Новые организационные технологии – в речной флот - Морские вести России

Новые организационные технологии – в речной флот

27.07.2022

Речной транспорт

Новые организационные технологии – в речной флот

Фото: ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна ВВП»

Перевозка морским и внутренним водным транспортом грузов, перечень которых утверждается правительством, Федеральным законом от 15.04.2022 № 92-ФЗ, направленным на обеспечение устойчивого функционирования транспортного комплекса РФ, отнесена к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это вызывает необходимость уделять более пристальное внимание системе водного транспорта как в целом, так и отдельным ее составляющим. Сегодня внутренний водный транспорт, или речной флот, находится в орбите влияния Росморречфлота. Представляется полезным рассмотреть возможности развития своего ближайшего «смежника».

Сергей Коновалов, председатель правления Отраслевой судостроительной ассоциации

Ретроспектива развития речного флота показала, что в годы «тучных объемов» перевозок была обеспечена определенная системность в организации самой отрасли через создание пароходств, которые были основными перевозчиками в первую очередь в «домашних» бассейнах, и пароходства осуществляли весь комплекс работ по обеспечению деятельности внутреннего водного транспорта.

Кроме того, хозрасчетные предприятия, входящие в пароходства, находились в контуре управления соответствующих пароходств. По мере разукрупнения пароходства преимущественно стали выполнять специализированные функции, связанные с эксплуатацией грузового и пассажирского флота, а «непрофильными» видами деятельности начали заниматься самостоятельные организации. И это был даже не «аутсорсинг». Отрасль потеряла системность, налаженную десятилетиями работы. Это объяснялось переходом отрасли на рыночные рельсы.

Что имеем

Следует отметить, что многие предприятия в условиях рынка диверсифицируют свои производства, в системе же речного транспорта это происходило, как говорится, «с точностью до наоборот». Исключение составили порты, кроме обработки судов, добавив в сферу основной деятельности перевозочную составляющую.

Кроме того, государство сняло с предприятий речного транспорта функции диспетчеризации, передав их бассейновым управлениям ВВП, тем не менее заметных изменений в эффективности работы речной отрасли не произошло.

Вместе с тем любая отрасль требует системности, и сегодня должен стоять вопрос, как ее обеспечить? А решения по повышению эффективности работы отрасли предлагались одни и те же. Из года в год, из документа в документ.

Вот почему необходимы новые организационные технологии (НОТ). Как объект, организационные технологии чаще всего появляются тогда, когда достижение совместных целей становится возможным только через гармонизацию разных целей или же когда достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение совместных целей1.

Сегодня речной флот располагает пятнадцатью бассейнами ВВП, находящимися в трех макрорегионах страны.

Северо-Западный макрорегион (4 бассейна):

Беломорско-Онежский бассейн ВВП.

Волго-Балтийский бассейн ВВП.

Печорский бассейн ВВП.

Северо-Двинский бассейн ВВП.

Центральный макрорегион (5 бассейнов):

Азово-Донской бассейн ВВП.

Волго-Донской бассейн ВВП.

Волжский бассейн ВВП.

Камский бассейн ВВП.

Московский бассейн ВВП.

Восточный бассейн (6 бассейнов):

Амурский бассейн ВВП.

Байкало-Ангарский бассейн ВВП.

Енисейский бассейн ВВП.

Ленский бассейн ВВП.

Обский бассейн ВВП.

Обь-Иртышский бассейн ВВП.

На рис. 1 представлена схема бассейновой транспортной системы в функционально-клиентской взаимосвязи.

Рис. 1. Схема бассейновой транспортной системы в функционально-клиентской взаимосвязи

За каждым направлением функционала стоят соответствующие предприятия и организации. Что касается органов власти, то для них важны налоги, товародвижение, занятость и мобильность населения.

Субъекты речного транспорта также тесно связаны с гидрологией и экологией в лице Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Первая содействует поддержанию необходимых глубин судового хода, для второй – реки, озера и водохранилища являются ресурсом пресной воды.

Еще в советский период рядом решений Министерства речного флота РСФСР было взято направление на разработку иерархической трехуровневой АСУ «Речфлот» (первый уровень – отраслевая АСУ «Речфлот», второй – АСУ «Пароходство», третий – АСУ «Порт»). Для функционирования первого уровня и в целом АСУ «Речфлот» ранее был создан Главный вычислительной центр МРФ РСФСР.

Для обеспечения функционирования АСУ разных уровней стали создаваться ВЦ крупных пароходств, а для проектирования АСУ – специализированные организации.

Первой такой организацией стал ВЦ пароходств Северо-Западного бассейна (ПСЗБ) при ЛИВТе, который взял основное направление на проектирование задач АСУ «Порт», а в 1973 году появился Вычислительный центр пароходств Центрального бассейна (ВЦ ПЦБ) при ГИИВТе для проектирования задач АСУ «Пароходство».

В Новосибирске был создан Вычислительный центр пароходств восточных бассейнов (ВЦ ПВЦ).

АСУ «Речфлот» прекратила существование в связи с последовавшей в 90-е годы реорганизацией и децентрализацией управления в отрасли.

В настоящее время существует приказ Федерального агентства морского и речного транспорта от 30 марта 2021 г. № 44 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федерального агентства морского и речного транспорта на 2021-2023 годы».

Сетецентрическая модель

Вместе с тем с целью обеспечения эффективной организации транспортной отрасли предлагается сетецентрический подход2, позволяющий учесть интересы как участников транспортного рынка, так и государства.

На рис. 2 отражен базовый контур отраслевой сетецентрической модели речного флота.

Рис. 2. Базовый контур отраслевой сетецентрической модели речного флота

Отраслевая сетецентрическая модель речного флота представляет из себя структуру с вертикальными, горизонтальными и даже диагональными связями и состоит из четырех уровней.

Первый уровень – ГЦУ – главный центр управления.

Второй уровень – уровень макрорегионов (Северо-Западный, Центральный, Восточный).

Третий уровень – бассейновый.

Эти три уровня – синхронизирующие.

Четвертый уровень – уровень взаимодействующих субъектов.

Таким образом, целесообразно осуществить воссоздание и рефрейминг3 вычислительных центров пароходств Северо-Западного, Центрального и Восточного бассейнов. Такие центры решали бы не только аналитические, но и оперативно-тактические вопросы.

Например, применительно к внутреннему водному транспорту представляется целесообразным организовать речные бассейновые кластеры согласно имеющимся пятнадцати бассейнам ВВП.

Некоторые из них связаны между собой, и суда могут перемещаться из одного бассейна в другой, поэтому имеют место межбассейновые связи.

В настоящее время в отрасли имеются определенные предпосылки для разработки отраслевой сетецентрической системы.

В отраслевых вузах с недавнего времени осуществляется подготовка специалистов по специальности 09.03.02 – Информационные системы и технологии по профилю базовых выпускающих кафедр. Программа направлена на подготовку специалистов по разработке и применению информационных систем в транспортной сфере. То же самое осуществляется или будет осуществимо в других вузах.

Согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года основные направления цифровизации транспортного комплекса в части развития технологий, включая цифровые, предусматривают в т.ч.:

– повышение уровня проникновения цифровых технологий по всему жизненному циклу транспортной инфраструктуры и транспортных средств всех видов транспорта;

– повышение уровня цифровизации при организации управления транспортным комплексом.

Таким образом, к настоящему времени сложились определенные условия для внедрения новых организационных технологий по проблемам, требующим скорейшего системного разрешения, в частности необходимости комплексного повышения эффективности работы всей речной отрасли.

1. Инновационные технологии государственного и муниципального управления. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. – 327 с. (Энциклопедия управленческих знаний).

2. О применении сетецентрических моделей см. статьи автора в журналах «Морской флот» № 1 и № 2.

3. Reframing (англ.) – переосмысление. Слово «рефрейминг» – отглагольное существительное от глагола reframe, означающего «вставить в новую рамку (ту же картину)», «вставить в ту же рамку (новую картину)», «заново приспособить», «по-новому формулировать».

Морские вести России №8 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ