Горизонты и стимулы порта Невельск - Морские вести России

Горизонты и стимулы порта Невельск

27.04.2021

Морские порты

Горизонты и стимулы порта Невельск

Фото: ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В 2020 году, несмотря на спад грузооборота на 41%, до 1,6 млн тонн, вызванный объективными причинами, Служба капитана морского порта Невельск АМП Сахалина, Курил и Камчатки вела активную деятельность по всем направлениям. В том числе с целью обеспечения безопасности мореплавания было проведено около 150 инспекционных проверок, на 143 судах были обнаружены недостатки, из них 89 судов подверглись контрольным осмотрам, 2 судна были задержаны.

Событием года стало изменение границ морского порта Невельск в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18.07.2020 г. №1864-р. Корректировки связаны с увеличением портовой территории непосредственно в Невельске под новые объекты складского хозяйства. Кроме того, изменены границы акватории морского терминала Южно-Курильск, что позволит судам дедвейтом до 200 тыс. тонн вставать на якорь в границах порта. Принятые меры, как ожидается, станут стимулом для увеличения грузооборота порта и для захода судов круизного класса.

Аркадий Макаров, капитан морского порта Невельск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Стратегия развития порта

В последние годы основные направления деятельности морского порта Невельск сосредоточены на экспорте сахалинского угля, промысловой индустрии и обеспечении пассажирского сообщения между островами. Несмотря на относительно невысокий уровень промышленной перевалки, порт обеспечивает интенсивное судоходство рыбопромыслового и пассажирского флотов. Усилия государства и частных инвесторов по модернизации и расширению портовой инфраструктуры способствуют развитию порта.

В 2020 году грузооборот порта сократился на 41% по сравнению с показателем предыдущего периода – до 1,55 млн тонн, что примерно соответствует уровню 2016 года. Снижение грузооборота в основном связано с сокращением на 35% переработки каменного угля, который в структуре перевалки занимает подавляющую часть. В 2020 году перевалка угля составила 1,29 млн тонн, из которых 1,26 млн тонн отправлено на экспорт. Причин снижения перевалки две: плановая реконструкция железной дороги и снижение потребления угля в странах АТР, вызванное пандемией. В 2021 году в порту рассчитывают восстановить объемы перевалки угля, а в будущем и увеличить.

Событием 2020 года стало изменение границ морского порта Невельск в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18.07.2020 г. №1864-р. Корректировки связаны с увеличением портовой территории непосредственно в Невельске под новые объекты складского хозяйства.Кроме того, данное распоряжение изменило границы акватории морского терминала Южно-Курильск, что позволит судам дедвейтом до 200 тыс. тонн вставать на якорь в границах порта. Принятые меры, как ожидается, станут стимулом для увеличения грузооборота порта и захода судов круизного класса.

Развитию порта также будет способствовать реконструкция морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ в порту Невельск. Проведение строительно-монтажных работ намечено на период с 2022 по 2023 год. Как планируется, после проведения реконструкции улучшится техническая оснащенность и комфортабельность пункта пропуска, в результате чего пропускная способность порта увеличится.

Объем экспорта и пассажирооборота

В целом структура грузопотока по итогам 2020 года выглядит следующим образом. Сухогрузы составляют 1,53 млнтонн, нефтепродукты – 16 тыс. тонн. Основную часть грузов составил экспорт – 1,29 млн тонн, 261,2 тыс. тонн – каботаж и 0,4 тыс. тонн – импорт.

Генеральных грузов перевалено 200,7 тыс. тонн (из которых 176,5 – каботаж), контейнерных – 35,7 тыс. тонн (каботаж), лесных – 1,4 тыс. тонн (каботаж). На снижение грузооборота порта в 2020 году повлияла пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения при перевозке грузов и пассажиров.

Количество перевезенных пассажиров сократилось с 22345 в 2019 году до 18777 человек. Основные пассажирские линии обеспечивали четыре судна. Теплоход «Игорь Фархутдинов» работал на линии Корсаков – Курильск – Южно-Курильск – Малокурильск – Корсаков с регулярностью около 5-6 судозаходов в месяц (в зависимости от сезона и погодных условий). Теплоход «Гипанис» работал на линии Петропавловск-Камчатский – Северо-Курильск – Петропавловск-Камчатский с периодичностью заходов в Северо-Курильск около 6-7 раз в месяц (в зависимости от сезона и погодных условий). А самоходные плашкоуты «Дружба» и «Надежда» обеспечивали перевозки на линии Южно-Курильск – Малокурильск (Крабозаводск) – Южно-Курильск, совершая порядка 8 рейсов в месяц в зимний период и 14-18 – в летний.

Приоритет российского флага

В 2020 году морской порт Невельск посетили 8310 судов, большая часть которых – 6368 – рыболовные. Среди прочих – 738 судов с генеральными грузами, 564 пассажирских, 83 танкера, 41 буксир, 31 грузовое судно ро-ро, 12 яхт, 5 барж, а также 1 крановое, 1 спасательное и 1 научно-исследовательское судно.

Основную часть заходов представляли суда под российским флагом, занятые рыбным промыслом и перевозками генеральных грузов. Максимальное количество заходов приходилось на второй квартал года с пиком в августе, когда было обработано 1055 судов.

В порт заходили суда более 10 государств: 8282 судна под флагом РФ, 7 – Панамы, 5 – Маршалловых островов, по 4 судна – Республики Кореи и Сингапура, по 2 – Японии и Китая и по 1 – Мальты, Сьерра-Леоне, Норвегии и Алжира.

По сравнению с 2019 годом поток судов увеличился на 7%. В основном это произошло за счет увеличения количества заходов судов с меньшей валовой вместимостью. По другим типам судов количество заходов изменилось незначительно. На 3,5% сократилось количество заходов иностранных балкеров, что соотносится со статистикой снижения грузооборота.

Вклад службы капитана морского порта

Служба капитана морского порта Невельск надежно обеспечивает бесперебойную работу порта. В штате Службы 30 сотрудников, из которых 13 работают на пяти терминалах: Южно-Курильск (о.Кунашир), Крабозаводск и Малокурильск (о.Шикотан), Курильск (о.Итуруп) и Северо-Курильск (о.Парамушир).

Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта оформила 5857 отходов судов по странам назначения: РФ – 5720, Япония – 71, Республика Корея – 48, Китай – 18. Было проверено 175 судов по странам назначения: РФ – 168, Республика Корея – 4, Япония – 2, Китай – 1, все под российским флагом. Инспекции судов под иностранными флагами в 2020 году проводились документарно, что также обусловлено пандемией.

В целом ИГПК провела за год 264 осмотра судов, что на 44% меньше, чем в 2019 году. Основная причина сокращения количества проверок – соблюдение изданных в 2020 году рекомендаций по предотвращению распространения короновирусной инфекции, защите здоровья инспекторов, а также введенный Роспотребнадзором режим карантина для многих судов.

Для обеспечения безопасности плавания и стоянки судов в 2020 году ежедневно принимались доклады от инспекторов с терминалов, анализировалась оперативная обстановка. Для повышения безопасности плавания при осуществлении осмотров судов в рамках государственного портового контроля уделялось особое внимание состоянию корпуса судна, уплотнительной резины на люковых закрытиях и водонепроницаемых дверях, а также наличию и исправности спасательных средств.

В целом в ходе инспекционных проверок было осмотрено 151 судно, на 143 судах были обнаружены недостатки, из них 89 судов подверглись контрольным осмотрам. В общей сложности выявлено 921 несоответствие. Основными категориями выявленных несоответствий стали: «Судовые документы и сертификаты» – 105, «Жилые и рабочие условия, КТМС» – 181, «Безопасность мореплавания» – 161, «МАРПОЛ» – 86.

Результатом проверок стали два задержания судов под флагом РФ – ТР «Залив Радуга» (ООО «Севрыбфлот») и СТР «Капитан Ласков» (ООО «Мореход-К»). При осмотре судна ТР «Залив Радуга» были выявлены два серьезных несоответствия, создающих угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей и загрязнения окружающей среды. При осмотре судна СТР «Капитан Ласков» выявлены три несоответствия, которые дали явное основание полагать, что система управления безопасностью, внедренная на судне, не эффективна, а экипаж не уделяет должного внимания техническому обслуживанию механизмов.

В условиях объявленного карантина успешно работали отделы дипломирования экипажей и регистрации судов. Отдел регистрации судов за прошедший год оформил 896 документов. Отдел дипломирования выдал 422 квалификационных документа, из них 140 – судоводителям, 100 – матросам, 81 – операторам ГМССБ, 38 – судомеханикам, 17 – операторам ограниченного района ГМССБ, 12 – рефрижераторным механикам, 10 – электромеханикам, 10 – мотористам и другим специалистам. Всего за год Службой капитана порта было принято и оформлено около 2 тыс. входящих документов, выдано около 450 квалификационных документов.

Для повышения эффективности работы Службы в 2020 году был проведен внутренний аудит системы менеджмента качества отдела дипломирования, проверки фактического состояния материально-технической базы и порядка ведения уставной деятельности. Выявляемые недостатки оперативно устранялись. По итогам года можно уверенно констатировать высокий уровень обеспечения безаварийной работы, безопасности мореплавания и оказания госуслуг всеми подразделениями Службы капитана морского порта Невельск.

Морские порты №1 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ