Коносамент не нужен? - Морские вести России

Коносамент не нужен?

22.10.2020

Морской транспорт

Коносамент не нужен?

Фото: Kristijan B./fleetmon.com

Участники морских грузоперевозок продолжают рисковать репутацией и деньгами, совершая грузовые операции без предъявления коносаментов. Как складывается такая практика и чем грозит выдача груза без предъявления коносамента?

Виктория Жданова, старший партнер АБ СПб «Инмарин»

Отказаться можно, но…

Коносамент служит доказательством принятия конкретного груза на борт определенного судна перевозчиком, подтверждает факт заключения таким перевозчиком договора перевозки с поименованными в нем лицами, а также является товарораспорядительным документом.

Отказаться от выдачи коносамента при осуществлении морской перевозки в теории возможно, по ст. 142 КТМ РФ он обязательно выдается только по требованию отправителя. Однако такой отказ будет неэффективным: к перевозке не будут применяться полезные для перевозчика международные акты, ограничивающие его ответственность (Правила Гаага-Висби, Гамбургские правила и т.д.). Такие нормы применяются исключительно к договорам перевозки, в рамках которых выдан коносамент.

Даже если коносамент выдан, нередко имеют место ситуации, когда время и обстоятельства заставляют заказчиков перевозки/фрахтователей обращаться к перевозчику с требованием выдать груз без его предъявления получателем. В отсутствие соглашения об ином перевозчик не обязан исполнять такое требование (ст. 158 КТМ РФ).

В случае если такая выдача будет совершена, перевозчик несет риск предъявления к нему требований грузовладельцами, которые имеют право получить груз, потому что в их распоряжении находится коносамент. Грузовладелец имеет право арестовать судно по требованию о компенсации убытков, причиненных неправомерной выдачей груза, как происходило с судном The Songa Winds или The Bremen Max, в том числе через несколько месяцев после того, как груз был выдан.

Риски судовладельца, который выдал груз без коносамента, никогда не будут покрываться условиями страхования, в результате чего все убытки и расходы, вызванные ответственностью перед держателем коносамента за выданный другому лицу груз, перевозчику придется нести самостоятельно.

Несмотря на изложенное, перевозчики не всегда готовы терпеливо ждать предъявителя коносамента в порту разгрузки. В период ожидания судно не работает и не может принимать новые грузы. Более того, за простой судна может начисляться демередж (плата за задержку судна сверх сталийного времени на погрузку и выгрузку), который, в свою очередь, нелегко взыскать с фрахтователя, если он находится в другой юрисдикции или неплатежеспособен. Задержавшись в порту дольше, чем хотелось бы, перевозчик и сам уже готов выдать груз без соблюдения формальностей.

Снижение рисков

Для уменьшения рисков перевозчика в такой ситуации в договорах перевозки (чартерах) нередко можно встретить условие о том, что перевозчик обязуется выдать груз по требованию фрахтователя без предъявления ему оригиналов коносаментов, при наличии письменного запроса от фрахтователя, а также гарантий, выданных в приемлемой для перевозчика форме. Внедрение такого условия облегчает проведение грузовых операций по договору, так как стороны имеют четкое письменное условие, на которое можно ссылаться в обоснование своих действий и требований.

Гарантии фрахтователя выражаются в гарантийных письмах, выдаваемых ими в адрес перевозчика. Опытные судовладельцы, например OOCL и CMACGM, имеют готовые проекты гарантийных писем для своих грузоотправителей, по которым грузоотправитель обязуется «оградить перевозчика от любых требований, убытков, ответственности, возникающих в связи с выдачей груза лицам, указанным грузоотправителем». Еще одна альтернатива – это выдать гарантийное письмо по форме, утвержденной страховой компанией перевозчика. Проекты таких писем разработаны и утверждены Международной группой P&I Клубов (The International Group of P&I Clubs).

Отсутствие соглашения сторон о праве перевозчика выдать груз без коносамента на стадии заключения договора перевозки не является проблемой. Согласие на выдачу груза в обмен на гарантийное письмо об освобождении перевозчика от ответственности может быть достигнуто в любой момент до выдачи груза.

Гарантийное письмо

Содержание гарантийного письма имеет принципиальное значение. Гарантия может быть составлена в обмен на выдачу груза строго определенному лицу («компания Х») либо лицу, а также тем, кто его представляет («компания Х либо такие лица, которые, по мнению перевозчика, представляют ее интересы»). В выдаче груза представителям таится риск оспаривания третьими лицами их полномочий: в деле The Zagora [2017] английский суд оценивал, действовала ли компания – фактический получатель груза «в интересах компании». По результатам оценки доказательств суд признал получателя надлежащим представителем, но для этого документы, подтверждающие его полномочия, должны существовать. Исходя из изложенного, перевозчику рекомендуется заручиться доверенностью или иной формой подтверждения того, что груз выдается представителю лица, указанного в гарантийном письме, если право на такую выдачу у него есть.

Все гарантийные обязательства фрахтователя, а также его обязанность оградить перевозчика от исков и требований начинают действовать не ранее, чем груз выдан без предъявления коносамента (The Bremen Max [2009]). Один лишь факт разгрузки груза с судна в порту назначения не инициирует действия гарантии – груз требуется именно вручить. В случае если груз передается лицу, которое в гарантийном письме не указано, фрахтователь освобождается от обязанности оградить перевозчика от претензий.

Если же такого условия в договоре нет, то, как показывает одно из дел 2016-2017 гг. с участием перевозчика CMA CGM, суд будет презюмировать выдачу груза законной «в случае наличия об этом прямого указания отправителя». На практике это значит, что самовольная, односторонняя выдача груза перевозчиком запрещена, а от отправителя необходимо получить заявление, по своей природе схожее с гарантийным письмом, – просьбу выдать груз в обмен на ограждение от ответственности.

Рисковая практика

Несмотря на то что частота случаев выдачи грузов без коносамента на уменьшается, страховщики и некоторые перевозчики продолжают бороться с порочной и рисковой практикой. Специально для «забывчивых» заказчиков и грузоотправителей некоторые перевозчики хранят на борту один оригинальный экземпляр коносамента. По заранее оговоренному в договоре перевозки праву, получив инструкцию от грузоотправителя, перевозчик может взять коносамент и передать его лицу, являющемуся грузополучателем в порту назначения. Затем грузополучатель «предъявляет» коносамент на выгрузке и получает груз, который считается выданным строго в соответствии с законом и договором. Необходимо отметить, что такой креативный подход сторон судами еще не оценивался, и перевозчик все равно должен убедиться, что оригинал коносамента вручается тому лицу, который является получателем груза по указанию грузоотправителя.

Вынужденная выдача

В редких случаях, даже при верном общем подходе, что груз без коносамента не выдается, перевозчик сталкивается с необходимостью выдать груз вынужденно. В 2016 году агент перевозчика OOCL в суде пытался доказать, что выдача груза без коносамента законной не является. Судья с общим правилом согласилась, однако установила право собственности истца – грузополучателя по иным доказательствам, обязав перевозчика выдать груз без установленных законом документов. Основанием для такого решения послужило то, что вина грузополучателя в отсутствие у него оригинала коносамента не была доказана. Истец выполнил возложенные на него договором перевозки обязательства и предпринял возможные меры для получения оригинала коносамента. Необходимо отметить, что такой либеральный подход возможен только с учетом обстоятельств конкретного дела и не считается унифицированным.

Большинство юристов и страховщиков все еще не рекомендуют перевозчику осуществлять выдачу грузов без коносамента, однако практика индустрии морского транспорта складывается иначе. В сложившейся реальности основной задачей перевозчиков является уменьшение рисков, связанных с такой выдачей, что является реальным при продуманном подходе к условиям договоров и гарантийных писем.

Морские вести России №11 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

17.04.2024

Морской транспорт

03.04.2024

Морской транспорт

07.02.2024

Морской транспорт