Перевалка растет и на суше, и на море - Морские вести России

Перевалка растет и на суше, и на море

17.06.2021

Морские порты

Перевалка растет и на суше, и на море

Фото: ФГБУ «АМП Азовского моря»

Порт Кавказ среди российских портов Азовского бассейна, находящихся на пересечении мировых торговых путей и транспортных коридоров, имеет неоспоримое преимущество по причине ряда особенностей, а именно: расположенности в Керченском проливе вне населенных пунктов и наличия территорий для перспективного развития, близости к международным транспортным коридорам, в том числе к МТК «Север – Юг». инфраструктура, транспортные подходы и географическое расположение порта позволяют вести перевалку грузов как на внутренней, так и на внешней акватории (якорных участках №2, №3).

Безопасность судоходства в порту и на его подходах обеспечивается Службой капитана порта при помощи комплекса системы управления движением судов (СУДС) высшей категории. В настоящее время завершены работы по ее интеграции – теперь зона действия СУДС Керченского пролива включает акваторию Керченского пролива и акваторию морских портов Кавказ, Тамань и Темрюк с подходами.

Сергей Наумов, капитан морского порта Кавказ ФГБУ «АМП Азовского моря»

Итоги пандемийного 2020 года

В 2020 году общий грузооборот морского порта Кавказ в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, вырос на 13% по сравнению с 2019 годом и составил 41,6 млн тонн (в 2019 г. – 36,76 млн тонн), в том числе наливных грузов – 10,34 млн тонн, сухогрузов – 31,25 млн тонн. По направлениям перевозок объем экспорта составил 20,42 млн тонн, импорта – 45,2 тыс. тонн, каботажа – 20,87 млн тонн.    

За 2020 год в порту было оформлено 7647 заходов и 7648 отходов судов, а также 174 рейса по погрузке/перевозке/выгрузке грузов от причалов порта в рейдовый перегрузочный район. Несмотря на коррективы работы порта, вызванные пандемией коронавируса, а также принятием соответствующих ограничительных мер, количество судозаходов по сравнению с 2019 годом увеличилось на 1% (в 2019 г. – 7613).

Увеличение объемов перевалки грузов на суда в том числе было обусловлено введением в эксплуатацию железнодорожного Крымского мос-та и освобождением в связи с этим железнодорожной станции Кавказ.

По итогам работы порта в 1 квартале 2021 года (перегружено 3 млн тонн) и многолетним наблюдениям можно предположить, что грузооборот будет расти и превысит показатели 2020 года ориентировочно на 30-35%.

В марте 2020 года капитаном порта был издан приказ №5 «О профилактических мерах по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в Кавказском филиале ФГБУ «АМП Азовского моря». Сотрудниками филиала в полном объеме выполнялся перечень предупредительных мероприятий и мер на случай установления фактов инфицирования, сроки выполнения мероприятий: проведение ежедневной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств; регулярное измерение температуры работников; ношение защитных масок и перчаток; для отдельных работников применялась дистанционная форма работы.

Также был обеспечен ежедневный мониторинг количества работников филиала, находящихся на рабочем месте, на дистанционной форме работы, карантине, больничном с докладом в установленном порядке.

В порту своевременно реализован алгоритм действий при прибытии судна в порт из эндемичных по коронавирусу стран с дополнениями, разработанными территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе. Благодаря слаженной работе всех подразделений, ответственному отношению работников филиала, удалось минимизировать количество заболевших.

Результатом эффективного исполнения Службой капитана порта своих функций в условиях пандемии стало отсутствие транспортных происшествий. Несоблюдений экипажами судов Временных рекомендаций, направленных на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19, в ходе инспекций судов в рамках ГПК выявлено не было.

В рамках работы ПСК количество инспекций иностранных судов в 2020 году на фоне увеличения судозаходов составило 121, превысив показатель 2019 года (в 2019 г. – 110 инспекций).

Готовность к ЛАРН

Планы проведения тренировочных учений компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность с нефтью и нефтепродуктами, в Кавказском филиале ФГБУ «АМП Азовского моря» в прошедшем году также исполнялись в полном объеме. На территории и в акватории порта в 2020 году было проведено 4 тренировочных учения по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов. При проведении учений особое внимание уделялось соблюдению противоэпидемических требований, установленных органами исполнительной власти Краснодарского края.

Результаты учений отражены в отчетных документах комиссии, назначенной Росморречфлотом, и оценены как удовлетворительные. Нужно отметить, что качество, уровень и слаженность взаимодействия сил компаний, аварийно-спасательных служб и сторонних организаций, задействованных в учениях, а также своевременность и результативность их действий повысились.

Качественные и количественные изменения в планах проведения учений определялись объемами условных разливов нефти и нефтепродуктов, привлекаемыми силами и средствами профессиональных аварийно-спасательных формирований.

Пример гипотетической чрезвычайной ситуации (ЧС), связанной с разливом нефти и нефтепродуктов в акватории порта, представлен в Плане по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов ООО «СОЛИД СТС» для перегрузочного места, расположенного на участке №2 акватории морского порта. Максимальное расчетное количество разлитых неф-тепродуктов в Плане согласно Правилам организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов составляет 15,42 тыс. м3, то есть 50% объема двух смежных танков нефтеналивного судна (танкера) ориентировочно дедвейтом 150 тыс. тонн с двойным дном и двойными бортами.

Локализация и ликвидация представленной прогнозируемой ЧС была отработана 20 марта 2021 года на тренировочных учениях ООО «СОЛИД СТС» с привлечением сил и средств аварийно-спасательного формирования ФГБУ «Морспасслужба».

Развитие инфраструктуры

В настоящее время морской порт Кавказ развивается, причем развитие происходит как в акватории (открываются дополнительные якорные стоянки, что позволяет ежегодно наращивать объемы грузоперевалки), так и на территории порта.

Для повышения привлекательности порта решаются следующие актуальные вопросы: расширение якорных мест глубоководной перевалки (доведение на участке №3 их количества до проектных показателей – 18 мест); повышение безопасности мореплавания в акватории Керченского пролива за счет оснащения данного района развитой сетью береговых и плавучих средств навигационного обеспечения; ускорение процесса прохождения осмотров судов государственными контролирующими органами; развитие наземной (авто и ж/д) транспортной сети в порту и на подходах к нему.

За период с 2014 года по настоящее время в порту с целью модернизации и расширения портовой инфраструктуры выполнены работы по реконструкции причала №8, Северного и Южного оградительных молов; ведется работа по перепрофилированию пирса для автопассажирской паромной переправы; в Южном районе порта завершается строительство универсального перегрузочного комплекса с таможенным терминалом и морским пунктом пропуска.

Кроме того, в порту ведется работа по усовершенствованию навигационного гидрографического оборудования, в том числе технического состояния береговых навигационных знаков (Таманского створного знака). В постоянном режиме выполняются дноуглубительные работы на подходном канале порта, фарватере подхода Южного района, ФВК №50.

Развитие инфраструктуры морского порта Кавказ направлено на удовлетворение потребностей российской экономики и внешней торговли в перевозках российских экспортно-импортных грузов на юге России. А применение инноваций в этой сфере является залогом обеспечения безопасности мореплавания и судоходства в морском порту и на подходах к нему.

Морские порты №3 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ