Задержания судов снижены, нарушения сведены на нет - Морские вести России

Задержания судов снижены, нарушения сведены на нет

23.09.2021

Морские порты

Задержания судов снижены, нарушения сведены на нет

Фото: ФГУП «Росморпорт»

Таганрог – старейший морской порт на Азовском море (1698 г.) — один из шести портов, наряду с Ростовом-на-Дону, Азовом, Ейском, Темрюком и Кавказом входящих в состав ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря». Основной грузопоток портов АМП формируют Азов и Ростов-на-Дону. И хотя по объему грузооборота Таганрог намного уступает им, порт имеет важное экономическое значение для города и региона, переваливая в основном экспортные грузы.

Планомерная работа Службы капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания и по предотвращению нарушений судами практически свела на нет количество административных нарушений в порту.

Василий Яранцев, капитан морского порта Таганрог ФГБУ «АМП Азовского моря»

Что нового в порту

В среднем грузооборот порта Таганрог составляет 3 млн тонн в год. В номенклатуре грузов основное место занимают зерновые, уголь и нефтепродукты. По итогам 2020 года объем переработанных в порту грузов составил 2,9 млн тонн (+3,6% к 2019 году), в том числе металлов – 302,2 тыс. тонн (рост в 4 раза), зерновых – 1,29 млн тонн (+2,5%), угля – 532,4 тыс. тонн (-3,6%), нефтепродуктов – 718,2 тыс. тонн (-9,7%).

В этом году грузооборот продолжил расти неплохими темпами. По итогам 5 месяцев объем переработанных в порту грузов составил 1,22 млн тонн (+16,2% к такому же периоду 2020 года), в том числе металлов – 310,1 тыс. тонн (рост в 7,5 раза), руды – 38,8 тыс. тонн (рост в 2 раза), зерновых – 273,9 тыс. тонн (-34,9%), угля – 184 тыс. тонн (-13,5%), нефтепродуктов – 376,4 тыс. тонн (+9,3%).

С недавних пор в копилке порта появились совершенно иные грузы. В Таганроге заработал новый завод по производству экологичных ветряных электростанций, и до конца 2021 года через порт будет производиться отправка конструкций для этих электростанций на север нашей страны.

Между тем возможности порта по строительству новых причалов крайне ограничены, так как порт находится в центре исторической части города. Поэтому дальнейшие перспективы развития портовой инфраструктуры нужно искать в привлечении высокотарифных грузов и модернизации технологий перевалки.

Тем не менее, у стивидоров есть планы по достройке причалов на основе существующих защитных сооружений (молов). В настоящее время проект строительства двух причалов на Северном молу проходит государственную экспертизу.

В чем преуспели

В силу специфики бассейна Азовского моря порт Таганрог посещают в основном суда типа река - море со сравнительно небольшой осадкой. Но было бы ошибкой вспоминать стоявшие некогда у причалов «Сормовские» и «Волго-Балты». Современный флот смешанного типа плавания имеет гораздо большие размеры, отвечает всем современным требованиям по оснащению и по факту представляет собой суда нового класса.

Обеспечение безопасности мореплавания является приоритетом для капитана порта. Проверки заходящих в порт судов обеспечиваются опытными и профессиональными инспекторами государственного портового контроля, которые регулярно проходят переподготовку и повышение квалификации.

В 2020 году инспекторами ГПК Службы капитана порта всего проинспектировано 60 судов (-15,5%), из них под российским флагом – 45 (-8,2%), под иностранными флагами – 15 (-31,8%). Было вынесено 267 замечаний (-23,7%), из них судам под российским флагом – 189 (+9,3%), под иностранными флагами – 78 (-55,9%). Одно судно под иностранным флагом задержано.

По итогам 5 месяцев 2021 года всего проверено 38 судов (+40,7%), из них под российским флагом – 31 (+40,9%), под иностранными флагами – 7 (+40%). Вынесено 152 замечания (+34,5%), из них судам под российским флагом – 119 (+46,9%), под иностранными флагами – 33 (+3,1%). Задержаний судов не было.

Стоит отметить, что по итогам проверок в порту значительно снизилось количество задержаний судов. Если раньше их было 6-7 в году, то в 2020-м было всего одно задержание. Это свидетельствует об отсутствии субстандартных судов, не соответствующих применяемым требованиям. Вообще состоянию судов и качеству экипажей инспекторы ГПК уделяют большое внимание и отрадно, что в последние годы большинство заходящих в порт судов соответствует всем стандартам безопасности мореплавания и защиты окружающей среды от загрязнения.

Планомерная работа Службы капитана порта по предотвращению нарушений судами практически свела на нет количество административных нарушений в порту. Иногда самые нетерпеливые капитаны маневрируют в акватории самостоятельно без лоцмана, нарушая действующие правила. Конечно, за такие и подобные противоправные действия следует неотвратимое наказание в соответствии с КоАП РФ.

Есть естественные проблемы, с которыми нужно научиться существовать. К ним относится наличие малых глубин в районе Греческой банки на рекомендованном пути №31. Выходящие из порта суда не могут следовать дальше при уровне «0» рейки порта, так как в море глубины мельче, чем на канале. Особенно это обстоятельство сказывается в зимнее время. ФГУП «Росморпорт» проводит проверки глубин на этом участке.

Большим плюсом является наличие в порту современной системы управления движением судов (СУДС) в Таганрогском заливе. Система была введена в действие в 2004 году и постоянно развивается. Все операторы СУДС прошли надлежащую подготовку и сертификацию.

Транспортная безопасность как функция

Акватории морских портов приказом Минтранса России от 28.08.2020 г. №331 включены в перечень объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта.

Обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – акватории морского порта Таганрог – возложено на Службу капитана порта. В октябре 2020 года постановлением Правительства РФ №1651 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию».

Для реализации установленных требований в Службе капитана порта проведено обучение специалистов Службы транспортной безопасности, входящих в структуру сил обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта, по соответствующим типовым дополнительным профессиональным программам, а также аттестация работников Службы ТБ в качестве сил обеспечения транспортной безопасности.

Во взаимодействии с Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» обеспечено проведение оценки уязвимости акватории морского порта, результаты которой утверждены компетентным органом в области обес-печения транспортной безопасности в сфере морского транспорта. На основании результатов оценки уязвимости Службой капитана порта в настоящее время разрабатывается план обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта.

В рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в 2014 году акватория порта оснащена инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности

(ИТСОТБ), включающими в себя приборы и оборудование телевизионного и тепловизорного наблюдения с выводом информации на пункт управления обеспечения транспортной безопасности для осуществления силами ОТБ контроля за обстановкой в акватории и судами, а также для применения мер реагирования на акты незаконного вмешательства, нарушения пропускного и внутриобъектового режимов.

Процедура сертификации сущес-твующих ИТСОТБ и замена отдельных технических средств на сертифицированные будут осуществляться в соответствии с Планом ОТБ после его утверждения. Цель сертификации – определение соответствия ИТСОТБ функциональным свойствам, для выполнения которых они предназначены в заданных условиях.

Защита технических средств от несанкционированного доступа будет обеспечиваться Службой капитана порта во взаимодействии с Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт».

Морские порты №5 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ