭПД находится сейчас, рассказал заместитель директора Департамента цифрового развития Минтранса России Ян Комаха. По его словам, в 2020 году министерство провело эксперимент по внедрению двух электронных перевозочных документов: транспортной накладной и путевого листа. В нем приняли участие ФНС, УВД и более 50 перевозчиков в 21 субъекте РФ. Эксперимент был признан успешным. В итоге с 2022 года у автомобильных перевозчиков появилось законодательно закрепленное право использовать электронную транспортную накладную вместо бумажной.

Следующим этапом стало создание системы ГИС ЭПД. По замыслу Минтранса, система станет ядром государственного суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов».

ГИС ЭПД была создана в конце 2021 года, и тогда же начался этап ее опытной эксплуатации, в которой участвовали пять крупных операторов электронного документооборота. Именно они, по задумке разработчиков, будут обеспечивать взаимодействие бизнеса с системой.

«Мы отрабатывали возможность передачи данных и механизм подключения операторов к системе. Все прошло успешно. Уже в мае этого года мы планируем ввести систему в эксплуатацию, будем подключать новых операторов к ней, чтобы к 1 сентября она начала работать в «боевом» режиме. Тогда перевозчики смогут в добровольном порядке оформлять транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость в электронном виде. Мы начали с автомобильного транспорта, потому что он объединяет больше всего участников. Но к 2024 году планируем расширить систему на все виды транспорта», – сообщил Я. Комаха.

В дальнейшем Минтранс планирует расширить перечень документов, которые можно будет подавать в электронном виде. Сейчас министерство готовит подзаконные акты, приравнивающие электронные документы, загруженные в ГИС ЭПД, к бумажным. Уже изданы постановления правительства, описывающие технические требования к оператору электронных перевозочных документов, правила ведения реестров операторов и включения юридических лиц в этот реестр. В финальной стадии находится работа над главным документом – Порядком обмена электронными перевозочными документами и сведениями из них.

Таким образом, с 1 сентября 2022 года электронный документооборот станет возможным на автомобильном транспорте в добровольном порядке, а к 2024 году к системе подключат и другие виды транспорта. Например, сейчас Минтранс ведет переговоры с РЖД о передаче железнодорожных документов в электронном виде через ГИС ЭПД.

Трудности перехода

Участники рынка высказывали опасения, что ГИС ЭПД станет просто электронным реестром документов, не имеющих юридической силы. Я.Комаха утверждает, что это не так и что использование системы позволит перевести и взаимодействие с государственными контрольно-надзорными органами в электронный вид.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос с коллегами из ГИБДД и Минцифры по поводу контрольно-надзорной деятельности сотрудников ДПС на дорогах. Мы будем закладывать механизм применения QR-кодов, отрабатывать минимальный набор данных, который необходим для проверки всех документов на груз», – добавил Я. Комаха.

Кроме того, в планах Минтранса – сделать возможной подачу электронных документов в ФТС России через ГИС ЭПД. Это может быть непросто, потому что у ФТС давно существует своя электронная система взаимодействия с участниками ВЭД, которая развивалась независимо от других государственных систем электронного документооборота. Поэтому представители ФТС выражают некоторую обеспокоенность по поводу того, как будет произведена интеграция электронных сервисов.

Как рассказала начальник отдела разработки перспективных таможенных технологий ФТС России Оксана Долгих, Служба работает над внедрением электронного документооборота на протяжении последних 20 лет. Начиналось все с простых электронных копий грузовых таможенных деклараций, а сейчас ФТС принимает в электронном виде несколько сотен наименований документов. Разработаны формы документов, порядок обмена ими и принятия решений по ним. Действует собственная система электронного документооборота, которая позволяет пропускать в автоматичес-ком режиме, без участия инспектора, каждую третью декларацию на товар.

О.Долгих считает, что внедрение системы электронного документо-оборота ценно само по себе, поскольку исключает контакт между участниками ВЭД и государственными органами, снижает коррупционные риски и ускоряет принятие государственных решений в отношении перемещаемого груза.

В качестве примера она привела электронный документооборот с таможней на морском транспорте. Сегодня система работает таким образом, что позволяет более чем в 50% случаев исключить хождение инспектора на морские суда при оформлении груза. То есть служба обрабатывает товары и транспортные средства в морском пункте пропуска, не выходя на прямой контакт.

«Но и у нашей системы электронного документооборота есть пределы. Мы натыкаемся на барьеры при взаимодействии с другими государственными органами. Чтобы обеспечить «бесшовную» логистику, нужно преодолеть эти барьеры на национальном уровне и выйти на наднациональный. Сейчас перед создателями ГИС ЭПД стоит сложная задача не с нуля выстроить электронный документооборот, а интегрировать в систему элементы, которые уже наработаны другими федеральными органами. Мне кажется, здесь очень важно не перечеркнуть уже достигнутые результаты», – подытожила О. Долгих.

В свою очередь разработчики ГИС ЭПД считают, что интеграция электронных сервисов разных федеральных органов в единую информационную систему вполне возможна. Они подчеркивают, что работа над сервисом с первых дней велась в тесной связке с федеральными службами и с крупнейшими операторами электронного документооборота, которые первыми заявили о готовности принять участие в работе системы.

По словам исполнительного директора дирекции цифровых решений для госсектора ПАО «Сбербанк» Олега Виниченко, сегодня к ГИС ЭПД уже присоединились семь операторов электронного документооборота, которые в общей сложности занимают от 60% до 80% российского рынка. К сентябрю, когда начнется эксплуатация системы, число участников вырастет примерно до двух десятков.

«Думаю, что в дальнейшем рынок достаточно хорошо отреагирует на появление системы. По моим оценкам, к началу следующего года до 20% тех, кто подключен к электронному документообороту, будут подавать накладные в электронном виде. С марта 2023 года появится возможность подавать в электронном виде и путевые листы. А это значит, что в рамках риск-ориентированного подхода при контрольно-провизорной деятельнос-ти и ФНС, и ФТС, и ГИБДД смогут получать эти данные, не запрашивая их у подконтрольного субъекта, а получая их непосредственно из самой системы. Мне кажется, в текущий момент это очень правильно», – сказал О. Виниченко.

Бизнес поддержит проект

Позицию бизнеса по поводу внед-рения ГИС ЭПД высказала Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ). Она считает, что система могла бы решить три задачи: ускорение обмена документами между участниками логистических цепочек, формирование здоровых отношений между перевозчиками и государственными органами и «обеление» отрасли автомобильных перевозок.

Автомобильный транспорт – самый высокофрагментированный сегмент всей транспортной отрасли. 75% участников рынка – это мелкий и средний бизнес. Нужно помочь им перейти на электронный документооборот, иначе весь процесс не будет иметь смысла, потому что передача информации по всей логистической цепочке прервется.

«Отдельные компании, работающие на рынке, внедряют электронный документооборот, но он не выходит за контур предприятия. Единая государственная система позволила бы разным участникам процесса быстрее обмениваться документами для более оперативных взаиморасчетов. Это очень важно сейчас, потому что вся товаропроизводящая цепь, особенно транспортные компании, работает по 100%-процентной предоплате. Для нас очень важно оперативно получать оплату за свои услуги», – считает О.Федоткина.

Также, по оценкам экспертов, важным моментом является и внедрение QR-кодов для проверки грузов на дорогах. Никаких законодательных препон для этого не осталось: даже в ПДД теперь закреплена возможность перевозчика предоставлять документы на груз в электронном виде.

«Крупнейшие перевозчики, которые сейчас будут переходить на электронный документооборот, должны работать в максимально комфортных условиях. У них не должно быть дополнительных затрат, ни временных, ни экономических, на то, чтобы дублировать одни и те же данные в электронном виде и на бумаге», – подчеркнула О. Федоткина.

Следующим этапом, считает эксперт, должно стать внедрение единых стандартов передачи данных не только внутри страны, но и на наднациональном уровне и на всех видах перевозки. Только так можно будет создать «бесшовную» логистику, о которой так много говорят.

Конечно, это задача не на один год. О том, как в последние восемь лет пытались наладить «бесшовные» перевозки по маршруту Россия – Китай, рассказала Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА».

Компания «ОТЛК ЕРА» – это единственный интеграционный проект в пространстве Евразийского союза в сфере транспорта. Акционерами компании на паритетных началах являются три железные дороги – российская, белорусская и казахстанская.

«Железная дорога является одним из самых сложных технологических видов транспорта. Любая трансграничная перевозка – это взаимодействие как минимум двух перевозчиков. На маршруте нашей компании их, как правило, пять или шесть. Поэтому, когда мы говорим о переходе на безбумажные технологии, мы должны понимать, что нужно обеспечить возможность применения электронной железнодорожной накладной каждому из участников цепочки. В этом и заключается определенная сложность. До сих пор сервисов, позволяющих делать это, не существует», – рассказала Л. Коршунова.

Но некоторое движение в этом направлении все же есть. Например, с ноября прошлого года «ОТЛК ЕРА» осуществляет безбумажные перевозки порожних фитинговых платформ в направлении Бреста и обратно. Следующим этапом будет переход к перевозке порожних контейнеров по электронным накладным. И только потом можно будет говорить о безбумажной перевозке груженого контейнера по железным дорогам трех стран.

Сомнения участников рынка по поводу функционирования системы ГИС ЭПД высказал генеральный директор ООО «ФЕСКО Транс» Евгений Южаков. Прежде всего, он опасается, что система станет просто хранилищем документов в электронном виде и не будет передавать юридически значимую информацию от перевозчиков к контрольно-надзорным органам и обратно. Кроме того, топ-менеджер считает, что могут возникнуть трудности при взаимодействии между разными операторами электронного документооборота, услугами которых пользуются участники одной и той же логистической цепи.

«Вот, например, последняя миля – перевозка из точки А в точку В, оформление транспортной накладной. Там как минимум четыре участника: грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик и водитель. Есть несколько сервисов электронного документооборота. Мы столкнулись с тем, что если грузополучатель, грузоотправитель и перевозчик работают в разных системах – электронную транспортную накладную оформить невозможно. На рынке 7 миллионов перевозчиков. Как их объединить? И сможет ли ГИС ЭПД передавать легитимные статусы? Для нас важен момент перехода ответственности за груз от грузоотправителя к перевозчику, от перевозчика к грузополучателю. Если это не будет налажено – смысла внедрять систему нет», – высказался Е. Южаков.

Обсуждая поставленные вопросы, Я. Комаха заверил, что Минтранс знает об этих проблемах и предусмотрел их, планируя работу ГИС ЭПД: «Все системы будут настроены под работу в рамках единого формата. ГИС не будет просто хранилищем файлов. Это реестровая модель, способная передавать юридически значимые данные документа, который может быть передан контрольно-надзорным органам для осуществления их функций», – ответил Я. Комаха.

О готовности стивидоров поддержать внедрение ГИС ЭПД рассказал председатель Комитета по коммерческо-правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Павел Поляков. Он отметил, что в морских пунктах пропуска уже практически нет бумажных документов.

«Мы с большим удовольствием взаимодействовали в электронном виде с операторами перевозки по железной дороге, с морскими перевозчиками. Единственные, с кем нам пока не хватает электронного взаимодействия, это как раз с автомобильными перевозчиками. С 2007 года операторы морских терминалов реализовали так называемые автовизиты, систему эксплуатирования, систему обмена информацией с автоперевозчиками. К сожалению, сейчас она заполняется в ручном виде. Но на этой базе можно строить, мне кажется, серьезное развитие», – сказал П. Поляков.

Он также заметил, что на морском транспорте внедрение ГИС ЭПД позволило бы оператору перевозки сразу называть клиенту точную стоимость своих услуг и гарантированные сроки доставки груза. «Бесшовность» – это осуществление грузовых операций без поправок на документальное оформление, считает эксперт.

Модератор сессии, исполнительный директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, подводя итог дискуссии, предложила провести эксперимент на базе Владивостокского морского торгового порта, подключив к ГИС ЭПД всех участников грузоперевозок в восточном направлении.

«Это дало бы возможность посмотреть, действительно можно ли ускорить какие-то процессы, изменить их внутри вновь создаваемой государственной информационной системы, поменять нормативно-правовые акты. Предлагаю это обсудить и, например, в начале следующего года сделать такой пилот», – подытожила П. Давыдова.

Морские порты №4 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ