Госуслуги на удаленке, портконтроль начеку - Морские вести России

Госуслуги на удаленке, портконтроль начеку

28.03.2022

Морские порты

Госуслуги на удаленке, портконтроль начеку

Фото: Морской порт Мурманск/ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Только уникальный порт в Арктике может быть незамерзающим, да еще и местом убежища для судов в штормовую погоду. И в России такой порт есть – это Мурманск, где навигация идет круглогодично. Условия плавания в акватории характеризуются приливо-отливными явлениями, перепадом глубин от 7 до 200 метров, опасными северо-западными и северо-восточными ветрами, при которых в некоторых районах стоянка судов является небезопасной.

Порядок и безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему обеспечивается Службой капитана порта ФГБУ «АМП Западной Арктики». C 2020 года работа специалистов Службы осложнена пандемией коронавируса. Тем не менее, порт и его службы не останавливали работу, исполняя все предписанные санитарно-эпидемиологические требования.

Эдуард Безукладов, капитан морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Мурманск – крупнейший арктический морской порт с объемом грузооборота более 50 млн тонн. Здесь переваливают широкую номенклатуру сухих и наливных грузов, в том числе 1-9 классов опасности, а также осуществляют пассажирские перевозки. Мурманск является одним из ключевых портов по обеспечению круглогодичных перевозок по Северному морскому пути (СМП) и развитию инфраструктурных арктических проектов.

Регулирование движения судов в акватории порта ведет СУДС, а в акватории временного рейдового перегрузочного комплекса СПГ у острова Кильдин – СКУС.

В настоящее время ФГУП «Росморпорт» приступает к строительству автоматизированного радиотехнического поста СУДС в п. Видяево – Главгосэкспертиза по итогам рассмотрения проектной документации выдала положительное заключение. Пост призван обеспечивать безопасность мореплавания в акватории порта Мурманск в губе Ура и на подходах к ней. Он войдет в контур навигации и безопасности строящегося комплекса по перевалке сжиженного природного газа ПАО «Новатэк».

Перевалка, судозаходы, инфраструктура

По итогам 2021 года грузооборот порта Мурманск снизился на 2,8% по сравнению с 2020 годом и составил 54,5 млн тонн, в том числе сухих грузов – 22,5 млн тонн, наливных – 32 млн тонн.

Снижение произошло за счет уменьшения объемов перевалки таких сухих грузов, как руда – на 22%, до 3,8 млн тонн, цветные металлы – на 19,4%, до 295 тыс. тонн, минудобрения – на 7,2%, до 3,2 млн тонн, уголь и кокс – на 0,8%, до 12,96 млн тонн. Снизились и объемы перевалки наливных грузов, в частности нефти – на 2,6%, до 31,13 млн тонн, и нефтепродуктов – на 22,8%, до 262,9 тыс. тонн.

Рост объемов перевалки наблюдался по генеральным грузам (металлолом, рефгрузы, прочие) – на 2,7%, до

1,04 млн тонн, груженым контейнерам – на 3,5%, до 777,7 тыс. тонн, и СПГ – на 760%, до 623,5 тыс. тонн.

Количество судозаходов (вход+выход) в 2021 году по порту Мурманск выросло на 10,3% по сравнению с предыдущим годом и составило 8925 (в 2020 г. – 8088).

В основном прирост дали заходы рыболовных судов в загранплавании и в каботаже, а также заходы газовозов на ВРПК у полуострова Кильдин для перегрузки СПГ с танкера арктического класса на суда-газовозы без ледового класса (ВРПК «Кильдин Восточный» приступил к работе в конце 2020 года, за 2021 год на нем зарегистрирован 21 судозаход).

В части развития портовой инфраструктуры в прошлом году произошли изменения, связанные с пуском в эксплуатацию новых объектов и увеличением проектной мощности порта свыше 80 млн тонн к 2025 году.

Началась реализация таких проектов, как строительство перегрузочного комплекса «Лавна» – в настоящее время ведутся взрывные работы на участке строительства подходных железнодорожных путей. Оператор проекта «Морской торговый порт «Лавна» станет резидентом территории опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики» в первом квартале 2022 года. Этот терминал — важная часть программы развития Мурманского транспортного узла — имеет общегосударственное значение и соответствует стратегичес-ким приоритетам развития страны.

На первом этапе проекта предусмотрено строительство угольного терминала мощностью 18 млн тонн и железнодорожной инфраструктуры на ближних подходах протяженнос-тью 46 км для увеличения провозной способности до 24 млн тонн в год. На втором этапе предполагается строительство терминала по приемке-обработке контейнеров и генеральных грузов.

Проект рыбного терминала «Ударник» уже реализуется в рамках ТОР «Столица Арктики». Новый терминал, предназначенный для обслуживания рыбопромысловых судов, строится на участке в с.Минькино Кольского района. Он обеспечит рыбопромышленным компаниям полный сервис по обработке промысловых судов, перевалке и хранению продукции, предназначенной для внутреннего и внешнего рынков. Фактически появится новый рыбный порт со всей необходимой инфраструктурой для рыбопереработки.

Продолжаются работы по созданию Центра крупнотоннажных морских сооружений, комплекса по перевалке СПГ, перегрузочного терминала минудобрений «Тулома» мощностью 4 млн

тонн, которые также входят в ТОР «Столица Арктики».

Недостатки выявлены, суда задержаны

В 2021 году инспекторами госпорт-контроля Службы капитана порта Мурманск всего проведено 1008 осмотров судов под флагом РФ, что на 3 меньше по сравнению с предыдущим годом (1011 осмотров в 2020 г.). По итогам осмотров за прошедший год выявлено 2304 несоответствия конвенционным требованиям (3229 недостатков в 2020 г.), из них приведших к отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта – 34.

По итогам осмотров за прошедший год зарегистрировано 6 случаев отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта.

Инспекций судов под иностранными флагами в 2021 году проведено 145, что на 62 больше по сравнению с предыдущим годом (83 инспекции в 2020 г.). Несоответствия конвенционным требованиям выявлены в результате 57 инспекций (34 инспекции в 2020 г.), из них приведших к отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта – 8.

Всего было зарегистрировано 2 задержания судов под иностранными флагами.

Основные недостатки, выявленные при инспектировании судов под флагом РФ, как правило, касаются несоблюдения Международного кодекса по управлению безопасностью (452 недостатка), а также недостатки, связанные с навигацией судна.

Суда под иностранными флагами допускали в основном нарушения, связанные с неисправностью навигационного оборудования.

Моряков обеспечили госуслугами

В период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Службе капитана порта была оптимизирована работа дипломного отдела и отдела УЛМ и МК, что позволило не прерывать оказание госуслуг по дипломированию членов экипажей судов и выдаче удостоверений личности моряка, мореходных книжек и других документов. Также было внедрено использование дистанционных технологий при проведении устных собеседований. Оптимизация работы отделов привела к тому, что увеличился поток моряков из других портов, в которых была приостановлена или ограничена работа аналогичных отделов.

Службой капитана порта в соответствии с распоряжением губернатора Мурманской области, Роспотребнадзора и Минтранса были приняты превентивные меры по нераспространению вирусной инфекции, в том числе работники отделов возрастом 65 лет и более ушли на самоизоляцию. Это привело к уменьшению числа сотрудников, оформляющих документы, на 25% и, соответственно, снизило количество оформления квалификационных документов.

Всего за 2021 год по дипломному отделу было сформировано и выдано 2458 документов (2184 документа в 2020 г.), из них дипломов (документов командного состава экипажа) – 1731; квалификационных свидетельств (документов рядового состава экипажа) – 383; свидетельств специалистов – 161; танкерных подтверждений – 162; подтверждений иностранных – 0; неконвенционных документов – 0; лоцманских удостоверений – 20; ППБЛ – 1.

Отделом УЛМ и МК в 2021 году изготовлено 4127 удостоверений личности моряка (2647 УЛМ в 2020 г.), оформлено 237 мореходных книжек (181 МК в 2020 г.). Отделом была реализована возможность предварительной записи на подачу документов на оформление УЛМ и МК через официальный сайт ФГБУ «АМП Западной Арктики» www.mapm.ru.

Морские порты №1 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ