От судостроения до арктического туризма: какие инвестпроекты реализуются на Камчатке - Морские вести России

От судостроения до арктического туризма: какие инвестпроекты реализуются на Камчатке

08.09.2021

Российская экономика

Фото: commons.wikimedia.org

Камчатский край – это неотъемлемое звено Северного морского пути. Поэтому в регионе реализуется ряд проектов, направленных как на развитие магистрали, так и Камчатки. Причем речь идет о комплексе инфраструктурных объектов, который захватывает сразу несколько сегментов промышленности: рыбный промысел, портовую составляющую региона, судостроение с судоремонтом и даже туризм.

О том, какие проекты реализуются в регионе и что они дадут, нашему спецкору Кириллу Воловику рассказал заместитель председателя правительства Камчатского края Евгений Чекин.

Развитие грузоперевозок через Северный морской путь – один из приоритетов государственной политики по развитию Арктики. СМП – это главная судоходная магистраль Арктики, которая представляет собой кратчайшую трассу Дальний Восток – европейская часть страны.

Президент России В.В. Путин поставил стратегическую цель сделать СМП глобальной транспортной артерией в Арктике и кратно увеличить ежегодный грузооборот уже к 2024 году до 80 млн тонн.

Транзитно-логистический порт-хаб

Камчатский край, исходя из географического положения, будучи «воротами СМП», готов участвовать в достижении поставленных целей. Петропавловск-Камчатский располагается на побережье глубоководной незамерзающей Авачинской бухты. Навигация осуществляется в течение всего года. Авачинская – вторая по величине в мире естественная бухта. Ее длина составляет 24 км, максимальная глубина достигает 28 м. Общая площадь бухты – 215 кв. км.

Реализация этого потенциала может дать импульс развитию и во многом трансформации экономики полуострова. Камчатка через развитие крупных транспортных узлов может выступить как стратегически важный субъект РФ, непосредственно определяющий возможности государства в создании эффективной северной транспортной системы. Также роль Камчатского края важна в решении транспортных вопросов соседних регионов – например, в поставках груза в Чукотский округ, Сахалинскую и Магаданскую области. Развитие СМП даст толчок к развитию судостроения и судоремонта на дальневосточных территориях.

В действующей стратегии развития Камчатки одним из приоритетных направлений определено развитие транспортной системы, в том числе создание условий для растущего потенциала СМП. Это делает возможным интеграцию нашей территории в единое региональное пространство и встраивание Камчатки в транспортно-логистическую систему Дальнего Востока и стран АТР.

В развитии инфраструктуры и портовых мощностей на СМП немаловажную роль играет создание портов-хабов на конечных точках трассы – Мурманского транспортного узла на западе и в Петропавловске-Камчатском на востоке.

СМП может выступить связующим звеном для устойчивого развития всех регионов Российской Арктики и Дальнего Востока, при этом формирование порта-хаба с регулярными грузовыми линиями позволит существенно увеличить грузооборот портов и интегрировать их с портами стран АТР, Европы и Северной Америки за счет формирования арктической транспортной линии.

Процесс формирования на Камчатке порта-хаба закономерен – это самый высокоширотный незамерзающий круглогодичный порт, расположенный в непосредственной близости к международным судоходным линиям. В 2015 году Аналитический центр Правительства РФ при экспертном содействии Корпорации развития Камчатки – регионального института развития, созданного правительством Камчатского края, разработал финансово-экономическую модель развития СМП, которая показала, что реализация схемы с перегрузкой на Камчатке грузов с ледовых шаттлов на суда безледового класса – наиболее эффективный вариант с точки зрения экономики. Причем не только для контейнерных перевозок, но и для СПГ.

Исследование показало, что через схему порта-хаба с международных линий Европа – Азия и Северная Америка – Европа возможно перераспределить на СМП не менее 59 млн тонн грузов. Этот транспортный потенциал уже сегодня начал развиваться на Камчатке: в последние несколько лет на фоне внедрения преференциальных режимов производства и роста социально-экономических показателей на территории региона заметно активизировалось развитие транспортно-логистической инфраструктуры, ведется масштабная модернизация и строительство новых морских терминалов, реализуются пробные рейсы по доставке продукции через СМП.

Так, на территории Камчатского края реализуется крупный проект по созданию морского СПГ-терминала, который будет расположен в бухте Бечевинская, в 90 км от Петропавловска-Камчатского.

14 марта 2019 года Правительство РФ утвердило Комплексный план реализации проекта морского перегрузочного СПГ-терминала в Камчатском крае. Запуск 1-й очереди намечен на 2022 год. Реализация инвестиционного проекта ПАО «НОВАТЭК» позволит обеспечить доставку сжиженного природного газа с «Ямал СПГ» и в будущем «Арктик СПГ-2» танкерами ледового класса по СМП на восточное побережье полуострова Камчатка.

Через терминал, расположенный там, СПГ будет перегружаться на обычные газовозы для доставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая мощность терминала составляет 20 млн тонн в год, а период его функционирования – более 40 лет. Ожидаемый срок запуска первой очереди комплекса мощностью 10 млн тонн в год – 2022 год, второй очереди такой же мощности – 2024-2025 годы. Объем частных инвестиций ПАО «НОВАТЭК» в создание перегрузочного комплекса составит порядка 70 млрд рублей.

В рамках проекта «Терминал Сероглазка» (дочернее предприятие холдинга «Норебо», реализующее проект в сотрудничестве с компанией MAERSK) поэтапно, до 2027 года, создается новый грузовой терминал с современным рефрижераторным комплексом, причальными сооружениями, ремонтными цехами для обслуживания судов, а также складской комплекс с автоматизированным учетом и распределением продукции. Объем инвестиций составляет 2,2 млрд рублей. Уже построены и реконструированы причальные сооружения протяженностью 522 погонных метра с глубинами до 14 метров, введен в эксплуатацию холодильник, обустроена площадка для рефконтейнеров.

В рамках реализации проекта ООО «Свободный порт Камчатка» к 2021 году должно быть завершено строительство современного многофункционального транзитного грузового узла для обработки, приема и перевозок грузов, следующих с Камчатки в другие российские регионы, страны Юго-Восточной Азии, а также в Европу по трассе СМП. Объем инвестиций – 4 млрд рублей.

Проект предусматривает строительство рефрижераторного терминала, терминала по обработке навалочных, генеральных грузов общей производительностью до 600 тыс. тонн в год, а также пассажирского терминала для организации водного туризма. В рамках проекта по соглашению с ФГУП «Нацрыбресурс» осуществляется реконструкция и проведение дноуглубительных работ причалов № 10-12 с общим причальным фронтом 533,8 м.

Параллельно в регионе реализуется еще целый ряд проектов: создание комплекса по хранению и складированию нефтепродуктов, реконструкция нескольких причалов в морском порту, планы по восстановлению Петропавловской судоремонтной верфи (СРВ) (РПЗ «Сокра» и «Поллукс»).

Здесь же планируется развивать переработку рыбы, создать холодильные мощности и грузовой контейнерный терминал. Объем инвестиций не менее 1 млрд рублей.

Эти проекты ярко демонстрируют общий процесс формирования на Камчатке международного порта-хаба, его востребованность, интерес инвесторов и существующие возможности. Они закладывают потенциал для роста грузоперевозок через СМП.

В конце августа 2019 года в Петропавловск-Камчатский прибыл атомный лихтеровоз «Севморпуть», который доставил по СМП в Санкт-Петербург 5 тыс. тонн продукции камчатских рыбопромышленников. В 2020 году судно совершило второй рейс по маршруту Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский.

Выполненные рейсы лихтеровоза – это первый шаг на пути формирования регулярных рейсов по СМП. Планируется, что подобное судно будет совершать подобные рейсы регулярно.

При этом организация постоянной судоходной линии для транспортировки по СМП камчатской рыбной продукции лишь один проект из числа других инициатив, интегрирующих экономику и транспортную сферу Камчатки в реализацию глобальной государственной задачи – развитие СМП, превращения его в активную логистическую артерию мирового значения.

Рыбоперерабатывающий комплекс

Модернизация берегового перерабатывающего комплекса и обновление флота – это основные направления развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края и ключевые мероприятия государственной программы региона «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края», утвержденной постановлением правительства Камчатки от 29.11.2013 № 533-П.

В рамках мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, направленных на развитие береговой инфраструктуры глубокой переработки, насыщения внутреннего рынка края и России качественной рыбной продукцией отечественного производства и увеличения поставок этой продукции на внешние рынки, Министерство рыбного хозяйства Камчатского края поручило предоставить из краевого бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и на уплату первого взноса (аванса) и лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями.

В 2020 году объем государственной поддержки в виде субсидий за счет средств краевого бюджета на реализацию 13 инвестиционных проектов по обновлению и модернизации основных производственных фондов в рамках программы составил 80,3 млн рублей. 2,7 млн рублей будут направлены на строительство, приобретение и модернизацию рыбопромыслового флота и 77,6 млн рублей – на строительство и модернизацию рыбоперерабатывающих заводов.

Объем инвестиций в обновление производственных мощностей в 2020 году по проектам, реализуемым в рамках программы, составил 1,0 млрд рублей.

В 2020 году завершены мероприятия по реализации двух инвестиционных проектов, реализуемых с государственной поддержкой в рамках программы. Это позволило дополнительно инвестировать в отрасль 2,4 млрд рублей, увеличить суточную мощность заводов по переработке водных биологических ресурсов на 209 тонн, создать дополнительные рабочие места для 321 человека. Это проекты:

ООО РПЗ «Максимовский» – строительство нового рыбоперерабатывающего завода в селе Ивашка Карагинского муниципального района Камчатского края;

АО «Озерновский РКЗ № 55» – модернизация жиромучного цеха на территории АО «Озерновский РКЗ № 55» в поселке Озерновский Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края.

Также необходимо отметить, что в 2020 году без государственной поддержки в рамках программы введены в эксплуатацию два крупных рыбоперерабатывающих комплекса:

– фабрика Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина по береговой переработке рыбы большой мощности. Объем вложенных инвестиций составил 5,1 млрд рублей, количество созданных рабочих мест – 353. В настоящее время это одно из передовых и современных производств, которое отвечает высоким стандартам качества и выпускает продукцию широкого ассортимента (до 200 наименований);

– завод по капсулированию рыбного жира Омега-3 ООО «Тымлатский рыбокомбинат», оснащенный самым передовым технологическим оборудованием и соответствующий международным стандартам, который позволил предприятию замкнуть полный цикл переработки рыбной продукции и сделать производство безотходным. Стоимость проекта составила 1,2 млрд рублей, создано 35 рабочих мест.

За период действия региональных отраслевых программ с 2010 по 2020 год господдержку за счет средств краевого бюджета в форме субсидий в объеме 750,1 млн рублей получили 42 инвестиционных проекта с совокупным объемом внебюджетных инвестиций 17,9 млрд рублей.

В 2021 году ожидается завершение реализации еще пяти инвестиционных проектов по строительству современных высокотехнологичных рыбоперерабатывающих заводов, в результате чего запланировано создание порядка 500 новых рабочих мест.

В 2020 году в рамках программы инвестиционных квот построены новые суда, не имеющие аналогов в России, – среднетоннажные траулеры-сейнеры («Ленинец», «Командор», «Василий Каплюк»), оснащенные танками с охлаждаемой морской водой, которые позволяют и доставлять на переработку свежую охлажденную рыбу. Объем вложенных инвестиций по трем судам составил 4,2 млрд рублей.

Камчатские предприятия строят еще промысловые суда: 5 крупных траулеров-процессоров, 5 современных рыболовных среднетоннажных сейнеров-траулеров, 6 малотоннажных рыбопромысловых судов, 1 среднедобывающее судно для добычи краба.

Реализация мероприятий по развитию берегового перерабатывающего комплекса и обновлению флота позволяет рыбохозяйственному комплексу Камчатского края:

сохранять лидирующие позиции по объемам добычи (вылова) водных биоресурсов (в 2020 г. уже третий год подряд камчатскими организациями осваивается свыше 1,5 млн тонн водных биологических ресурсов, что составляет более 40% вылова по Дальневосточному бассейну и более 30% общероссийского вылова);

обеспечивать лидерство в Дальневосточном федеральном округе по объемам производства продукции из водных биологических ресурсов (в 2020 г. произведено 1219,5 тыс. тонн);

увеличивать количество рабочих мест (в 2020 г. более чем на 700);

обеспечивать поступление налоговых и иных обязательных платежей (без учета поступлений по страховым взносам) в консолидированный бюджет РФ (в 2020 г. – в объеме 10,6 млрд рублей).

Судостроение и судоремонт

Судоремонтная отрасль Камчатского края также важное звено в обеспечении развития рыбодобывающего комплекса, транспорта и в перспективе нефтегазовой промышленности региона.

Сегодня в распоряжении Камчатского края, который является лидером России по добыче водных биологических ресурсов, находится более 640 рыбодобывающих судов различного типа. Камчатские предприятия в рамках инвестиционных квот одними из первых приступили к постройке новых судов на российских верфях.

Наличие обязательных требований для рыбодобывающих и судоходных компаний по проведению судоремонтных работ в связи с предъявлением судов на промежуточное освидетельствование и регистровый класс в порту Петропавловск-Камчатский позволяет сегодня говорить о стабильной ежегодной потребности в проведении судоремонтных работ в объеме не менее 4 млрд рублей с учетом выполнения работ в рамках гособоронзаказа.

При увеличении судоходного трафика через порт Петропавловска-Камчатского как опорного пункта СМП, а также реализации инвестиционного проекта ПАО «НОВАТЭК» по строительству на восточном побережье полуострова перевалочного терминала по перегрузке СПГ может быть обеспечен дополнительный спрос на ремонт нескольких десятков судов в год на судоремонтных предприятиях нашего края.

Возможности участия Камчатского края в реализации ряда ключевых проектов по развитию Арктики и Дальнего Востока, которые в перспективе будут способствовать развитию судоремонтной отрасли региона, в:

реализации проекта по созданию газохимического кластера на Ямале (ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЭК») в части организации транспортировки и перевалки сырья (этана и СУГов) на Дальний Восток для производства газохимической продукции на предприятиях «поближе» к рынкам сбыта,

одном из крупнейших инфраструктурных проектов Арктики (на Таймыре) – «Восток Ойл» (ПАО «НК «Роснефть»). «Роснефть» планирует построить ряд инфраструктурных объектов, направленных на добычу углеводородов и дальнейшую их транспортировку в Европу и страны АТР по СМП,

проекте «Северной звезды» (входит в холдинг AEON) в части логистического обеспечения транспортировки угля с Сырадасайского месторождения (расположенного в Красноярском крае, на полуострове Таймыр) в страны АТР и Евросоюза по СМП.

Сейчас в целях обеспечения комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в регионе реализуется проект по созданию судостроительного и судоремонтного кластера, определена команда проекта и основные перспективные площадки – «точки роста» развития судоремонта, определяется механизм вовлечения стейкхолдеров в проект, а также ведется подготовка дорожной карты проекта.

Вместе с тем базовая проблематика судостроительной и судоремонтной отраслей Камчатского края на протяжении долгих лет сохраняет свои черты, а именно:

1) высокая стоимость работ в сравнении с другими регионами Российской Федерации и зарубежными предприятиями (КНР, Республика Корея);

2) отсутствие доков для постановки среднетоннажных и крупнотоннажных судов; неисполнение запланированных сроков ремонта; логистические проблемы с доставкой зарубежных запасных частей;

3) острый дефицит кадров, прежде всего рабочих специальностей (токарей, слесарей-судоремонтников, фрезеровщиков, сварщиков-корпусников и т.д.);

4) моральное и физическое старение основного технологического оборудования предприятий отрасли;

5) в отрасли отсутствуют долгосрочные планы по загрузке судостроительных и судоремонтных мощностей; длительные сроки доставки российских и импортных запасных частей для ремонта; невозможность предварительной закупки данных запасных частей ввиду большого разнообразия используемого оборудования; высокая стоимость доставки технологического оборудования, запасных частей, металла для корпусного ремонта;

6) недостаточный платежеспособный спрос на работы и рост конкуренции со стороны зарубежных фирм, предлагающих строительство и ремонт судов на более выгодных условиях.

С учетом перспектив формирования порта Петропавловска-Камчатского как опорного пункта СМП и реализации указа президента страны от 7 мая 2018 года № 204 в части увеличения грузопотока по СМП до 80 млн тонн к 2024 году необходима проработка вопроса по формированию отдельной подпрограммы или комплексного мероприятия по развитию судоремонтной отрасли Камчатского края, в том числе в целях финансирования строительства промышленной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета.

В целях восстановления судоремонтной отрасли региона и обеспечения возрастающей потребности в судоремонте необходима проработка на федеральном уровне следующих решений:

1) по разработке мер государственной поддержки судоремонтной отрасли в виде субсидий судоремонтным предприятиям, направленным на модернизацию производства, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также на создание обеспечивающей инфраструктуры судоремонта;

2) по разработке механизма, стимулирующего отечественных судовладельцев к осуществлению ремонта судов и морской техники на отечественных судоремонтных предприятиях;

3) по уменьшению или освобождению от НДС для предприятий отрасли при осуществлении всех видов ремонта гражданских судов, в том числе докового ремонта.

Круизный арктический туризм

2018 год стал рекордным за последние 5 лет по числу иностранцев, посетивших Камчатский край. Число иностранных туристов, прибывших на круизных судах, увеличилось более чем в 2 раза (до 12 843 чел.), а в 2019 году – еще на 50% (до 19 321 чел.). Вместе с тем в связи с введенными ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, в 2020 году заход круизных судов в порт Петропавловск-Камчатский не осуществлялся.

Круизный туризм имеет большое значение для развития туристической отрасли Камчатского края в целом. В последние десять лет на территории Камчатки активно развивается новый для России вид путешествий – морской экспедиционный туризм. Речь идет об иностранных пассажирских круизных судах, маршруты которых связаны с посещением особо охраняемых природных территорий. Вполне естественно, что в сегодняшних условиях развития индустрии туризма Камчатки, Сахалина, Чукотки, Магаданской области и других регионов наиболее широкое распространение и популярность приобрели круизные программы экспедиционного характера.

Особенно востребованы арктические туры гражданами Германии и США. Экспедиционные круизы рассчитаны на небольшое количество участников: от 50 до 110 человек на одном судне. Для этих проектов используются суда ледового класса или ледоколы, способные посещать районы, абсолютно недоступные для обычных круизных теплоходов (например, российские суда «Профессор Хромов» и «Профессор Шокальский», иностранные суда National Geographic Orion, Silver Explorer, Hanseatic).

Круизы включают посещение многочисленных уникальных природных уголков, экскурсии на резиновых моторных лодках типа «Зодиак», высадку на островах и побережье, заходы в устья рек для наблюдения за птицами, млекопитающими, изучение местной флоры и фауны. Круизных туристов привлекает уникальный животный мир Курильских, Командорских островов, побережья Камчатки, Чукотки, Магаданской области, Сахалина. Здесь встречаются киты (в том числе косатки), ластоногие – морские львы, морские котики, каланы, нерпы, моржи, а также обитатели суши – медведи, лисы, песцы и морские птицы.

Несмотря на высокую стоимость экспедиционных круизов, такие путешествия пользуются огромным спросом и места на них заказывают за год и раньше. Ежегодная тенденция к увеличению количества заявок и проходов судов с туристическими целями по СМП предопределяет актуальность вопроса о системном туристическом развитии Арктической зоны.

Основной сдерживающий фактор для увеличения турпотока – это неразвитая туристская инфраструктура, а также недостаточное количество круизных судов ледового класса. Требуется серьезная реконструкция объектов арктической инфраструктуры, перепрофилирование их под нужды туризма.

Таким образом, потенциал Камчатского края в развитии СМП можно охарактеризовать следующим:

порт транзита для грузов, следующих из Аляски в Европу, путем переориентации грузов с Южного пути на СМП, транзит грузов на Азиатский регион путем переориентации грузов, следующих с севера Европы Южным путем на СМП;

порт-хаб для комплексного обслуживания рыбопромышленных компаний и перевалки рыбопродукции с учетом близости к районам промысла;

опорная точка для накопления грузов, следующих СМП;

снятие сезонных нагрузок на Транссибирской магистрали путем переориентации части грузов, следующих на Дальний Восток, на СМП с перевалкой на Камчатке и доставкой фидерными линиями в Приморье.

При этом стоит отметить, что развитие перевозок по СМП возможно при решении ряда вопросов: во-первых, создание единого оператора. База исходящих из Камчатского края грузов небольшая и характер ее формирования не имеет четкой системы. Для полноценной и регулярной работы линии по северному морскому транспортному коридору необходимо консолидировать грузы по всему Дальнему Востоку. Поручить это следует единому независимому оператору, которому будут доводиться федеральные средства как для организации работы, так и для субсидирования тарифов на перевозку. Кроме того, он будет принимать решение о привлечении той или иной компании, в том числе при организации нерегулярных рейсов. Во-вторых, организационное сопровождение проекта. Распоряжением Правительства РФ от 21.12.2019 утвержден План развития инфраструктуры СМП на период до 2035 года. Согласно 40-му пункту, Минвостокразвития России поручил до декабря 2020 года подготовить технико-экономическое обоснование создания портов-хабов в городах Мурманске и Петропавловске-Камчатском для обслуживания международных перевозок по СМП. Необходимо увязать мероприятия формируемого ТЭО с региональными инициативами.

Это позволило бы раскрыть экспортный потенциал многих субъектов России. При этом вся архитектура СМП должна опираться на имеющиеся лучшие практики и на их обстоятельное научное экспертное обоснование (включая использование цифровых моделей). В этом случае Камчатка могла бы стать платформой для сборки интегрированных решений, в том числе в сфере безопасности, роботизации и IT-технологий (в формате «Умный порт»).

В-третьих, создание и модернизация морских причалов, способных принимать морские суда, следующие по СМП, а также развитие портовой инфраструктуры, включая строительство промышленных холодильников, что обеспечит накопление грузов.

В-четвертых, обеспечение современными буксирами, способными обрабатывать суда, следующие СМП.

В-пятых, создание постоянно действующей судоходной линии по СМП со стабильным графиком и коммерчески привлекательными, конкурентоспособными для рыбопромышленных компаний тарифами независимо от накопленного к отправке объема грузов, например, Мурманск – Петропавловск-Камчатский – Мурманск.

Предприятиям, задействованным в транспортной логистике, необходимой в том числе и для развития СМП, и реализующим инвестиционные проекты в этом направлении, важна поддержка со стороны государства в их реализации.

1. Финансовые преференции. Во-первых, субсидировать инвесторам затраты на проведение дноуглубительных работ, направленных на обеспечение постановки к причалам современных морских судов или проведение данных работ за счет средств бюджета. Во-вторых, помочь инвесторам в получении недорогих инвестиционных кредитов. В-третьих, обеспечить полную или частичную компенсацию инвесторам затрат на техническое присоединение к объектам инфраструктуры. В-четвертых, включить водные акватории в перечень территорий, на которых возможно создание свободной таможенной зоны. И наконец, обеспечить налоговые преференции.

2. Нефинансовые преференции – например, предоставление инвесторам земельных участков и водной акватории без проведения публичных процедур (аукционов).

3. Административные преференции в части упрощения по времени и объему формальных процедур. Это касается сокращения сроков рассмотрения проектной документации, прохождения экспертиз и выдачи разрешений на строительство объектов портовой инфраструктуры, исключения деятельности операторов морских терминалов из перечня объектов экологической экспертизы, а также сокращения сроков для возмещения НДС из бюджета.

X    X    X

СМП выступает драйвером развития для всей Российской Арктики и Дальнего Востока, становится основой, связывающей регионы внутри страны. Формирование регулярной арктической линии позволит организовать прямые маршруты поставки грузов между портами стран Азии, Европы, Северной Америки и обеспечить существенный рост грузоперевозок через СМП.

Морские вести России №9 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ