Севморпуть раскроет потенциал морского порта Архангельск
10.11.2022
Морские порты
Перспективы круглогодичной навигации по Северному морскому пути и стратегическая роль порта Архангельск
Фото: пресс-центр правительства Архангельской области
Северный морской путь является главной транспортной коммуникацией в Российской Арктике и имеет огромный потенциал по превращению в транзитную морскую магистраль международного значения. Не случайно Президентом РФ было дано поручение развить Арктическую транспортную систему. И это не просто вопрос регионального арктического уровня – сегодня, в условиях санкционного давления коллективного Запада на Россию, это вопрос безопасности страны.
Этой теме было посвящено выездное заседание Восточного экономического форума, состоявшееся в июле текущего года в Петропавловске-Камчатском. Правительство Архангельской области представило на нем свое видение роли порта Архангельск в планировании и развитии круглогодичной навигации по Севморпути.
Дмитрий Юрков, советник губернатора Архангельской области по развитию Арктики
Морской порт Архангельск – важная составляющая Арктической транспортной системы, а это значит, что в будущем его ждет расширение грузовой базы, рост контейнерных перевозок, строительство новых современных перегрузочных терминалов, подъездных путей и дорог. Таким образом, в Архангельской области открывается крупная инвестиционная ниша, связанная с перспективными вложениями в производственные мощности предприятий, ориентированных на арктические проекты.
Преимущества и мощности порта
Наряду с выгодной логистикой, в Архангельском порту существует наличие свободных территорий для нового строительства, причем площадки располагаются вдоль береговой линии порта, что является бесспорным преимуществом. Другие важные преимущества – наличие развитых сетей автомобильных и железных дорог, энергоснабжения, магистрального газопровода. Все это, а также непосредственная близость десятков судоремонтных, судостроительных и других промышленных производств служит залогом для наращивания портовых мощностей и грузооборота по Северному морскому пути в ближайшее время.
Уже сегодня Архангельский транспортный узел (АТУ) является центром перевалки грузов для действующих и перспективных арктических проектов. Обрабатываемые архангельскими стивидорами генеральные грузы отправляются главным образом в ЯНАО (Гыдан, Ямал) и Красноярский край (Таймыр). В дополнение к основным действующим точкам доставки грузов (проекты «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2», Норильский промышленный район, порт Певек) в 2021 году в АТУ начали обрабатывать грузы для мегапроекта «Восток Ойл» ПАО «НК «Роснефть».
Еще одно немаловажное преимущество Архангельского порта – в его универсальности: порт работает с самой широкой номенклатурой грузов. Мощности терминалов порта способны перерабатывать до 12 млн тонн грузов в год.
В общем грузообороте генеральные грузы сегодня преобладают. Кроме того, через порт осуществляется поставка жизненно важных товаров в рамках северного завоза, а также происходит перевалка грузов в интересах арктических объектов Минобороны и Минприроды.
Региональные ресурсы и потенциал
Помимо грузов, проходящих через Архангельск по линии арктических проектов, у порта имеется собственная стабильная грузовая база – продукция предприятий лесопромышленного комплекса Архангельской области, которая по Севморпути может быть направлена в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
К собственной ресурсной базе для развития АТУ и его грузооборота относится и серебросодержащее свинцово-цинковое месторождение Павловское – участок Павловского рудного поля Безымянского рудно-полиметаллического узла, расположенного на острове Южный архипелага Новая Земля. Месторождение входит в пятерку крупнейших подобных месторождений в России.
Именно на Южном будет начато строительство морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата, которое планируется завершить к 2025-2026 годам. На создание терминала будет направлено 3,8 млрд рублей, в том числе 1,8 млрд рублей внебюджетных средств. Работа по строительству терминала будет вестись Росатомом совместно с Минтрансом и региональным правительством.
Если говорить о потенциале, то объем перевозок через порт может быть увеличен за счет привлечения продукции предприятий Республики Карелия, Вологодской области и Республики Коми и может составить не менее 2 млн тонн в год.
Росту грузооборота порта будет способствовать и модернизация речных портов региона, так как они наряду с морскими терминалами способны выполнять роль дополнительных тыловых баз для накопления и хранения грузов.
Инвестиции в портовую инфраструктуру
Понимая вышеизложенные преимущества АТУ и региона в целом, Архангельскую область не обходят вниманием инвесторы. Так, в регион зашел крупный инвестор с инвестиционным проектом «Портово-индустриальный парк «Онега».
Данный проект предусматривает создание специализированного портового комплекса на территории города Онеги для обеспечения грузоперевозок по Севморпути, включая их накопление и хранение. Площадь объекта составит 167 га, предполагаемый годовой грузооборот – 1-1,4 млн тонн с возможностью развития до 4 млн тонн. Общий объем инвестиций на первом этапе реализации проекта оценивается в 906 млн рублей.
Говоря об арктических проектах и перевалке грузов, стоит упомянуть и о наземном сегменте транспортной системы.
В 2022 году в г.Архангельске планируется ввод в эксплуатацию современного железнодорожного терминала с площадкой для выгрузки и хранения грузов и склад-платформой с подъездными железнодорожными путями. Терминал предназнечен для реализации арктических проектов и рассчитан на обработку около 200 тыс. тонн грузов в год. Также на терминале будут организованы дополнительные мощности для хранения грузов.
Без судоремонта и льготных тарифов не обойтись
Без производственных судоремонтных мощностей в Арктике не обойтись. Традиционно на зимний отстой в Архангельске остаются суда из других регионов. Весь этот флот нуждается в качественном и своевременном ремонте.
На сегодняшний день в области сформирован производственный судоремонтный комплекс, представленный заводом «Красная Кузница» (филиал Северодвинского Центра судоремонта «Звездочка»), базой технического обслуживания флота «Архангельского тралового флота», группой компаний «Оптимист», «Архангельской ремонтно-эксплуатационной базой флота». Эти и другие предприятия оказывают комплексный ремонт морских, речных, промысловых судов, а также ледокольного и научного флота. Кроме того, они имеют возможность изготавливать комплектующие для судового оборудования, поставка которых сегодня ограничена.
Конечно, с учетом роста количества судозаходов в морской порт и отсутствия возможности обслуживания судов за пределами России, необходимо создавать дополнительные доковые и стапельные места, развивать производственные мощности по судоремонту и готовить квалифицированные кадры для отрасли.
В заключение нужно отметить, что правительством Архангельской области инициирован вопрос включения порта Архангельск в государственную программу организации субсидирования регулярных перевозок по Севморпути, предусматривающую льготные тарифы на осуществление каботажных перевозок (постановление Правительства РФ от 18.03.2022 г. №397).
Установление льготных тарифов, позволяющих конкурировать с тарифами на соответствующую транспортировку грузов другими видами транспорта, сделает перевозку грузов по Севморпути экономически целесообразной и востребованной для грузоотправителей. Это также поможет в решении вопросов северного завоза и создании образа Севморпути как надежной транспортной артерии.
Морские порты №6 (2022)