Уголь тяготеет к востоку - Морские вести России

Уголь тяготеет к востоку

15.07.2020

Российская экономика

Снижение темпов роста перевалки угля через южные и северо-западные порты РФ компенсируется повышением динамики его перевалки в восточных портах

До конца года Минэнерго России должно внести в правительство проект Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. По задумке чиновников, к этому времени доля РФ на мировом рынке угля должна достигнуть 25% против нынешних 16%. Но, несмотря на то что чиновники заявляют об устойчивом спросе в мире на российский уголь, есть объективные факторы, которые, скорее всего, приведут к большему росту поставок российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и снижению поставок в страны Европы. Это непременно скажется на работе морских портов и терминалов, переваливающих уголь, поскольку две трети российского угля отправляется на экспорт морским путем.

Майя Керн

Планы чиновников и коррективы рынка

По словам заместителя министра энергетики РФ Анатолия Яновского, российский уголь по своим характеристикам конкурентоспособен на международном рынке. Реализация обновленной Стратегии развития угольной промышленности, которая сейчас проходит согласование в профильных ведомствах, позволит к 2035 году увеличить объем добычи угля в 1,5 раза – до 668 млн тонн. При этом в Минэнерго считают, что основными точками спроса на уголь в ближайшие годы станут Индия, Таиланд и Бангладеш.

«Мы прогнозируем почти двукратный рост экспорта российского угля, который должен составить 392 млн тонн. Такая динамика развития даст возможность увеличить в 2,5 раза отчисления в бюджеты различных уровней и в 1,8 раза повысить вклад отрасли в валовой внутренний продукт России в 2035 году», – приводит слова А.Яновского пресс-служба Минэнерго.

По данным таможенной статистики, экспорт российского угля (энергетического и коксующегося) в январе-сентябре 2019 года составил 153,5 млн тонн, что на 5% больше, чем в январе-сентябре 2018 года. Рост объемов сентября по отношению к августу составил те же 5%, однако общая стоимость отгруженного угля уменьшилась на 1,2% из-за снижения цен на уголь на мировом рынке.

Этим летом цены на уголь упали до уровня 2016 года. Так, в июне тонна угля, отгружаемого через российские порты на Балтике, стоила $42, в то время как годом ранее этот показатель был равен $88,5 (данные McCloskey Coal Russia Baltic Spot Fortnightly). Для порта Восточный показатели чуть более высокие и стабильные: минимальные цены на уголь в этом году, по данным того же источника, там были зафиксированы в сентябре и равнялись $61,5 за тонну. Но и это почти в два раза ниже, чем в сентябре 2018-го: тогда тонна угля стоила $113,7. На конец октября 2019 года цена на уголь в северо-западных портах была равна $49,5 за тонну, а в Восточном – $65,3.

Очевидно, что спрос на российский уголь в странах АТР выше, чем в Европе. Поэтому и цены на уголь, поставляемый на восток, тоже выше, и растет этот рынок более уверенными темпами. Так, с первой половины 2015 года по первую половину 2019-го морские отгрузки угля из России в Азию выросли в 1,5 раза (с 30,9 млн до 45,8 млн тонн, согласно подсчетам Refinitiv), тогда как в Европу – только на четверть (с 17,8 млн до 22,3 млн тонн).

Динамика перевалки: ускорение на востоке, замедление на западе

В настоящее время стивидорные компании, работающие в дальневосточных портах РФ, обеспечивают более значительный рост объемов перевалки угля, чем компании, работающие в северо-западных и южных портах, вследствие модернизации и развития перегрузочных мощностей, а также диверсификации стивидорного бизнеса за счет привлечения угольных грузопотоков (как, например, сделала «Восточная стивидорная компания», специализирующаяся на перевалке контейнеров в порту Восточный).

Так, объем перевалки на крупнейшем в России специализированном угольном терминале АО «Восточный Порт» (находится под управлением УПК, Приморский край), по данным компании, за январь-сентябрь 2019 года составил 21,25 млн тонн угля, что на 4,4% выше, чем годом ранее. В этом году уголь с причалов АО «Восточный Порт» поставлялся в Тайвань, Южную Корею, Китай, Малайзию, Индию, Пакистан, Таиланд, Вьетнам, Шри-Ланку, Индонезию, Филиппины. Лидером у компании по объемам отгрузок стала Япония, на долю которой пришлось более 25% отправленного груза.

Другой специализированный угольный терминал в порту Ванино АО «Дальтрансуголь» (Хабаровский край), по данным ИА InfraNews, за январь-октябрь этого года перевалил 16,64 млн тонн, что на 1,6% больше, чем годом ранее. По итогам 2018 года грузооборот компании составил 20 млн тонн угля, рост к предыдущему году – 3%.

Объем перевалки угля ООО «Угольный морской порт Шахтерск» (принадлежит «Восточной горнорудной компании», ВГК), добываемого на Солнцевском угольном разрезе о. Сахалин, за январь-сентябрь 2019 года, по данным ВГК, вырос до 7,12 млн тонн, это на 30% больше показателя за аналогичный период прошлого года. «Торговый порт Посьет» (входит в группу «Мечел») за то же время перегрузил 4,4 млн тонн угля, что больше на 4% по сравнению с тем же периодом 2018 года.

«Основной объем поставок на экспорт в январе-сентябре 2019 года составили угли для металлургии (коксующийся уголь и PCI) – 3,6 млн тонн. 95% поставок пришлись на традиционных лидеров потребления угля в АТР – Японию, Китай, Южную Корею», - сообщили журналу «Морские порты» в пресс-службе компании. В то же время объем перевалки угля южным стивидором группы ООО «Порт Мечел-Темрюк» за 9 месяцев 2019 года упал на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Топ-менеджмент холдинга «Мечел», которому принадлежат две последние стивидорные компании, перерабатывающие уголь, закономерно делает ставку на азиатские рынки сбыта.

«Начиная с третьего квартала текущего года наши ключевые рынки характеризовались высокой волатильностью и продемонстрировали существенное снижение цен, которое составило в среднем порядка 20%, а в отдельные периоды падение доходило до 30%, если сравнивать с началом квартала. Однако, по нашему мнению, которое совпадает с консенсус-прогнозом ведущих международных инвестбанков, спрос и ценовые индикаторы в ближайшие годы останутся достаточно стабильными благодаря потребителям из Азиатско-Тихоокеанского региона», – прокомментировал журналу «Морские порты» генеральный директор ПАО «Мечел» Олег Коржов.

Заметное снижение объемов отгрузки угля зафиксировала стивидорная компания ООО «Порт Высоцкий» (Ленинградская область). За 10 месяцев 2018 года компанией, по данным корпоративного сайта, было перевалено 6,35 млн тонн угля, а за 10 месяцев 2019-го – только 5,25 млн тонн. То есть снижение показателей превысило 17%.

Это лишний раз подтверждает рост спроса на уголь в странах Азии и на его перевалку дальневосточными портами и снижение спроса на уголь в Европе и на его перевалку в западных регионах России.

Интересно, что у ООО «Кандалакшский морской торговый порт» (входит в группу ТАЛТЭК) произошел довольно серьезный рост отгрузки угля на экспорт за 10 месяцев 2019 года – на 21%, до 2,12 млн тонн. Как сообщили «МП» в компании, рост объемов грузоперевалки был обусловлен увеличением поставок угля и подачей судов под погрузку с большим дедвейтом. Тем не менее, по прогнозам руководства компании, с конца декабря 2019 года объемы отгрузки угля там снизятся.

Еще одно исключение из правила: в порту Усть-Луга (Ленинградская область) объемы перевалки угля и кокса, по данным АМП Балтийского моря, за 10 месяцев 2019 года выросли на 20%, до 28,59 млн тонн. При этом на долю специализированного угольного терминала АО «Ростерминалуголь» (находится под управлением УПК), как сообщала компания, пришлось свыше 20,5 млн тонн угля. Правда, заметное снижение перевалки угля в Усть-Луге произошло годом ранее: с января по октябрь 2018 года в порту перевалили 23,78 млн тонн угля, что на 5%, или на 1,3 млн тонн, меньше, чем за тот же период 2017 года.

Разнонаправленные показатели перевалки угля и их причины проанализировал эксперт Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Кирилл Родионов. По его словам, в последние несколько лет морские экспортные поставки угля в восточном направлении действительно растут гораздо быстрее, чем в западном, и нынешний год не стал исключением. С чем это связано – читайте в комментарии эксперта «Почему объемы перевалки угля на Дальнем Востоке растут быстрее, чем на Балтике».

Экономика и экология перевалки угля

Рост объемов перевалки угля неизбежно сопровождается увеличением негативного воздействия на окружающую среду. Но стивидорные компании в последнее время сделали очень много для того, чтобы снизить такое воздействие до допустимого минимума.

По словам председателя Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Дмитрия Тарасова, компании наладили плановую работу по внедрению наилучших доступных технологий в перевалке угля. «В мае был принят Справочник наилучших доступных технологий (НДТ), в октябре – изменения в технический регламент, которые делают применение НДТ обязательными для всех стивидоров с 2020 года. Сегодня общий тренд среди портовиков, несмотря на неснижающееся административное давление, – за счет усовершенствования технологических процессов снижать воздействие на окружающую среду», – прокомментировал ситуацию «МП» Д. Тарасов.

Таким образом, с 2020 года во всех портах, перегружающих уголь, обязательно нужно будет применять меры для снижения запыления. Справочник НДТ создан с учетом объемов перегрузки и ее периодичности. Кроме того, идеология, заложенная в НДТ, утверждает, что все внедряемые технологии должны быть экономически эффективными и обоснованными.

Среди угольных портов есть несколько лидеров, которым уже удалось внедрить наиболее эффективные и экономически оправданные меры по защите окружающей среды. Показателен пример АО «Мурманский морской торговый порт» – его экологическая программа стоимостью более 3 млрд рублей включает 12 мероприятий, в том числе: введение системы из 17 туманообразующих пушек, оснащенных зимним пакетом, позволяющим работать при температурах до -30° С; установку локальных систем пылеподавления, эффективность которых позволит снизить пылеобразование более чем на 40%; строительство по периметру производственной площадки ветропылезащитного экрана высотой 20 метров и протяженностью около 2 км; внедрение системы экологического прогнозирования, основой которой является экологическая диспетчерская порта. В мае 2019 года состоялась презентация ветропылезащитных сооружений с участием представителей региональных и федеральных органов власти. Сегодня на территории порта идет строительство второй очереди этих сооружений, общая протяженность которых составит 1896 метров.

Экологическая программа АО «Восточный Порт» на 2018-2019 годы предусматривает финансирование на сумму более 3,5 млрд рублей. В этом году в порту закончен монтаж ветропылезащитных экранов, общая протяженность которых составляет 1,7 км. Кроме того, в порту на одном из стакеров угольного перегрузочного комплекса установлена новейшая система пылеподавления на основе мелкодисперсного распыления воды. Она представляет собой подключенный к насосному модулю гибкий кабельный канал с водопроводным шлангом высокого давления внутри, проложенный по всей длине угольного склада. Вода подается на стакер (передвижной конвейер для штабелирования навалочных грузов), орошение происходит через 6 форсунок, установленных на вершине стрелы стакера. Благодаря конструкции форсунок, а также давлению в 250 бар, в десятки раз превышающему давление в водопроводной сети, капли воды становятся настолько маленькими, что могут осадить самые мелкие фракции угольной пыли.

АО «Восточный Порт» стало первым оператором угольного терминала на Дальнем Востоке, получившим сертификат ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

«Меры по снижению запыления, которые сегодня предпринимают порты, беспрецедентны, – говорит Д.Тарасов. – Они были оценены не только высшими российскими чиновниками, но и специалистами из Японии и Канады, где расположено большое количество принимающих (в Японии) и отгружающих (в Канаде) угольных терминалов». Действительно, эксперты, посетившие крупнейшие угольные терминалы и наблюдавшие их работу, пришли к выводу, что комплексно принимаемые в России меры на порядок эффективней, чем аналогичные, действующие в зарубежных портах.

Комментарий эксперта

Почему объемы морской перевалки угля на Дальнем Востоке растут быстрее, чем на Балтике

Кирилл Родионов, эксперт Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России

– В период с января по октябрь отгрузки угля в четырех крупнейших портах северо-запада России, переваливающих экспортный уголь, – Усть-Луга, Мурманск, Высоцк, Калининград – в годовом выражении выросли на 5,5%, до 49,4 млн тонн, тогда как в четырех крупнейших портах Дальнего Востока – Восточный, Ванино, Находка, Владивосток – они выросли сразу на 14,5%, до 67,3 млн тонн (здесь и далее данные Refinitiv, если не указано иное).

Более стремительный прирост поставок на восток связан в первую очередь с разницей в динамике двух ключевых экспортных рынков – Европы, где с января по октябрь весь морской импорт угля в годовом выражении сократился на 12,8%, и Азии, где он, наоборот, увеличился на 6,2%, притом что в абсолютном выражении морские отгрузки угля на мировом рынке для азиатских потребителей за прошедшие 10 месяцев были в 6 с лишним раз выше, чем для европейских (807,3 млн тонн против 121,2 млн тонн).

На перевалку угля в российских портах северо-запада негативно повлияла возросшая доступность сжиженного природного газа (СПГ), экспорт которого в Европу в период с января по октябрь увеличился на 78,9%, с 39,8 млн до 71,1 млн тонн, в том числе благодаря усилиям американских и российских производителей, более чем в 5 раз увеличивших поставки СПГ европейским потребителям, с 4 млн до 21,2 млн тонн.

Схожий эффект, согласно оценкам исследовательского центра Sandbag, возымело сокращение угольной генерации в 28 странах ЕС на 19% за первую половину года и торможение в европейской промышленности, на которое указывает динамика индекса PMI Manufacturing: в октябре, по данным IHS Markit, он девятый месяц подряд находился в еврозоне ниже отметки в 50 пунктов, свидетельствующей о рецессии в обрабатывающих отраслях.

Это, среди прочего, привело к почти 40%-ному падению угольных цен на Балтике (с $79 за тонну в начале января до $49,5 в конце октября), которые снижались также под влиянием теплых даже по европейским меркам зимних и первых весенних месяцев. Так, в Германии средняя температура января и февраля превышала климатическую норму (средний наблюдаемый уровень 1961-1990 гг.) на 1,1 и 3,5 градуса Цельсия соответственно, а марта и апреля – на 3,1 и 2,2 градуса, как следует из данных Немецкой метеорологической службы (DWD).

Отчасти поэтому за первые четыре месяца года отгрузки угля в четырех крупнейших российских портах северо-запада в годовом выражении выросли лишь на 2,7% против прироста на 7,3% за последующие полгода, притом что в январе и апреле они и вовсе снижались на 0,3% и 8,8% соответственно.

На Дальнем Востоке отгрузки угля ни в одном из прошедших десяти месяцев не сокращались, даже несмотря на более чем 30%-ное падение цен в порту Восточный (с $96,8 за тонну в начале января до $65,3 в конце октября). Да и ускорения прироста отгрузок (14,2% за январь-апрель против 15% за последующие полгода) здесь также де-факто не наблюдалось.

Растущий азиатский рынок пока оставляет российским угольщикам больше возможностей для планомерного наращивания экспорта, нежели сжимающийся европейский. Однако, как долго будет сохраняться этот тренд – большой вопрос.

Морские порты №9 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ