Волго-Дон – золотое звено ЕГС европейской части страны - Морские вести России

Волго-Дон – золотое звено ЕГС европейской части страны

20.04.2022

Речной транспорт

Волго-Дон – золотое звено ЕГС европейской части страны

Фото: Буксировка баржи с реактором для Курской АЭС/ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

В ведении Администрации 2187,5 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Из них 311 км – это магистральные водные пути ЕГС европейской части страны, в том числе Волго-Донской судоходный канал протяженностью 101 км. В Администрации эксплуатируются 132 гидротехнических сооружения, межшлюзовая ГЭС, 104 судна технического флота и более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи.

Идея соединить Волгу и Дон существовала несколько столетий. Турецкий султан, император Петр I, предсовнаркома В.И. Ленин видели строительство канала между Волгой и Доном важной стратегической и экономической задачей. Но мешали войны, и лишь в 1948 году институт «Гидропроект» завершил его проектирование. Так Волго-Донской судоходный канал стал реальностью минувшего века, соединив две великие русские реки. ВДСК – это комплекс уникальных гидротехнических сооружений на уровне таких грандиозных строек, как Панамский и Суэцкий каналы. Но если на осуществление каждого из этих международных проектов ушли десятилетия, то Волго-Дон был построен за 3,5 года: с 1948 по 1952 год.

Он завершил создание Единой глубоководной системы европейской части России, став ее золотым звеном. ВДСК обеспечил динамичное развитие Москвы с выходом на порты пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного. Вдоль канала возведено 96 сложных гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения. Канал полностью накачной и заполняется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций (каждая производительностью 45 м3/с), подающих воду в водораздельный бьеф на нужды судоходства и орошения. Насосными станциями в 2021 году перекачано 802,8 млн м3 воды. Проектная пропускная способность ВДСК 10,9 млн тонн при продолжительности навигации 200 суток.

Системный мониторинг обеспечил чистоту судового хода

Александр Глущенко, руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

В 2021 году при навигации в 251 сутки по водным путям бассейна прошло 9004 судна, перевезено 12 646 тыс. тонн грузов, выполнено 73 375 шлюзований, в том числе по каналу прошло 4411 теплоходов, перевезено 7299 тыс. тонн грузов, выполнено 51 958 шлюзований.

Ежегодно по водным путям бассейна проходит флот около 200 компаний, в т.ч. АО «СК «Волжское пароходство», ООО «Прайм Шиппинг», ЗАО «СК «БашВолготанкер» и др.

Крупнотоннажного флота стало больше

За почти 70-летний опыт эксплуатации Волго-Дона наибольшие объемы перевозок достигались с 1979 по 1983 год за счет практически равных грузопотоков в обоих направлениях, обеспеченности водных ресурсов Дона и увеличения сроков навигации.

В последние годы при грузопотоке 9:1 с Волги на Дон те же показатели достигаются в основном за счет увеличения количества крупнотоннажных судов, увеличения сроков работы гидросооружений и слаженной работы диспетчерского аппарата бассейна.

Если говорить о реконструкции объектов ВДСК сегодня, то проходит этот процесс в соответствии с подпрограммой «Морской и речной транспорт» госпрограммы РФ «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства от 20 декабря 2017 г. №1596.

Так, в рамках комплексного проекта реконструкции объектов ВДСК в 2021 году восстановили насосный агрегат №2, подстанции ПС 110/10кВ, подводящий канал насосной станции №33, дренажные системы и регуляторы бьефа гидроузлов №2 и №5, смонтировали новые металлоконструкции створок рабочих ворот НГ и ВГ шлюза №30, выполнили реконструкцию насосного оборудования для осушения шлюзов №6, №13, демонтировали старые ворота и подготовили к установке новые рабочие ворота НГ шлюза №6, подготовили к ремонту опорно-ходовые части ворот ВГ шлюза №13 и разработали проектную документацию по гидроузлам №1, 4, 5, 9 и плотин №78, 79, 80.

Кроме того, в рамках планирования деятельности Администрации разрабатывалась проектная документация строительства служебного жилья.

С 2021 на 2022 год перешли объекты реконструкции насосной станции №33, механического оборудования Волгоградского гидроузла, гидроузлов №6, №13 ВДСК и Николаевского гидроузла.

Своевременно и качественно

В границах Администрации расположено 132 судоходных гидротехнических сооружения в составе 21 гидроузла. В том числе 22 шлюза (из них 1 шлюз для скоростных судов), 3 насосных станции, 1 межшлюзовая ГЭС, 6 земляных и 3 бетонных водосбросных плотин, 1 судоходная плотина, 15 напорных дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения, 8 водосбросов, 26 судоходных каналов, 2 нерестово-рыбоходных канала и прочие объекты внутреннего водного транспорта.

Чтобы улучшить состояние гидротехнических сооружений и повысить уровень безопасности, в прошлом году завершили капремонт двустворчатых ворот шлюза №31, электрооборудования 0,4-10 кВ светофорной и сельсинной сигнализации шлюзов №30 и №31 (привода шлюзов №30 и №31 и пожарных насосов шлюза №31) Волгоградского РГСиС, антикоррозионного покрытия металлоконструкций левой створки нижних ремонтных ворот шлюза №1, рабочих затворов водопроводных галерей гидроузлов №2, 4, 5, подъемно-опускных ворот шлюза №4 и шлюза №8 Волжского РГСиС, ремонтных ворот верхней головы основного судоходного шлюза Константиновского гидроузла Цимлянского РГСиС.

Закончили разработку проектной и рабочей (конструкторской) документации по объекту «Капитальный ремонт водопроводных галерей шлюзов №30, №31 Волгоградского гидроузла» и строительному контролю за выполнением работ по объектам капремонта. Начали капремонт водопроводных галерей шлюзов №30, №31 Волгоградского гидроузла Волгоградского РГСиС.

На ГТС Волгоградского гидроузла провели ремонт железобетонных конструкций верхней камеры шлюза №31 и средней головы шлюза №30; гальсбантного устройства левой створки РДВ СГ шлюза №30; дефектных участков металлоконструкций основных двустворчатых ворот шлюза №30; рымной ниши №6 верхней камеры левой стенки шлюза №30; по обследованию системы регулирования гидрогенераторов №1 и №2 и кабельной линии межшлюзовой ГЭС Волгоградского РГСиС.

На ГТС Волжского РГСиС выполнили ремонт рабочих двустворчатых ворот нижней головы шлюза №6; парапетов причальных эстакад и камеры шлюзов №1, 2, 3, 4, 5, 6, бетона плит-оболочек камер шлюзов №4, №8, дефектного штрабного бетона шлюзов №1, 5, 6, 9; двух рабочих путей и закладного уголка левого вертикального уплотнения ПОВ шлюза № 6; металлоконструкций рабочих двустворчатых ворот шлюза № 3; металлоконструкций опорных стоек крепления отбойных рам, петель и замковых устройств отбойных рам нижних ремонтных ворот шлюза №4 и ремонт направляющих полок цепей АРЗ-141; металлоконструкций опорных стоек крепления отбойных рам, петель и замковых устройств нижнего ряда отбойных рам рабочих двустворчатых ворот нижней головы шлюза № 3; металлоконструкций консоли подвеса и стойки правой стороны ПОВ шлюза №9; пьезометров на гидроузлах №1, 2, 3, 4, 5, 9 (включая остановочные пункты №303, №305); устранение фильтрации воды из противофильтрационной шпонки №4 камеры шлюза №5; приведение причальных стенок остановочных пунктов №303 и №305 в соответствие с требованиями и нормами эксплуатации.

На ГТС Донского склона выполнен ремонт правой вереи рабочих двустворчатых ворот и нижних ремонтных ворот шлюза №12, облицовки верхней головы шлюза №11; металлоконструкций закладных для установки глаголей ВРВ и НРВ шлюзов №10, 11 и 12; внутренней отделки производственных помещений шлюзов №11, №12 и помещений верхней головы шлюза №11; фасада здания ЦМХ НС-32; причала для техперевооружения Донского РГСиС; кабельной линии и силовой сборки на правой стороне камеры шлюза №12; антикоррозионного покрытия металлоконструкций правой створки АРЗ-142 Береславского гидроузла; силового трансформатора ТМН-110/10 кВ 10 МВА ПС 110/10 кВ НС-31 и силовых трансформаторов ТДН 16000/110 насосной станции №33.

На ГТС Цимлянского РГСиС Цимлянского гидроузла выполнен ремонт штрабного бетона порога и вереяльных столбов РДВ НГ шлюза №14; плит-оболочек камеры шлюза, разделительных столбов (бычков) затворов водопроводных галерей верхней головы и нижней головы и металлической облицовки в камере шлюза №14; помещений механизмов и лестничного марша здания верхней головы левой стороны шлюза №14; металлоконструкций обратных путей подъемно-опускных ворот шлюза №15; верхней причальной эстакады шлюза №15; помещения лестничного марша в левом устое нижней головы шлюза №15.

На ГТС Константиновского гидроузла выполнен ремонт осей привода рабочих двустворчатых ворот верхней головы основного судоходного шлюза; помещения центрального пульта управления гидроузла; кровель зданий механизмов рыбопропускных шлюзов №1, №2; работы по замене оконных блоков в зданиях механизмов рыбопропускных шлюзов №1, №2 водосливной плотины и по переносу приспособлений для подъема ремонтных ворот основного судоходного шлюза.

На ГТС Воронежского гидроузла выполнен ремонт шкафа обогрева №14 водосброса; металлоконструкций рабочего затвора №12 водосбросной плотины, наземного кранового пути козловых кранов на водосбросной плотине; разъединителя 6 кВ и работы по организации учета по стороне 6 кВ от ПС «Жилпоселковая» 110/10/6 кВ.

На Федоровском судоходном шлюзе проведен ремонт стальной конструкции эстакад силовых линий ВГ и НГ.

Проведена госэкспертиза деклараций безопасности и получены положительные заключения для гидроузлов № 4, № 9 Волжского РГСиС, Водораздельного гидроузла Донского РГСиС, шлюза №14 Цимлянского гидроузла Цимлянского РГСиС.

Проведены регулярные обследования судоходных гидротехнических сооружений: в апреле – гидроузла №9 (шлюз №9, АРЗ №141) Волжского РГСиС, в октябре – Федоровского судоходного шлюза Кубанского РВПиС – филиалов ФБУ «Администрация «Волго-Дон».

Межшлюзовая ГЭС выработала 179,447 млн кВт/ч электроэнергии, из них на нужды Администрации потреблено 54,739 тыс. кВт/ч.

В целом своевременный и качественный ремонт позволил повысить надежность и безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений.

Особенности минувшей навигации

Официальное открытие навигации 2021 года в бассейне состоялось 28 марта, а на Волгоградском гидроузле – 1 апреля. Продолжительность навигации составила 251 сутки.

Учитывая фактическое наполнение Цимлянского водохранилища – 33,67 м БС (НПУ 36 м БС), гидрометеорологические условия в бассейне Дона, в период межени 2021 года комплексный попуск через Цимлянский гидроузел с 1 июня был установлен 250 м3/с, с 2 августа – 280 м3/с, с 19 октября – 250 м3/с, с 21 ноября – 240 м3/с.

Из-за гидрометеорологических условий минувшего года по бассейну Дона с суммарным годовым объемом притока воды к Цимлянскому водохранилищу 10,98 км3 (65% при норме 17 км3), а также его фактического наполнения 32,39 м БС, комплексный попуск в нижний бьеф гидроузла установлен с 20 декабря – 160 м3/с. В результате фактические габариты судового хода составили: глубина 365 см и ширина 100 м.

Среди характерных особенностей навигации 2021 г.:

– раннее открытие навигации флотом ООО «Прайм Шиппинг» через шлюзы Цимлянского гидроузла. Официальное открытие 1 апреля 2021 г. состоялось на 13-м шлюзе также судами ООО «Прайм Шиппинг», следующими из порта Кавказ на погрузку в Саратов;

– работа флота Администрации на Свири в водах Волго-Балтийского бассейна при проведении реконструкции мостового перехода Верхне-Свирской ГЭС (п/к «В. Виноградов», т/х «Путейский-704», т/х «Морж»);

– благоприятная обстановка с уровнями воды на Верхнем Дону в весенний период позволила флоту Донского и Верхне-Донского районов совместными усилиями благополучно доставить к месту выгрузки четыре состава с оборудованием для Курской АЭС из порта Волгодонск;

– общее снижение судопотока по ВДСК составило 26% по сравнению с прошлым годом. На 18% уменьшилось количество перевезенного груза. В два раза снизились перевозки зерна и зернопродуктов, металла и металлоизделий, химических грузов и серы. Почти на прежнем уровне остались перевозки удобрений и нефтепродуктов, на 53% выросли перевозки строительных материалов;

– благоприятные погодные условия в завершающий период навигации позволили пропустить весь транзитный флот (даже без ледового класса) к местам зимнего отстоя и ремонта.

В отношении водных путей бассейна напомню, что из 2187,5 км 509 км имеют гарантированные габариты судовых ходов, из которых 300 км оборудованы освещаемой судоходной обстановкой, 198 км – знаками судоходной обстановки отражательного действия, 11 км – неосвещаемой обстановкой.

Всего на водных путях эксплуатировалось 883 СНО, из них 400 береговых и 483 плавучих.

Плавучие СНО на участке Волгоград – Волгодонск были введены в действие 1 апреля в соответствии с плановой датой, а выведены – 27 ноября. Плановый срок действия – 241 день – совпал с фактическим. Береговые СНО действовали 247 дней до прохода последнего транзитного судна.

Также производился систематический мониторинг глубин и обеспечение чистоты судового хода. Проведено траление судовых ходов площадью 90,9 км2 и русловых промеров общей протяженностью 2733,0 пг. км. Выполнены транзитные дноуглубительные работы в объеме 602,3 тыс. м3.

Судовладельцы своевременно обеспечивались бумажными навигационными пособиями и электронными картами, которые своевременно обновлялись и доводились через ведомственный картографический фонд.

В период навигации транспортных происшествий по вине работников пути не было.

Ремонт по графику

По состоянию на 01.01.2022 на балансе Администрации находится 104 судна, в том числе 91 поднадзорно Российскому речному регистру. В эксплуатационном состоянии 94 судна – 90% от общего количества, в том числе 5 земснарядов – 100%, 4 дноочистительных снаряда – 80%, 5 плавкранов – 100%, 7 мотозавозен – 100%. На холодном отстое 12 судов.

Ремонт флота в межнавигационный период 2020-2021 гг. проводился в ремонтно-механических мастерских Верхне-Донского РВПиС, Донского РГСиС, Кубанского РВПиС и в ремонтно-отстойных пунктах Цимлянского РГСиС и Волгоградских электрических сетей.

В Донском РГСиС на многочерпаковом земснаряде «Донской-405» проекта 1519 были заменены вспомогательные ДВС, выработавшие моторесурс. Кроме того, в соответствии с техзаданием заменены на новые компрессор и отопительный котел. Параллельно с подрядной организацией силами работников РММ и судовой команды отремонтирован винторулевой комплекс.

В первом квартале отремонтировали корпуса, фальшборты и леерные ограждения барж-площадок «Т-101» и «Т-301».

На самоходной грунтоотвозной шаланде «ШС-1» проекта 81030 силами судовой команды отремонтировано грузовое устройство.

На плавмастерской «ПМ-3» восстановили термоизоляцию и сменили обшивки внутренних помещений. В хозблоке частично заменили элементы системы отопления.

В сентябре 2021 года на т/х «ДТ-16» отремонтировали винторулевой комплекс, частично заменили наружную обшивку корпуса. В помещениях салона, санузла и камбуза также заменили внутреннюю обшивку.

В IV квартале провели средний ремонт т/х «Путейский-77» и баржи «Т-202».

На землесосе «Донской-421» проекта 324-А частично сменили наружную обшивку надстройки, отремонтировали внутреннюю отделку и заменили кабельную сеть со светильниками.

В декабре завершили ремонт рулевых систем и органов управления на буксире-толкаче «Вартан Чмшкян» проекта 81172.

В Верхне-Донском РВПиС до начала навигации силами судовой команды земснаряда «Донской-423» восстановили систему газовыпуска. В наших мехмастерских выполнили ремонт корпуса, винторулевого комплекса и провели покрасочные работы.

Подрядная организация сменила обшивку корпуса баржи-площадки «Т-112» проекта183-БМ.

На т/х «Дрозд» отремонтировали рулевое устройство, гребной вал и винт, заменили дизель-генератор на новый. В помещениях сменили кабельные трассы с установкой новых осветительных приборов. В 2021 году продолжалось восстановление плавдока проекта 1851. В рамках первого этапа сменили 210 м2 настила палубы. Изготавливаем кильблоки для выставления судов на тумбы.

В Кубанском районе на брандвахте «Б-8» установлена пожарная сигнализация.

На т/х «Сокол» Волгоградских электрических сетей заменили гребной винт, поврежденный в ледовых условиях при снятии навигационной обстановки.

Таким образом, суда техфлота отремонтированы и сданы в эксплуатацию в соответствии с утвержденным графиком.

Транспортная безопасность

Проведен ремонт системы видеонаблюдения на КСГС «Гидроузел №1», в состав работ были включены мероприятия по оснащению объекта современными инженерно-техническими средствами обеспечения ТБ.

Также проведена оценка уязвимости 21 объекта транспортной инфраструктуры (ТИ). Разработаны и утверждены паспорта обеспечения ТБ 10 транспортных средств Администрации. На пассажирском теплоходе «Волна» проведено оснащение в соответствии с разработанным паспортом обеспечения его ТБ.

В 2021 году поставлены комплектующие для ремонта инженерно-технических систем обеспечения ТБ объектов ТИ. Проведено обучение 27 человек по программам повышения квалификации по ТБ.

В результате в 2021 году на объектах ТИ не допущено ни одного акта незаконного вмешательства.

Безопасность как главный критерий судоходства

Александр Раков, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Донского бассейна ВВП

Подводя итоги минувшей навигации и определяя задачи на 2022 год, полагаю, уместно напомнить, что главный критерий судоходства – это его безопасность.

Наш бассейн водных путей – особый, соединяющий северные и южные моря, путь, по которому перевозится наибольшее количество нефтепродуктов, проходят наиболее крупные суда (в том числе и морские). Как и другие бассейны, он имеет специфику: раньше начинается и позже заканчивается навигация. Эксплуатируются 17 шлюзов с минимальными запасами по длине и ширине для судов. Ширина судового хода на искусственных участках ВДСК по дну 38 метров, а ширина судов – более 17. Запас между бортами судов при их расхождении не более 2-3 метров.

Принятые изменения в приказ о назначении проверок сократили количество осмотров судов более чем в 2 раза за счет увеличения сроков между осмотрами. Если раньше одно судно в навигацию осматривалось 2-5 раз, то сейчас 1-2 раза. Установленный план осмотра – 130 судов, фактически осмотрено 174, что составляет 133,8%. И это на фоне того, что в прошлом году прекратили существование: Кубанское речное пароходство – более 10 судов продано в другие регионы; Воронежский и Лискинский порты – около 30 судов частично проданы, частично разделаны на металлолом, остальные находятся на «холодном отстое».

Стоит отметить, что при снижении количества проверок выросло число замечаний на одну проверку. Например, в 2020 г. – 2 замечания, 2021 г. – 3 замечания. Количество задержаний судов увеличилось в 2 раза и составило 26.

Основными причинами задержаний послужило отсутствие на судах документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ. По результатам проверок капитаном бассейна составлено 7 протоколов об административных правонарушениях.

Надеюсь на принятие новых нормативно-распорядительных документов, решений, законов и программ, которые позволят направить деятельность отрасли на дальнейшее развитие.

Таблица. Статистика проверок судов в 2021 г.

Бассейн/Место

Кол-во инспекций

Кол-во инспекций с выявленными нарушениями

Кол-во выявленных нарушений

Кол-во задержаний судов

ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

174

171

505

26

Верхне-Донской РВПиС

46

46

150

24

Донской РГСиС

41

40

100

1

Кубанский РВПиС

18

16

40

0

Цимлянский РГСиС

28

28

102

0

Управление

41

41

113

1

Диспетчерское регулирование

Основная цель диспетчерского регулирования в бассейне Волго-Дона – это обеспечение безопасного пропуска судов через шлюзы и ВВП, перехода через Цимлянское водохранилище.

У нас налажены отношения по информационному обмену и регулированию движения судов между диспетчерами Волго-Донского, Волжского и Азово-Донского бассейнов, капитанами морских портов Азов и Ростов-на-Дону.

В отношении случившегося снижения количественных показателей (грузооборот и судопропуск) отмечу, что диспетчерской службой проводится анализ причин этого снижения. Предварительно основные из них это уменьшение перевозок серы (отказ грузоотправителей из-за несогласования тарифов) и зерна (перенаправлено в Волго-Каспийский регион).

Регистрация и дипломирование

Количество регистрационных действий осталось на прежнем уровне, в пределах 700-750 обращений плюс запросы судебных приставов, надзорных органов и граждан.

Количественно выдача дипломов уменьшилась более чем в 2 раза, но число выданных квалификационных документов и справок о прохождении проверки знаний Правил плавания осталось на прежнем уровне.

Количество обращений соискателей уменьшилось в связи с изменением законодательства и созданием квалификационных комиссий в Астрахани, Волгограде, Саратове (филиалы ФБУ «Администрация Волжского бассейна»). В соответствии с новым законодательством если человек в течение последних пяти лет работал 12 месяцев в должности, которую он хочет подтвердить, то ему не требуется никаких испытаний. Диплом подтверждается автоматически и в системе выданных дипломов не учитывается. А работа проводится такая же, как и при приеме, проверке и выдаче дипломов при дипломировании.

В целом планы в количественных показателях по всем направлениям деятельности на 2022 год остались на том же уровне, что и в прошлом году.

Морские вести России №4 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты