Историю дельты Дона закатают в асфальт? - Морские вести России

Историю дельты Дона закатают в асфальт?

15.03.2022

Актуальные статьи

Историю дельты Дона закатают в асфальт?

Дельта реки Дон известна богатой историей. Издревле здесь проживали племена воинствующих меотов, после была основана станица донских казаков Гниловская, стояла Донецкая крепость - основа оборонительной системы Приазовья. Мало кто знает, что местные жители внесли весомый вклад в создание Черноморского Флота России и основание Севастополя.

Однако сегодня концепции создания туристического центра областного уровня местные власти предпочитают проект объездной дороги.

Об этом в письме в редакцию «Морских вестей России» от лица Территориального общественного совета (ТОС-10) Железнодорожного района Ростова-на-Дону сообщил председатель организации Юрий Дегтярев. Он с 2000 года организует детские соревнования по профориентации, был создателем и руководителем спортивного клуба «Стрела» казачей станицы Гниловской, путешественник, директор АНО «Струг».

Несколько лет назад ТОС-10 была разработана концепция создания историко-­культурного туристического кластера в Юго-Западной части города.

Были предложены следующие проекты:

- Верфь исторического судостроения

В декабре 1777 года командующий Азовской флотилией и портами вице-адмирал Федот Клокачёв назначил место для новой верфи на правом берегу Дона, ниже крепости Святого Дмитрия, возле урочища Гнилая Тоня.

Верфь 1.jpg

Решение о строительстве верфи в январе следующего года было утверждено Адмиралтейств-коллегией, а после Екатериной II. По итогу была построена временная верфь из пяти «фрегатских» деревянных эллингов.

В 1779 на Гнилотонской верфи в Ростове-на-Дону был спущен на воду фрегат «Одиннадцатый» (позже «Храбрый»). Почти 240 лет назад, 17 ноября 1782 года он вместе с кораблем «Осторожный» вошел в бухту Ахтиарскую (ныне Севастопольскую). Это стало отправной точкой в создании будущего города-героя.

11.jpg

В связи с юбилеем Председатель ТОС-10 Юрий Дегтярев направил письмо к губернатору Ростовской области Василию Голубеву с рядом предложений. Активист предлагал организовать туристический поход по историческому маршруту от Нижнего Дона до Севастополя на байдарках и реплике «Одиннадцатого» или 12-ти вёсельной морской казачьей лодке.

«Но в задумке не просто строительство единичной лодки. Мы давно уже мечтаем о строительстве, воссоздании исторической верфи! Такое дело обязательно будет поддержано государственным грантом, нашими портовиками, людьми не равнодушными к нашей истории. Ну... и не стыдно будет перед гостями, населением области, детьми», - говорилось в письме.

Верфь предложено назвать «Живой музей Донского судостроения». Его сотрудники занялись бы сохранением и распространением традиций местных корабелов, проведением водных походов и экскурсий по Нижнему Дону.

Ответа от губернатора не последовало.

 

- Гниловской яхтенный порт

По мнению ТОСовцев, уютная, защищенная от основных ветров бухта, в акватории Мёртвого Донца идеально подходит для стоянки яхт и развития водных видов спорта. Проект может быть интересен и в связи распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 734-р, которое открыло Дон для прохождения маломерных судов под зарубежными флагами.

77.jpg

«В настоящее время система яхт-клубов на Нижнем Дону представляет печальное зрелище (…) вместимость причалов сильно ограничена. Место стоянки на рейде отсутствует из-за предельной насыщенности Дона грузовыми судами.

При этом берег реки ниже Западного автомобильно-железнодорожного моста представляет собой обширный плес простирающийся вплоть до с.Колузаево. Здесь расположены рейды: Донецкий, Кумженский, Колузаевский. Эти рейды станут предварительной, временной стоянкой для иностранных маломерных судов.

Исток рукава Мёртвого Донца видится наиболее перспективным местом для обслуживания водных туристов, следующих транзитом по российским внутренним водным путям. После прохождения разводного моста на пр. Сиверса яхты смогут размещаться в клубах ростовской набережной, о. Зелёного и левого берега р.Дон в пределах г.Ростова-на-Дону», - отметил Юрий Дегтярев в письме к «Морским вестям России».

Дельта Дона также может стать ключом к развитию детско-юношеского водного спорта - парусному, гребному, яхтингу.

Объединение спортивно-культурного комплекса марины «Гниловская» с существующим мемориальным комплексом «Кумженская роща» и реставрация средневекового казачьего городка позволили бы создать центр притяжения туристов областного масштаба.

 

Хорда в некрополе

Однако свести туристический потенциал на нет вполне может проект «Западной хорды» Ростовской объездной дороги, лоббируемый региональным правительством.

1607955280_tri-obekta-rtk.png

В новом генплане Ростова небольшой участок новой трассы идет по улице Всесоюзной, через реку Мертвый Донец, затем по Кумженской роще и снова через мост на Всесоюзную с выходом на Гниловской (Западный) мост. 

Стройка затронет охранные территории археологических памятников – Донецкой крепости (XVIII – XIX век) и Нижне-Гниловского городища (VIII – X век до нашей эры). Рядом с последним находится некрополь меотского периода.

«Во всех предыдущих вариантах маршрута этого участка просто нет. Дорога уходила немного севернее, параллельно железнодорожному полотну. И должна служить городской улицей, связывающей Западный подъезд и объездную дорогу. А сама объездная дорога прокладывалась гораздо западнее, за городской чертой. И на этом маршруте до сих пор нет препятствий», - подчеркнул в своем письме Юрий Дегтярев.

___

Что нужно для того, чтобы привить настоящий патриотизм подрастающему поколению? Показать, что твои предки совершали великие дела. Дать возможность гордиться местом, где ты живешь, сделав его красивым. Создать незабываемые воспоминания от спортивных успехов, чувство общности с живущими вместе с тобой людьми. Казалось бы, сегодня это один из главных приоритетов любого региона.

Свободный транзит грузов, избавление от пробок и оптимизация логистики - это хорошо. Но транспортный комфорт не должен достигаться ценой разрушения исторической памяти.

Иллюстрация: pastvu.com/483889, shipbuilding.mk.ua, historyopinion.com,  ТОС-10, Минтранс Ростовской области

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ