Как нам возродить речной транспорт - Морские вести России

Как нам возродить речной транспорт

01.06.2022

Речной транспорт

Как нам возродить речной транспорт

Фото: Филиал «Сургутский район водных путей и судоходства»/ввп.обь-иртышводпуть.рф

В Ханты-Мансийске 18 апреля прошло ежегодное собрание членов Югорского филиала Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта. В работе собрания приняли участие руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть», начальник Обь-Иртышского управления Госморречнадзора, директор Обь-Иртышского филиала ФАУ «Российский речной регистр», заместитель капитана Обь-Иртышского бассейна, деловое сообщество региона.

Александр Зайцев, президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта

Открывая собрание, председатель филиала Сергей Сандулов отметил успешное выполнение заявок по перевозкам грузов, удовлетворение спроса населения по доставке пассажиров и безаварийную работу флота.

С. Сандулов акцентировал внимание на решении нескольких проблем, в частности необходимости увеличения габаритов судоходного пути в Алешкинской протоке. Из-за пролегающих на дне нескольких газо- и нефтетрубопроводов здесь невозможно обеспечить перевозки на регулярной основе. Председатель совета предложил рассмотреть проблему с выездом на место с руководителем ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» Р.А. Чесноковым (технология углубления в создавшихся условиях) и директором Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры К.С. Гребешком (финансирование работ по увеличению габаритов судового хода). Он также обратил внимание членов филиала на необходимость более тесного взаимодействия при решении возникающих вопросов. Только объединением коллективного мнения возможно достижение поставленных целей.

Приоритетные направления

Относительно приоритетных направлений деятельности работы Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта на 2022 год. Считаю, что в минувшую навигацию перевозки 110 млн тонн грузов и 8,5 млн пассажиров хоть и стабильны, но это крайне низкий уровень. Потенциал судоходных компаний и речных портов значительно выше.

Хотелось бы напомнить, что компании – члены ассоциации приняли активное участие в конкурсе Росморречфлота и Общественного совета отрасли «Лидер отрасли». Победителем в номинации «Лучший речной порт» стало АО «Саратовское речное транспортное предприятие» (генеральный директор Игорь Александрович Зубатов); в номинации «Лучшая судоходная компания, осуществляющая речные перевозки пассажиров (социально значимые)» – АО «Северречфлот» (генеральный директор Айрат Раисович Чумарин); в номинации «Перевозки нефтеналивных грузов речным транспортом» – ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» (генеральный директор Сергей Александрович Ларионов); в номинации «Перевозки сухогрузов речным транспортом» – АО «Енисейское речное пароходство» (исполнительный директор Евгений Егорович Грудинов). Дипломами лауреатов конкурса награждены ОАО «Порт Тольятти», АО «Чебоксарский речной порт», АО «Омтранснефтепродукт».

В отношении мер развития отрасли считаю важнейшим событием прошлого года утверждение правительством «Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». В Стратегии уделено много внимания развитию внутреннего водного транспорта, определены конечные цели развития, в первую очередь задачи по ликвидации узких мест на Единой глубоководной системе внутренних водных путей в европейской части страны, улучшению качественных характеристик в остальных бассейнах.

От имени ассоциации вносим следующие предложения:

• Правительству РФ

1. Предусматривать в бюджете страны ежегодно до 3 млрд рублей на субсидирование перевозок пассажиров речным транспортом в межрегиональном сообщении и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

2. Инициировать внесение изменений в статьи 164, 165 Налогового кодекса РФ по установлению ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% на услуги по перевозкам пассажиров речным транспортом в межрегиональном сообщении и на услуги по организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении с участием внутреннего водного транспорта; внесение изменений в главу 31 Налогового кодекса РФ по установлению налоговой ставки в размере 0,3% в отношении земельного налога для земель речных портов и причалов общего пользования; внесение изменений в федзакон «Водный кодекс РФ» в части исключения пункта 8 части 15 статьи 65, предусматривающего запрет в границах водоохранных зон производить разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых.

3. Принять решение по ограничению расстояния части перевозок грузов дальнемагистральными автомобилями с пробегом свыше 500 километров параллельно внутренним водным путям с одновременным софинансированием из бюджета страны затрат грузовладельцев по этим перевозкам.

• Министерству транспорта РФ

1. Восстановить глубины 4 м на всем протяжении ЕГС европейской части страны. С этой целью в кратчайшие сроки обеспечить строительство дополнительной камеры (шлюза) № 15-А и подходного судоходного канала в составе Городецкого гидроузла.

2. Министерству инициировать принятие постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским компаниям, обеспечивающим перегрузочные работы в речных портах, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку перегрузочного оборудования, изготовленного на российских предприятиях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение перегрузочного оборудования.

3. Утвердить порядок организации движения флота на ЕГС РФ с применением новых информационных технологий с использованием спецоборудования и электронных карт. Применение подобного оборудования в комплекте с электронной картой позволит эксплуатировать флот в условиях ограниченной видимости в темное время суток на участках пути с неосвещаемой судоходной обстановкой. С этой целью внести изменения в Правила плавания по ВВП РФ (пункт 210 Правил).

4. Реализовать предложения и выводы научно-исследовательской работы «Комплексное исследование вопросов повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта и разработка научно обоснованных предложений по созданию механизмов переключения грузопотоков на внутренний водный транспорт», выполненной ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова по заказу министерства.

В том числе восстановить перевозки щебня из карьеров Карелии в центральные регионы РФ в объеме до 5 млн тонн; перевозки удобрений из Пермского края до портов южных морских бассейнов и Балтийского моря в объеме до 4 млн тонн; перевозки металла и металлических изделий металлургических комбинатов в порты Волго-Донского и Каспийского бассейнов в объеме 11 млн тонн; перевозки нефтегрузов на экспорт параллельно ВВП из бассейнов рек Волги и Белой в Южный и Балтийский морские бассейны в объеме 9,8 млн тонн; перевозки серы из Астрахани в порты Азово-Донского бассейна в объеме 1,5 млн тонн; перевозки зерна в направлении Азово-Черноморского бассейна до 3 млн тонн; перевозки нерудных строительных материалов собственной добычи портов, расположенных на ВВП, до 80 млн тонн.

5. Предусмотреть меры, направленные на использование нерудных строительных материалов собственной добычи речных портов госкомпанией «Российские автомобильные дороги» в приоритетном порядке.

6. Федеральной антимонопольной службе внести изменения в нормативно-правовые документы, предусматривающие отмену понижающих коэффициентов в рамках тарифного коридора ОАО «РЖД» на перевозки грузов железнодорожным транспортом в период навигации по совпадающим направлениям с внутренними водными путями.

7. Федеральному агентству морского и речного транспорта при издании приказа по установлению сроков начала навигационного периода и его окончания в речных бассейнах учитывать фактические даты начала льдообразования и освобождения водных путей от ледового покрова в течение последних десяти лет, что позволит значительно увеличить перевозки грузов и пассажиров судами ВВТ.

8. Рекомендовать региональным органам власти разработать программы:

– по созданию на территории транспортно-логистических центров, ориентированных на перевозки грузов водным транспортом;

– реконструкции и обновления существующих, а также строительство новых объектов инфраструктуры ВВТ для обслуживания пассажирских и круизных перевозок.

Для обеспечения развития российской экономики в условиях небывалого внешнего санкционного давления правительством принят ряд постановлений, направленных на смягчение последствий, в том числе от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

Постановлением предусмотрено продлить на 12 месяцев действие срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период со дня его вступления в силу по 31 декабря 2022 г., утвержден перечень этих разрешений. Многие из них непосредственно относятся к деятельности ВВТ, например: разрешение на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река-море) плавания; договоры и разрешения о предоставлении водных объектов в пользование: выдача санитарно-эпидемиологического заключения; лицензии пользования недрами и согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых; аттестация капитанов судов внутреннего плавания; ряд документов по разрешениям на эксплуатацию гидротехнических сооружений.

АПСРТ также направляла предложения в план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления: предусмотреть льготное кредитование предприятиям речного транспорта со ставкой 11% на приобретение судового топлива в период разворота навигации; перенести уплату арендных платежей за арендованное госимущество в речных портах на IV квартал 2022 года; объявить мораторий на осуществление плановых и внеплановых проверок организаций и предприятий транспортного комплекса страны; принять правительственное решение о недопустимости повышения цен на металл и металлические изделия.

Заключение

Участники собрания с тревогой отметили возможные задержки ввода в эксплуатацию судов в связи с приказом Российского речного регистра № 9-п от 21.02.2022 «О внесении изменений в Правила РРР, утвержденные приказом № 34-п от 09.09.2015».

Собрание поручило председателю совета филиала и просило президента АПСРТ установить контакт с руководителями РРР на предмет недопустимости задержек судов при вводе их в эксплуатацию.

С интересом встретили выступление заместителя гендиректора – главного инженера АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Евгения Лепехина о перспективах строительства судов на подводных крыльях с демонстрацией фильма по опытной эксплуатации вновь построенных судов на подводных крыльях нового проекта типа «Метеор-120» и «Валдай».

На следующий день участникам собрания была предоставлена возможность посетить эти суда в ремонтно-эксплуатационной базе «Северречфлота».

Морские вести России №6 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты