Устойчивый рост при усилении контроля за экологией - Морские вести России

Устойчивый рост при усилении контроля за экологией

17.09.2020

Морские порты

Устойчивый рост при усилении контроля за экологией

Фото: пресс-служба АО «Восточный Порт»

Крупнейший порт Дальнего Востока – морской порт Восточный – в первом полугодии текущего года продемонстрировал прирост грузооборота на 7%, годовой прогноз – 80 млн тонн. Новые тенденции в развитии порта связаны с реализацией крупных инфраструктурных проектов, что, несомненно, отразится на интенсивности грузовых работ, судоходства и, как следствие, на усилении контролирующих функций Службы капитана порта в рамках своих полномочий.

Василий Бурда, капитан морского порта Восточный, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Текущие показатели и перспективные проекты

Развитие морского порта Восточный можно охарактеризовать как динамичное и высокотехнологичное. В первом полугодии 2020 года грузооборот порта составил порядка 39,5 млн тонн, что на 7% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Номенклатура груза не изменилась – это уголь, наливные грузы (нефть и нефтепродукты), контейнеры.

В структуре грузопотока наибольшую динамику показали контейнерные грузы – рост на 18%, наливные – на 8,8%, уголь – на 4%. Наилучшие показатели у ООО «Восточный неф-техимический терминал» – рост на 112%, ООО «Восточная стивидорная компания» – на 14%, ООО «Стивидорная компания «Малый порт» – на 12%, АО «Восточный Порт» – на 7,3%.

Событием 2019 года стала организация первой транзитной перевозки рыбной продукции в объеме 5000 тонн на судне АЛВ «Севморпуть» из порта Восточный в порт Санкт-Петербург по Северному морскому пути. В 2020 году такой переход прорабатывается.

Особого упоминания заслуживает «Восточная стивидорная компания», чей терминал является одной из ключевых точек мультимодального сервиса отправки контейнеров между Европой и Азией в обоих направлениях, организованного компанией Maersk в партнерстве с компаниями «Модуль» и Global Ports. В 2020 году ВСК была интегрирована в новый маршрут доставки транзитных контейнерных грузов из Северной Европы в Азию через Санкт-Петербург. Однако в целом объем транзитных контейнерных грузов за 5 месяцев текущего года немного сократился.

Интенсивность судоходства за 5 месяцев 2020 года тоже немного снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Например, заходы судов под иностранным флагом составили 694 (за 5 месяцев 2019 года – 715). Наибольшее количество судов, посетивших порт за этот период, приходится на суда под российским флагом – 1332.

Стоит отметить, что эпидемиологическая ситуация, связанная с пандемией коронавируса COVID-19, не сказалась на объемах грузооборота и на работе порта – были приняты все предписанные меры защиты и профилактики.

Увеличению объемов перевалки грузов в текущем году способствовал пуск в эксплуатацию 3-й очереди углепогрузочного комплекса АО «Восточный Порт» в июле 2019 года. В настоящее время ведутся проектные работы по созданию двух дополнительных причалов эстакадного типа. При реализации всех ранее заявленных проектов по модернизации инфраструктуры морского порта Восточный ожидаемый прирост грузооборота составит около 80 млн тонн.

В 2019 году ООО «Стивидорная компания «Малый порт» были закончены основные работы по реализации федерального проекта «Реконструкция гидротехнических сооружений: причала №34, причала №35, подходного канала к причалам №31-35, акватории причала №34, акватории причала №35 в морском порту Восточный», что поз-волило увеличить длину причального фронта на 63,5 метра, глубину у причалов №34 и №35 до 11,15 метра и принимать суда большего дедвейта, с осадкой до 10,5 метра.

К концу 2020 года ожидается полное завершение работ по реализации данного проекта и планируется увеличение грузооборота «Стивидорной компании «Малый порт» на 1,6 млн тонн, до 4 млн тонн в год. С реализацией проектов УППК «Север» АО «Открытый порт Находка» и «Восточный балкерный терминал» прогнозируется увеличение объема перевалки на 25 млн тонн в год.

Круглосуточный режим и условия работы СКП

Специалисты инспекции государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта (СКП) филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в порту Восточный круглосуточно обеспечивают безопасность плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему, осуществляют контроль за соблюдением законодательства РФ и международных договоров, относящихся к торговому мореплаванию.

В штате ИГПК работают 18 специалистов во главе с начальником инспекции. По линии FSC в 2019 году было проинспектировано 188 судов, выявлено 622 недостатка, задержано 3 судна. По линии PSC проинспектировано 315 судов, выявлено 1107 недостатков, задержано 7 судов. За 5 месяцев 2020 года по линии FSC проинспектировано 32 судна, выявлено 173 недостатка, задержано 3 судна. По линии PSC проинспектировано 151 судно, выявлено 586 недостатков, задержано 2 судна. Основные недостатки относятся к пожарной безопасности, спасательным средствам, конструкции судна и оборудования, условиям труда моряков.

Работа Службы капитана порта ведется в круглосуточном режиме. Помимо ИГПК, в структуру СКП входит группа организации работ в морском порту и на подходах к нему, которая осуществляет ежедневные осмотры территории и акватории морского порта, контроль соблюдения экологических стандартов и нормативов, экологической безопасности, состояния окружающей среды, а также соблюдение очередности оформления судов, составление суточного графика расстановки и движения судов в морском порту, ведение документации по причалам порта, контроль сроков освидетельствований причалов и проведения промерных работ, обеспечение сопровождения работ по изменению границ порта и другие функции.

Условия работы в филиале благоприятные: полное материально-техническое обеспечение, просторные кабинеты, оборудованные помещения для приема пищи, спортивный зал, комнаты отдыха для сменных работников. Сотрудники СКП обеспечены форменной одеждой, те из них, которые работают на выезде, обеспечены специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты и т.д.

Соглашение по защите экологии

Рост объемов производства предполагает усиление контроля за соблюдением экологического законодательства. Как известно, два года назад было заключено пятистороннее соглашение между стивидорными компаниями, осуществляющими перевалку угля в морском порту Восточный, Администрацией Приморского края, Минтрансом России, Росприроднадзором и ФГУП «Росморпорт».

В соответствии с соглашением компании реализуют планы природоохранных мероприятий для минимизации негативного воздействия перевалки угля на окружающую среду. Этот документ стал основой комплексных экологических программ в порту Восточный.

Обобщая итоги этой работы за два года, можно отметить, что при перевалке угля применяются наилучшие доступные технологии (НДТ) в соответствии с актуализированным в 2019 году Информационно-техническим справочником НДТ: закрытые здания вагоноопрокидывателей и пересыпные станции с системой аспирации, крытое конвейерное оборудование, системы многоступенчатой очистки воды, сухого тумана, пылеподавления на устройствах сортировки и транспортировки угля, специализированная пылеуборочная техника и другие.

Большое внимание уделено работе очистных сооружений специализированных комплексов, реконструкции систем водоотведения, герметизации поверхности причалов для предотвращения стока поверхностных вод в акваторию. В 2021 году стивидорными компаниями запланировано создание системы пылеподавления, функционирующей круглогодично.

Контроль за соблюдением экологического законодательства в зоне ответственности СКП осуществляется в рамках ежедневного осмотра акватории морского порта. Очистка акватории, прилегающей к причалам операторов морских терминалов, осуществляющих хранение и транспортировку угля, производится силами и средствами Восточного управления Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

При выявлении случаев загрязнения в морском порту информация своевременно направляется в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти для принятия соответствующих мер.

Морские порты №5 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ