Совет экспертов
13.12.2020
Речной транспорт
Руководитель Росморречфлота принял участие в подведении итогов навигации в Ленском бассейне
Фото: пресс-служба Росморречфлот
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай в режиме видеоконференции принял участие в традиционном совместном заседании Экспертного совета Ленского бассейна, правительств Республики Саха (Якутия) и Иркутской области по подведению итогов навигации 2020 года и обсуждению планов на 2021 год. 25-е заседание Экспертного совета одного из крупнейших в стране бассейнов внутренних водных путей, от работы которого непосредственно зависит социально-экономическое благополучие гигантского макрорегиона, прошло при участии и.о. председателя правительства Республики Саха (Якутия) Андрея Тарасенко, представителей правительства Иркутской области, исполнительных органов и территориальных управлений федеральных органов, предприятий обоих субъектов РФ.
Согласно представленным докладам, полностью выполнен завоз жизнеобеспечивающих грузов в районы Крайнего Севера, несмотря на сложные природно-климатические условия и маловодье.
Протяженность водных путей, обслуживаемых путейцами ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», составила почти 11 тыс. км, с гарантированными габаритами – 9147 км, без гарантированных габаритов – 1802 км.
За 9 месяцев перевозки грузов в Ленском бассейне составили 3,47 млн тонн, перевозки пассажиров значительно снизились из-за ограничения в перемещении населения и прекращения приема иностранных туристов и составили 28% к 2019 году.
На транзитных дноуглубительных работах было задействовано 13 ед. дноуглубительной техники, объем выполненных работ достиг 1,6 млн куб. м. Дноуглубительные работы на барах арктических рек Яна, Индигирка, Колыма выполняли 7 земкараванов общей производительностью 11,3 тыс. куб. м/ч, что позволило обеспечить там гарантированные глубины.
Проведены промеры на 1,1 тыс. км судоходных участков Лены, Яны, Индигирки, оплавывание электронных карт на участке Лены от Усть-Кута до п. Быков Мыс и в заливе Неелова.
Речники хотят ранней работы
По информации первого заместителя генерального директора ЛОРП Сергея Емельянова, ранняя навигация и благоприятная судовая обстановка позволили завести в срок весь запланированный объем грузов на малые реки. Однако с июля навигация была осложнена задымлением на Средней Лене и снижением уровней воды на арктических реках. Наряду с этими факторами эпидемиологическая обстановка также внесла коррективы в деятельность пароходства. Несмотря на сложную обстановку, приняты все возможные меры по выполнению принятых договорных обязательств. В ноябре планируется перевозка грузов в сопровождении ледокола. В настоящее время флот благополучно расставлен в плановых пунктах отстоя для межнавигационного ремонта.
По предварительным данным, в навигацию 2020 года объем перевозок грузов судами пароходства составит 1 млн 293 тыс. тонн, в том числе: сухогрузов – 933 тыс. тонн, нефтепродуктов – 360 тыс. тонн.
Также Сергей Емельянов обозначил актуальные проблемы. К примеру, необходимо ускорить внесение дополнений в Перечень морских бассейнов для установления районов и сезонов плавания судов с классом речного регистра в районе полуострова Таймыр. Включение в перечень указанного участка крайне необходимо для развития логистической системы региона и освоения Арктики.
Кроме того, в очередной раз прозвучал вопрос о необходимости открытия арктической навигации в более ранние сроки – по фактическим ледовым условиям. За последние годы наблюдается раннее очищение ото льда прибрежных районов моря Лаптевых. Например, открытие текущей арктической навигации здесь состоялось 17 июля, а фактическое освобождение акватории от ледяного покрова еще раньше, что подтверждается ледовыми картами. В связи с тем, что в последние годы наблюдается затяжная осень, закрытие навигации необходимо перенести на 15 дней позже установленных сроков.
С каждым годом обостряется проблема с устаревшим флотом. В настоящее время подошел срок массового списания действующего флота в Ленском бассейне. Так, средний возраст судов составляет более 37 лет при нормативном сроке 24 года. В этой связи в рамках госпрограммы развития лизинга на строительство речных судов необходимо предусмотреть выделение дополнительных средств с целью внедрения механизма льготного лизинга для судовладельцев, осуществляющих перевозку грузов в районах Крайнего Севера.
Основной проблемой предприятий водного транспорта Ленского бассейна является выполнение требований Технического регламента по оснащению нефтеналивных судов двойными бортами и дном. В настоящее время техрегламентом разрешено строительство и эксплуатация нефтеналивных судов без двойного дна и двойных бортов грузоподъемностью до 200 тонн.
При этом перевозки социально значимых грузов для труднодоступных территорий в районах Крайнего Севера осуществляются с привлечением сухогрузно-нефтеналивных судов типа «СПН» грузоподъемностью 600 тонн. Данный флот является уникальным и наиболее оптимальным для эксплуатации в условиях северных рек. Установка двойных бортов и двойного дна на судах приведет к невозможности их эксплуатации по осадке на быстро мелеющих северных реках. В связи с этим предложено ускорить утверждение проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» в части исключения из требования по оснащению двойным дном и двойными бортами судов грузоподъемностью до 600 тонн.
ВВП станут национальным проектом
Минтранс и Росморречфлот разработали концепцию нового национального проекта до 2030 года – «Внутренний водный транспорт».
Поручил создание такого отдельного документа в конце сентября президент России Владимир Путин. Доклад необходимо подготовить до середины ноября, а распоряжение исполнить к августу 2021 года.
Госпрограмма нацелена на развитие внутреннего и въездного туризма, увеличение транзитных и экспортных перевозок, сокращение неблагоприятного воздействия судов на природу, а также цифровизацию услуг и сервисов внутреннего водного транспорта, отмечают в Минтрансе. На сегодня ведомство ждет предложения от регионов о конкретных мероприятиях по развитию внутренних водных путей, сроках выполнения, показателях, нужных объемах и источниках финансирования.
Предварительно в нацпроект войдут три федеральных проекта:
«Развитие сети внутренних водных путей». Согласно проекту будет увеличена протяженность судоходных участков с гарантированными габаритами, средствами навигационной обстановки и обеспечено круглосуточное движение судов.
«Развитие грузовых, пассажирских перевозок и инфраструктуры внутреннего водного транспорта». Здесь предполагается рост объемов грузоперевозок до 180 млн тонн и пассажиров до 12 млн человек, транспортировка грузов в районы Крайнего Севера, новые направления на реках Сибири и Дальнего Востока, системы логистики и пр.
«Повышение уровня безопасности и экологичности внутреннего водного транспорта». В этом проекте предполагается заложить реконструкцию 191 гидротехнического сооружения, создание флота, обводнение рек Московского региона, утилизацию затонувших судов и т.п.
В концепции источниками финансирования нацпроекта указываются только федеральная и региональная казна. Отдельным пунктом при этом Минтрансом предусмотрены сборы за эксплуатацию инфраструктуры внутренних вод на участках со значительным повышением пропускной способности.
По некоторым мнениям, могут ввести плату с дополнительных тонн грузов, провозимых через реконструированные зоны, и новых(е) выплатах(ы) с маломерных судов. При этом реализация подобного национального проекта прибавляет возможности выделения бюджетных средств на развитие водных путей, отмечают эксперты отрасли.
Так, проблемы с финансированием есть у строящихся Багаевского и Нижегородского гидроузлов. Сегодня развитие внутреннего водного транспорта решается в Комплексном плане модернизации инфраструктуры отдельным федеральным проектом. Однако власти хотели перенести его в госпрограмму по развитию транспортной системы, что могло снизить статус строительства инфраструктуры и в будущем снизить бюджет.
По данным на сентябрь, федеральный проект по развитию внутренних водных путей в 2020-2030 годах оценивался в 301,5 млрд рублей, выделяемых государством. Заложенные в документ мероприятия должны перейти в нацпроект, считает экспертное сообщество. Есть мнение, что программу также нужно дополнить проектом по судостроению с дополнительными мерами господдержки под руководством Минпромторга.
Морские вести России №15 (2020)