Рост расходов госбюджета обеспечит нефть - Морские вести России

Рост расходов госбюджета обеспечит нефть

25.11.2020

Российская экономика

Рост расходов госбюджета обеспечит нефть

Фото: ugra-news.ru

Термин «нефтегазовая игла» по отношению к российской экономике теперь применяется гораздо реже, чем десятилетие назад, что отражает снижение нефтегазовой зависимости страны и рост вклада других отраслей в формирование доходов федерального бюджета. К примеру, если в 2011 году на нефтегазовые доходы приходилась почти половина доходов госбюджета, то сейчас – около 40%, а вскоре показатель должен снизиться до трети.

Согласно планам Минфина, именно нефтегазовая отрасль все же должна обеспечить растущий уровень расходов госбюджета в 2021 году: министерство предлагает втрое увеличить предельно допустимый уровень доходов отрасли, которые могут быть пущены на расходы федерального бюджета. И это несмотря на снижение мирового спроса, цен на нефть и необходимость соблюдать ограничения добычи в рамках ОПЕК+. Впрочем, пополнить федеральный бюджет предлагается и другим отраслям, добывающим полезные ископаемые, – горно-металлургической и химической – за счет введения рентного коэффициента 3,5 к ставке НДПИ.

Татьяна Дмитриева

Снизить до трети

Нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ формируются из поступ-лений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – нефти и газа, экспортных таможенных пошлин на энергоносители, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), применяемого на отдельных месторождениях, и акциза на нефтяное сырье, направляемого на переработку.

В нефтегазовых доходах не учитываются такие показатели, как налог нефтегазовых компаний на прибыль, прочие (кроме НДПИ и НДД) налоги, сборы и страховые взносы от добычи сырой нефти и природного газа, дивиденды нефтегазовых компаний и т.д. Это связано с тем, что у этих показателей нет четкой взаимосвязи с ценой на нефть, и попытка учитывать их в бюджетном правиле, согласно позиции Минфина, привела бы к спорности оценок и усложнению налоговой отчетности.

Доля нефтегазовых доходов в доходах бюджета РФ стала своего рода индикатором углеводородной зависимости страны, в разные годы этот показатель варьировался в пределах 36-51%, а по итогам 2019 года составил около 40% (рис. 1).

Рис. 1. Динамика нефтегазовых доходов и их доли в бюджете РФ, 2006-2022 гг.

Источник: Минфин России.

Президент РФ Владимир Путин, выступая на встрече с сенаторами в конце сентября текущего года, заявил о намерении снизить эту долю до трети в 2021 году. По его мнению, снижение доли нефтегазовых доходов в доходах бюджета «свидетельствует об избавлении российской экономики от критической нефтяной зависимости и отражает выход бюджетной системы на новый уровень устойчивости».

Ранее данные о будущих нефтегазовых доходах представил Минфин в рамках проекта федерального бюджета РФ на 2020-2022 годы. По данным министерства, в абсолютных цифрах нефтегазовые доходы составят 7,472 трлн рублей в 2020 году, 7,679 трлн – в 2021-м и 7,731 трлн – в 2022-м.

Предполагается, что положительная динамика показателя будет обес-печена за счет восстановления цен на нефть, корректировки параметров НДД и сокращения масштабов предоставляемых льгот. При этом ожидается, что доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 36,6% до 35% в 2022 году (рис. 1).

Это будет происходить благодаря росту ненефтегазовых доходов в бюджете за счет расширения налоговых баз по основным налогам в экономике (НДС, налог на прибыль), дополнительных поступлений от повышения акцизов на табак, налога на доходы физлиц свыше 5 млн рублей в год, от НДФЛ на проценты по вкладам и т.п.

В условиях ОПЕК+

Если рассматривать основную часть нефтегазовых доходов – доходы от экспорта нефти, то в январе - июле 2020 года они снизились на 37,7% (до $43,9 млрд) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Физический объем экспорта нефти за этот период снизился гораздо меньше – на 5,9%, до 143,25 млн тонн.

Динамика российских показателей отражает мировые тенденции – сокращение мирового спроса и падение цен на нефть, которые наблюдались в последние годы и обострились в период пандемии коронавируса. Для борьбы с этими явлениями были заключены основные договоренности в рамках сделки ОПЕК+.

Напомним, что впервые данная сделка была заключена в 2016 году между странами - членами ОПЕК и другими крупными производителями нефти, включая Россию, в рамках которой страны - участницы соглашения договорились о принятии совместных решений об изменении объемов добычи: при избытке на мировом рынке нефти страны брали на себя обязательства сократить добычу, чтобы сбалансировать рынок и не допустить падения цен на нефть. На заседаниях ОПЕК+ периодически определялись предельные уровни добычи для каждой страны, участвующей в соглашении.

В середине апреля 2020 года страны ОПЕК+ заключили соглашение сроком на два года о сокращении добычи суммарно на 9,7 млн барр./сут. на период с мая по июнь; 7,7 млн барр./сут. – во втором полугодии и 5,8 млн барр./сут. – до конца апреля 2022 года. Это крупнейшее сокращение за всю историю альянса, соответствующее резкому падению спроса по причине пандемии коронавируса.

Для России (как и для другого крупнейшего участника сделки – Саудовской Аравии) был введен единый базовый уровень для отсчета – 11 млн барр./сут., от которого отсчитывается сокращение добычи на 23%, 18% и 14% на каждом из этапов. Согласно прогнозу Минэнерго, общий объем добычи нефти в России в результате участия страны в соглашении ОПЕК+ в 2020 году снизится на 10% по сравнению с предыдущим годом – с 560,8 млн до 510 млн тонн.

По оценкам аналитиков Argus Consulting, к сентябрю 2020 года уровень мирового спроса на нефть вырос на две трети относительно провального уровня апреля, однако предкризисного уровня удастся достичь не ранее 2023 года. Минэкономразвития также прогнозирует восстановление добычи нефти в России до прежнего максимума (560 млн тонн) и экспорта до уровня 2019 года (266 млн тонн) к 2023 году.

Напомним, что, согласно бюджетному правилу, на доходы от нефти марки Urals выше цены отсечения (в 2020 году $42,4 за баррель) закупается валюта для пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ), выпадающие доходы компенсируются продажей валюты из ФНБ, а также за счет демпферного механизма.

Средняя цена на нефть марки Urals в январе - августе 2020 года сложилась в размере $40,83 за баррель, то есть ниже цены отсечения (за тот же период 2019 года цена составляла $64,54 за баррель), при этом в конце марта 2020 года цена нефти опускалась до $13 за баррель, обновив исторический минимум (рис. 2). Нужно отметить, что Минфин не заявлял о возможности корректировки цены отсечения в период пандемии.

Рис. 2. Динамика цены на нефть марки Urals в 2019-2020 гг.

Таким образом, при условии сохранения средних по полугодию цен на нефть и динамики экспорта по итогам 2020 года доход от экспорта нефти снизится в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом и составит около $75 млрд (рис. 3).

Рис. 3. Экспорт нефти и доход от экспорта нефти из России, 2009-2020 гг.

* Оценка. Источник: ФТС России.

Увеличить расходы

В начале сентября 2020 года Минфин предложил смягчить бюджетное правило на 2021 год в части предельно допустимого уровня нефтегазовых доходов, которые могут быть пущены на расходы федерального бюджета. Напомним, бюджетное правило накладывает длительное ограничение на бюджетную политику посредством количественных ограничений на бюджетные показатели и служит механизмом снижения зависимости федерального бюджета и внутренних экономических условий от цен на энергоносители.

Согласно разработанному законопроекту, который 23 сентября был принят Госдумой в первом чтении, в 2021 году сумма нефтегазовых доходов, направляемых на расходы, увеличится почти в 3 раза – с ранее определенных бюджетным правилом 585 млрд рублей до 1,46 трлн рублей. Интересно, что при расчете предельного уровня нефтегазовых расходов власти будут исходить из прежних, а не нынешних прогнозов объема добычи нефти, то есть без учета сделки ОПЕК+, которая привела к существенному снижению добычи.

«Предлагаемое повышение предельного объема расходов в 2021 году обес-печит постепенную адаптацию бюджета к новым макроэкономическим условиям и позволит продолжить использование мер, необходимых для обеспечения восстановления экономики и реальных доходов граждан, в целях борьбы с последствиями распространения новой коронавирусной инфекции, которые носят среднесрочный характер», – говорится в пояснительной записке к поправкам. Там же уточняется, что с 2022 года уровень предельных расходов бюджета будет возвращен к прежним параметрам.

Минфин не исключает отступления от бюджетного правила в части предельных расходов бюджета уже в этом году, что опять-таки определяется необходимостью роста расходов и уровня заимствований, связанных с пандемией и ее последствиями для экономики.

За счет нефти и другого сырья

Впрочем, растущие расходы госбюджета планируется обеспечивать не только за счет нефтедобычи, но и за счет других сырьевых отраслей – горно-металлургической и химической. Так, в сентябре Правительство РФ анонсировало планы по введению рентного коэффициента 3,5 к ставке НДПИ (что, по сути, является прямым повышением НДПИ) для добычи большинства твердых полезных ископаемых – калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, природных солей и чистого хлористого натрия, бокситов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, железной руды и т.д. (за исключением угля, алмазов, золота, торфа и общераспространенного сырья).

По мнению экспертов, данная мера приведет к корректировке инвестиционных планов металлургических и химических компаний в сторону сокращения инвестиций, к снижению капитальных затрат и понижению конкурентоспособности продукции.

Однако правительство рассчитывает, что введение данной меры принесет в федеральный бюджет РФ дополнительно 56 млрд рублей. К слову, в том же законопроекте предлагается отменить с 2021 года льготы для выработанных и зрелых нефтяных мес-торождений, а также отменить послабления при добыче сверхвязкой нефти и уточнить режим НДД, а это оценивается еще в 220 млрд рублей.

Таким образом, несмотря на лозунги об уходе от сырьевой зависимости, нефтедобыча и другие добывающие отрасли остаются незаменимыми для экономики страны, особенно в условиях, когда необходимо увеличивать госрасходы.

Морские порты №7 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ