Нацпроекты в основе плана восстановления российской экономики - Морские вести России

Нацпроекты в основе плана восстановления российской экономики

22.09.2020

Российская экономика

Нацпроекты в основе плана восстановления российской экономики

Фото: Сборочный цех «Автоваза». www.vkonline-tlt.ru/Юрий Михайлин

С июля в России должна начаться реализация Общенационального плана восстановления экономики, объем финансирования которого в ближайшие два года оценивается в 5 трлн рублей. Все меры поддержки бизнеса, введенные в связи с «коронавирусным» кризисом, были проанализированы и сведены в этом плане воедино. Также предложены дополнительные административные меры поддержки, но в основе финансирования – все те же национальные проекты, утвержденные ранее. Документ состоит из 9 разделов и содержит около 500 мероприятий, распределенных по 30 приоритетным направлениям. «МП» разбирался, как эти меры скажутся на отраслевом бизнесе и реализации крупных инфраструктурных проектов.

Надежда Толстоухова

19 июня пресс-служба правительства сообщила, что доработанный проект плана восстановления экономики – Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения – направлен Президенту РФ. В кабмине подчеркнули, что в документ вошли меры, предложенные Госдумой и Советом Федерации, Общественной и Торгово-промышленной палатами, Российским союзом промышленников и предпринимателей, «Деловой Россией» и «Опорой России», Общероссийским народным фронтом, а также представителями научного сообщества.

Пока план не обнародован. Его детально изучает президент Путин после доработки – первоначальный проект был представлен президенту главой правительства Михаилом Мишустиным 2 июня. Решения о дате и формате обнародования окончательной версии документа пока нет. Но основные положения уже известны со слов президента и премьера, а также чиновников, курирующих федеральные министерства и ведомства.

Так, Общенациональный план действий рассчитан на 2 года, и на него отводится 5 трлн рублей, включая меры, уже объявленные в трех антикризисных пакетах. На 2020 год заложено 2,8 трлн рублей, из них 133 млрд на мероприятия, которые не входили в предыдущие пакеты, а на 2021 год заложено 2,4 трлн рублей, из них новые меры – около 300 млрд рублей. План разбит на три этапа: стабилизация ситуации (до конца 2020 г.), восстановление экономики (до II квартала 2021 г.), экономический рост (к IV кварталу 2021 г.). К концу 2021 года предполагается выход на устойчивый рост ВВП не менее 2,5%.

Первые три пакета

Первые три пакета поддержки бизнеса были приняты в разгар коронакризиса в марте, апреле и мае текущего года. В первый пакет вошли меры, направленные на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ): снижение страховых взносов во внебюджетные фонды для субъектов с 30% до 15%, полугодовая отсрочка по налогам (кроме НДС) и кредитам в коммерческих банках, полугодовой мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов.

Перед принятием второго пакета мер правительство сформировало список из 1100 предприятий из так называемых системообразующих отраслей, которые должны были получить поддержку государства в первую очередь. Для них были предусмотрены льготные кредиты по ставке не выше 5% годовых, которые можно использовать на пополнение оборотных средств. Для части компаний из этого списка были предусмотрены и другие меры поддержки: субсидии для возмещения затрат на производство, отсрочка уплаты налогов и авансовых платежей, госгарантии, необходимые для реструктуризации существующих или выдачи новых кредитов и облигационных займов. Тогда же 12 млрд рублей через корпорацию ДОМ.РФ было направлено на поддержку застройщиков, а малый бизнес начал получать гранты на зарплату по 12130 рублей на каждого работника.

В третий пакет мер вошло полное списание налогов за II квартал 2020 года (кроме НДС) для МСБ и ИП из пострадавших отраслей и социально ориентированных НКО, а также льготное «зарплатное» кредитование под 2% годовых. По условиям этой кредитной программы, если компания сохранит 90% работников, то кредит и проценты по нему за компанию полностью погасит государство, а если сохранит 80% работников – государство погасит половину долга и процентов. Также в третий пакет вошли такие меры поддержки ИП и самозанятых: первые в случае ликвидации получили право на пособие по безработице в размере 12130 рублей, вторые – право на возврат налогов, уплаченных в 2019 году. Кроме того, у ИП появилась возможность оформить вычет из уплачиваемых ими страховых взносов в размере все тех же 12130 рублей, а для самозанятых эта сумма была назначена в качестве «налогового капитала», в счет которого они смогут заплатить налоги в 2020 году.

Как видно, многие из мер поддержки распространяются только на компании из отраслей, которые правительство отнесло к наиболее пострадавшим от коронакризиса. Поэтому для многих компаний было важно оказаться в этом списке. В июне председатель правительства Мишус-тин вновь расширил этот перечень. В частности, в него были включены пассажирские перевозки железнодорожным, морским и внутренним водным транспортом.

«Черновик» плана восстановления экономики

В распоряжении некоторых СМИ оказался «черновик» Общенационального плана действий, датированный 29 мая 2020 года. В нем указано, что целевыми показателями исполнения плана служат устойчивый рост доходов населения – рост реальных зарплат не менее чем на 2,5% в годовом выражении, снижение безработицы ниже уровня 5%, рост розничного товарооборота на уровне не менее 3% в год, рост ВВП на 2,5% к концу 2021 года.

Проект плана предусматривает инвестиции в инфраструктуру в размере 2 трлн рублей в 2020-2021 годах, затраты на импортозамещение – 1 трлн рублей, на поддержку граждан – более 700 млрд рублей, на поддержку отдельных секторов экономики – также более 700 млрд рублей. Надо сказать, что большая часть этих денег ранее уже была учтена в нацпроектах, а теперь перекочевала в Общенациональный план.

Для поддержки МСБ в плане дополнительно предусмотрен отказ от индексации страховых взносов на период 2021 года, внедрение механизма поддержки ИП и МСБ в наиболее пострадавших отраслях в связи с расходами на обеспечение соответствия санитарно-эпидемиологическим тре-

бованиям, установление переходного налогового режима для налогоплательщиков, утративших право на применение упрощенной системы налогообложения, повышение возможности использования системы быстрых платежей ЦБ для снижения транзакционных издержек, временная либерализация правовых последствий банкротства для добросовестных индивидуальных предпринимателей в целях упрощения их повторного вхождения в бизнес (согласно действующим нормам, после признания банкротом ИП не может заниматься предпринимательской деятельностью в течение пяти лет).

Специальные меры поддержки коснутся отрасли жилищного строительства и туризма. В первом случае речь идет о реализации программы субсидирования ипотеки на новостройки под 6,5% годовых, во втором – о снижении с 1 января 2021 года ставки НДС до 7% для туристических компаний. Кроме того, предприятиям гостинично-туристской сферы планируется возместить половину платежей по процентам и отсрочить выплаты основного долга по ранее выданным кредитам на второе полугодие 2020 года.

Поддержать планируется и экспортеров. Для них с июля начнут действовать обновленные субсидии на сертификацию, омологацию (доработку для внешних рынков) и транспортировку продукции. Также расширены возможности получения транспортной субсидии: экспортеры, которые не попали в реестр на ее получение на 2020 год, могут сделать это сейчас.

Говорится в плане и о запуске сервиса «одного окна» на базе Российского экспортного центра, об организации электронного документооборота в морских пунктах пропуска и об улучшении инфраструктуры автомобильных дорог около таких пунктов. Однако речь об этом идет уже далеко не первый год, поэтому копившиеся годами проблемы вряд ли будут решены быстро.

Поддержка инфраструктурных проектов и транспортной отрасли

Для нормализации инвестиционной активности в Общенациональном плане действий предусмотрено завершить создание механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) для содействия крупным частным инвестпроектам, в том числе инфраструктурным. С июля 2020 года предлагается предоставить инвесторам возможность компенсации расходов на инфраструктуру, а также затрат на уплату части процентов по кредитам и займам, привлеченным для ее создания, в объеме поступающих налогов. К октябрю 2020 года Минфин и ФНС должны разработать ГИС «Капиталовложения» для сопровождения реализации СЗПК и их мониторинга.

Правительство планирует продолжать и не сокращать реализацию инфраструктурных проектов, в том числе в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Более того, в развитие транспортной инфраструктуры в этом и следующем годах планируется направить дополнительные инвестиции в размере до 1 трлн рублей, в том числе за счет выпуска долгосрочных инфраструктурных облигаций в рамках государственно-частного партнерства.

План восстановления экономики предполагает и реализацию ряда новых проектов, которые также должны содействовать инвестиционному росту экономики. Например, к ним относится строительство и реконструкция к 2024 году участков автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» из Новосибирска в Красноярск в обход Кемерово стоимостью 45,3 млрд рублей.

Согласно проекту Общенационального плана нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предполагается выполнить опережающими темпами за четыре года вместо пяти. Всего за это время на мероприятия нацпроекта планируется направить 4,8 трлн рублей. Как заявил Министр транспорта РФ Евгений Дитрих, будет построено и реконструировано 3,5 тыс. км федеральных автодорог и 33 автодорожных моста. Все мосты на сети федеральных дорог к 2024 году будут приведены в нормативное состояние.

Отдельной строкой в плане прописана помощь российским авиакомпаниям, которым уже в 2020 году выделят 23,4 млрд на компенсацию понесенных расходов. Кроме того, авиационная промышленность получит госгарантии по кредитам на закупку 59 самолетов Sukhoi Superjet 100 в объеме 139,6 млрд рублей.

Компанию РЖД поддержат, сохранив для нее на 2021 год ставки по налогу на имущество на уровне 2020 года. Выпадающие доходы для федерального бюджета при этом составят 16 млрд рублей. На развитие транзитных контейнерных перевозок по железным дорогам через территорию РФ в 2020 году планируется потратить 1 млрд рублей, а на поддержку пригородных пассажирских железнодорожных компаний в этом году выделят 3,24 млрд рублей. Эти деньги пойдут на частичную компенсацию лизинговых платежей.

Для сравнения: сферу морского транспорта поддержат не так щедро. Согласно Общенациональному плану, на компенсацию круизным речным и морским компаниям расходов по договорам с российскими лизинговыми структурами будет выделено всего 0,32 млрд рублей в 2020 году.

Среди крупных инфраструктурных проектов, касающихся морского и речного транспорта, в плане восстановления экономики выделены такие, как строительство Багаевского гидроузла на Дону, на который планируется направить 7,95 млрд рублей в 2020 году и 3,79 млрд рублей в 2021 году, а общий объем финансирования проекта до 2023 года составит 21,9 млрд рублей. Отдельной строкой в плане указано строительство терминала СПГ «Утренний» в порту Сабетта, на которое предполагается выделить 164,1 млрд рублей до 2022 года, 73,5 млрд из них планируется инвестировать в 2020-2021 годах.

На строительство третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 222200 госкорпорация «Росатом», согласно проекту Общенационального плана действий, потратит в 2020-2021 годах 8,9 млрд и 16 млрд рублей соответственно. К 2026 году объем финансирования проекта должен будет достигнуть 100,1 млрд рублей.

Создание и реконструкция объектов морской портовой инфраструктуры в целом будут происходить в соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в Общенациональном плане действий отражены общие расходы на эти проекты до 2024 года в размере 102,4 млрд рублей, примерно половина этой суммы придется на 2020-2021 годы.

Также из Комплексного в Общенациональный план перекочевали проекты увеличения провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн тонн грузов в год с общим объемом финансирования 679,4 млрд рублей, из них 198,3 млрд в 2020-2021 годах, развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна объемом инвестиций 195,3 млрд и развитие железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле объемом инвестиций 520,4 млрд.

«Слабые места» национального плана

Основной недостаток плана восстановления экономики – низкий уровень расходов, составляющий всего 4,5-5% ВВП, считает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА», доцент ВШЭ Антон Табах.

По его мнению, большинство пунк-тов плана обречены быть выполненными, поскольку изначально амбициозных целей правительство перед собой не поставило. Восстановление экономики может произойти и само собой при стабилизации нефтяных цен чуть выше нынешнего уровня и сохранении темпов выхода мировой экономики из противоэпидемических мер (главную роль, по мнению эксперта, в этом процессе играют США, Европа и Япония).

Недостатком плана А.Табах считает излишнюю прижимистость правительства, отказ от сколько-нибудь существенных выплат пострадавшим – работникам малого бизнеса и сферы услуг. Поскольку большая часть зафиксированных в плане мер предусматривает отсрочки по налогам и кредитам, то уже к осени может возникнуть необходимость срочно решать, что делать со стремительно растущими объемами долгов. Возможно, их придется списать, потому что вряд ли за оставшееся время у малого и среднего бизнеса появятся свободные средства, чтобы рассчитаться с ними.

«Можно ожидать, что план будет уже летом переписан на шершавый язык бюджета. При этом он будет существенно корректироваться по ходу реализации с добавлением мер в ответ на те или иные обостряющиеся проблемы», – полагает эксперт.

По оценкам начальника аналитического управления банка «ФК Открытие» Анны Мориной, в 2020 году ВВП России сократится примерно на 6% по сравнению с прошлым годом. От этого уровня, по ее оценкам, в ближайшие три года можно будет ожидать ежегодного роста в 3%. В таком случае к номинальному ВВП 2019 года Россия выйдет в 2021 году, а в реальном выражении – ближе к 2022 году. Но для этого нужны не только и не столько государственные инвестиции в экономику, закрепленные Общенациональным планом, но и сделка с другими нефтедобывающими странами в рамках ОПЕК+, поскольку российская экономика до сих пор так и не слезла с «нефтяной иглы».

«Основным драйвером грядущего роста, кроме нацпроектов и стимулирования экономики государством, в том числе через госинвестиции, станет увеличение добычи нефти. Но нужны отмена или сокращение ограничений на добычу нефти по соглашению ОПЕК+ и рост цен на нефть хотя бы до уровня $45-55 за баррель», – говорит А. Морина.

Морские порты №5 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ