Усть-Луга прирастает грузами из Прибалтики - Морские вести России

Усть-Луга прирастает грузами из Прибалтики

15.03.2021

Морские порты

Усть-Луга прирастает грузами из Прибалтики

Фото: geotankstorage.org

За последние 10 лет грузооборот порта Усть-Луга вырос в 10 раз и превысил отметку 100 млн тонн. Успех развития нового современного российского порта, безусловно, кроется в концепции универсальности, создании терминалов по переработке всевозможных видов грузов разными инвесторами, в возможностях по расширению территории и подъездных путей, а также в государственной политике, направленной на увеличение портовых мощностей и на переориентацию потоков российских внешнеторговых грузов с портов прибалтийских стран на отечественные порты.

В течение ближайших 4-5 лет грузооборот Усть-Луги вырастет еще на 40 млн тонн за счет реализации новых крупнейших портовых проектов. А в ближайшее время дополнительным фактором роста грузооборота может стать намерение Белоруссии вывести прибалтийские страны из цепочки экспортных поставок своих товаров, прежде всего нефтепродуктов и минудобрений.

Татьяна Дмитриева

Рост грузооборота

Морской торговый порт Усть-Луга, расположенный в Лужской губе Финского залива, начал строиться в 1990-е годы, когда возникла потребность в восполнении дефицита портовых мощностей на северо-западе России после распада СССР.

В 2001 году в Усть-Луге заработал первый терминал по перевалке угля, регулярные отгрузки начались в 2002 году после ввода в эксплуатацию первой очереди мощностью 4 млн тонн. Комплекс второй очереди начал работу в 2006 году.

Сегодня, помимо угольного, в порту действуют более 10 терминалов, включая лесной, рыбный, контейнерный терминалы, терминалы наливных, накатных грузов, комплексы перегрузки технической серы, сжиженных углеводородных газов (СУГ), универсальных грузов, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2», нефтяной терминал – конечная точка второй Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). В порту работают несколько паромных линий.

Период наиболее активного роста грузооборота порта приходится на 2010-2014 годы, после чего динамика несколько замедлилась (рис. 1). В 2019 году грузооборот Усть-Луги составил 103,9 млн тонн, что на 5% выше показателя 2018 года.

Экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса и падением нефтяных цен, не оказал существенного влияния на общий объем переработки грузов портом. По итогам 11 месяцев 2020 года грузооборот составил 93,4 млн тонн, что всего на 2% ниже показателя аналогичного периода 2019 года.

Между тем динамика по отдельным видам грузов в текущем году была различной. Так, объем перевалки навалочных грузов увеличился на 8%, до 41,4 млн тонн, в том числе перевалка угля и кокса выросла на 9%, до 33,85 млн тонн. Перевалка генеральных грузов выросла в 2,2 раза, до 592,4 тыс. тонн, грузов на паромах – на 46%, до 962,7 тыс. тонн.

В то же время объем перевалки наливных грузов снизился на 10%, до 49,6 млн тонн, в том числе в сегменте СУГ сокращение составило 54%, нефти – 16%, нефтепродуктов – 1%. Контейнерооборот порта уменьшился на 18% и составил около 47 тыс. TEU.

С учетом наблюдаемой в 2020 году динамики грузооборот порта Усть-Луга по итогам года должен составить порядка 101-102 млн тонн, что немного меньше уровня 2019 года (рис. 1).

Рис. 1. Динамика грузооборота морского порта Усть-Луга, 2006-2020 гг.

Источник: Администрация морских портов Балтийского моря

Прибалтика без перспектив

Сегодня порт Усть-Луга составляет серьезную конкуренцию портам стран Прибалтики и Финляндии, перетянув на себя значительную часть грузов. В основе такой политики лежат стратегические планы государства, которые выражаются известным лозунгом «Российские грузы – российским портам».

«Усть-Луга превращается в могильщика прибалтийского транзита, забирая все больше грузопотока для своих терминалов», – констатируется в статье про порт Усть-Луга, опубликованной на одном из информационных сайтов Латвии. Автор статьи напоминает, что во время СССР грузооборот четырех крупных портов Прибалтики –

Клайпеды, Риги, Вентспилса и Таллина – составлял около 90 млн тонн, в 2000-2011 годах он вырос до 135 млн тонн, а после 2014 года процесс пошел вспять в связи с переориентацией грузов на транспортные хабы России.

К примеру, только в первом полугодии 2019 года порты Латвии, Литвы и Эстонии недосчитались 16,76 млн тонн грузов (сокращение на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года), в то время как грузооборот Усть-Луги (а также Высоцка) прирастал этими объемами. В первом полугодии 2020 года падение грузооборота портов Прибалтики продолжилось: порт Рига потерял 27% грузов, Вентспилс – 13,3%, Клайпеда – 5,5%.

В ближайшее время портам Прибалтики грозит дополнительная потеря грузооборота, что связано с отказом Белоруссии от использования этих портов. Напомним, летом 2020 года, после заявления прибалтийских лидеров о санкциях в отношении Белоруссии, президент страны Александр Лукашенко высказал намерение отказаться от использования портов Литвы для экспорта белорусских грузов (в первую очередь речь идет о 4-5 млн тонн нефтепродуктов и порядка 8 млн тонн калийных удобрений). Также было заявлено, что Белоруссия готова рассмотреть строительство морского терминала в Ленинградской области или войти в уже реализующиеся проекты, в том числе в порту Усть-Луга.

В сентябре Минэнерго России сообщило о заинтересованности в перевалке грузов из Белоруссии через российские порты, в частности через Усть-Лугу, а в декабре «Белорусская нефтяная компания» приостановила транзит нефтепродуктов через порт Клайпеда. Вероятно, Белоруссия начала с нефтепродуктов потому, что вопрос их переброски из портов Прибалтики в порты России уже был проработан в 2017 году и предложен белорусской стороне. Эксперты считают, что экономика этих маршрутов вполне сопоставима с экономикой транспортировки через российские порты, особенно в случае предоставления Белоруссии скидок по доставке и перевалке нефтепродуктов.

Кроме возможности доставки неф-тепродуктов из Белоруссии в Усть-Лугу железнодорожным транспортом, может быть проработан вопрос их перекачки по трубопроводу, считают эксперты Фонда национальной энергетической безопасности. По их мнению, если Белоруссия обеспечит загрузку трубопровода в объеме от 4 млн тонн нефтепродуктов в год, может быть построен прямой трубопровод на Усть-Лугу либо переформатирована одна из ниток нефтепровода «Дружба», который в настоящее время недозагружен.

Что касается экспорта калийных удобрений, то здесь ситуация нес-колько сложнее, так как в 2013 году «Беларуськалий» купил 30% акций терминала насыпных грузов в порту Клайпеда, поэтому в случае переориентации грузопотока компания понесет убытки.

Так или иначе, по сообщению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, сделанного во время визита в Усть-Лугу в сентябре 2020 года, к 2025 году Россия сможет переориентировать все грузы из портов стран Прибалтики в свои порты. Это будет сделано за счет дальнейшего развития в первую очередь мощностей порта Усть-Луга, а именно за счет реализации ряда новых портовых мегапроектов, входящих в Комплексный план модернизации и расширения транспортной инфраструктуры (КПМИ).

Курс на расширение

Важнейшую роль для дальнейшего развития морского порта Усть-Луга имеет инвестиционный проект по строительству многофункционального терминального комплекса Lugaport. Проект реализуется холдингом «Новотранс» совместно с ОАО «Компания Усть-Луга», которое в 2019 году вошло в состав холдинга, и СУ «ГТ Морстрой» и предполагает создание морских терминалов по переработке зерна, пищевых грузов, генеральных и навалочных грузов. Общий объем переработки грузов запланирован на уровне 24,3 млн тонн в год, инвестиции в проект составят 46,5 млрд рублей.

В перспективе, по оценкам экспертов, в комплекс Lugaport можно привлечь до 40 млн тонн грузов из прибалтийских портов: до 22 млн тонн угля и кокса, до 8 млн тонн зерновых грузов, включая жмых и жом, до 7 млн тонн железнорудного сырья, до 2 млн тонн лесных грузов в обработанном виде и до 2 млн тонн черных металлов.

Строительство терминала Lugaport началось в августе 2019 года, для увеличения площади были намыты земли. В настоящее время ведется строительство первой очереди терминала, которую планируется ввес-ти в 2023 году, вторая очередь будет готова в 2024 году, а третья – в 2024-2025 годах. Терминал обеспечит возможность приема до 1100 вагонов в сутки со станции примыкания Лужская-Генеральная, а также прием и обработку судов класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize с осадкой до 15,5 метра.

Мегапроект по созданию многофункционального морского перегрузочного терминала для хранения и перевалки минудобрений мощностью до 15 млн тонн, прочих насыпных и генеральных грузов до 10 млн тонн реализует в порту Усть-Луга компания «Ультрамар». Терминал должен стать крупнейшим в Европе по перевалке удобрений и сможет полностью обеспечить потребности России в экспорте минеральных удобрений. На мощностях терминала будет переваливаться продукция «Акрона», «Уралхима», «Фосагро», «Металлоинвеста» и других компаний. В част-ности «Акрон» перейдет в Усть-Лугу из Таллина, а «Уралхим» – из Риги.

В июне 2020 года было открыто железнодорожное сообщение с терминалом, предполагается, что по итогам 2020 года перевалка составит до 3-4 млн тонн, к 2023 году – до 12 млн тонн.

Также терминал по перевалке минеральных удобрений в Усть-Луге намерена построить компания «Еврохим». Летом 2020 года на проект было выдано положительное заключение Главгосэкспертизы. Пропускная способность перегрузочного комплекса по завершении трех этапов строительства составит около 6 млн тонн в год. Проект планируется реализовать до 2022 года, что позволит сократить транспортные издержки российских экспортеров и получателей минеральных удобрений за счет замещения транзитного маршрута поставок через порты стран Прибалтики. Основным, но не единственным грузоотправителем будет компания «Еврохим».

Следует отметить, что развитию проектов по строительству терминалов, реализуемых компаниями «Ультрамар» и «Еврохим», во многом способствуют законодательные условия. 26 ноября 2020 года Госдумой РФ был принят закон, снимающий запрет на хранение агрохимикатов на территориях портов в границах водоохранных зон. Данный закон направлен на увеличение экспорта отечественной продукции, развитие портовой инфраструктуры, переориентацию грузопотоков из портов сопредельных государств на отечественные порты.

Масштабный проект по строительству газохимического СПГ-комплекса в порту Усть-Луга реализует «Газпром» совместно с «Русгаздобычей» (ранее проект носил название «Балтийский СПГ» и «Газпром» планировал реализовать его совместно с компанией Shell). Проект предусматривает сооружение мощностей по ежегодной переработке 45 млрд кубометров газа, производству и отгрузке 13 млн тонн СПГ, до 4 млн тонн этана и более 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ). Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса намечен на вторую половину 2023 года, второй – до конца 2024 года.

Наконец, ряд терминалов порта реализуют проекты по расширению мощностей. Например, «Усть-Луга Ойл» планирует увеличить мощности по перевалке светлых нефтепродуктов (бензина и нафты) на 2-4 млн тонн в год к 2022 году. В начале 2020 года о планах по расширению комплекса по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата в Усть-Луге заявил «Новатэк». Согласно этим планам, мощность комплекса должна вырасти с нынешних 6 млн тонн до 7,5-8 млн тонн к 2022 году.

Программа развития порта Усть-Луга действует до 2025 года, согласно ей, грузооборот транспортного узла планируется нарастить до 140 млн тонн в год, что требует развития не только портовой инфраструктуры, но и подъездных путей. ОАО «РЖД» на протяжении всего периода развития порта занимается обеспечением пропускной способности строящихся терминалов и расширением магистральных путей на подходах к портам Северо-Западного бассейна.

Для обслуживания терминалов порта Усть-Луга был построен мощный и современный Усть-Лужский железнодорожный узел, который состоит из станций Лужская-Сортировочная, Лужская-Южная, Лужская-Северная и Лужская-Нефтяная. В стадии строительства находятся станции Лужская-Генеральная и Лужская-Восточная.

В июне 2020 года были введены во временную эксплуатацию приемо-отправочные пути станции Лужская-Восточная, открыто движение в направлении терминала «Ультрамар». В конце 2020 года были запланированы к запуску в эксплуатацию три приемо-отправочных пути на станции Лужская-Генеральная, еще шесть путей планируется построить до 2023 года для обработки грузов на терминале Lugaport. Для терминала «Еврохим» планируется построить еще четыре пути. В настоящее время достраивается и вскоре будет введен в эксплуатацию соединительный путь между станциями Лужская-Генеральная и Лужская-Восточная.

Полная переориентация грузопотоков не за горами

Олег Сысолятин, начальник отдела генеральных грузов группы компаний AsstrA

– Говорить о полной переориентации российских внешнеторговых грузов с портов Прибалтики, Финляндии и Украины на порты России пока еще рано. Как известно, для перевалки грузов в портах нашей страны наблюдается нехватка специализированных терминалов, способных принимать под погрузку суда с осадкой до 14-18 метров (типа Panamax и выше). Однако отрасль плавно движется в этом направлении.

На юге России, помимо существующих терминалов в Новороссийске и Туапсе, активно развивается терминал навалочных грузов в порту Тамань. Это современный терминал с возможностью приемки большегрузных судов. В 2019 году там была запущена перевалка угля, в ноябре 2020 года — серы. Заявленная проектная мощность новых перегрузочных комплексов — 50 млн тонн угля и 5 млн тонн серы в год.

Таким образом, совокупная мощность терминалов по перевалке серы в портах Тамань, Кавказ и Усть-Луга сможет максимально удовлетворить экспортный потенциал данного груза из России и ближайших стран СНГ (Казахстана, Узбекистана и частично Туркменистана) и минимизировать зависимость от портовой инфраструктуры других государств.

Следующий этап – расширение портовых мощностей по минеральным удобрениям, перегружаемых навалом и требующих крытого хранения. Наиболее активное развитие портовой инфраструктуры в этом аспекте идет в порту Усть-Луга. В ближайшее время планируется ввод в эксплуатацию двух специализированных терминалов по перевалке минеральных удобрений и одного универсального перегрузочного комплекса. Строительство новых подобных объектов на Балтике снизит зависимость от портов сопредельных государств Прибалтики и Финляндии, куда сегодня все еще уходят российские экспортно-импортные грузопотоки.

Между тем для перевозок минеральных удобрений через российские порты долгое время не решался важный вопрос снятия запрета на размещение складов (хранилищ) удобрений на территории морских портов, расположенных в городах и населенных пунктах. Так как подобных портов в России большинство, то в случае продолжения действия запрета основная часть химудобрений из портов Новороссийск, Санкт-Петербург и Выборг вынуждена была бы переориентироваться на терминалы Прибалтики, Финляндии и Украины. В этих странах нет аналогичных запретов, а вопросы экологии решаются техническими мерами — использованием современных крытых складов, закрытых конвейерных линий и специальных погрузочных машин.

Размещение новых терминалов за пределами городской черты на примере портов Усть-Луга и Тамань могло бы стать одним из вариантов решения данной проблемы. Однако в ноябре Госдума РФ приняла закон, снимающий запрет на строительство и размещение складов агрохимии на территории портов в водоохранной зоне с учетом обеспечения существующих объектов системами экологической безопасности. Поэтому в перспективе список портов, переваливающих химические удобрения, будет значительно шире.

Морские порты №10 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ