Хатанга – порт за ледяной стеной - Морские вести России

Хатанга – порт за ледяной стеной

31.01.2023

Морские порты

Хатанга – порт за ледяной стеной

Фото: Ледовая дамба в порту Хатанга/ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Наряду с другими 11 портами российского Севера порт Хатанга входит в состав ФГБУ «АМП Западной Арктики». Он расположен в одноименном поселке на реке Хатанге, которая впадает в одноименный же залив моря Лаптевых. От устья реки до порта 115 морских миль. Поселок входит в состав Таймырского муниципального района Красноярского края.

Разумеется, арктический порт замерзающий, но ледокольная проводка в нем не осуществляется, а навигация длится всего два месяца в году. И крайне важно с июля по сентябрь во что бы то ни стало доставить все необходимые грузы в отдаленные поселки в бассейне реки Хатанги с притоками Котуй, Хета, Попигай, Новорыбная, Сындасско, Жданиха. В этот период портовый контроль ведется здесь как положено, по всем установленным правилам и нормативам, в соответствии с законодательством.

Вячеслав Горбовский, и.о. капитана морского порта Хатанга ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Один в порту воин

Приказом Министра морского флота №154 от 25 декабря 1954 года на базе Хатангской речной конторы был образован Хатангский арктический морской порт. Первоначально в порту было построено 2 деревянных причала. Однако с резким увеличением грузопотока потребовалось создание капитальных сооружений, и в 1975 году на основе списанных металлических барж были построены 4 причала, в 1986 году еще 1 причал.

В 2006-м предприятие было реорганизовано в ЗАО «Хатангский морской торговый порт». В настоящее время это АО «ХМТП» – единственное предприятие, осуществляющее вод-ные грузо-пассажирские перевозки в бассейне рек Хатанги, Хеты и Котуй в восточной части Таймырского полуострова и обработку и хранение грузов в порту. Впрочем, эта же компания занимается и оказанием других портовых услуг, таких как агентское обслуживание судов, судоремонт, производство дноуглубительных работ, а также бункеровка судов и т.д.

Порт по-прежнему располагает 5 причалами. Два из них предназначены для судов портового флота, три других – для транспортных судов. Конструктивно они представляют собой старые разнотипные суда, заполненные песчано-гравийной смесью. Причалы принимают суда длиной до 150 метров и осадкой до 4,6 метра в зависимости от наименьших глубин на баре реки и перекатах.

Грузовые работы производятся как с помощью судового перегрузочного оборудования, так и техническими средствами порта, в состав которых входят 3 плавучих крана, 2 гусеничных крана и 5 автопогрузчиков. Для хранения грузов в порту оборудованы открытые складские площадки общей площадью 2,5 тыс. м2, площадь крытых складов – 1,78 тыс. м2. В порту есть механические мастерские.

Дамба, однако!

Весной с паводком по Хатанге в сторону моря Лаптевых плывут огромные льдины, и, чтобы защитить от них суда, в порту ежегодно строят дамбу. Но дамба эта необычная – это единственное в мире сооружение, которое возводится полностью изо льда (похожая технология раньше использовалась только на одной из рек в Канаде). Ее длина – 60 метров, высота – около 10 метров. Дамбу здесь начали заливать с конца 30-х годов XX века.

Обычно для защиты от ледяных масс используют стационарные железобетонные или насыпные дамбы, но доставить сюда материалы и организовать строительство слишком дорого. И, когда еще в 1939 году местный рационализатор Виталий Кустов впервые предложил построить ледяную дамбу для защиты от ледового паводка, ему поверили с трудом, но решили попробовать, поскольку деваться все равно было некуда, и не прогадали.

С тех пор проблему решают эффективно и недорого. Технология простая: когда начинается зима и река покрывается льдом, работники порта устанавливают опалубку из металлических листов длиной 5 метров и высотой 50 см. Затем насосами из полыньи закачивают слой воды толщиной 5 см. Через 12 часов вода замерзает – и процесс повторяется.

Дамба постепенно возводится в течение зимы, через 5 месяцев она достигает высоты 10 метров и готова выдержать напор льда во время весеннего ледохода. На строительство такого искусственного айсберга уходит примерно 60 тыс. тонн воды.

Грузов стало больше

За навигацию этого года объем перевалки грузов АО «ХМТП» составил 32,5 тыс. тонн, что больше на 21,7%, или на 5,8 тыс. тонн, по сравнению с показателем перевалки прошлого года. Количество судозаходов в порт в июле-октябре 2022 года многократно возросло и достигло 140, что на 116 судозаходов больше, чем в прошлом году. Связано это с увеличением заходов судов местного плавания, в том числе пассажирских.

Табл. 1. Объем перевалки грузов в порту Хатанга за январь-октябрь 2021-2022 гг., тыс. тонн

Наименование груза

Январь-октябрь 2021 г.

Январь-октябрь 2022 г.

2021/2022, %

Изменение 2021/2022, тыс. тонн

Сухогрузы всего, в том числе

25,4

32,5

128,0

7,1

Навалочные

19,2

28,4

147,9

9,2

уголь, кокс

9,5

18,3

192,6

8,8

прочие навалочные

9,7

10,1

104,1

0,4

Генеральные

6,2

4,0

64,5

-2,2

металлолом

0,9

1,6

177,8

0,7

тарно-штучные

5,3

0,0

0,0

-5,3

Наливные грузы всего

1,3

0,0

0,0

-1,3

нефтепродукты

1,3

0,0

0,0

-1,3

ВСЕГО

26,7

32,5

121,7

5,8

В настоящее время в эксплуатации АО «ХМТП» имеется флот, в состав которого входят суда морские, класса «река-море», самоходные и несамоходные суда речного класса, плавкраны. В составе портового флота – грузовые суда (танкеры, лихтеры, понтоны), пассажирские и служебно-вспомогательные суда (рейдовый катер, морские буксиры, сборщик льяльных вод, плавочистная станция).

Бункеровка судов, имеющих на борту разрядный груз или нефтепродукты в таре, допускается только с разрешения пожарного инспектора и производится танкером-бункеровщиком портового оператора при определенных условиях. Суда, принимающие бункер, обязаны держать главные двигатели, якорные и швартовные устройства в постоянной готовности.

Деятельность оператора морского терминала, портофлота и судов, осуществляющих перевозки в порту и на подходах к нему, находится под постоянным контролем Службы капитана порта.

Морские порты №9 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ