Байкал: развивая туризм – развиваем флот - Морские вести России

Байкал: развивая туризм – развиваем флот

06.10.2021

Речной транспорт

Байкал: развивая туризм – развиваем флот

Фото: aturs.ru

Интенсивное развитие туризма на Байкале, в т.ч. международного, способствует увеличению количества круизных и прогулочных судов. Большое количество туристических баз, домов отдыха, рекреационных зон в прибрежной полосе озера, на Малом море, реконструкция и строительство причальных сооружений привлекают все больше людей к водным видам отдыха.

Помимо общего роста числа туристов, растет и интерес к круизам по Байкалу на теплоходах, ведь только с помощью водного транспорта можно посетить все достопримечательности озера за короткое время. Вот почему развитие флота на Байкале является перспективным направлением, и это вызывает необходимость создания соответствующей инфраструктуры.

Основной инструмент навигации

Александр Байкалов, и.о. руководителя ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна»

С 2017 года в бассейне выполняется комплексный План мероприятий межведомственного взаимодействия по развитию пассажирских перевозок и туризма в акватории Байкала, и Администрация активно участвует в его реализации.

После успешных приемо-сдаточных испытаний, проведенных вслед за спуском на воду, принят и введен в эксплуатацию экологический бункеровщик проекта RТ37. Судно предназначено для сбора с плавсредств и обработки нефтесодержащих, сточных вод на озере и Иркутском водохранилище. Строительство осуществлялось ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» по контракту с ФКУ «Речводпуть». А 19 июля с.г. получена лицензия на его деятельности по сбору, транспортировке, обработке отходов III-IV классов опасности.

Также в рамках реализации плана закончен капремонт многочерпакового земснаряда «ВС-403», который будет использоваться при проведении дноуглубительных работ на барах и в устьях рек, впадающих в Байкал. Восстановили земснаряд своими силами на Жигаловской ремонтно-эксплуатационной базе – обособленном подразделении Администрации.

Что касается эксплуатации, развития водных путей и обеспечения безопасности судоходства, то в текущую навигацию Администрация обслуживает 5881,6 км водных путей:

3825,6 км с гарантированными габаритами судового хода и освещаемой обстановкой;

613 км с гарантированными габаритами судового хода и неосвещаемой обстановкой;

1443 км без навигационного ограждения и гарантированных габаритов судовых ходов.

Напомню, что в составе обслуживаемых водных путей помимо Байкала – реки Ангара с тремя водохранилищами (Иркутское, Братское, Усть-Илимское), Селенга, Баргузин и Верхняя Ангара.

Для поддержания судоходных условий и гарантированных габаритов судовых ходов на водных путях проводится комплекс путевых работ: установка и содержание СНО, траление, русловые изыскания, дноуглубление. И в этом деле для нас основным инструментом является технический флот. Администрация оснащена многочерпаковыми землечерпательными снарядами, плавучими кранами, обстановочными судами, буксировщиками, несамоходными судами, ремонтно-механическими мастерскими. Работают две изыскательские партии.

В соответствии с распоряжением Росимущества нам переданы 3 судна – буксиры рейдовые «Бия» и РТ-477, буксир-толкач РТ-701. В настоящий момент «Бия» и РТ-701 находятся на отстое в ожидании ремонтно-восстановительных работ, РТ-477 успешно эксплуатируется.

Среди задач 2021 года:

– Обеспечить сроки открытия судоходных трасс, протяженность и период действия судоходной обстановки на водных путях бассейна в соответствии с госзаданием и Программой гарантированных габаритов судовых ходов, категорийности и сроков установления судоходной обстановки.

– Полностью обеспечить судоходные пути плавучими навигационными знаками из композитных материалов.

– Выполнить комплексные русловые изыскания, топографо-геодезические и гидрологические работы для создания новых баз цифровых данных навигационной информации с целью составления электронных навигационных карт внутренних водных путей и определить местоположения важных в навигационном отношении надводных и подводных объектов.

– Продолжить выполнение работ по корректировке и обновлению ячеек электронных навигационных карт для поддержания актуального содержания базы данных.

– Обеспечить качественной, с максимальной зоной покрытия, технологической связью бассейн, что поможет вести бесперебойную работу диспетчерского аппарата, а также осуществление связи между флотом и судовладельцами.

Сохраняя флот и жизнь

Иван Черных, заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП

Навигация 2021 года в бассейне проходит в непростых условиях, вызванных пандемией COVID-19, что сказывается на объемах как пассажирских, в том числе туристических, так и грузовых перевозок. К сожалению, болезни подвергаются члены экипажей судов, инспекторы портконтроля и другие работники береговых служб.

По состоянию на 31 июля инспекцией ГПК проведено 306 проверок, выявлено 675 нарушений обязательных требований в области безопасности судоходства, 356 – это отсутствие или несоответствие существующим требованиям судовых документов.

В связи с принятием новых санитарных правил многие суда не смогли вовремя получить судовые санитарные свидетельства. В результате инспекторам пришлось оформить 87 временных задержаний судов, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 114%, а по пассажирскому флоту количество задержаний возросло почти в три раза. Но уже к концу июня положение с получением судовых санитарных свидетельств нормализовалось, и количество временных задержаний по отношению к количеству проверок снизилось.

Регистрация судов

В рамках деятельности по администрированию доходов федбюджета ведется работа по использованию автоматизированной системы управления транспортным комплексом (АСУ ТК) при выполнении функциональных обязанностей. В связи с тем, что на протяжении первого квартала были постоянные перебои в работе программы, платежи на оплату госпошлины выписывались, формировались и сквитировались вручную.

Кроме того, отдел ведет дополнительно электронный судовой реестр в программе Access для предоставления отчетности и информации, которая отсутствует в системе информационного портала. Была проведена работа по подтверждению регистрации в Российском международном реестре судов в морском порту Владивосток судна Администрации «Георгий Москалев».

Всего в первом полугодии 2021 года проведено 167 регистрационных действий:

– регистрация судов внутреннего водного плавания – 24;

– регистрация спортивных парусных, прогулочных, маломерных судов – 20;

– выдача свидетельств о праве собственности на суда внутреннего плавания – 19;

– выдача судовых билетов – 21;

– выдача свидетельств о праве плавания под флагом РФ судов внутреннего плавания – 18;

– внесение изменений в ГСР судов внутреннего плавания – 12;

– внесение изменений в ГСР спортивных парусных, прогулочных, маломерных судов – 2;

– регистрация договоров ипотеки, аренды (субаренды) без экипажа – 13;

– снятие ограничений (обременений) прав – 4;

– исключение судов из ГСР – 9;

– выдача свидетельств об исключении судов из ГСР – 8;

– выдача дубликата свидетельства о праве собственности – 2;

– постановка на учет плавобъектов – 4;

– регистрация и снятие арестов (запретов) – 11.

Регистрационные действия, за которые плательщики имеют льготы по уплате налогов, – 2

Предоставлено информации из судового реестра в виде выписок – 646.

Всего в судовом реестре на 01.07.2021 зарегистрировано 1180 судов.

На регистрацию принято 129 заявлений.

Дипломирование и аттестация

Соответствующим отделом принято 404 заявления о прохождении квалификационных испытаний. По результатам рассмотрения документов по 393 заявлениям дано положительное решение (о допуске к испытаниям, выдаче документа в связи со снятием ограничений либо в порядке обмена), по 11 заявлениям – отказано, по одному – частично отказано.

С 13 по 14 мая 2021 г. были проведены выездные квалификационные испытания в Братске. По результатам выдано 26 документов. При этом вследствие коронавирусных ограничений часть квалификационных испытаний проведена по видео-конференц-связи.

По итогам составлено 28 протоколов, оформлено 263 диплома, 92 квалификационных свидетельства.

Морские вести России №11 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ