Азово-Дон: 25 лет на вахте безопасности - Морские вести России

Азово-Дон: 25 лет на вахте безопасности

02.03.2022

Речной транспорт

Азово-Дон: 25 лет на вахте безопасности

Фото: ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»

Прежде всего хотелось бы отметить, что 2021 год для Администрации был юбилейным – нам исполнилось 25 лет со дня основания. И все эти годы коллектив старается занимать лидирующие позиции в отрасли.

Так, по итогам 2015 и 2019 годов решением Росморречфлота ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» награждено вымпелом «Лидер отрасли» в номинации «Лучшая Администрация бассейна внутренних водных путей России». Наши специалисты значительное внимание уделяют повышению уровня технической эксплуатации специализированной и дноуглубительной техники, качества судоремонта и судостроения на собственной производственной базе в Константиновске.

По плану путевых работ

Сергей Гайдаев, руководитель ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна ВВП»

В зоне ответственности Администрации общая протяженность внутренних водных путей составляет 691,3 км, из которых транзитный путь на Дону – 257,3 км, Северском Донце – 208 км, Маныче – 226 км.

В эксплуатации 10 гидроузлов: Кочетовский на Дону, гидроузлы № 2-7 на Северском Донце, Пролетарский, Веселовский и Усть-Манычский на Маныче.

На балансе 49 судов, из них 15 дноуглубительного флота, 14 самоходного, 11 несамоходного и 9 – обслуживающих судоходную обстановку водного пути.

Заданные габариты выдержаны

В навигацию 2021 года протяженность водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой, составила 318,3 км, было выставлено 815 знаков судоходной обстановки (в том числе 639 плавзнаков навигационного ограждения и 176 – береговых).

Поддержание гарантированных габаритов пути в минувшую навигацию на Нижнем Дону проводилось в соответствии с «Планом путевых работ на навигацию 2021 года». Было разработано 33 лимитирующих переката в объеме 1 млн 439,5 тыс. м3 (из них 1329,5 тыс. м3 на Дону и 110 тыс. м3 на Северском Донце).

За навигационный период изыскательско-русловая партия выполнила 324 съемки. Протралено 101,5 куб. км судового хода. Выполнялись дноочистительные работы.

Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов и госзадание по содержанию водных путей в 2021 году выполнены в полном объеме.

По итогам минувшей навигации объем перевозок грузов в границах ответственности Администрации составил 8,8 млн тонн, что по отношению к уровню 2020 года на 85,8%, или на 1 млн 460 тыс. тонн меньше (в 2020 г. – 10 млн 273 тыс. тонн). К сожалению, эти показатели стали для нас одними из наименьших за последние 20 лет.

В целом наблюдается общая тенденция снижения перевозок грузов в направлении «Север – Юг», и в частности в границах южных бассейнов. Существенно снизились перевозки пшеницы в Азово-Донском бассейне (1284 тыс. тонн – это 65% к навигации 2020 г.) и серы (880 тыс. тонн – это 53% к навигации 2020 г.).

Доля нефтепродуктов от общего грузооборота составила 53,4%, соответственно сухих грузов – 46,6%.

Основные грузы: нефтеналивные – 4 млн 707 тыс. тонн (53,4% от общего объема), зерновые – 1 млн 587 тыс. тонн (18,0%), сера – 880 тыс. тонн (10%), удобрения – 451 тыс. тонн (5%), щебень – 333 тыс. тонн (3,8%).

Багаевский гидроузел

В целях сохранения сквозного транзитного судоходства в бассейне, повышения конкурентоспособности грузовых перевозок водным транспортом, роста грузопотоков и перевозок пассажиров, развития отечественного судостроения и портовой инфраструктуры юга России, а также решения проблемы сохранения водных ресурсов Цимлянского водохранилища и водоснабжения прибрежных районов Нижнего Дона в Азово-Донском бассейне реализуется одно из основных мероприятий по расшивке «узких мест» на внутренних водных путях – строительство Багаевского гидроузла. Сроки реализации проекта – 2024 год.

Размещение гидроузла с компоновкой основных сооружений предусмотрено в створе реки на 3089-м км судового хода Единой глубоководной системы (хутор Арпачин Багаевского района Ростовской области).

Первый этап. Строительство объектов завершено. Построен причал, проведены дноуглубительные работы на судоходной прорези и в зоне строительства причала, намыты площадки под будущие сооружения гидроузла, построена временная линия электропередач (для обеспечения строительства объектов 2-го этапа). Выполнены компенсационные мероприятия по ущербу водным биоресурсам.

В 2021 году подписан акт приемки законченного строительством объекта и получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

В октябре того же года заключен госконтракт на выполнение работ по строительству объектов основного периода (2-го этапа).

Второй этап. В рамках строительства предусмотрено возведение и устройство ряда сооружений. Среди них – судоходный шлюз, который обеспечит возможность пропуска судов через створ гидроузла. Водосбросная и земляная плотины будут набирать и поддерживать на заданных отметках подпор воды (2,0 метра) на Дону.

Дополнительно через земляную плотину будут осуществляться санитарные попуски воды по левому рукаву Дона. Устройство рыбопропускного шлюза и рыбоходно-нерестового канала, а также принятый режим эксплуатации водохранилища позволят обеспечить беспрепятственное прохождение рыбы в нерестовый период.

Строителями в том числе будут проведены работы по дноуглублению и спрямлению участков русла реки для обеспечения требуемых габаритов судового хода, построены объекты производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения, необходимые для функционирования гидросооружения.

Исходя из взаимного расположения объектов 2-го этапа и возможности их независимого строительства, предусмотрено выделение двух этапов строительства:

– этап 2.1 – объекты в створе гидроузла;

– этап 2.2 – объекты в зоне водохранилища.

В период 2021-2022 годов запланировано выполнение работ:

– анализ проектной документации, при необходимости обеспечение экспертного сопровождения;

– разработка рабочей документации;

– организация вахтового поселка;

– ограждение территории строительства;

– мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на период строительства;

– подключение временной линии электроснабжения строительной площадки;

– строительство линии электропередач для обеспечения вахтового поселка;

– лесосводка, расчистка территории строительства;

– подготовка временных подъездных дорог;

– расчистка территории и акватории от взрывоопасных предметов;

– мобилизация персонала, перебазировка техники.

В связи с созданием единого заказчика по строительству объектов транспортной инфраструктуры на базе ФКУ «Ространсмодернизация» в конце декабря было заключено соглашение о замене застройщика по государственному контракту.

Теперь реализацией объектов 2-го этапа будет заниматься ФКУ «Ространсмодернизация».

Успешный опыт продленной навигации

Александр Тараненко, первый заместитель руководителя – капитан Азово-Донского бассейна ВВП

Минувшая навигация отмечалась непростыми путевыми условиями на отдельных участках Азово-Донского бассейна. Учитывая сложную гидрометеорологическую обстановку и слабый весенний приток воды в Цимлянское водохранилище, который составил 5,6 км3 (51% нормы), пик половодья на Дону вошел в водохранилище в объеме 1100 м3/с (45% нормы).

Сезон 2021 года был открыт 28 марта (на 4 суток раньше) и завершен 6 декабря на (9 суток позже) установленных сроков. Продление сроков навигации было организовано с учетом обращений от судоходных компаний по пропуску груженого флота, благоприятных гидрометеорологических условий и по согласованию с Росморречфлотом.

Вопреки маловодности

Однако на Нижнем Дону из-за маловодности в течение навигации вводились ограничения по осадке судов:

– на участке Дона от Константиновского г/у до Кочетовского г/у с 10 апреля по 1 июня;

– на Северском Донце от входа в подходной канал Усть-Донецкого порта до устья с 25 апреля по 27 ноября.

Несмотря на это, большую часть навигационного периода была выдержана гарантированная глубина 340 см.

Фактические сроки действия судоходной обстановки и работы Кочетовского гидроузла на магистральном водном пути составили 254 суток.

С учетом введенных ограничений по осадке судов с целью оптимизации работы флота:

– безопасно обеспечена паузка 19 судов, общий объем перегруженного груза составил 69 тыс. тонн нефтепродуктов;

– методом лидирования за путейскими судами проведено 143 судна. Это помогло перевезти дополнительно около 25 тыс. тонн грузов.

Общее количество судозаходов – 5367 судов и составов, что составляет 76,1% по сравнению с 2020 годом (7052).

Также в навигацию 2021 года в границах бассейна ВВП перевезено 32,2 тыс. пассажиров, или 145% к 2020 году (22 000). В первую очередь это связано с послаблением ограничительных мер в условиях пандемии (из них 23,6 тыс. пассажиров – по экскурсионно-прогулочным маршрутам, 8,6 тыс. – по туристским маршрутам).

Через бассейн проследовало 53 судна под иностранным флагом (28 грузового флота, 25 спортивно-парусных и прогулочных судов).

Произошло 7 транспортных происшествий. При этом не было ни одного из них по вине ненадлежащего содержания водных путей и навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов в зоне ответственности Администрации.

Высокая эффективность инспекции

Значительный вклад в снижение количества транспортных происшествий внесла высокая эффективность работы инспекции ГПК, достигнутая благодаря отличной подготовке инспекторского состава, транспортному и техническому обеспечению.

Задание по проведению проверок судов инспекцией портконтроля выполнено на 100% (общее количество – 459 проверок, в результате которых выявлено 1397 нарушений обязательных требований, временно задержано 33 судна).

Процент временных задержаний от общего количества проверок составляет 7,2%. Основными причинами стали техническое состояние судов, нарушение численности экипажа и несоответствие квалификационных свидетельств рядового состава требованиям Положения о дипломировании плавсостава судов внутреннего плавания, утверждаемым в соответствии с пунктом 1 статьи 27 КВВТ РФ.

Напомню судовладельцам, капитанам и экипажам судов, что вся работа ИГПК направлена на достижение одной цели – повышение безусловной безопасности судоходства в бассейне. И способ у нас один – принципиальный подход каждого инспектора портконтроля к выявленным нарушениям обязательных требований законодательства.

Административная практика

В части административной практики портовый контроль тесно взаимодействует с Южным УГМРН Ространснадзора.

Определенные сложности в этом направлении связаны с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467, в которое не внесен приказ Минтранса от 19.01.2018 № 19 «Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям». А также нормой права части 3 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ и статьи 24.5 КоАП РФ, где установлены нормативно-правовые обстоятельства, исключающие возможность возбуждения производства по делам об административных правонарушениях по ст. 11.7 КоАП РФ при неисполнении судоводителями Правил плавания судов по внутренним водным путям.

С вступлением в силу с 1 января 2021 года приказа Минтранса РФ от 06.022.2020 № 463 «Об утверждении Положения о лоцманах на внутренних водных путях» с 24 мая 2021 года в Администрации наряду с работой аттестационной комиссии возобновлена деятельность комиссии по проведению квалификационных испытаний для речных лоцманов в Азово-Донском бассейне. За 2021 год аттестовано 9 лиц: один лоцман и 8 специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию судов.

В прошедшую навигацию лоцманской службой выполнялась работа по безопасной проводке флота под иностранным флагом.

Службой дипломирования, аттестации, оформления документов плавсостава в 2021 году оформлено 2038 удостоверений личности моряка и 522 мореходные книжки, внесено 445 записей о служебном положении на судне в мореходные книжки, выдано 377 рабочих речных дипломов, 137 квалификационных свидетельств, 432 свидетельства о прохождении проверки знаний Правил плавания по ВВП.

Отделом регистрации судов в 2021 году осуществлено 764 регистрационных действия. В судовом реестре Администрации по состоянию на 31 декабря 2021 года зарегистрировано 678 судов, из них 114 маломерных.

В целях актуализации данных реестра отделом регистрации судов проводится постоянная работа по выявлению и исключению судовладельцами из судового реестра «призраков» – конструктивно погибших судов.

Открытость судового реестра обеспечивает выполнение задачи полноценного информирования о реальном состоянии флота, поставленной государством. Отдел регистрации судов работает в постоянном взаимодействии с налоговыми, правоохранительными, судебными органами, службами судебных приставов, нотариусами, арбитражными и конкурсными управляющими, а также иными заинтересованными лицами.

В 2021 году сотрудниками отдела осуществлено 1225 информационных действий (конкурсные/финансовые/арбитражные управляющие, УФССП, правоохранительные, надзорные и налоговые органы).

Морские вести России №1 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты