Сложный год для СПГ - Морские вести России

Сложный год для СПГ

01.09.2020

Российская экономика

В 2020 году мировая экономика столкнулась с беспрецедентным давлением: из-за пандемии коронавируса и связанных с этим ограничений фактически встали целые отрасли, такие как туризм, ивенты, значительная часть сферы услуг. Замедление и частичная остановка производства вызвали шок на нефтяном рынке. Эта ситуация не могла не отразиться и на таком перспективном направлении, как производство сжиженного природного газа (СПГ). Разбираемся, как отрасль справляется с негативными тенденциями и что ждет российские проекты в этой сфере.

Алиса Штыкина

Развитие СПГ-отрасли

Поставки сжиженного природного газа (СПГ) – перспективное направление международной торговли. В 2017 году мировой рынок СПГ, по данным Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), вырос на 12%, в 2018-м – на 8,3%, в 2019-м – на 13%, достигнув 355 млн тонн.

В 2018 году на СПГ приходилось 40% глобальной торговли природным газом, к 2040 году эта доля должна вырасти до 60%.

Более заметна стала и роль России: по итогам 2019 года ее доля в объеме поставок СПГ увеличилась с 5,8% до 8%, отметил в разговоре с «МП» аналитик VYGON Consulting Иван Тимонин. Значительный рост экспорта СПГ в 2018 году был обеспечен выходом на полную мощность завода «Ямал СПГ» компании «Новатэк» (16,5 млн тонн в год).

Компания стала первым частным производителем СПГ в России и заняла около 5% мирового рынка. По словам председателя правления ПАО «Новатэк» Леонида Михельсона, в будущем Россия может обеспечить до 20% мирового рынка СПГ. Дальнейшего увеличения поставок СПГ ожидает и Минэкономразвития – до 47,9 млн тонн к 2024 году.

5 февраля 2020 года Правительство РФ внесло в Госдуму поправки в Федеральный закон «Об экспорте газа», расширяющие перечень компаний-экспортеров СПГ. 24 апреля законопроект был принят, а 5 мая – вступил в законную силу.

Сейчас экспортировать газ по трубе может только «Газпром», а поставлять СПГ за рубеж – только компании, до 1 января 2013 года получившие лицензии на разработку газовых месторождений с обязательством построить мощности по сжижению газа. Под этот критерий подпадает только один крупный проект – «Ямал СПГ» («Новатэк» в партнерстве с французской Total (20%), китайскими CNPC (20%) и Silk Road Fund (9,9%). Мощность предприятия – около 18 млн тонн СПГ в год. «Новатэк» уже строит еще один завод – «Арктик СПГ-2» (запуск планируется тремя очередями в 2023-2025 годах).

Предоставив право экспорта СПГ с участков, лицензии на которые были получены после 1 января 2013 года, власти планируют увеличить производство СПГ в Арктике. Изменения снимают ограничение на сроки получения лицензий, но они должны предусматривать сжижение добытого газа. Пока такая возможность есть только у «Новатэка» и его дочерних структур.

Однако компания «Роснефть» обратилась к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой сделать подход к выдаче лицензий на экспорт СПГ «более универсальным», чем в принятых поправках. Президент поручил правительству рассмотреть это предложение.

Влияние коронавируса

Пандемия коронавируса оказала сильное влияние на мировую экономику, и в том числе на производство СПГ как в России, так и в мире.

В связи с введением ограничительных мер была приостановлена работа завода СПГ в Перу Peru LNG, по ряду проектов в Австралии и Канаде ожидается перенос принятия окончательных инвестиционных решений, перечисляет И.Тимонин из VYGON Consulting.

«С 2019 года мировые рынки СПГ характеризуются избыточным предложением, связанным с запуском и санкционированием сразу нескольких крупных проектов в США и других странах. При этом спрос в странах-импортерах не может поглотить весь объем, существующий на рынке по причине замедлившегося роста по-

требления в Китае и аномально теп-лых зим в 2019-2020 годах в Европе. Ситуация с COVID-19, а также падение цен на нефть усугубили давление рыночного дисбаланса на цены СПГ – как на спотовых рынках, так и по контрактам с привязкой к нефти», – рассказывает директор группы стратегического и операционного консультирования КПМГ в России и СНГ Максим Малков.

Однако в целом по сравнению с нефтяной промышленностью газовая отрасль подвержена риску в значительно меньшей степени, отмечает И.Тимонин. По итогам 2020 года мировая СПГ-индустрия, вероятно, покажет рост: по итогам первых четырех месяцев 2020 года потребление сжиженного газа в мире составило 125,7 млн тонн, что на 8,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, указывает эксперт.

Сейчас Россия представлена на мировом рынке СПГ двумя проектами – «Сахалин-2» и «Ямал СПГ». Однако инвесторы прорабатывают не менее восьми перспективных проектов заводов по производству СПГ в России, среди которых: «Балтийский СПГ», «Криогаз-Высоцк» (вторая очередь), «Арктик СПГ-2», «Обский СПГ», «Новатэк-Камчатка», «Печора СПГ», «Ростех-Архангельск», «Якутский СПГ», перечисляет доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова. «Реализация всех проектов в заявленном объеме может дать прирост перевалки на 79 млн тонн СПГ в год», – отмечает она.

Проекты «Новатэка» на Камчатке и в Мурманске

Планы по развитию российской СПГ-индустрии не ограничены расширением производственных мощностей, предполагается также развитие сопутствующей инфраструктуры. Один из ключевых проектов – перегрузочный СПГ-терминал «Новатэка» на Камчатке, предназначенный для перегрузки СПГ, доставляемого с завода «Ямал СПГ», а в перспективе и с будущих заводов компании на Ямале, газовозами арктического ледового класса, на обычные СПГ-танкеры, а также для использования СПГ для газификации региона.

Впервые об идее строительства перевалочного терминала на Камчатке «Новатэк» сообщил три года назад, в августе 2017 года. Весной прошлого года правительство утвердило комплексный план реализации инвестпроекта «Морской перегрузочный комплекс СПГ в Камчатском крае» в 100 км от Петропавловска-Камчатского в бухте Бечевинская. А в феврале этого года Главгосэкспертиза с небольшим опозданием выдала положительное заключение на строительство. Осталось получить последний документ – разрешение на строительство (срок – I квартал 2020 года).

По плану первый пусковой комплекс должен заработать в 2022 году, второй – в 2023 году. Общая мощность комплекса составляет 21,7 млн тонн СПГ в год. Строительство оценивается примерно в 100 млрд рублей, из которых 28 млрд рублей составят бюджетные средства.

В 2023-2025 годах «Новатэк» планирует поэтапный запуск трех очередей своего второго завода по сжижению газа – «Арктик СПГ-2». С учетом уже работающего «Ямал СПГ» суммарная мощность его проектов в 2026 году будет составлять около 38 млн тонн СПГ в год.

Напомним, одной из национальных задач, закрепленных в федеральном проекте «Северный морской путь» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, является доведение объема перевозок по СМП до 80 млн тонн в год (в 2019 году объем перевозок СПГ по СМП составил 18,3 млн тонн).

Для «Новатэка» строительство СПГ-терминала на Камчатке – один из способов оптимизировать транспортные расходы, связанные с доставкой СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который компания рассматривает как один из целевых рынков. Перевалка СПГ с танкера ледового класса на обычный по сравнению с прямой доставкой СПГ в Азию может снизить стоимость транспортировки газа на $0,2/MBTU. При перевалке 21,1 млн тонн СПГ это дает экономию около $225 млн в год.

Еще одна масштабная стройка компании – комплекс по перевалке СПГ в порту Мурманска, который должен появиться в 2022-2023 годах. Строительство объектов федеральной собственности планируется в 2020-2021 годах, частной собственности – в 2020-2022 годах (первый пусковой комплекс), в 2020-2023 годах (второй пусковой комплекс). А получение разрешений на ввод в эксплуатацию наз-начено на 2022-2023 годы.

В этом проекте 99% вложений (из 70 млрд рублей) – это частные инвес-тиции. Весной прошлого года правительство утвердило Комплексный план строительства перегрузочного СПГ-терминала в Мурманске. Компания планирует построить комплекс по перевалке и хранению СПГ в бухте Ура в Мурманской области объемом 20 млн тонн для оптимизации транспортных затрат. Комплекс, в частнос-ти, будет состоять из двух плавучих хранилищ газа, вспомогательного причала и необходимой береговой инфраструктуры.

«Балтийский СПГ» «Газпрома»

Изначально российский газовый гигант «Газпром» планировал строить завод по производству СПГ в Ленинградской области вместе с Royal Dutch Shell. В октябре 2018 года они даже подписали рамочное соглашение о совместной разработке технической концепции проекта, но через полгода – в мае 2019 года – Shell вышла из проекта. Это решение было принято после объявления «Газпромом» выбора окончательной концепции проекта, предполагающей создание комплекса по переработке этансодержащего газа и по производству СПГ в районе порта Усть-Луга. Его партнером стала «Русгаздобыча».

Мощность завода в районе порта Усть-Луга оценивается в 10 млн тонн СПГ в год. Проект предполагает переработку 45 млрд кубометров газа в год и производство 13 млн тонн СПГ, 4 млн тонн этана и более 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ).

Оператором проекта выступает компания «Русхимальянс», созданная на паритетной основе «Газпромом» и «Русгаздобычей». Сырьем для предприятия станет газ, добываемый «Газпромом» из ачимовских и валанжинских залежей на месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона.

Ввод в эксплуатацию первой очереди этого газохимического комплекса намечен на вторую половину 2023 года, второй – до конца 2024-го. «Газпром» оценил инвестиции в проект в 700 млрд рублей, а будущую выручку – более чем в $4 млрд в год.

Проекты на Дальнем Востоке

Рост спроса на СПГ в АТР стимулирует российские компании к строительству новых СПГ-заводов на Дальнем Востоке. Так, «Газпром» давно планирует строительство завода «Владивосток СПГ» в Приморском крае. Стоимость проекта оценивается в $2 млрд. Ресурсная база поставок – газ Иркутского, Якутского и Сахалинского центров газодобычи.

«Газпром» начал разработку этого проекта еще в 2013 году. Первоначально планировалось построить завод мощностью 10 млн тонн в год с возможностью расширения до 15 млн тонн. Привлекать финансирование должен был «Газпромбанк», но из-за санкций проект в конце 2014 года оказался под вопросом. Кроме того, сыграл свою роль спад на рынке СПГ. Однако последовавший рост спроса на газомоторное топливо в странах АТР вдохнул в проект новую жизнь.

В 2017 году компания переформатировала проект под среднетоннажное производство и снизила проектную мощность до 1,5 млн тонн. Первую линию завода планировалось запустить в 2018 году, но сроки запуска перенесли сначала на 2019-й, а затем на 2020 год. В конце мая компания «Газпром проектирование» завершила предынвестиционное исследование по заводу «Владивосток-СПГ» и представила его результаты на согласование в «Газпром».

Нефтегазовая компания «Роснефть» также начинает активно участвовать в развитии отрасли СПГ на Дальнем Востоке. Осенью прошлого года акционеры проекта «Сахалин-1» приняли решение о строительстве СПГ-завода мощностью 6,2 млн тонн в порту Де-Кастри (Хабаровский край) – «Дальневосточный СПГ». В международный консорциум «Сахалин-1» входят оператор проекта Exxon Mobil (30%), «Роснефть» (20%), японская Sodeco (30%) и индийская ONGC (20%).

Сейчас по проекту ведутся изыскательные и проектировочные работы. Завод и перегрузочный терминал планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году. В случае реализации проекта «Дальневосточный СПГ» «Роснефть» станет третьей российской компанией, производящей сжиженный природный газ, после «Газпрома» и «Новатэка».

Перспективы отрасли

Начиная с 2019 года предложение превышает спрос на мировых рынках СПГ. Это связано с запуском и санкционированием сразу нескольких крупных проектов в США и других странах, а также замедлением роста потребления СПГ в Китае и аномально теплыми зимами 2019-2020 годов в Европе, считают в КПМГ.

«Ситуация с COVID-19, а также падение цен на нефть только усугубили давление рыночного дисбаланса на цены СПГ – как на спотовых рынках, так и по контрактам с привязкой к нефти. Многие производители СПГ оказались под давлением экстремально низкой маржи и вынуждены откладывать реализацию крупных капитальных проектов или даже отказываться от них. Изменения коснутся и существующих проектов: многие компании сфокусируются на операционной эффективности и начнут пересматривать подходы к техобслуживанию объектов и условия контрактов с подрядчиками», – поясняет М.Малков из КПМГ.

Не стали исключением и российские проекты. «Новатэк» отложил запуск четвертой линии «Ямал-СПГ», запланированной на первое полугодие 2020-го, до конца года, хотя до этого момента в компании действовало правило on time & on budget. Кроме того, другие российские проекты продолжают сталкиваться с проблемой импортозамещения, которая также может стать причиной смещения сроков их реализации, отмечает эксперт.

По его словам, вряд ли стоит ждать значительного повышения цен до конца 2020 года, спрос будет расти медленнее предложения. Не поможет даже то, что некоторые страны-импортеры со значительными объемами подземных хранилищ газа покупают СПГ впрок, а также появление новых стран-импортеров, которые захотят воспользоваться периодом низких цен для ускоренного отказа от угля и газа, считает М.Малков.

Тем не менее, в среднесрочной перспективе мировой рынок СПГ продолжит расти, хотя и не столь динамично: в соответствии с ожиданиями компаний-производителей и аналитических агентств к 2025 году потреб-ление достигнет порядка 435 млн тонн, уверен И.Тимонин из VYGON Consulting. Среди ключевых драйверов роста он называет увеличение количества импортеров благодаря строительству новых регазификационных терминалов, падение собственной добычи газа в странах-потребителях, экологическую повестку, в частности политику переключения с угля на газ в Китае, стремление Европы диверсифицировать каналы поставок «голубого топлива» и рост потребления СПГ на транспорте.

По словам И.Тимонина, Россия продолжит укреплять свои позиции. «До конца 2025 года с определенной уверенностью можно ожидать запуска завода «Арктик СПГ-2», по которому уже принято окончательное инвестиционное решение (ОИР), а также запланированных проектов «Обский СПГ», «Владивосток СПГ», «Балтийский СПГ» и расширения завода «Криогаз-Высоцк». В случае их свое-временной реализации суммарные производственные мощности российских СПГ-заводов вырастут более чем в 2 раза с текущих 28 млн тонн до 70,6 млн тонн, что обеспечит стране 16% мирового рынка и приблизит ее к тройке крупнейших стран – производителей продукта», – заключает эксперт.

Морские порты №4 (2020)

Фото: offshorewind.biz

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ