Волго-Балт надежен и безопасен - Морские вести России

Волго-Балт надежен и безопасен

31.08.2020

Речной транспорт

Общая протяженность водных путей Волго-Балтийского бассейна 4944,2 км. Из них в навигацию 2020 года средствами навигационного оборудования планируется обслуживать 3549,2, км, в том числе с освещаемой судоходной обстановкой – 2196,2 км. Протяженность водных путей с гарантированными габаритами – 3002,2 км.

Беспилотные технологии идут на флот

Федор Шишлаков, руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

Для содержания навигационной обстановки в сезоне 2020 года задействованы 32 обстановочные бригады численностью 197 человек. Общее количество знаков СНО 4408, в том числе береговых – 2384 и плавучих – 2024. Для дноуглубительных работ введено в эксплуатацию 9 земснарядов общей технической производительностью 2545 м3/ч.

Для поддержания гарантированных габаритов планируется произвести дноуглубление объемом 422,04 тыс. м3. Основной объем на участках Водораздельного канала, р. Свирь, Приладожских каналах, Онежском канале, судоходных трассах Куршского залива, Приморском канале и р. Преголя.

Гидротехнические сооружения

С начала навигации на 1 июля на Волго-Балте выполнено 10 744 шлюзования, при этом прошлюзовано 18 578 судов, что меньше, чем в прошлом году соответственно на 6% и 9%.

Техническая готовность шлюзов, исполнение графиков подготовки гидросооружений в МНП 2019/2020 гг. к эксплуатации были обеспечены на 5 дней раньше установленных сроков по просьбе судоходных компаний.

Для улучшения технического состояния Нижне-Свирского шлюза и повышения уровня безопасности в 2019 году и в МНП 2019/2020 гг. заменены основные двустворчатые ворота верхней головы. Проводились работы и по текущему ремонту железобетонных конструкций и электромеханического оборудования шлюзов и водопропускных сооружений.

Проведена экспертиза вновь разработанной декларации безопасности Шекснинского гидроузла. На основании утвержденной декларации безопасности и экспертного заключения Ространснадзором в мае выдано разрешение на его эксплуатацию. В июле планируется получить в Ространснадзоре аналогичные документы по Нижне-Свирскому и Верхне-Свирскому шлюзам.

Предусмотренные декларациями безопасности мероприятия позволят повысить надежность и безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений.

Администрация эксплуатирует 201 судно. В межнавигационный период отремонтировано 151. Завершен капремонт самоходного плавучего крана «ДТС-10» проекта 612. Благодаря новому крановому оборудованию судно успешно проводит дноочистительные работы на Волхове. Введено в эксплуатацию и построенное на стапелях АО «Онежский СССЗ» обстановочное судно проекта 3265. Для безаварийного плавания суда оснащаются современным радионавигационным оборудованием, системами электронных карт.

ЭНК ВВП

Администрация Волго-Балта стояла у истоков речной электронной картографии, первые ячейки ЭНК на Неву были созданы в 2001 году. Сегодня на базе картографической службы у нас создан региональный картографический центр Росморречфлота, в задачи которого входит проведение камеральной проверки всех электронных навигационных карт ВВП.

В минувшую навигацию Волго-Балт и канал имени Москвы отработали технологию создания, обновления, корректуры, камеральной проверки и доведения до судов техфлота ячеек ЭНК ВВП администраций бассейнов.

В результате мы вплотную подошли к возможности широкого распространения ЭНК ВВП, в том числе для коммерческого использования заинтересованными потребителями. Для решения задачи 1 июня 2020 года ФБУ «Администрация «Волго-Балт» подписало договор на камеральную проверку ячеек ЭНК ФГБУ «Канал имени Москвы» с целью дальнейшего доведения до потребителей в Московском бассейне. В дальнейшем опыт планируется перенести и на другие речные администрации.

Создание качественных электронных навигационных карт невозможно без обучения и регулярного повышения квалификации специалистов. С этой целью сотрудники картографической службы Администрации совместно со специалистами университета имени адмирала С.О. Макарова разработали программу «Обучение работников картографических служб администраций бассейнов внутренних водных путей работе с программным обеспечением для создания и корректуры ЭНК ВВП». И в межсезонье на базе учебного центра Макаровки состоялись соответствующие занятия с сотрудниками картографических подразделений всех администраций бассейнов.

Тестовая акватория «Беспилотник»

В 2016-2019 гг. в рамках ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 гг.» была создана акватория для отработки технологий е-Навигации «Эрмитаж». Речной и озерный сегменты акватории созданы на водных путях Волго-Балта и включают Неву, Ладожское озеро и устье Свири.

Оснащение водных путей инновационным оборудованием позволяет в полной мере использовать их потенциал для решения перспективных задач развития транспортного комплекса страны. Одна из них – внедрение беспилотных технологий на транспорте.

Для обеспечения безопасности судоходства при проведении натурных испытаний на базе речного и озерного сегментов акватории «Эрмитаж» создали тестовую акваторию «Беспилотник».

Тестовая акватория предназначена для проведения испытаний беспилотных морских и речных судов (роботизированной техники), отработки технологий безэкипажного судовождения и включает две испытательные площадки:

– в восточной части Ладожского озера;

– на 1371-м км Невы в Санкт-Петербурге.

Тестовая акватория позволяет проводить испытания судов всех четырех уровней автономности согласно классификации ИMO. Расположение одной из площадок именно в Ладожском озере обеспечивает ее связь с Балтийским морем по Неве, что позволяет проводить также испытания судов класса «река-море». Испытывать небольшие модели автономных судов в акватории Ладожского озера достаточно нерационально, поэтому логичным решением явилось проектирование дополнительной тестовой площадки на Неве.

Площадки ограждены плавучими СНО:

– площадка № 1 в Ладожском озере – сигарообразными буями;

– площадка № 2 на Неве – вехами.

Сейчас идет гидрографическое траление тестовой акватории «Беспилотник» с применением многолучевого эхолота с двумя излучателями, установленного на теплоходе «Чайка».

После получения результатов траления в цифровом виде на их основе будут созданы высокоточные электронные навигационные карты площадок для проведения испытаний. Мы направили предложения о проведении испытаний более чем тридцати ведущим организациям в сфере беспилотных технологий. Первые заявки получены от ЗАО «НПК «Промэлектроника» и ГК «EFT Group». Начать испытания образцов планируется в первой декаде августа.

Тестовая акватория «Беспилотник» является единственной официальной площадкой на внутренних водных путях для испытаний беспилотных морских и речных судов и отработки технологий безэкипажного судовождения.

Системная работа дает нужный результат

Аркадий Биргер, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Балтийского бассейна ВВП

Движение транзитного флота в 2020 году на Волго-Балте началось на пять дней раньше обычного. Главной особенностью стартового периода стало отсутствие пассажирских судов в связи с введенными ограничениями из-за пандемии COVID-19. Для организации безопасного движения флота в этот непростой период потребовалась слаженная работа служб Администрации, и в первую очередь лоцманской и регулирования движения судов, сотрудники которых несут вахту вне зависимости от эпидемической ситуации.

Лоцманы Волго-Балта

В Санкт-Петербурге участок городских мостов является обязательным для лоцманской проводки флота. В целом же лоцманские проводки судов выполняются на тех участках водных путей, где это обязательно, а также по заявкам капитанов судов. В лоцманской службе 33 лоцмана специализируются на проводках флота в городской черте, а 16 обеспечивают проводки судов по остальным трассам Волго-Балта.

Для поддержания необходимого уровня квалификации все лоцманы раз в пять лет проходят обучение по программе дополнительной профессиональной подготовки ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, а перед навигацией также техническую учебу в лоцманской службе. Руководителем службы в 2020 году назначен Игорь Вячеславович Левашов, имеющий многолетний опыт работы капитаном и лоцманом.

Следует отметить, что интенсивность движения флота на Волго-Балте с каждым годом растет, в разгар навигации на контроле у диспетчеров одновременно находятся более 400 судов транзитного, технического и местного флота. Организация движения транзитных судов в ночную разводку петербургских мостов – также первостепенная задача диспетчеров СРДС.

В составе службы около 80 высококвалифицированных сотрудников, обеспечивающих круглосуточное регулирование движения судов на сложных участках рек и каналов, Ладожском и Онежском озерах, имеющих морские условия плавания.

В декабре 2019 года для подведения итогов и повышения эффективности взаимодействия диспетчерских служб Администрация на базе Вытегорского района гидросооружений и судоходства провела выездное совещание с участием инженеров-диспетчеров по движению флота всех филиалов.

Эффективная работа службы невозможна без тесного взаимодействия с органами госвласти, контролирующими и правоохранительными органами в том числе в сфере предотвращения ЧС. С прошлого года при сотрудничестве с Комитетом по информации и связи Санкт-Петербурга ФБУ «Администрация «Волго-Балт» включено в программу «Безопасный город». Таким образом, у дежурного диспетчера СРДС появился ситуационный дисплей, на котором можно отобразить информацию с видеокамер, направленных на акваторию Невы. Это новшество позволило усилить объективный контроль за движением судов по Неве в черте Санкт-Петербурга. Традиционно большое внимание уделяется участию в организации Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге и праздника выпускников «Алые паруса», который в этом году прошел в новом онлайн-формате.

Эффективное взаимодействие

Эффективное взаимодействие службы регулирования движения судов под руководством Алексея Сидорова с инспекцией госпортконтроля ведет к повышению безопасности судоходства и предупреждению транспортных происшествий.

При выявлении нарушений, повлекших за собой временное задержание судна, инспектор незамедлительно информирует об этом диспетчера движения, который сразу принимает информацию к исполнению. С другой стороны, о нарушении правил плавания и транспортных происшествиях диспетчер информирует инспекцию ГПК, которая также оперативно реагирует.

Сегодня 22 инспектора госпортконтроля работают в Невско-Ладожском РВПиС, Свирском РГСиС, Вытегорском РГСиС, Череповецком РВПиС, Новгородском РВПиС и Гвардейском РВПиС. Основная цель инспекции – своевременно проверить флот, повысив тем самым уровень безопасности судоходства на Волго-Балте.

Сотрудники с практическим опытом работы на флоте в должностях капитанов, старших помощников и старших механиков дополнительно прошли специальную подготовку, чтобы стать инспекторами портконтроля.

Отделы инспекции оснащены средствами связи и оргтехники, позволяющими использовать информационную систему инспектирования речных судов с внесением оперативных данных по результатам проверок плавучих объектов. Для доставки инспектора на судно выделяется автотранспорт, а в случае необходимости и катер для доставки на борт.

Ведется постоянный мониторинг за движением судов в части нарушения правил плавания по системам разделения движения судов. За навигацию 2019 года было составлено 33 протокола об административных правонарушениях.

Налажена связь с инспекциями ГПК других бассейнов. В навигацию 2019 года выполнено 1283 проверки судов и плавучих объектов. Выявлено 2380 нарушений обязательных требований. Выполнено 36 временных задержаний судов.

За первые месяцы навигации 2020 года выполнено 447 проверок судов и плавучих объектов. Выявлено 823 нарушения обязательных требований, повлекших 12 временных задержаний судов.

Особое внимание уделяется применению системы управления безопасностью на судах. В межнавигационный период велась адресная работа с компаниями, у которых были выявлены недостатки в этой части, с тем, чтобы навигация 2020 прошла без повторения старых ошибок.

В результате работы инспекции, которую возглавляет Эдуард Вячеславович Черепанов, снижается количество серьезных нарушений у гостей Волго-Балта. Факты подтверждают: то, ради чего мы работаем, – уровень безопасности судоходства – повышается, что не может не вселять оптимизм.

Дипломирование

Качественная подготовка специалистов речного флота невозможна без отдела дипломирования. Сдача квалификационных испытаний под силу только специалистам с высоким уровнем подготовки.

Вступивший в силу в 2019 году Регламент по предоставлению услуги дипломирования членов экипажей судов внутреннего плавания направлен на дальнейшее улучшение качества обслуживания заявителей. Это касается непосредственно проведения квалификационных испытаний, а также приема заявлений на дипломирование, выдачи квалификационных документов членам экипажей судов. Особое внимание уделено порядку взаимодействия сотрудников отдела дипломирования с заявителями. Новый регламент расставляет акценты, уточняет некоторые детали, в том числе требования к помещениям, где предоставляется услуга, к месту ожидания и приема заявителей, оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления услуги и т.д.

Словом, работы у отдела много, но нет сомнений в том, что руководимые Валерием Александровичем Кузьминым сотрудники справятся со всеми задачами. В условиях ограничений, связанных с COVID-19, налажен процесс дистанционного проведения классификационных испытаний. Более 50 человек успешно прошли испытания в этом режиме.

Резюмируя, отмечу, что только системная, слаженная работа по достижению общей цели дает необходимый результат.

Морские вести России №10 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ