Ключевой порт полуострова Ямал - Морские вести России

Ключевой порт полуострова Ямал

22.12.2022

Морские порты

Ключевой порт полуострова Ямал

Фото: Завод «Ямал СПГ» и морской терминал в порту Сабетта/пресс-служба ПАО «НОВАТЭК»

Морской порт Сабетта уникален по ряду причин. Первая – это масштаб: по завершению строительства терминала СПГ и СГК «Утренний» (участок №2 морского порта) он займет лидирующую позицию в рейтинге портов в Арктическом бассейне РФ. Вторая – строительство осуществляется за Полярным кругом, в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях, причем «с нуля», а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий – с конца июля по октябрь. Третья – техническая сложность работ, не имеющих аналогов.

Алексей Анисимов, капитан морского порта Сабетта ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Сабетта отгружает СПГ

Порт Сабетта – ключевой объект для развития транспортной системы Ямала, соседних регионов, Северного морского пути (СМП) и внутренних водных путей Обь-Иртышского бассейна.

Структурно порт включает три участка. Первый расположен на западном берегу Обской губы в районе поселка Сабетта в устье реки Сабетта-Яха, где построен завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата (СГК). Второй – это участок, расположенный на восточном берегу Обской губы, где начинается строительство нового завода СПГ и СГК. И третий расположен на западном берегу Обской губы в районе мыса Каменный, где находится Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения.

Объем перевалки грузов в порту в 2021 году составил 27,9 млн тонн, что на 0,4% больше, чем в предыдущем. Увеличение произошло за счет прироста объема перевалки СПГ и связано с введением в эксплуатацию первой технологической линии завода «Ямал СПГ» после планово-предупредительного технического обслуживания в августе 2021 года. При этом снизилась перевалка нефти на 6,3%, до 7,2 млн тонн, нефтепродуктов – на 12,1%, до 912,7 тыс. тонн, навалочных грузов – на 0,1%, до 143 тыс. тонн, генеральных грузов – на 21,1%, до 163,9 тыс. тонн, и увеличилась перевалка контейнерных грузов на 30,8%, до 6,8 тыс. тонн.

В 2021 году в порт зашло 2463 судна, что на 183 больше по сравнению с предыдущим годом. Увеличение количества судозаходов связано с работой судов специального назначения (дноуглубительные, земснаряды и т.п.) на строительстве морского канала в Обской губе Карского моря и дноуглубительными работами в минувшую навигацию.

Главный проект – терминал «Утренний»

На участке №2 морского порта в настоящее время идет строительство нового терминала «Утренний» в рамках проекта «Арктик СПГ-2», предполагающего разработку на полуострове Гыдан месторождения Утреннее и строительство СПГ-завода. Завод будет включать три технологические линии общей производительностью 19,8 млн тонн СПГ и 1,6 млн тонн СГК в год. Линии будут находиться на основаниях гравитационного типа (ОГТ), расположенных в акватории порта. Вывозить СПГ планируется танкерами-газовозами усиленного ледового класса, работающими на экологически чистом газомоторном топливе.

Строительство терминала, включая объекты федеральной собственности (подводные гидротехнические сооружения, ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания), а также реконструкция морского канала (глубоководный канал в акватории Обской губы) включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Терминал состоит из двух частей: универсального причала, совмещенного с административной зоной, где осуществляется прием наливных грузов и грузов, необходимых для организации строительно-монтажных работ по проекту (причал обеспечивает круглогодичный прием судов), и причальной набережной с искусственным земельным участком, предназначенной для размещения береговых объектов СПГ-завода (на первом этапе также служит для приема строительных грузов).

Подходной канал к терминалу длиной 5,6 км, шириной 510 м и минимальной глубиной 14 м обеспечит безопасное судоходство даже в условиях припайного и дрейфующего льда.

По состоянию на 31 декабря 2021 года в рамках проекта «Арктик СПГ-2» пробурено в общей сложности 56 скважин. Пробуренный фонд скважин обеспечит потенциал добычи для запуска первой очереди проекта.

В настоящее время в Мурманской области в районе поселка Белокаменка на берегу Кольского залива компания «Новатэк» реализует уникальный проект – Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), где и планируется построить три линии СПГ-завода на основаниях гравитационного типа, которые по готовности будут отбуксированы в порт Сабетта. Первая плавучая платформа уже готова на 95%, ее транспортировка из Мурманска в Сабетту ожидается в августе 2023 года.

Судьба второй и третьей линий менее ясна из-за отказа компании Total Energies продолжать инвестиции в проект, а также возможных сложнос-тей с получением оборудования.

По состоянию на конец 2021 года «Арктик СПГ-2» был профинансирован на 57%. При этом заключены 20-летние договоры купли-продажи на весь объем производства СПГ со всеми участниками проекта.

Ледовая навигация под контролем

Большую часть года в порту занимает зимняя навигация. Период, свободный ото льда, небольшой – примерно со второй половины июля до середины октября. С ноября начинается период ледокольных проводок, который заканчивается в июне.

С открытием зимней навигации в порт могут заходить только суда, имеющие действующее разрешение на плавание в акватории СМП и в соответствии с установленными ограничениями по условиям ледового плавания. Данные ограничения устанавливаются в зависимости от ледового класса судна в соответствии с Обязательными постановлениями по порту.

Начало и окончание периода ледокольных проводок, изменения ограничений по условиям ледового плавания в акватории и на подходах к порту объявляются капитаном порта в зависимости от толщины льда путем издания соответствующих распоряжений.

В зимнюю навигацию 2021-2022 года ледокольную проводку судов в Обской губе обеспечивали ГУАЛ «Арктика», «Сибирь», атомные ледоколы «Таймыр», «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы», л/к «Адмирал Макаров». Проводку судов на подходном канале акватории участка №1 выполнял л/к «Обь», швартовные операции у причалов – ледокольные буксиры «Юрибей», «Надым», б/к «Пур», «Тамбей». На участке №2 (терминал «Утренний») ледокольное обеспечение осуществляли л/к «Санкт-Петербург» и «Тор», на участке №3 (терминал «Мыс Каменный») – л/к «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий».

По завершении периода ледокольных проводок Архангельским филиалом ФГУП «Гидрографическое предприятие» были установлены СНО на подходном канале.

В период ледокольных проводок работает Штаб ледокольных операций ФГБУ «АМП Западной Арктики», на совещаниях которого решаются оперативные вопросы использования ледоколов, порядка проводки судов и другие аспекты, касающиеся обес-печения безопасности мореплавания судов в суровых арктических условиях. Все навигационные операции в акватории – заходы судов в порт, швартовки, выходы – предварительно обсуждаются сотрудниками Службы капитана порта с участием лоцманов и капитанов судов, ставятся задачи и определяются способы их оптимального решения.

Следует подчеркнуть, что с учетом особенностей судоходства в суровых климатических условиях Крайнего Севера обязательно неукоснительное выполнение решений Штаба, распоряжений капитана порта, а также требований Правил плавания в акватории СМП.

Одной из приоритетных задач для сотрудников филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в порту Сабетта является постоянное повышение профессиональных знаний и совершенствование практических навыков для наиболее полного и объективного контроля исполнения российского законодательства и международных договоренностей в области мореплавания, обеспечения безопасности судоходства и сохранения окружающей среды.

Морские порты №7 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ