На свободных реках Западной Сибири - Морские вести России

На свободных реках Западной Сибири

22.12.2020

Речной транспорт

Основная обязанность и задача коллектива обь-иртышских путейцев – содержание водных путей бассейна в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для судоходства.

Фото: ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Обь-Иртышский бассейн внутренних водных путей – один из крупнейших в России. В его составе 14 627 км внутренних водных путей, из которых навигационными знаками в сезоне 2020 года обслуживалось более 8700 км, а на 6192 км были установлены 1-3-й категории средства навигационного оборудования с гарантированными габаритами судовых ходов.

Речная магистраль Обь-Иртышского бассейна простирается от границы с Казахстаном до арктического побережья России.

Водные пути в безопасном состоянии

Роман Чесноков, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Мониторинг состояния внутренних вод­ных путей, обслуживаемых средствами навигационного оборудования, осуществлялся силами 62 обстановочных бригад, количество обслуживаемых знаков составило более 10,1 тыс., действие навигационных знаков осуществлялось в соответствии со схемами, принятыми на текущую навигацию.

Уровненный режим в период минувшей навигации был не совсем благоприятным для водных путей. Снижение объемов попусков воды с Верхне-Иртышского каскада водохранилищ, расположенных на территории Казахстана, привело к снижению уровней воды. Соответственно, это вызвало раннее начало меженного периода на Иртыше, и в первую очередь на трансграничном участке реки.

На состояние водности Оби, которая наблюдалась на уровне ниже среднемноголетних значений по всем опорным водомерным постам, негативно повлияла относительно небольшая приточность воды из боковых рек, обусловленная незначительным количеством осадков.

Одной из основных причин низких уровней воды в акваториях Обско-Тазовской губы стала низкая водность боковых притоков, а также сгонные ветры, преобладающие в течение навигации. Так фактические уровни воды на опорных водомерных постах Ныда и Находка Обско-Тазовской губы наблюдались ниже проектных значений на 116 см и 108 см.

Комплекс путевых работ

Гарантированные габариты судовых ходов были обеспечены при проектных и выше уровнях воды за счет проведения путевых работ как отдельно каждого вида, так и в комплексе. Дноуглубление на вод­ных путях осуществлялось в соответствии с плановыми материалами, составленными по итогам русловых изысканий, выполненных специализированными партиями.

За навигационный период в целях поддержания гарантированных габаритов пути были проведены транзитные дноуглубительные работы на 38 перекатах, общее количество разработанного грунта составило около 700 тыс. м3.

Кроме того, в целях оптимизации финансовых затрат применялась практика переноса судовых ходов в параллельные рукава русел рек, от одного берега к другому, позволившая сократить объемы транзитного дноуглубления.

В целях обеспечения чистоты от посторонних предметов судовых ходов на обслуживаемых водных путях силами обстановочных бригад производились работы по сплошному и местному тралению. Общая площадь траления за навигацию составила 495,2 км2. Из русел обслуживаемых рек удалены затонувшие карчи, снесенные с береговых полос весенними паводковыми водами.

В течение навигации в целях осуществления мониторинга и контроля за состоянием судовых ходов, действием навигационных знаков, а также обеспечения дноуглубительного флота плановым материалом русловыми партиями были выполнены работы на 222 участках водных путей – съемки и промеры глубин в акваториях участков рек.

ЭНК получили обновление

Кроме этого, с целью создания и обновления баз данных электронных навигационных карт внутренних водных путей Обь-Иртышского бассейна русловыми партиями выполнены работы по сбору соответствующих материалов на Иртыше. Общая протяженность промеров составила 763 км.

В целях навигационно-гидрографического обеспечения судоводителей картографической группой управления на реке Конде было выполнено оплавывание материалов для создания новой, взамен устаревшей, карты реки от с. Мулымья до устья протяженностью 685 км, издание которой планируется к началу навигации 2021 года.

Ежедневно в течение навигационного периода готовилась и в установленное время передавалась для судоводителей и судовладельцев информация о путевых и метеорологических условиях плавания судов в бассейне. Кроме того, в филиалах учреждения, согласно принятым схемам расстановки навигационных знаков, осуществлялась корректура карт водных путей бассейна.

На водных путях разрядов «О» и «М» (судоходные трассы Обско-Тазовской губы) осуществлялось диспетчерское регулирование движения судов. Для обслуживания судов, выходящих в повышенные районы плавания, на рейде Салехарда работали экологические суда «ОС-1» и «ССПО-1» Ямало-Ненецкого окружного управления водных путей и судоходства, входящего в состав учреждения. В целях передачи прогнозов погоды на флот, работающий в зоне регулирования, заблаговременно с территориальными органами Росгидромета были заключены договоры на получение метеопрогнозов по водным акваториям Обско-Тазовской губы.

Северный завоз выполнен

Содержание водных путей Обь-Иртышского бассейна, обслуживаемых средствами навигационного оборудования, в безопасном для судоходства состоянии позволило транспортному флоту своевременно и в полном объеме выполнить государственный заказ по северному завозу грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к нему территории – отдаленные населенные пункты Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Согласно оперативным сведениям, по вод­ным путям бассейна за 10 месяцев 2020 года судами речного флота в пункты назначения доставлены 743,5 тыс. пассажиров, перевезено более 7,8 млн тонн различных народно-хозяйственных грузов.

Инспекторскими осмотрами, выполненными в течение навигационного пе­риода, серьезных замечаний к содержанию навигационных знаков и обслуживанию вод­ных путей не выявлено. Фактическое местонахождение средств навигационного оборудования соответствовало схемам их расстановки, утвержденным на навигацию 2020 года, габариты судовых ходов соответствовали объявленным в циркулярных извещениях для судоводителей. По итогам навигации транспортных происшествий по причине неудовлетворительного содержания водных путей в бассейне не зафиксировано.

Подводя итоги, можно сказать, что вышеперечисленные мероприятия, осуществляемые Администрацией, а также эффективное использование всех имеющихся ресурсов позволило надлежащим образом выполнить госзадание и обеспечить условия для безопасного движения как грузовых, так и пассажирских судов по водным путям бассейна.

Инспекция портконтроля снижает аварийность флота

Игорь Суслов, первый заместитель руководителя – капитан Обь-Иртышского бассейна ВВП

В период навигации функции госпортконтроля в бассейне выполняли 16 инспекторов в составе пяти инспекций ГПК. Проведено 2411 осмотров судов, что составило 101,7%. Выявлено 3684 нарушения обязательных требований. Временно задержано 397 судов до устранения нарушений. Выдано 1082 предписания по выявленным нарушениям.

Выездные рейды

Виды нарушений остаются неизменными. Из наиболее частых:

– отсутствие или истекшие сроки судовых документов согласно требованиям ст. 14 КВВТ – 1167 нарушений;

– эксплуатационные недостатки, иные недостатки и безопасность в целом – 1547 нарушений;

– нарушения в отношении требований системы управления безопасностью (СУБ) – 70 случаев.

Выявляются примеры эксплуатации судов в задержанном состоянии. Такие случаи при обнаружении фиксируются, и материалы передаются в региональные транспортные прокуратуры.

Для принятия мер административного воздействия на виновных должностных лиц в прокуратуру и Обь-Иртышское управление Госморречнадзора направлено 408 материалов о возбуждении дел об административных правонарушениях. Кроме того, более 40 материалов направили в транспортную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования в отношении судовладельцев, допускающих эксплуатацию судов с грубейшими нарушениями требований нормативных документов по безопасности судоходства.

Практикуются в нашем бассейне периодические выездные инспекторские рейды совместно с инспекторским составом линейных отделов УГМРН. Это происходит в границах деятельности своих филиалов с проверками паромных переправ и в целом с проверкой соблюдения судами Правил плавания и обязательных требований по безопасности судоходства. Проводятся рейды и по соблюдению экипажами судов требований временных рекомендаций, утвержденных Минтрансом, по противодействию распространению коронавирусной инфекции.

Диспетчерское регулирование

Остро стоит вопрос с заключением договоров с судовладельцами на диспетчерское регулирование движения судов на участке Салехард – Тазовская губа.

Суда уходят в район повышенной опасности без докладов диспетчерской службе.

Диспетчер абсолютно не владеет информацией, какой флот работает в этом регионе. В диспетчерской установлена программа Shipsea, по ней можно было бы отследить местонахождение судов, выходящих в районы повышенной опасности. Однако есть суда, на которых специально не включают АИС, чтобы не было возможности определить местоположение судна и зафиксировать таким образом нарушение района плавания. Необходимо на законодательном уровне обязать всех судовладельцев, на всех cудах без исключения, работающих на внутренних водных путях, устанавливать АИС-транспондеры, независимо от типа и размера судна.

Службой портового контроля зарегистрировано 3165 судовых журналов.

Введение приказом Минтранса России от 13 февраля 2018 г. № 59 «Правил ведения судового журнала на судах ВВТ» создает определенные проблемы для судовладельцев, которые дислоцируются в отдаленных районах Тюменской области, ЯНАО и ХМАО. Доставка судовых журналов на регистрацию в Омск требует определенных финансовых затрат, а главное – времени. Это вызывает недовольство некоторых судовладельцев.

2020 год был очень сложным и с точки зрения эпидемиологической обстановки. Однако, несмотря на все сложности, инспекторы ГПК справились с поставленными задачами и с достойными показателями завершили очередную навигацию.

В межнавигационный период предстоит провести семинар по изучению обновленной нормативной базы, подвести итоги прошедшей навигации и обсудить планы на последующие.

Отдел регистрации

По состоянию на октябрь отделом регистрации оформлено и выдано:

– 51 судовой билет;

– 473 свидетельства о праве собственности и праве плавания под флагом РФ;

– 65 свидетельств об исключении из судового реестра;

– 120 обременений по договору аренды;

– 70 обременений по договору ипотеки;

– 122 перехода права собственности;

– внесено 191 изменение в судовой реестр.

За 10 месяцев 2020 г. в квалификационную комиссию бассейна при Администрации за получением документов обратились 1249 человек.

За отчетный период проведено 112 заседаний комиссии.

Через квалификационные испытания на получение документов прошли 723 человека.

Всего оформлено 1264 документа, в том числе: командному составу – 576 дипломов, рядовому – 693 квалификационных свидетельства, членам экипажей морских судов – 6 свидетельств по проверке знаний правил плавания по внутренним водным путям.

По графику проводятся заседания комиссии по аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и экипажем. Через аттестационную комиссию прошли 27 человек. По результатам заседаний оформлено и выдано 26 удостоверений. Также оформлено 70 удостоверений личности моряка и 26 мореходных книжек.

Морские вести России №16 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ