Цифровизация – новая реальность для портовой отрасли - Морские вести России

Цифровизация – новая реальность для портовой отрасли

04.04.2022

Морские порты

Цифровизация – новая реальность для портовой отрасли

Фото: ФГУП «Росморпорт»

Системы цифровизации и автоматизации сегодня повсеместно внедряются в сфере морской логистики и транспорта. О том, каких успехов на этом поприще достигли государственные органы, стивидорные и сервисные компании, говорили на сессии «Smart Port. Модернизация через автоматизацию», прошедшей в рамках VI ежегодного форума «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация». В преддверии очередного форума, который пройдет в Москве 22-23 марта, «МП» решил напомнить об основных трендах цифровизации, заявленных в середине прошлого года. Таким образом, по итогам VII форума можно будет сделать выводы, насколько игроки рынка продвинулись в данном направлении за последнее время.

Майя Керн

«Росморпорт» автоматизирует управление

Об основных тенденциях и направлениях цифрового развития ФГУП «Росморпорт» рассказал заместитель генерального директора предприятия Сергей Симонов. По его словам, активно заниматься цифровизацией «Росморпорт» начал в 2018 году, когда заработал Ситуационный центр «Росморпорта», созданный для графичес-\кой визуализации отчетной операционной информации о деятельности предприятия и подконтрольной ему портовой инфраструктуры.

В системе реализованы интерактивные карты расстановки судов «Росморпорта», объектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, объектов имущества предприятия, информационные панели с финансовыми и производственными показателями. Система получила положительную оценку Министерства транспорта и будет взята за основу для создания Ситуационного центра Минтранса.

Другой проект по цифровизации «Росморпорт» реализует совместно с компанией «Интеллектика». Речь идет о создании автоматизированных рабочих мест для лоцманов. Эта цифровая система будет содержать общую базу знаний лоцманской службы, единую базу электронных карт, журналов, справочников судов, маршрутов и историй передвижений. Все это позволит упростить передачу данных, проводить их точный и своевременный анализ, создавать и использовать лучшие практики в судоходстве. «Внедрение такой системы приведет к повышению эффективности работы лоцманской службы и увеличению доходной части бюджета от коммерческого использования флота «Росморпорта», – считает С. Симонов.

Для автоматизации подсчета портовых сборов предприятием создана корпоративная система сбора и обработки информации «Портовые сборы», которая будет интегрирована с информационной системой Port Call и будет получать данные о заходе/выходе судов в портах РФ. Такая интег-рация позволит оперативно получать данные по пребыванию судов в портах и повысит их достоверность. На сегодняшний день эта схема уже внедрена на Дальнем Востоке, а в будущем ее действие распространится на все филиалы «Росморпорта».

Схема. Система сбора и обработки информации «Портовые сборы»

Кроме того, в 2020-2021 годах предприятие ввело в эксплуатацию Единую отраслевую систему электронного документооборота, к которой подключен Росморречфлот и 32 подведомственных ему организации. «Система обеспечивает оперативный безбумажный обмен документами и поручениями между федеральным агентством, подведомственными организациями, а также непосредственно между цент-ральным аппаратом «Росморпорта» и филиалами. Она хорошо себя зарекомендовала: существенно упростила делопроизводство, повысила оперативность согласования и обмен документами», – пояснил заместитель главы «Росморпорта».

В ближайших планах предприятия – дальнейшая автоматизация системы управления движением судов (СУДС). Сейчас специалисты прорабатывают возможность внедрения в производственную деятельность элементов искусственного интеллекта и интернета вещей. Их планируют использовать в уже существующих программно-аппаратных комплексах служб СУДС. Пилотным проектом станет оснащение искусственным интеллектом одной из служб СУДС в восточной части Финского залива.

Для повышения эффективности работы портов и безопасности мореплавания «Росморпорт» внедряет беспилотный транспорт. Технология отрабатывается в рамках проекта национальной технологической инициативы по внедрению безэкипажного судовождения. В испытаниях принимают участие земснаряд «Редут» и шаланда «Рабочая», предоставленные предприятием.

На собственных судах ледокольного флота «Росморпорт» планирует использовать беспилотные дроны, которые помогут оценивать ледовую обстановку и оперативно реагировать на ее изменения. Аппараты, которые могут использоваться для этих целей, сегодня производит госкорпорация «Ростех». Для контроля за дноуглубительными работами, состоянием гидротехнических сооружений и экологической обстановкой в акваториях портов предприятие планирует использовать подводные беспилотные аппараты.

В соответствии с рекомендациями Минстроя и Минтранса России «Росморпорт» намерен внедрять BIM-технологии при проектировании и строительстве новых объектов морских портов. BIM-модель любого сооружения – это трехмерная модель, связанная с базой данных, в которой каждому элементу модели можно присвоить все необходимые атрибуты.

При использовании BIM-моде-лирования строительный объект проектируется как единое целое, поэтому изменение какого-либо из его параметров влечет автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.

Применение этой технологии позволит избежать ошибок и накладок при реализации проектов. Сегодня у «Росморпорта» уже существует договоренность с одним из научно-исследовательских институтов, который будет готовить BIM-стандарт предприятия.

Европейский опыт цифровизации

Об опыте цифровизации порта Антверпен, второго по грузообороту в Европе после Роттердама, рассказала Светлана Самсонова, координатор проекта «Порт будущего». На территории порта работают более тысячи предприятий и более 60 тыс. человек. Кроме того, это крупнейший в ЕС интегрированный нефтехимический кластер. В порту семь шлюзов, 24 моста, протяженность трубопроводов, как и протяженность железных дорог, составляет около тысячи километров. Длина причалов – около 120 км.

Основная задача администрации порта на 2022 год – построить так называемую «нервную систему» порта для эффективной, безопасной и устойчивой работы. Приоритет номер один – свести к минимуму возможные риски возникновения аварий. На втором месте – снижение расходов и повышение эффективности деятельности.

Уже сейчас в порту происходит оснащение портовых объектов сенсорами, внедряются цифровые двойники, сеть 5G, беспилотники, системы интернета вещей. В систему цифрового двойника собирается вся информация с сенсоров, камер и радаров, которыми оснащена огромная территория порта.

«Цифровой двойник позволяет нам быстро, не выходя из офиса, «перемещаться» по территории порта и отслеживать данные с датчиков и камер. «Машинное» зрение – это уникальный источник информации для нас, ведь на территории порта установлено более 600 камер. Сейчас с их помощью мы оцениваем загруженность каналов и дорог на территории порта и используем эти данные при оперативном планировании», – сообщила С. Самсонова.

Цифровые технологии позволили администрации порта заменить часть традиционных инспекций автоматизированными с использованием дронов и искусственного интеллекта. Теперь данные всех инспекций хранятся в одном хранилище, при необходимости к ним всегда можно получить доступ, что позволяет оценивать эволюцию состояния портовых объектов.

На территории порта расположено довольно много химических производств, которые иногда загрязняют воздух, поэтому важно следить за состоянием воздуха. За этим следят сенсоры, способные улавливать летучие соединения в воздухе. Их состав определяет нейронная сеть, и это дает возможность распознать источник загрязнения.

Кроме того, в порту используются беспилотники. Установленные на них современные камеры – инфракрасные, гиперспектральные – позволяют очень быстро отслеживать разливы нефтепродуктов в акватории порта.

С. Самсонова подчеркнула, что цифровые новшества в порту Антверпен внедряются в том числе с привлечением государственных инвестиций, поскольку стоимость проектов по цифровизации чрезвычайно высока и в одиночку администрация даже такого крупного порта не может реализовать все необходимые для современного функционирования инфраструктуры проекты.

Прогнозы составит искусственный интеллект

Цифровую систему аналитики транспортной активности и экологических рисков в Арктике, созданную специально для анализа и прогнозирования развития Северного морского пути (СМП), – Arctic Labs – представил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

При планировании грузопотока по СМП необходимо учитывать много нюансов, влияющих как на скорость движения судов, так и на экономику перевозок. Среди них изменение климата, толщина ледового покрова и другие. Именно для этого и была создана интеллектуальная система Arctic Labs.

«У нас возникла идея сделать систему, которая сможет анализировать развитие Севморпути на разных уровнях, от отдельного судна до макрорегиона, и делать прогнозы о том, каким образом весь проект будет жить и развиваться, какие у него будут ключевые параметры и «узкие места», – рассказал М. Кузнецов.

На отраслевом уровне система позволит считывать различные сценарии роста грузовой базы, ее структуру и динамику, определять оптимальную количественную структуру и состав флота. На уровне региона система позволяет рассчитывать налоговые поступления в бюджет и количество вновь созданных рабочих мест. На уровне всего государства можно оценивать эффективность инструментов поддержки, необходимость строительства новых ледоколов и сопутствующей инфраструктуры.

По сути Arctic Labs – это цифровой двойник Северного морского пути, расчетная динамическая модель с возможностью сценарного моделирования. При создании этой системы было проведено сканирование всей доступной информации, в базу данных внесены все суда, маршруты, порты, объекты инфраструктуры и добычи. Сегодня система анализирует порядка 150 показателей и выдает несколько десятков возможных сценариев развития событий на ближайшие 15 лет.

Таким образом, система способна прогнозировать динамику грузовой базы, причем не только в физическом объеме, но и в денежном выражении, давать оценку вкладу ключевых проектов развития СМП, оценивать его влияние на экономику северных регионов России, отслеживать динамику показателей по отраслям: добыча, транспорт, энергетика, машиностроение.

Еще система помогает понять, как можно влиять на существующую пропускную способность портов при приоритетном использовании тех или иных маршрутов в рамках СМП. Кроме того, она способна просчитать нагрузку на экологию при использовании этого транспортного коридора в ближайшие годы. Уже сейчас понятно, что при перевозке грузов по СМП воздействие на экологию будет меньше, чем при перевозке тех же грузов по Суэцкому каналу, считает М. Кузнецов.

Риски цифровизации должны быть учтены

Некоторые опасения, связанные с цифровизацией морских портов, высказала Софья Каткова, руководитель проектов компании «Морстройтехнология». По ее словам, при развитии арктических терминалов есть риск, что очень большая нагрузка ляжет на два «узких горлышка»: порты Мурманск и Архангельск. Уже сейчас наблюдается дисбаланс: крупных проектов по вывозу грузов из портов Арктики около 13, а проектов по завозу грузов – 33. Это значит, что грузы могут встать на железнодорожных подходах к портам.

Эти риски можно было бы просчитать с помощью внедрения цифровых систем, однако не всем портам арк-тического бассейна они по карману. «Если эта задача не будет решена, весь масштабный проект по развитию СМП может пострадать», – считает С. Каткова.

Эксперт рабочей группы Комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы РФ Даниил Кофнер видит еще одну проблему: сейчас существует множество разрозненных цифровых систем, которые собирают огромное количество данных. Д. Кофнер считает, что все они должны быть интегрированы с ведомственными программами «Росморпорта» и Минтранса. В таком случае будет существовать единая информационная платформа с разными приоритетами доступа для разных пользователей.

В целом, как отмечают эксперты, совершенных систем и безупречного программного обеспечения по-прежнему не существует, так что полного отстранения человека от производственных процессов в портовой отрасли ждать не приходится. Однако цифровые технологии уже сегодня позволяют существенно снизить издержки и повысить эффективность производственных процессов в морских портах, поэтому тенденция к их внедрению в портах будет сохраняться.

Морские порты №1 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ