Грузы из России ищут пути на мировой рынок - Морские вести России

Грузы из России ищут пути на мировой рынок

24.10.2022

Российская экономика

Грузы из России ищут пути на мировой рынок

Фото: Погрузка танкера в порту Новороссийск/Пресс-служба губернатора Краснодарского края

В декабре 2022 года начнет действовать эмбарго Евросоюза на российскую нефть, а пока Запад пытается согласовать введение потолка цен на нее. Ранее ЕС ввел запрет на ввоз ряда российских товаров, закрыл свои порты для российских судов и сухопутные переходы для автотранспорта. В ответ Россия ответила контрсанкциями и стала активно переориентировать внешнюю торговлю на дружественные страны, прежде всего в Азию. Аналитики дают осторожные прогнозы по объемам российского экспорта и внешнеторговому балансу. В сложной ситуации ценой увеличения сроков поставок и стоимости транспортировки отечественные экспортные товары прокладывают новые пути на мировой рынок, а необходимые импортные товары – на российский.

Сергей Петровский

Оптимистичные прогнозы Банка России

В августе этого года Центробанк России опубликовал «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов». В базовом сценарии регулятор прогнозирует под влиянием введенных санкций со стороны Евросоюза снижение физического объема российского экспорта в 2022 году на 13-17%. В 2023 году физические объемы экспорта снизятся на 8,5-12,5%, в 2024-м предполагается околонулевая динамика, а в 2025-м – даже небольшой рост (до 2%) за счет восстановления ненефтегазового экспорта и экспорта услуг.

При этом прогноз показателей платежного баланса России (в млрд долларов США) в базовом сценарии Центробанка в 2022 году положительный: экспорт – $593 млрд, импорт – $316 млрд. В этом прогнозе регулятор отразил сложившуюся годом ранее тенденцию, как будто геополитическая ситуация мало повлияла на экспорт и импорт. По итогам 2021 года платежный баланс России по экспортным операциям составил $550 млрд, импорт – $379,9 млрд. То есть Россия, как и в прошлом году, в мировой торговле окажется в плюсе.

Ранее Банк России даже постепенно улучшал прогноз по экспорту товаров. В апреле регулятор прогнозировал, что объем российского экспорта снизится с $550 млрд в 2021 году до $484 млрд в 2022 году, а импорта – с $379 млрд до $266 млрд. В июле регулятор повысил прогноз по объемам экспорта товаров и услуг из России в 2022 году с $505 млрд до $593 млрд, а импорта – ухудшил с $321 млрд до $316 млрд. Также Центробанк повысил ожидания на 2023 год по экспорту – с $432 млрд до $499 млрд, а в 2024-м – с $405 млрд до $446 млрд.

Для такого умеренного оптимизма есть основания. Аналитики «Росбанка» обратили внимание на примечательный факт. Показатели экспорта июля этого года не сильно изменились относительно июньских данных – $34,1 млрд и $28,2 млрд соответственно. И это несмотря на ухудшение внешних условий для поставок российских товаров на мировой рынок. Однако для реальной оценки происходящего во внешнеэкономической деятельности пока мало данных.

В сфере международной торговли и грузовых перевозок с участием России складывается неоднозначная ситуация. На фоне ужесточающихся санкций и российских конт­рсанкций грузовые потоки на мировом рынке начинают прокладывать обходные пути. Но логистические компании предпочитают особо не комментировать новые схемы. А российские официальные данные по экспорту и импорту теперь закрыты.

Товары под санкциями

В санкционных пакетах, введенных США, Евросоюзом, Великобританией, Канадой, Японией и некоторыми другими странами, сотни товаров, запрещенных к поставкам в Россию. Например, к ним относятся трубы для газопроводов, буровой инструмент и прочее оборудование для нефтедобычи, установки для химической промышленности, морские навигационные товары, суда, судовые двигатели, снаряжение для дайвинга, различная техника, в том числе электротехника из Японии, приборы и т.д. Здесь же обувь, одежда, посуда и другие товары, а также пищевые продукты, эмбарго на ввоз многих из которых Россия сама ввела еще в 2014 году как контрмеры. Санкции не коснулись поставок в Россию лекарств, косметики, некоторых видов продовольствия.

Список попавших под запрет экспортируемых из России в ЕС товаров намного меньше, но касается он в основном поставок товаров энергетического комплекса и металлургии. Это металлопрокат, металлы, стальные трубы, уголь, нефть и нефтепродукты. Правда, эмбарго на нефть и нефтепродукты ЕС пока отложил до 5 декабря 2022 года и 5 февраля 2023 года соответственно. Запрещать поставки других ресурсов, удобрений и продовольствия не стали. Таким образом, тенденция к укреплению положительного сальдо внешней торговли России с европейскими странами была определена санкциями.

Проследить, как она проявилась, можно по некоторым данным из зарубежных источников, например из опубликованного в июле Евростатом обзора по поставкам сельхозпродукции, в нем представлены данные на апрель этого года. Из них следует, что поставки сельхозпродукции из ЕС в Россию с января по апрель текущего года снизились на 10% к показателям за аналогичный период прошлого года – до €2,2 млн. При этом поставки сельхозпродукции из России в ЕС выросли на 70% – до €1,05 млрд. Это можно объяснить прежде всего резким ростом цен на продовольствие в Европе из-за энергетического кризиса. Поэтому если даже было снижение физического объема поставок российской продукции, то рост цен вполне компенсировал его.

В Российском зерновом союзе отмечали, что в апреле этого года по сравнению с мартом, несмотря на санкции и логистические проблемы, Россия увеличила экспорт зерна на треть. Продолжается тенденция 2021 года, когда ЕС даже опередил Китай по ввозу продовольствия из России. Есть вероятность, что эта тенденция продолжится.

По заявлениям Минсельхоза России, во втором полугодии страна сможет поставить на мировой рынок до 30 млн тонн зерна. Прямых санкций в отношении продовольствия нет – трудности возникают с расчетами за поставленную продукцию, так как санкции действуют в отношении банков. В июле этого года в ЕС даже обсуждали возможность смягчения санкций в отношении ряда российских банков, а именно разморозку корреспондентских счетов для возможности рассчитываться за поставляемое продовольствие.

Также возникают логистические сложности, поскольку европейские порты закрыты для захода российских судов. Россия в ответ оставила за собой право закрывать свои порты для захода судов из Европы. Кроме того, зарубежные морские перевозчики во многих случаях отказываются работать с товарами из России или предназначенными для России.

Схожая ситуация складывается и с другими российскими значимыми экспортными товарами. Тем не менее, практика и в этом случае показывает, что препятствия преодолимы. Так, Россия в августе увеличила морской экспорт нефти вопреки объявленным с отсрочкой санкциям, приводит данные агентство S&P Global Platts Analytics. Объемы поставок российской нефти с 1 по 16 августа выросли на 140 тыс. барр./сут. в месячном выражении – до 3,36 млн барр./сут. А в целом поставки нефти уже пять месяцев подряд превышают ежемесячные показатели поставок, совершаемых до начала конфликта на Украине.

По данным Евростата, за первое полугодие ввоз российской нефти в ЕС в денежном выражении вырос на 78,9%. При этом физические объемы поставок с июня по август несколько снизились после объявления предстоящего эмбарго.

Существенное снижение экспорта России стоит ожидать по таким санкционным товарам, как уголь и металлы, отмечают в консалтинговом агентстве INFOLine-Аналитика. Поставки этих товаров на мировой рынок во втором полугодии могут упасть на 50% и более, считают в агентстве. Европа была ключевым рынком для сбыта этих российских товаров. На азиатском рынке наши металлы не нужны, так как там производят достаточно своей продукции, причем зачастую более эффективно, чем в России, поясняют эксперты. В этом плане продвижению российских товаров на международном рынке могла бы помочь девальвация рубля, но пока таких планов у российского регулятора нет.

Правительство и компании ищут решения

Правительство РФ и многие предприятия – участники ВЭД в сложившихся условиях вынуждены искать решение возникающих проблем. Прежде всего государство постаралось принять меры для защиты своего экспорта. Указом президента, принятым в марте, был установлен специальный порядок ввоза в страну и вывоза из нее товаров иностранными компаниями. Экспортно-импортные операции пошли только в соответствии с перечнями товаров, которые стало устанавливать правительство. Перечни запрещенных и ограниченных к ввозу и вывозу товаров можно оперативно менять, реагируя на меняющуюся ситуацию. Таким образом, отечественные экспортеры получили преимущественное право на зарубежные поставки российского продовольствия, ресурсов. Также регулируется импорт продукции. Кроме того, контролируется ситуация на внутреннем рынке, чтобы избежать дефицита каких-либо товаров.

Для насыщения рынка необходимыми товарами был также введен механизм параллельного импорта. Он предполагает ввоз товаров в Россию без согласия производителя или обладателя прав. Стоит отметить, что такой принцип действует во многих странах мира. Предполагается, если товар приобретен легально у его поставщика в третьей стране или у самого производителя за пределами России, то далее купленный товар принадлежит уже самому покупателю и он вправе распоряжаться им, в том числе ввозить в Россию. Список товаров для параллельного импорта утверждает Минпромторг. Перечень постоянно корректируется и дополняется. В основном в нем фигурируют автомобили, запчасти, технологически сложное оборудование, резина, бытовая техника, одежда, обувь, лекарства.

После того, как для российских судов закрылись европейские порты, а для автотранспорта – сухопутные переходы, возникла необходимость переброски грузов на другие направления, в первую очередь на восток, в страны АТР. Поэтому резко возрос спрос на услуги портов Приморья и железнодорожные перевозки по Восточному полигону РЖД в направлении портов. Поскольку подходные пути полигона и так были загружены до предела, правительству и РЖД пришлось принимать неординарные меры по регулированию перевозок наиболее важных экспортно-импортных грузов.

Возросло и значение международного транспортного коридора «Север – Юг», включающего российские порты Каспийского моря и предназначенного для перевозок грузов между Европой и странами Азии и Ближнего Востока. За многие годы развития этот МТК так и не заработал в полной мере как транзитный для России коридор. Теперь же ситуация подтолкнула российские власти к активным действиям, чтобы запустить его в новом качестве, как транспортную магистраль, призванную открыть новые возможности для выхода российских компаний на рынки Ирана, Индии, стран Ближнего Востока, Азии и Африки и для встречных поставок товаров из этих стран. Для реального запуска коридора, помимо устранения административных и таможенных барьеров, потребуется еще построить 140 км железной дороги через территорию Ирана.

Один из главных вопросов, который придется решить российскому правительству и бизнесу, – это отказ от финансовых расчетов в долларах США. В условиях санкций расчеты в долларах и евро становятся некомфортными для государства и российских компаний из-за рисков заморозки счетов, а расчеты через российские банки невозможны, так как против многих из них введены санкции. Стоит задача формирования новой системы расчетов.

Постепенный отказ от расчетов в долларах и евро уже происходит, с дружественными странами Россия переходит на частичную оплату в руб­лях и валюте этих стран, например с Китаем и Турцией. Сейчас речь идет о создании условий для связанности финансовых систем стран ЕАЭС. Также потребуется внедрение собственной системы передачи финансовых сообщений, которая может заменить SWIFT и другие западные системы. Такая система в России существует, она может быть внедрена сначала на Евразийском пространстве.

По мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, довести расчеты в национальных валютах до 100% между странами ЕАЭС можно в ближайшей перспективе. Уже сейчас доля расчетов в нацвалютах в ЕАЭС составляет 74%. Этот принцип будет распространяться и во взаимоотношениях с другими дружественными странами. Например, страны АСЕАН, по словам С.Катырина, также заинтересованы в переходе с Россией на расчеты в национальных валютах.

К тому же крупные игроки ТЭК и перевозчики переориентируют экспортные поставки угля и нефти в Азию. Экспорт этих товаров в Индию и Китай заметно растет. Как указано в обзоре «Торговые отношения России и Китая: потенциал роста» фонда «Росконгресс», за 6 месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Китай ввезено 62,8 млн тонн российского угля, что на 57% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем экспорта российской нефти в Китай вырос на 38,7%, до 55,8 млн тонн. Индия, по данным Reuters, с 27 мая по 15 июня увеличила объемы закупок российского угля в денежном выражении в 6 раз, а нефти – в 31 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Во внешнеэкономической деятельности российские компании сейчас испытывают серьезные трудности. Но они приспосабливаются, меняют направления торговли, ищут новые пути доставки товаров, способы расчетов, как и их контрагенты из дружественных стран. По мере адаптации бизнеса к ограничениям, вводимым по политическим мотивам странами Запада, объемы российского экспорта, в первую очередь сырьевых ресурсов, начнут расти. На эти товары в мире есть реальный спрос, значит, найдутся и способы его удовлетворения.

Морские порты №6 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ