Дону нужна господдержка - Морские вести России

Дону нужна господдержка

09.11.2020

Речной транспорт

К федеральным программам поддержки Байкала и Волги необходимо добавить и неотложные меры по оздоровлению Дона

Фото: ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»

В связи с аномально теплой и малоснежной зимой весеннее половодье на реках Донского бассейна можно характеризовать как наиболее низкое. Пик волны половодья Дона вошел в Цимлянское водохранилище 4-7 апреля с максимальным расходом 552 м3/с (21% нормы). Это самый низкий расход за период эксплуатации водохранилища. Ранее самые низкие максимальные расходы воды 740 и 767 м3/с наблюдались в маловодные 1992 и 2015 гг. Тогда объем весеннего притока составлял 4,27 и 4,34 км3.

Крайняя маловодность приводит к снижению провозной способности флота

Сергей Гайдаев, руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»

Весеннее половодье на Цимлянском водохранилище завершилось 19 мая. За период половодья в водохранилище поступило 3,55 км3 воды (33% нормы).

Учитывая фактическое наполнение водохранилища по результатам весеннего половодья – 33,50 мБС (НПУ 36 мБС), установлен комплексный попуск в нижний бьеф Цимлянского гидроузла с 1 июня – 210 м3/с, с 10 июня – 230 м3/с (гарантированный санитарный попуск) для создания оптимальных условий водообеспечения на Нижнем Дону в замыкающем створе реки в период летней межени.

Вынужденные ограничения

Вследствие низких уровней воды в Цимлянском водохранилище и снижением навигационных попусков воды менее нормативных значений, установленных «Основными положениями Правил использования водных ресурсов Цимлянского водохранилища на р. Дон», на основании статьи 77 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ были введены ограничения по осадке судов на участках:

– Дон от Константиновского гидроузла (2974,0 км) до Кочетовского гидроузла (3004,7 км);

– Дон от Кочетовского гидроузла (3004,7 км) до 3121 км;

– Северский Донец от Нижнекалиновского переката (71,0 км) до входа в канал Усть-Донецкого порта (5 км);

– Северский Донец от Усть-Донецкого порта до устья (2997,0 км).

Для выработки оптимальных решений в области обеспечения судоходства на Нижнем Дону в условиях маловодности нынешней навигации в соответствии с Приказом Росморречфлота № 28 от 26.03.2020 создан Оперативный штаб Азово-Донского бассейна внутренних водных путей.

В границах ответственности Администрации определены и подготовлены 7 мест для паузки и дозагрузки нефтеналивного флота, что позволило минимизировать потери объема грузоперевозок транспортного флота.

На 20 сентября безопасно осуществили паузку 109 судов, из них 106 танкеров. Общий объем переваленных грузов составил 307 тыс. тонн, из них нефтепродукты – 296 тыс. тонн, сухие грузы – 11 тыс. тонн.

На лимитирующих участках водного пути выполнены дноуглубительные и дноочистительные работы общим объемом 1300 тыс. куб. м.

Маловодье на Нижнем Дону сегодня сказалось на перевозках грузов в границах всего бассейна. Так, несмотря на положительную динамику судозаходов в бассейн (выше на 8-12% в сравнении с прошлым годом), флот вынужден грузиться на меньшие осадки, что повлекло за собой недогруз судов по меньшей мере 10-15%.

Объем перевозок грузов составляет 6 млн 814 тыс. тонн и по отношению к уровню 2019 г. равен 98,4%, или на 114 тыс. тонн меньше (в 2019 г. – 6 млн 928 тыс. тонн).

В дальнейшем развитию судоходства в Азово-Донском бассейне будет способствовать устранение участков, лимитирующих пропускную способность внутренних водных путей, обеспечение безопасных условий судоходства и максимальное использование провозной способности транспортного флота.

Багаевский гидроузел гарантирует судоходные глубины

Решением этих вопросов в условиях крайней маловодности станет строительство низконапорного Багаевского гидроузла. Реализация объекта позволит обеспечить гарантированную глубину судового хода 400 см на Нижнем Дону, а также увеличить объем грузоперевозок.

В настоящее время все строительно-монтажные работы по объектам 1-го этапа завершены:

– подготовлена судоходная прорезь для организации пропуска флота на период строительства гидроузла и для пропуска дополнительных расходов воды в паводок;

– произведен намыв оснований под будущие сооружения гидроузла (площадки административного комплекса на левом берегу в начале грунтовой плотины и строительной базы на правом берегу, необходимой для складирования строительных материалов и размещения бетонных заводов);

– построен причал строительной базы со стенкой протяженностью 100 м для доставки основного объема строительных материалов водным транспортом с глубинами, достаточными для подхода судов даже в маловодные годы;

– построена линия электропередач, необходимая для снабжения строящегося объекта электроэнергией.

В связи с необходимостью изменения технологии проведения строительно-монтажных работ генеральным подрядчиком осуществлена процедура корректировки проекта, по которой уже получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Также в полном объеме выполнены компенсационные мероприятия по возмещению ущерба водным биологическим ресурсам.

Реализация объектов 1-го этапа будет полностью завершена после выполнения работ по временному технологическому присоединению к сетям электроснабжения на период основного строительства.

В рамках выполнения работ по строительству объектов 2-го этапа будут построены основные сооружения гидроузла:

– судоходный шлюз, который обеспечит возможность пропуска судов через створ гидроузла;

– водосбросная и земляная плотины, что будут создавать и поддерживать на заданных отметках подпор воды в реке;

– устройство рыбопропускного шлюза и рыбоходно-нерестового канала, а также принятый режим эксплуатации водохранилища позволят обеспечить беспрепятственное прохождение рыбы в нерестовый период.

Кроме того, будут проведены работы по дноуглублению и спрямлению участков русла реки для обеспечения требуемых габаритов судового хода, построены объекты производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения, необходимые для функционирования гидросооружения.

Работа на результат – снижение аварийности

Александр Тараненко, первый заместитель руководителя – капитан Азово-Донского бассейна ВВП

За 9 месяцев года инспекция государственного портового контроля Администрации «Азов-Дон» выполнила 564 проверки, в результате которых выявлено 1984 нарушения обязательных требований, временно задержано 15 судов. Временные задержания от общего количества проверок составили 2,7%. Основные причины – превышение габаритов судна над гарантированными габаритами судовых ходов, нарушение численности экипажа судов и несоответствие квалификационных свидетельств рядового состава требованиям Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания.

За то же время инспекторы портконтроля обнаружили 8 административных правонарушений, на которые были составлены протоколы и переданы в Южное УГМРН Ространснадзора. Возвратов не последовало. На этом направлении инспекция госпортконтроля кроме основных нормативно-правовых актов РФ руководствуется соответствующим распоряжением Росморречфлота и Ространснадзора. Следует отметить, что разработанная в 2016 г. практическая схема взаимодействия ИГПК, ЮУГМРН Ространснадзора, Волго-Донской транспортной прокуратуры при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в процессе проверок судов, эффективна в применении.

Позволю себе напомнить судовладельцам, капитанам и членам экипажей судов, что включает в себя портовый контроль. Прежде всего проверку соблюдения на судах и иных плавучих объектах требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам, спасательным и другим средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации судов и плавобъектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.

Работа инспекции бассейна имеет своей главной целью повышение безопасности судоходства с помощью постоянного контроля выполнения обязательных требований, что в конечном итоге ведет к снижению аварийности в бассейне, а значит, выполнению планов перевозки грузов компаниями и сохранению человеческих жизней. И вот результат – за 9 месяцев в этом году произошло одно транспортное происшествие, тогда как годом ранее было зафиксировано 10 транспортных происшествий.

Дипломирование

Служба аттестации, дипломирования и выдачи удостоверений личности моряка оказывает услуги по двум направлениям:

– дипломирование членов экипажей судов внутреннего плавания и аттестация лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов, а также лоцманов;

– оформление и выдача удостоверений личности моряка (УЛМ), оформление и выдача мореходных книжек (МК), внесение записи о служебном положении на судне в мореходные книжки и заверка судовых ролей.

Все аттестуемые проходят специальную подготовку на курсах повышения квалификации по безопасной эксплуатации судов на ВВП в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова – филиале Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

За услугами в службу обращаются Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова, Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта, около 450 судовладельческих и крюинговых компаний. По официальным запросам предоставляется информация надзорным и контролирующим органам, а также смежным организациям.

За девять месяцев оформлено:

– удостоверений личности моряка – 1178;

– мореходных книжек – 265;

– внесено записей о служебном положении на судне в мореходные книжки – 265;

– выдан 281 рабочий речной диплом;

– квалификационных свидетельств – 112;

– свидетельств о прохождении проверки знаний Правил плавания по ВВП – 341;

– прошли аттестацию 2 специалиста, один аттестован как лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов (СУБ), и один лоцман.

Регистрация флота

В судовом реестре на 16.09.2020 зарегистрировано 730 судов. За 9 месяцев года выполнено около 130 регистрационных действий.

В целях актуализации данных реестра отделом регистрации судов проводится постоянная работа по выявлению и исключению судовладельцами своих «призраков» – конструктивно погибших судов.

Открытость судового реестра обеспечивает информативную задачу, поставленную государством. Отдел регистрации работает в постоянном взаимодействии с налоговыми, правоохранительными, судебными органами, службами судебных приставов, нотариусами, арбитражными и конкурсными управляющими и др. Сотрудниками отдела осуществлено 713 информационных действий.

На официальном сайте ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» размещены ссылки на действующее законодательство и руководящие документы в сфере внутреннего водного транспорта, а также контактные данные, позволяющие оперативно получать квалифицированную консультацию сотрудников отдела регистрации судов. Уже дано более 250 консультаций.

При этом остаются неразрешенные и потенциально конфликтные вопросы. В первую очередь это необходимость приведения Правил регистрации в соответствие с реформируемым гражданским законодательством, а также с аналогичными процедурами служб капитанов морских портов. Упрощение процедур регистрационных действий для судовладельцев, а также сокращение сроков регистрации – первоочередные задачи отдела регистрации судов Администрации.

Морские вести России №13 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ