Контроль высокого уровня - Морские вести России

Контроль высокого уровня

04.04.2021

Морские порты

Контроль высокого уровня

Фото: пресс-служба ФГБУ «АМП Черного моря»

ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» объединяет 11 морских портов, стратегически важных для экономики и внешнеторговых связей России: Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Тамань, Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория. По итогам 2020 года грузооборот этих портов составил около 200 млн тонн, что соответствует почти четверти грузооборота всех портов России.

Несмотря на коррективы, внесенные в работу учреждения пандемией и связанными с ней ограничениями, в прошлом году АМП продолжала осуществлять на высоком уровне контроль судов, обеспечивать безопасность мореплавания и экологическую безопасность. Как результат, на протяжении более 10 лет в морских портах АМП сохраняется устойчивая тенденция к снижению количества инцидентов и происшествий.

Евгений Тузинкевич, руководитель ФГБУ «АМП Черного моря»

Суммарный грузооборот портов АМП Черного моря по итогам 2020 года составил 192,9 млн тонн – это почти четверть грузооборота всех российских портов (820,8 млн тонн).

Новороссийск, входящий в состав АМП Черного моря, является крупнейшим портом России по грузообороту (141,8 млн тонн в 2020 году), а Туапсе, Тамань, Керчь и Севастополь отнесены к наиболее важным портам в федеральных программах развития и национальных проектах.

Привлекательность инфраструктуры портов АМП Черного моря обусловлена современными условиями услуг перевалки грузов, безопасности мореплавания, экологической и транспортной безопасности, современными технологиями морских пунктов пропуска. Через порты АМП экспортируется обширная номенклатура наливных, навалочных, генеральных и лесных грузов, по отдельным категориям наблюдается прирост. Например, прирост объема перевалки сухих грузов в 2020 году в порту Тамань составил 217%, или 13 млн тонн. Наибольшая часть прироста (+448%) была связана с вводом в эксплуатацию причалов Таманского терминала навалочных грузов, предназначенного для перевалки угля, серы и минеральных удобрений. В 2020 году объем перевалки угля на терминале достиг 10 млн тонн.

С марта 2019-го и по настоящее время на терминале навалочных грузов в порту Тамань проводятся работы по тестированию оборудования, пусконаладочные работы, отрабатываются технологии современной погрузки, схемы постановки и обработки судов.

Грузооборот зерна в 2020 году в портах АМП составил 21,9 млн тонн.

Особые условия работы морских терминалов, условия приема и обработки судов при проведении мероприятий, направленных на предотвращение распространения и профилактику новой коронавирусной инфекции COVID-19,

привели к снижению объемов перевалки отдельных видов грузов, сырой нефти и нефтепродуктов, а также пассажирских перевозок. При этом грузооборот товаров, перевозимых в контейнерах, зерновых грузов, минеральных удобрений, угля и руды, напротив, вырос.

Администрацией были приняты все необходимые меры согласно обстановке в морских портах и структурных подразделениях, реализованы все поручения Президента и Правительства РФ, распоряжения Минтранса и Росморречфлота, а также специфи-ческие и оперативные решения, необходимые для обеспечения стабильной работы, для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции. В этих целях проводились комплексные мероприятия, рекомендованные Роспотребнадзором. В морских портах ведется непрерывная практическая отработка решений, соответствующих противоэпидемиологическим планам, проводятся режимно-карантинные мероприятия.

В настоящее время основные усилия учреждения направлены на реализацию комплекса мер, способствующих устойчивой работе портов АМП Черного моря и стабильному заходу судов в морские порты. По итогам 2020 года в порты АМП совершено более 80 тыс. судозаходов.

Портовая инфраструктура: есть к чему стремиться

Значимое место в работе АМП Черного моря занимают вопросы обес-печения и развития торгового мореплавания, обеспечения безопасности судоходства. Постоянная работа в этом направлении способствует успешному контролю обстановки, прогнозированию, планированию и своевременному проведению комплекса мер по предупреждению нарушений и происшествий. На протяжении более 10 лет сохраняется устойчивая тенденция к снижению количества случаев инцидентов и происшествий, а в 2020 году не было зафиксировано ни одного аварийного случая по вине капитанов морских портов.

Подразделения администрации и филиалов всех портов АМП Черного моря проводят системную работу по увеличению пропускной способности и наращиванию мощностей портовых сооружений, терминалов, увеличению судозаходов и пассажирских перевозок, грузооборота и номенклатуры обрабатываемых грузов, по обеспечению эффективной и устойчивой работы морских терминалов и оказания услуг в морских портах. В каждом порту АМП эта работа характеризуется своими особенностями и акцентами.

В морском порту Сочи на первом плане – оптимизация круизного судоходства на Юге России, развитие круизного центра, стимулирование морских пассажирских перевозок, взаимодействие и организация сов-местной работы с ведущими мировыми туроператорами и участниками круизных перевозок по оптимизации привлечения морских портов Черного моря в маршруты пассажирских, круизных судов. Ближайшие задачи – формирование планов круизного судоходства на 2021-2022 годы, возобновление рейсов судов на подводных крыльях.

В порту Туапсе рассматриваются вопросы увеличения объема перевалки грузов, обработки судов увеличенного тоннажа, мероприятия по увеличению глубин. Предложения делаются на основе анализа научно-исследовательской работы «Оценка возможности подхода, швартовки и обработки у причалов №10 (глубоководная часть) и №11 АО «ТМТП» судов с осадкой до 12,9 метра». Также изучаются способы увеличения объема перевалки грузов на морском терминале ООО «Туапсинский балкерный терминал», обсуждается введение новых мощностей согласно выполненным проектно-изыскательским работам по объекту «Причал №6Б, решения по операционной акватории причалов №6В и №6Б».

В порту Геленджик на контроле АМП – проведение работ по строительству «Комплекса береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик», причалов и терминалов для приема, обслуживания и обработки круизных пассажирских лайнеров, для стоянки до 220 моторных и парусных судов различных классов. Проект предполагает возведение современных зданий морского пассажирского вокзала и яхт-клуба, акватермальных комплексов с круг-логодичными и открытыми бассейнами, других объектов инфраструктуры.

В порту Новороссийск решаются задачи оптимизации производственных мощностей порта до показателей перевалки грузов более 170 млн тонн в год. На первую половину 2021 года намечен ввод в эксплуатацию строящегося причала №40А АО «Зерновой терминал «КСК». В планах также завершение ремонта причала №1а неф-терайона Шесхарис ПАО «НМТП».

На повестке дня в порту Анапа – реализация инвестпроектов пассажирских терминалов: терминала с пассажирооборотом до 500 тыс. человек в год, Анапского международного терминала – рейда острова с причалом для круизного пассажирского судна и пассажирского судна типа pо-pо, а также яхтенной марины вместимос-тью более 300 яхт.

Главные вопросы порта Тамань – завершение строительства и ввод в эксплуатацию Таманского терминала навалочных грузов, поэтапное увеличение объемов перевалки угля с 26,4 млн до 35-50 млн тонн в год, а также расширение номенклатуры грузов за счет серы и минеральных удобрений (до 5 млн тонн в год по каждому виду груза).

АМП является непосредственным участником рассмотрения вопросов о потенциальных возможностях морских портов Республики Крым и г.Севастополя: о перевалке грузов в морских портах Керчь, Севастополь и Феодосия; об обеспечении круизного судоходства крупных пассажирских лайнеров в морских портах Ялта и Севастополь. С этой целью решаются вопросы реконструкции гидротехнических сооружений (ГТС) морских портов и реализации государственного задания согласно Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года», срок реализации которой постановлением Правительства РФ был продлен до 2022 года. К текущим вопросам также относятся развитие морских пассажирских перевозок и строительство пяти морских скоростных пассажирских судов на подводных крыльях «Комета-120М» в 2021 году, буксирное обеспечение в морских портах Крыма.

Другие задачи, стоящие перед АМП и организациями отрасли в Крыму, заключаются в проведении дноуглубительных работ в морских портах, в районе Керчь-Еникальского канала, в обеспечении и контроле состояния глубин в районах судоходства и в местах стоянки судов.

Экологическая безопасность в приоритете

В состав АМП входят крупные российские порты по перевалке нефти и нефтепродуктов – Новороссийск и Туапсе. Востребованы и развиваются услуги по обеспечению бункеровки – сегодня в морских портах АМП Черного моря работает 45 бункеровочных компаний.

В целях обеспечения экологичес-кой безопасности и охраны окружающей среды, предупреждения аварийного разлива нефти и неф-тепродуктов в портах АМП проводится комплекс мероприятий. В каждом морском порту разработан План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, аналогичные документы имеют все хозяйствующие субъекты, работающие в портах Черного моря с нефтью и нефтепродуктами.

В круглосуточном режиме организован мониторинг реализации мероприятий и экологической обстановки в портах АМП. В режиме онлайн ведется учет обстановки на судах-бункеровщиках, организованы обеспечение готовности органов управления, сил и средств аварийно-спасательных формирований, оперативные информирование, реагирование и управление.

В плановом порядке организовано проведение специализированных тренировок и учений, общепортовых учений. Всего в портах АМП Черного моря в 2020 году состоялось 158 учений, в проведении которых принимали участие представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю и Республике Крым и г.Севастополю, Южной транспортной прокуратуры, Росприроднадзора и Ространснадзора.

В портах АМП регулярно проводятся проверки знаний, навыков и умений спасателей, организовано проведение ведомственных объектовых аттестационных комиссий. В течение двух лет было аттестовано 510 спасателей и три нештатных аварийно-спасательных формирования.

Подразделения АМП Черного моря проводят масштабный мониторинг портовых вод и подходных путей к портам. Для этих целей задействован автоматизированный сервис «Космоснимки – Черное море», с помощью которого в случае установления фактов загрязнения моря в режиме ограниченного доступа отображается зона контроля с указанием координат и площадей обнаруженных нефтяных пятен – сликов. Особое внимание уделяется проведению экосистемного мониторинга за обстановкой и за состоянием сил и средств, предназначенных для ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.

В соответствии со вступившими в силу с 1 января 2020 года ограничениями Международной морской организации (IMO), регламентирующими содержание соединений серы в бункерном топливе не более 0,5% по массе, АМП были ответственно реализованы мероприятия по контролю данного показателя. Заблаговременно была проведена работа по информированию судовладельцев и бункеровочных компаний о сроках вступления в силу международных норм.

На сегодняшний день все бункеровочные компании, осуществляющие свою деятельность в портах АМП Черного моря, проинформировали капитанов морских портов о выполнении новых требований к бункерному топливу: своевременно провели отбор проб и подтвердили содержание серы в топливе менее 0,5%, что нашло свое отражение в данных о составе топлива в товарных накладных.

Контроль проведения бункеровочных операций службами капитанов морских портов филиалов АМП Черного моря осуществляется на регулярной основе. За 2020 год нарушений уровня предельного содержания серы в топливе выявлено не было. Докладов о недоступности низкосернистого топлива для судов в морских портах в адрес капитанов портов также не поступало. При возникновении оснований полагать, что бункерное топливо может не соответствовать новым требованиям, АМП Черного моря располагает возможностью привлечь аккредитованную лабораторию для проведения проверки уровня содержания серы.

Морские порты №1 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ