Грузообразующий бассейн ЕГС России - Морские вести России

Грузообразующий бассейн ЕГС России

30.08.2022

Речной транспорт

Грузообразующий бассейн ЕГС России

Фото: Чайковский шлюз/ФБУ «Администрация «Камводпуть»

Водные пути Камского бассейна последние годы простираются на 3347 км. Из них отнесенных к 7-й категории в этом году стало немного меньше – 1436 км (в 2021 г. – 1440 км).

В первую категорию переведены 4 км участка Камского водохранилища – подход к промпорту Соликамск. Увеличены гарантированные глубины общей протяженностью 417 км: река Кама на участке от промпорта Соликамск до порта Березники (28 км) – от 370 до 400 см, река Белая на участке от устья р. Уфы до д. Груздевка (389 км) – от 190 до 200 см.

За счет средств федбюджета планируется содержать 1911 км (в 2021 г. – 1907 км), из них 1687 км в освещаемом варианте и 224 км – в неосвещаемом, в том числе с гарантированными габаритами 1908 км. По договорам путейцы обслуживают в т.ч. освещаемых 252 км.

Водные пути гарантированных габаритов

Сергей Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация «Камводпуть»

В этом сезоне навигационное оборудование выставлено в плановые сроки за исключением Камского водохранилища – помешали низкие уровни воды и затянувшийся ледовый режим. Срыва заданных габаритов пути не допущено.

В период навигации за счет субсидии федбюджета и внебюджетных средств запланирована работа шести земснарядов суммарной технической производительностью 2500 м3/ч. В том числе введен в эксплуатацию в конце минувшей навигации новый землесос «Аркадий Кардаков» на реке Белой.

Для обеспечения гарантированных габаритов ВВП предусмотрено с помощью дноуглубительных и выправительных работ удалить соответственно 2100 тыс. м3 и 200 тыс. м3 грунта. Достижение этих показателей будет способствовать улучшению условий безопасного судоходства в бассейне.

Продолжается оптимизация состава СНО, упразднение части избыточных береговых навигационных знаков и установка коридора из плавучих знаков.

В этом году после технического обслуживания вновь введена в эксплуатацию система удаленного мониторинга за плавсредствами навигационного оборудования. Следует отметить, что система показала себя работоспособной в зонах уверенного приема сигнала GSM и установлена в двух филиалах ФБУ – Верхне-Камском и Бельском районах водных путей и судоходства.

Безопасность как режим работы

На балансе Администрация четыре судоходных сооружения: Пермский, Чайковский и Нижне-Камский шлюзы на Каме и на Уфе – Павловский (на реконструкции), что в Республике Башкортостан. Шлюзы Камского каскада имеют стандартные для Единой глубоководной системы размеры камер и способны пропускать все типы современных речных судов.

Для своевременного ввода в текущую навигацию проведены подводные осмотры шлюзов, составлены описи работ, дефектные ведомости и утверждены титульные списки согласно доведенным лимитам финансирования. Не забыли провести и учебу вахтенного персонала.

Напомню, что гидротехнические сооружения выполняют функции по осуществлению пропуска судов и сброса паводковых вод Камы обеспеченностью 0,1% (Чайковский и Нижне-Камский). Основные производственные показатели за 2021 год: продолжительность навигации – 211 суток, количество шлюзований – 6111 (86,9% к 2020 г.), пропущено судов – 15 484 ед. (96% к 2020 г.), в т.ч. 23 плота.

Соблюдаются графики проведения преддекларационных обследований, составления деклараций безопасности и проведения их госэкспертизы. В 2021 году утверждена Декларация безопасности Чайковского шлюза. На шлюзах идет постоянная реконструкция и ремонт, что позволяет обеспечивать непрерывность движения флота.

Реконструкция гидротехнических сооружений бассейна выполняется в соответствии с госпрограммой «Развитие транспортной системы» по мероприятиям, включенным в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.

В 2021 году продолжались работы II этапа комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна (Павловский и Нижне-Камский шлюзы).

Завершены проектные работы по реконструкции гидротехнической и строительной части Пермского и Чайковского шлюзов. Получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Цель реконструкции – восстановление работоспособности гидросооружения с обеспечением нормального уровня безопасности для дальнейшего развития грузовых и пассажирских перевозок в Пермском крае, республиках Удмуртия, Татарстан и Башкортостан. Особые условия – без прекращения судоходства.

В 2021 г. ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова по плану НИОКР провел исследования неустановившегося движения воды в нижнем подходном канале Чайковского шлюза в условиях минимальных уровней воды нижнего бьефа с разработкой рекомендаций по специальным режимам работы шлюза и алгоритму действий вахтенного персонала.

Стабильные позиции

Перевозки грузов. Традиционно в бассейне перевозятся минерально-строительные грузы, нефтепродукты, лесоматериалы, техническая соль (галит), зерновые и прочие грузы.

Надо отметить, что последние пять лет объемы перевозки грузов практически находятся на одном уровне – 13,5-14 млн тонн в навигацию. Лидирующую позицию стабильно занимают минерально-строительные грузы. Их доля в общем объеме составляет чуть больше 80%. Камский бассейн традиционно, вследствие географического положения, является грузообразующим для европейской части страны. Объем вывозимых грузов составляет более 90% от межбассейновых перевозок.

За шесть месяцев 2022 г. флотом перевезено 3895,3 тыс. тонн грузов (в 2021 г. – 3968,1 тыс. тонн). Кстати, показатели навигации 2022 г. на текущую дату сравнимы с показателями навигации 2021 г., несмотря на то что в текущую навигацию не стало перевозок нефтепродуктов с р. Белой. Объем перевозок грузов в навигацию 2022 года уменьшился по сравнению с предыдущим на 1,9%.

Можно констатировать, что межбассейновые грузовые перевозки составили 2330,3 тыс. тонн, в том числе завезено в бассейн 191,8 тыс. тонн, вывезено 2138,5 тыс. тонн грузов, т.е. 91,8% от общего количества межбассейновых перевозок вывезено и только 8,2% грузов доставлено в бассейн.

Перевозки пассажиров. По многолетним наблюдениям спрос на пассажирские перевозки остается на постоянно высоком уровне. Всего за первые шесть месяцев доставлено 45,5 тыс. пассажиров. В последние годы заметно расширяются границы внутреннего туризма.

Так, туристические суда весной стали заходить на Вятку до н.п. Мамадыш, а также в навигацию 2021 года впервые трехпалубный теплоход «Русь Великая» пришвартовался к набережной Уфы на р. Белой.

Более того, весной в нынешнюю навигацию в Уфе побывал и первый четырехпалубный теплоход проекта Q-040 «Александр Пушкин» компании ООО «ВодоходЪ». Одновременно в Уфу прибыли три трехпалубных круизных теплохода судоходной компании «Созвездие»: «Николай Некрасов», «Александр Бенуа» и «Северная сказка». На навигацию 2023 года просматривается и заход на Белую до Уфы новейшего на российском рынке речных круизов теплохода «Мустай Карим».

На текущую навигацию также планируются 10 судозаходов в северную столицу Прикамья г. Березники, 4 из которых уже осуществлены.

Плоты. В весенний период навигации с Верхней Камы выведено 471,8 тыс. м3 плотов. По сравнению с навигацией 2021 года (466,9 тыс. м3) объем выведенных плотов увеличился на 4,6%. В основном весь лес идет на АО «Соликамскбумпром» – это один из лидеров целлюлозно-бумажной промышленности России. В течение навигации продолжается поставка леса в плотах и в адрес ОАО «Красный Октябрь» в Перми (поставки с 2014 г.).

К досадным ошибкам приводят недостаточные знания

Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан бассейна ВВП РФ

Приближается середина навигации, и можно подвести первые итоги. Разворот ее на Каме прошел в штатном режиме. Высокие уровни воды вплоть до июля позволили вывести всю древесину в плотах, заготовленную зимой в верховьях Камы, – это 471,8 тыс. куб. м. К нам на реку Белую зашли семь трехпалубных пассажирских судов, и впервые Уфу посетил четырехпалубный теплоход «Александр Пушкин».

Всего Башкортостан посетило 1448 туристов, а полноводность Камы позволила грузовым судам осуществлять загрузку до полной осадки.

В рамках повышения эксплуатационной надежности при решении задач по обеспечению безопасности судоходства, регулированию движения судов и обеспечению судоводителей путевой, гидрометеорологической информацией Администрация ввела с начала навигации контрольные диспетчерские пункты. Они через 17 береговых УКВ-радиостанций осуществляют диспетчерское регулирование и мониторинг движения судов в бассейне.

Связь. При этом совершенствуется технологическая сеть связи, уменьшая зоны неуверенного приема УКВ-радиосвязи, обеспечивая возможность судоводителям получить связь с диспетчером и необходимую информацию в круглосуточном режиме. Расширяются зоны действия автоматической идентификационной системы (АИС) и УКВ-радиосвязи с увеличением числа точек размещения оборудования, что позволяет улучшить качественные показатели сети на различных участках. В каждой диспетчерской на мониторах отображаются суда в бассейне, что позволяет принимать оперативные решения как в целях диспетчерского регулирования, так и госпортконтроля.

С начала навигации в рамках портового контроля проверено 318 судов, выявлено 272 несоответствия обязательным требованиям, задержано 15 судов. Основная причина, как и в прежние годы, – отсутствие судовых документов, но встречались случаи затопления грузовой марки, повреждения корпуса с поступлением воды. Выявленные нарушения распределились как показано на диаграмме.

Дипломирование. В апреле-мае большая нагрузка легла на комиссии по дипломированию в связи с тем, что были приняты новые вопросы квалификационных испытаний плавсостава судов ВВТ, которые специалисты Администрации применили в квалификационных испытаниях при тестировании кандидатов.

С начала года комиссиями выдано 376 дипломов и 622 свидетельства на право занятия должностей специалистов судов внутреннего водного транспорта. Благодаря работникам отдела дипломирования выпускники судоводительской специальности Пермского филиала Волжского госуниверситета водного транспорта вместе с дипломом об образовании получили рабочие дипломы на право занятия должности помощника капитана – помощника механика.

Происшествия. К сожалению, начало навигации отметилось ростом транспортных происшествий, чего не было последние годы (только в мае в районе Набережно-Челнинского гидроузла произошло три инцидента). Судоводители сетовали на сложную гидрометеорологическую обстановку начала навигации, высокие скорости течения, неожиданные для них свальные и затяжные течения.

Конечно, сложный гидрологический режим предъявляет особые требования при прохождении сложных участков пути, но, по мнению наших специалистов, к досадным ошибкам приводят также недостаточные знания специальной лоции района плавания, некачественная подготовка к вахте и рейсу, пренебрежение к использованию навигационных пособий. Чтобы постоянно быть готовым к изменению траектории движения судна (состава) под воздействием внешних сил, принятию мер для предотвращения аварийной ситуации, надо хорошо знать специальную лоцию района плавания, умело пользоваться навигационными пособиями, досконально проводить штурманскую подготовку как к рейсу, так и к каждой вахте.

Рис. Виды нарушений

Казалось бы, прописные истины, но пренебрежение этими правилами хорошей практики судовождения приводит к транспортным происшествиям. Камским судовладельцам предложено дополнительно провести занятия по специальной лоции с судоводительским составом. Со стороны специалистов Администрации об особенностях прохождения затруднительных участков судоводители информируются в полном объеме.

В заключение желаю всем навигации без аварий и транспортных происшествий, чтобы тревоги по борьбе за живучесть судов были только учебными.

Морские вести России №10 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ