Транспорт государственного уровня - Морские вести России

Транспорт государственного уровня

03.02.2021

Речной транспорт

Транспорт государственного уровня

Фото: Владимир Владиславлев/fleetphoto.ru

По статистическим данным, перевозки грузов речным транспортом в России составляют чуть более 1% от общего объема всеми видами транспорта. Вместе с тем в странах Евросоюза доля речного транспорта составляет 12% и ставится задача к 2030 году довести объем этих перевозок до 16-18%. Чтобы достигнуть уровня перевозок речным транспортом в РФ хотя бы до уровня 80-х годов прошлого века – 4%, необходимо решить в государственном масштабе ряд проблемных вопросов.

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Дело в глубинах

В первую очередь речь идет о ликвидации ступенчатости глубин на внутренних водных путях, возрождении Единой глубоководной системы европейской части страны с глубинами на всем протяжении до 4 метров.

Для сибирских рек принципиально важным решением является поддержание глубин на реках на прежнем уровне 80-х годов прошлого века, что позволит эксплуатировать основное ядро имеющегося флота с полной загрузкой. То есть необходимо создание надежного водного пути на всех судоходных речных бассейнах. Этому будут способствовать выполнение программы строительства судов и земснарядов и согласование на всех уровнях государственного управления строительства гидротехнического сооружения с обеспечением финансирования из госбюджета, реализация мероприятий, предусмотренных в проекте концепции национального проекта внутреннего водного транспорта.

Не менее важным является восстановление грузопотоков за счет переключения грузов на самый экономичный, самый экологичный, наименее энергоемкий речной транспорт с автомобильного и железнодорожного транспорта. Причем правовая база и научное обоснование этих действий подтверждены решением президиума Государственного совета в 2016 году в Волгограде и поручением президента страны от 10 сентября 2016 г. По заказу Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова выполнена НИР «Комплексное исследование вопросов повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта и разработка научно обоснованных предложений по созданию механизмов переключения грузопотоков на внутренний водный транспорт», в которой убедительно показаны возможности переключения конкретных грузопотоков по отдельным направлениям, параллельным внутренним водным путям. Необходима только политическая воля и административное решение. В этих условиях недопустима демпинговая политика АО «РЖД», которая подрывает основы речного транспорта.

Для решения вышеизложенных проблем проведен ряд важных мероприятий государственного значения в рамках «Транспортной недели» 17-20 ноября 2020 года. Так, 17 ноября состоялся съезд Союза транспортников России, а 18-го – конференция «Водный транспорт. Приоритеты развития» с участием ответственных работников Администраций президента и правительства страны, Государственной Думы, Совета Федерации, Минтранса, Росморречфлота и губернаторов ряда субъектов Федерации. Все выступающие единодушно обращали внимание на необходимость поддержания внутреннего водного транспорта на государственном уровне.

Не менее важным событием в эти дни было проведение заседания рабочей группы при Государственном совете РФ под председательством руководителя группы А. Цыденова, главы Республики Бурятия.

Отдельным вопросом было рассмотрение проекта концепции национального проекта «Внутренний водный транспорт». При этом обращалось внимание на более интенсивное использование возможностей ВВТ при доставке грузов в арктические районы Западной и Восточной Сибири и на переключение грузов с железнодорожного транспорта на внутренний водный в связи с перегруженностью его инфраструктуры на Запсибе и БАМе при доставке экспорта в районы Юго-Восточной Азии. Это предложение заслуживает особенного внимания со стороны инвесторов, участвующих в процессе. Для более обоснованного решения было предложено использовать потенциал Российской академии транспорта.

Уровень рассмотрения проблемных вопросов с участием ВВТ позволяет надеяться, что все предложения будут использованы в окончательной редакции концепции.

Недоступные перевозки

В течение последних лет перевозки пассажиров судами внутреннего водного транспорта не превышают 11 млн человек, а межобластные прекращены в большинстве регионов страны. Тенденция уменьшения перевозок пассажиров сохраняется и на ближайшие годы. С 2005 года отменено субсидирование перевозок пассажиров речным транспортом из федерального бюджета, а дотирование из бюджетов субъектов Федерации не компенсирует расходы судоходных компаний и перевозки становятся убыточными. Повышение стоимости топлива и установление налога на добавленную стоимость в размере 20% увеличивают издержки судоходных компаний, что в конечном счете приводит к выводу из эксплуатации большого количества судов. Вместе с тем перевозки пассажиров имеют социальное значение для населения, особенно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. У населения нет достаточных средств для оплаты повышенных тарифов хотя бы на уровне рентабельности. Соответственно, в такой ситуации и у судоходных компаний нет средств не только на обновление флота, но и на текущее содержание судов и причалов.

В ряде регионов и районов страны перевозки пассажиров речным транспортом являются безальтернативными в связи с отсутствием там автомобильного и железнодорожного транспорта. В условиях бездорожья и отсутствия железных дорог пассажирские маршруты на ВВП являются практически единственным доступным для населения видом сообщения, которое обеспечит конституционное право граждан на свободу передвижения. Например, на маршруте от Ханты-Мансийска до Салехарда имеются 16 населенных пунктов, транспортное обеспечение населения которых возможно только водным транспортом. Аналогичное положение с транспортной доступностью на маршруте от районных центров Томской области до Нижневартовска, на протяжении всей реки Лены от Усть-Кута (Иркутская область) до Якутска (Республика Саха (Якутия), от Красноярска до Дудинки в Красноярском крае.

Вместе с тем из-за убыточности перевозок пассажиров судоходные компании массово выводят суда из эксплуатации, тем самым населению приходится пользоваться непригодными и небезопасными средствами передвижения по речным бассейнам на моторных лодках. За последние 25 лет также не обновлялась инфраструктура для посадки и высадки пассажиров. В Республике Саха (Якутия) только в 5 из 23 населенных пунктов созданы условия для безопасной посадки и высадки пассажиров. На оборудование всех остановочных пунктов требуются единовременные вложения более 250 млн рублей. Стоимость проезда на речных пассажирских судах сравнялась с тарифами на авиатранспорт. На линии Якутск – Олекминск в Якутии протяженностью 627 км стоимость билета составляет 5900 рублей. На межрегиональном маршруте Нижневартовск (Ханты-Мансийский округ) – Каргасок (Томская область) при доходах 10 718 тыс. рублей расходы составляют 35 726 тыс. рублей, т.е. требуется субсидия только на одной линии в размере 25 008 тыс. рублей. По этой причине АО «Северречфлот» приостановило обслуживание маршрута.

Исходя из вышеприведенного состояния с перевозками пассажиров в речных бассейнах страны, необходима государственная поддержка в форме установления ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров речным транспортом и государственная субсидия в размере 1,5 млрд рублей по аналогии с авиаперевозчиками на внутренних воздушных линиях и железнодорожном пригородном сообщении. Необходимо находить решения, позволяющие предложить эту возможность в современной реальности с пандемией.

Завышенные требования

Остается нерешенным ряд принципиальных вопросов, связанных с непомерно завышенными требованиями по транспортной безопасности. Положениями закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 (часть 4, ст. 4) установлено право субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств (ТС) обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки. В то же время требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, утвержденные постановлением Правительства РФ в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ (в частности, постановление Правительства РФ № 678 от 16 июля 2016 г., которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта), предусматривают обязательное назначение на каждом ТС лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности.

В результате применения указанного требования персонал ТС, в т.ч. экипажи численностью 1-3 человека (водители наземного пассажирского транспорта, машинисты электричек, судоводители, работающие на местных линиях и паромных переправах), включается в силы обеспечения транспортной безопасности, что в соответствии с 16-ФЗ требует их специальной подготовки (минимум 20 часов) и аттестации, которые сводятся главным образом к изучению практически бесполезных законодательных и организационных вопросов, должен представлять многочисленные документы в службу, на которую возложены функции по аттестации. По выдаче справок задействованы учреждения нескольких отраслей, на проведение аттестации затрачиваются огромные средства, особенно для тех лиц, которые дислоцируются вне зоны нахождения аттестующих организаций. Анализ показывает, указанные требования никак не снижают уровень террористических угроз.

Предлагается в постановлении Правительства РФ № 678 от 16 июля 2016 года «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», изданном в соответствии с Федеральным законом, пункт 6 требований дополнить абзацем следующего содержания: «субъект транспортной инфраструктуры для транспортных средств утверждает инструкцию, согласованную с органами безопасности, по действиям членов экипажа для конкретного транспортного средства (типа транспортного средства) при возникновении угрозы незаконного вмешательства».

АПСРТ вносила неоднократно предложения по отмене обучения и аттестации экипажей судов с членами не более трех человек, тем более аналогичные предложения поддержаны Минтрансом РФ по автомобильному и железнодорожному транспорту. Дискриминации не должно быть в одном министерстве для различных видов транспорта.

В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» постановлением Правительства Российской Федерации № 686 от 18 июня 2018 года подпунктом «г» пункта 5 к объектам транспортной инфраструктуры отнесены:

г) сооружения, в том числе гидротехнические, имеющие устройства для безопасного подхода судов и используемые (предназначенные для использования) в целях безопасной стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов, перевозящих грузы повышенной опасности, а также посадки, высадки и обслуживания пассажиров, в составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях.

Под действие данной статьи подпадают все паромные переправы, сооружения, используемые для посадки-высадки пассажиров независимо от места их расположения.

Например, на функционирование паромной переправы в Тутаеве Ярославской области, предназначенной для перевозки пассажиров через Волгу и принадлежащей городу для исполнения требований № 16-ФЗ, необходимо финансирование в объеме 3,1 млн рублей с последующими ежегодными расходами 2,5 млн рублей. В бюджете муниципалитета таких средств нет, что ставит под сомнение функционирование данной переправы. Аналогичная ситуация возникает во всех регионах России, где паромные переправы принадлежат муниципалитетам.

В Ханты-Мансийском округе функционирует линия по перевозке пассажиров Ханты-Мансийск – Салехард с 16 остановочными пунктами, где установлены понтоны, через которые производится посадка-высадка поселковых жителей. Для выполнения требований, изложенных в постановлении Правительства РФ № 686, нужны значительные, ничем не оправданные расходы.

В связи с вышеизложенным возникает настоятельная необходимость исключить пункт «г» пункта 5 этого постановления, что будет способствовать исполнению статьи закона о транспортной безопасности, предусматривающей соблюдение баланса интересов личности, общества и государства.

Большие надежды транспортным сообществом возлагались на принятые решения правительством по внедрению принципа «регуляторной гильотины». Однако на выходе нет ни одного правового документа, соответствующего этому принципу.

Разделение функций между органами Ространснадзора (осуществляет контроль за деятельностью судоходных компаний) и службами капитанов речных бассейнов (контролирующих суда компаний), с точки зрения судовладельцев, усложнило процедуру контроля.

В то же время КВВТ РФ (Федеральный закон № 24-ФЗ от 07.03.2001, статья 34.1 «Система управления безопасностью судов») возлагает контроль за применением системы управления безопасностью судовладельцами на уполномоченный орган по классификации и освидетельствованию судов, в данном случае Российский речной регистр, который и выдает документ о соответствии разработанной и применяемой СУБ.

Проверки выполнения этой СУБ также проводятся РРР. Возникает ситуация, которая, на мой взгляд, противоречит указаниям, изложенным в методике по реализации механизма «регуляторной гильотины». Первые шаги в обозначении проблем деятельности речного транспорта обозначены на уровне обсуждений на различных форумах. Следующим окончательным этапом должна быть разработка концепции национального проекта «Внутренний водный транспорт» и реализация заложенных в концепции мероприятий.

Морские вести России №18 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ