Ключевые задачи в новых экономических условиях - Морские вести России

Ключевые задачи в новых экономических условиях

09.05.2023

Транспортная политика

Ключевые задачи в новых экономических условиях

Фото: «Морские вести России»

В конце марта в Москве состоялось итоговое расширенное заседание коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте. В работе коллегии приняли участие заместитель начальника Управления Администрации Президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета Александр Юрчик, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель председателя Комитета ГД по транспорту и строительству Виктор Дерябкин, замруководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов и др.

Все почетные гости выступили с приветствиями. Содоклад по итогам и планам работы Общественного совета при Росморречфлоте сделала его председатель Анна Исаева.

Насыщенную информацию об актуальных вопросах перепрофилирования и модернизации морских терминалов в новых условиях представил председатель Совета директоров Ассоциации морских торговых портов, старший вице-президент ООО «УК «Дело» Денис Илатовский. (Подробнее в журнале «Морские порты» № 2, 2023).

Впервые участие в отраслевой коллегии принял глава ДНР Денис Пушилин.

Вел работу коллегии руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев.

Глава ведомства выступил с докладом, отметив, что «совместная работа с Минтрансом, Российской палатой судоходства, Ассоциацией морских торговых портов, Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, бизнес-сообществом позволяет реализовать поставленные перед нами ­задачи».

В то же время «новые экономические условия, конечно, скорректировали наши планы, но необходимые шаги нашли отражение в утвержденных правительством в прошлом году «дорожных картах» по развитию международных транспортных коридоров», – пояснил З. Джиоев. И напомнил, что речь идет о трех коридорах:

– международном транспортном коридоре «Север – Юг»;

– транспортно-логистическом коридоре в Азово-Черноморском направлении;

– транспортно-логистическом коридоре в Восточном направлении.

Новые территории

В октябре (4 октября 2022 г. подписаны федеральные конституционные законы о принятии в состав) произошло знаковое событие – в состав России приняты новые субъекты. В фокусе Росморречфлота находятся морские порты и внутренние водные пути новых субъектов.

Для интеграции портовой инфраструктуры принимаются меры по формированию системы управления портами, подготовке нормативных документов по регулированию административных полномочий, обеспечению безопасности судоходства.

По словам руководителя агентства, уже предпринято:

– порты Мариуполь и Бердянск включены в Реестр морских портов РФ (теперь их стало 63);

– в составе АМП Азовского моря образованы 2 филиала, проводятся организационно-штатные мероприятия; в морском порту Мариуполь уже назначен капитан порта;

– с учетом переходного периода выпущены временные нормативные документы. Обязательные постановления, которые придут к ним на смену, разработаны и проходят межведомственное согласование;

– запущен процесс по включению судоходного участка водных путей Херсонской области в Перечень внутренних водных путей РФ.

Проведена большая работа в тесном контакте с руководством новых территорий.

Также он сообщил, что по Мариуполю совместно провели инвентаризацию имущества, главные усилия направляем на восстановление первоочередных объектов – это средства навигационного обеспечения, объекты на тыловой территории.

Однако самое главное – это включение порта в логистические цепочки. И акцентировал, что «здесь решения в первую очередь за хозяйствующими субъектами, мы со своей стороны готовы оказать необходимую поддержку».

В 2022 году объем перевалки в новых портах составил порядка 40,5 тыс. т. По итогам этого года вполне реалистичен грузооборот новых портов до 1 млн т, мощности позволяют.

На новых логистических маршрутах

Санкционные меры, введенные против России, привели к изменению логистических маршрутов. Основные внешнеторговые грузопотоки были переориентированы из Европы на Ближний Восток и страны АТР.

В определенные моменты в течение года это приводило к падению грузооборота, в частности, в марте 2022 года наблюдалась наибольшая отрицательная динамика (в 1-м квартале грузооборот просел на 9,2% к уровню 2021 г.).

По его словам, экспортеры и импортеры, транспортные компании оперативно начали искать новые рынки и маршруты для доставки грузов, в помощь был организован оперативный штаб в Минтрансе России, предпринят ряд иных мер. В результате отрицательная динамика по перевалке не только преодолена, но по итогам года вышла в плюс.

Так, перевалка грузов в морских портах составила почти 842 млн т (841,8 млн т, +0,8% к 2021 году – 835,5 млн т). Внутри номенклатуры и по географии динамика разнонаправленная.

В частности, З. Джиоев проинформировал участников коллегии, что в результате полного отказа или значительного ограничения судозаходов со стороны основных операторов контейнерного флота (MSC, Maersk и др.) в российские морские порты произошло значительное падение по контейнерным грузам (-25,9%).

При этом в Балтийском бассейне в 2022 году снижение объема перевалки грузов в контейнерах составило более 60% (64,7%) относительно 12 месяцев 2021 года, а на Дальнем Востоке, наоборот, отмечен рост этого показателя на 18% (17,9%).

Начиная со второй половины 2022 года началось восстановление и рост обработки контейнеров от месяца к месяцу. Например, в декабре 2022 года количество обработанных контейнеров в портах увеличилось на 25% по сравнению с показателями июня, а в Балтийском бассейне количество обработанных контейнеров в декабре почти в два раза увеличилось по сравнению с показателями сентября.

Выросла и перевалка нефти, по этому роду грузов рост составил 7,5% (до 256 млн т) при снижении перевалки нефтепродуктов (-5,2% до 139 млн т).

Развитие портовой инфраструктуры

Как заметил руководитель агентства, достаточность портовых мощностей определяет возможность достижения производственных показателей. В основном мероприятия по развитию инфраструктуры морских портов реализуются с привлечением частных инвестиций.

А вот неисполнение иностранными поставщиками своих обязательств оказало влияние на проекты, но не заставило отказаться от планов, только скорректировали сроки реализации.

В настоящее время морские порты России располагают мощностями почти 1,3 млрд т. Только инвестпроекты, реализованные в рамках комплексного плана в морских портах Ленинградской области, Краснодарского, Приморского и Камчатского краев увеличили в прошлом году производственные мощности еще на 37 млн т (36,64 млн т). Из основных это:

– строительство Таманского терминала навалочных грузов (полное развитие);

– угольный терминал «Порт Вера» в районе мыса Открытый Приморского края;

– первая очередь морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае.

– И все эти мощности, – отметил З. Джиоев, – востребованы.

Сейчас с применением механизма концессии в Мурманской области и на Сахалине реализуются мероприятия по созданию угольного терминала «Лавна» в порту Мурманск, многофункционального грузового района в Поронайске.

Кроме того, он сообщил, что «в этом году планируем заключить соглашение по созданию универсального перегрузочного комплекса в порту Новороссийск». И уточнил, что «многие стивидоры реализуют инвестиционные программы по развитию и вне проектов комплексного плана».

В 2023 году прирост мощностей морских портов ожидается в объеме 59 млн т (59,29) в Балтийском и Дальневосточном бассейнах (Мурманск, Усть-Луга, Владивосток, Петропавловск-Камчатский).

Как крайне важный проект он отметил обеспечение прохода судов с осадкой до 4,5 м по всей длине Волго-Каспийского морского судоходного канала. Реализация «этой грандиозной задачи необходима для развития транзитного потенциала МТК «Север – Юг», его транскаспийской ветки».

Соответственно масштабу собрана уникальная группировка дноуглубительной техники. И если в 2022 году объемы дноуглубления составили здесь 5 млн куб. м, то, по его словам, в 2023 году решение этой задачи потребует кратного увеличения объемов ремонтного черпания (до 12 млн куб. м), что в результате даст мощный импульс развитию портов Каспия.

Касаясь морских портов Республики Крым, глава ведомства завил о произошедших здесь кардинальных изменениях. Совместно с властями республики была проведена кропотливая работа по запуску нового госпредприятия ФГУП «НИКИМП», в задачи которого входит развитие грузовой инфраструктуры портов Керчь, Феодосия, Севастополь.

– Однако есть и социальные объекты, – заявил З. Джиоев и привел в пример Чукотку, где в поселке Угольные Копи введен в эксплуатацию паромно-пассажирский причал на левом берегу Анадырского лимана. Это позволит обеспечить безопасную морскую перевозку пассажиров и автотранспорта.

Транспортная доступность

По итогам минувшего года отечественными судоходными компаниями судами под российским флагом перевезено более 27 млн т грузов (27,5). Здесь наблюдается рост более 17% (17,4%).

В акватории Севморпути перевезено чуть более 34 млн т (34 116,9 тыс. т, 97,8% от уровня 2021 года).

Как одну из основных задач транспорта он отметил обеспечение транспортной доступности.

– В текущих условиях, когда Прибалтика постоянно создает все новые препоны для сообщения с Калининградской областью, стратегическое значение имеет морское сообщение, обеспечивающее транспортную доступность российского эксклава, – заявил глава ведомства. И напомнил, что в январе 2022 года на этом направлении ходили 2 парома, а к концу года стабильную работу обеспечивали уже 18 судов, в том числе инновационные паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», строительство которых было завершено в прошлом году.

Тогда, в марте в торжественной церемонии поднятия государственного флага России на пароме «Маршал Рокоссовский» принял участие президент В.В. Путин.

Кроме того, «в результате совместных усилий с властями Калининградской области правительством страны приняты решения о господдержке морских перевозчиков на этой линии по возмещению расходов на доставку грузов, – сообщил он и добавил, что «сейчас видим рост востребованности в ней».

Для нужд Дальневосточного федерального округа, в частности организации сообщения Командорских и Курильских островов с г. Петропавловском-Камчатским, построено грузопассажирское судно «Анатолий Чернеев».

По итогам прошлого года объем перевозок пассажиров морским транспортом составил 3,4 млн человек, это меньше 2021 года (4,6 млн человек), что объясняется прежде всего снижением круизных перевозок в Черном море.

З. Джиоев напомнил, что в результате теракта на Крымском мосту в октябре прошлого года возникла необходимость оперативно возобновить работу Керченской паромной переправы.

В кратчайшие сроки была организована работа пассажирских судов, автомобильных и железнодорожных паромов, обеспечены необходимые глубины. Не подвели коллективы «Росморпорта» и фактически только-только начавшего свою работу НИКИМП.

– Не могу не отметить Республику Крым и Краснодарский край, а также ответственную гражданскую позицию судовладельцев, которые без промедления предоставили суда, – сказал он.

В результате порядка 100 тыс. человек и почти 1 млн т грузов на сегодня перевезено морскими перевозчиками Керченской паромной переправы.

Мощный результат

Руководитель Росморречфлота отметил, что в условиях санкционных ограничений внутренний водный транспорт показал положительную динамику работы флота.

По его словам, работа последних лет выразилась в «мощном» результате прошлого года – в навигацию 2022 года объем перевозок вырос на 5% (5,3%) и составил более 116 млн т (116,4 2021 год – 110,5 млн т). Значительно увеличились грузопотоки угля, зерна, строительных материалов.

И оценил: «Это внушительный рост, очевидно, удалось воспользоваться окном возможностей. Рассчитываем на сохранение темпа».

Объемы отправки грузов на Крайний Север выросли на 4%, перевозки жизненно важных грузов по заданиям субъектов РФ осуществлялись по водным путям Обь-Иртышского, Енисейского, Ленского, Амурского бассейнов. Потребителям доставлено более 1,5 (полутора) млн т (1543,6 тыс. т).

По проблемным вопросам обеспечения завоза грузов в районы Крайнего Севера идет конструктивный диалог на Экспертном совете агентства с представителями правительств Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Чукотского автономного округа.

Протяженность водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов была увеличена на 241 км (240,7 км).

Продолжилась действующая практика софинансирования субъектами РФ (Республика Карелия, Ямало-Ненецкий АО, Республика Тыва, Ханты-Мансийский АО) содержания отдельных участков путей, наиболее значимых для регионов.

Протяженность участков, лимитирующих условия судоходства, сократилась более чем на 3,5 тыс. км (3601 км).

Пропускная способность увеличилась на 1,5 млн т.

По объему погрузочно-разгру-зочных работ на ВВТ также отмечается рост – объем перевалки в речных портах составил почти 131 млн т (130,9) (2021 год – 126,3 млн т, +3,7%).

Мобильность граждан, использующих внутренний водный транспорт, увеличилась на 6% (5,9%). Перевозки пассажиров составили 9 млн человек (в 2021 году – 8,6 млн человек).

На фоне введенных санкций для выездного туризма отмечено резкое увеличение объема туристских пассажирских перевозок.

З. Джиоев обратил внимание участников коллегии на тот факт, что мера господдержки судоходных компаний по стимулированию доступных внутренних туристических поездок, так называемый туристический кешбэк, позволила увеличить загрузку круизных судов.

В итоге было перевезено более 350 тыс. пассажиров (357,8), рост составил более 30% к 2021 году, и «на данных маршрутах мы прогнозируем дальнейшее увеличение пассажиропотока», – пояснил он.

Касаясь развития инфраструктуры, руководитель агентства сообщил, что объем финансирования содержание ВВП и СГТС составил 26,4 млрд рублей, или 93% к нормативному.

И уточнил: «Могу с уверенностью сказать, что это самый высокий уровень за новейшую историю, а способствовали этому и решения Госсовета 2016 года, и постоянное внимание к внутреннему водному транспорту».

Так, выполнены дноуглубительные работы в размере 23 млн куб. метров. Капитальный ремонт производился на 31 объекте инфраструктуры ВВП. На 11 СГТС повышен уровень безопасности до нормального.

Завершены работы по реконструкции Павловского шлюза (Камский бассейн), разрешение на ввод в эксплуатацию планируется получить в этом году. Получены разрешения на ввод в эксплуатацию после реконструкции шлюзов №2 и №5 Волго-Донского судоходного канала.

Достижение целей и планы развития

Обновление флота. На начало 2023 года в отечественных морских реестрах под флагом России зарегистрировано около 7,5 тыс. судов, из них порядка 1700 (1694) в Российском международном реестре суммарным дедвейтом более 7,2 млн т.

Для обеспечения аварийно-спасательной готовности в Арктике завершено строительство головного гидрографического катера и двух лоцмейстерских судов.

Техфлот пополнился 16 судами – 10 промерными для проведения гидрографических изысканий и 4 обстановочными для работы в бассейнах разряда «О», а также двумя серийными землесосами.

Продолжая важнейшую тему обновления флота, глава ведомства сообщил, что «продолжается реализация 21 госконтракта на строительство 73 судов (27 морских и 46 речных), в том числе 16 для Севморпути». И добавил: «Планируем в этом году завершить постройку 6 судов, в том числе спасателя мощностью 7 МВт».

Касательно санкционных ограничений на поставку иностранного оборудования, доля которых в проектах судов может достигать 70%, заявил, что они вносят коррективы, требуют перепроектирования и освоения выпуска нового отечественного судового оборудования.

Данная работа объективно приводит к пересмотру сроков, отдельных элементов и в некоторых случаях стоимости строительства судов. Вопрос сложный как для заказчиков, так и для верфей, тем не менее есть понимание, как решить эти проблемы.

Безопасность и цифровизация. Осуществляется поэтапное оснащение морского и внутреннего водного транспорта, а также акваторий морских портов и внутренних водных путей аппаратурой спутниковой навигации Глобальной навигационной спутниковой системы.

Глава ведомства обратился ко всем субъектам транспортной безопасности всех форм собственности: «Внешняя ситуация изменилась, прошу еще раз внимательно посмотреть на свои оценки, категории, планы с тем, чтобы, если надо, учесть изменившиеся риски».

Относительно внедрения цифровых технологий напомнил, что на «единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) выведены 13 услуг, в том числе выдача удостоверений личности моряка».

– Нацелены на улучшение процесса предоставления государственных услуг в цифровом формате, развитие клиентоцентричных механизмов, – продолжил З. Джиоев и добавил: «В этом году планируем упростить процесс оплаты госпошлины посредством госуслуг».

Кроме того, в отрасли реализуется проект «Автономное судовождение» – для этого создано 4 новых образца отечественного берегового и судового оборудования на основе е-Навигации и а-Навигации, разработаны программы обучения специалистов а-Навигации и е-Навигации. В этом году «ставим задачу запустить в автономный режим паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», – заявил руководитель Росморречфлота.

«Генеральная уборка». В прошлом году по поручению председателя правительства М.В. Мишустина начата расчистка акваторий страны от затонувших судов.

Так, по итогам 2022 года по Дальневосточному федеральному округу утилизировано 43 судна, в рамках госконтрактов удалены 3 судна, остальные убраны в рамках предпринимательской инициативы.

Также по удалению и утилизации 4 судов осуществлена компенсация затрат Магаданской области в объеме порядка 24 млн рублей.

На 2023 год плановый показатель обозначен на уровне 87 судов, и это амбициозный план. Совместно с субъектами (Сахалинская область, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Чукотский автономный округ) составлен график работ по каждому судну.

Контроль сроков исполнения ведется в режиме постоянного мониторинга, в том числе правительством.

Есть определенные сложности – субъекты не по всем судам провели подготовительные мероприятия, необходимые для начала работ (обследования и разработка проектной документации на проведение судоподъемных работ), но, как отметил З. Джиоев, «эти сложности решаемы». И обратился к руководителям дальневосточных субъектов с просьбой о личном внимании к организации планирования и самих работ по проекту «Генеральная уборка».

Образование. По справедливому замечанию руководителя агентства, «без подготовки кадров не было бы настоящего и не будет будущего».

– Для отрасли образовательные организации высшего образования обеспечили подготовку более 9 тыс. специалистов (9258), в том числе 6 тыс. человек (6193) по плавательным специальностям, – сообщил он.

В 2022 году разработаны и утверждены программы развития вузов, включающие направления образовательной, научной и воспитательной деятельности с широким применением цифровых технологий.

Университет имени адм. Г.И. Невельского стал победителем программ «Приоритет-2030» и «Профессионалитет» и получил целевую финансовую помощь на модернизацию учебно-производственных мощностей. И, по его мнению, «очень важно теперь успешно реализовать эти программы».

И добавил ожидаемое: «В этом году принимаем в систему российского образования Херсонскую государственную морскую академию – проект распоряжения находится в правительстве, в ближайшие несколько месяцев будут проведены необходимые мероприятия».

Задачи 2023 года

Руководитель Росморречфлота обозначил на ближайший год новые направления и перспективы:

– Выполнение мероприятий Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

– Использование потенциала внутреннего водного транспорта – необходимо перестраивать внутреннюю работу, более эффективно использовать производственные силы. Надо активнее использовать цифровые технологии. В этой связи продолжится реорганизация бассейновых администраций, начатая в прошлом году.

– Калининградская и Керченская переправы.

– Волго-Каспийский канал.

– «Генеральная уборка».

Необходимо обеспечить бесперебойную работу отрасли, выполнение мероприятий «дорожных карт», направить усилия на достижение плановых показателей, предусмотренных стратегическими документами и федпроектами.

Решение этих задач заложено, в том числе в проекте публичной декларации Росморречфлота.

На этом пути также рассчитываю на продолжение конструктивной совместной работы с субъектами.

В заключение З. Джиоев выразил уверенность, что высокий профессионализм коллективов на местах позволит выполнить все поставленные задачи и обеспечить устойчивое функционирование организаций и отрасли в целом.

Гармоничное развитие транспортной инфраструктуры

Выступая с информацией о реализации Транспортной стратегии РФ до 2030 года и прогнозом до 2035 года, замруководителя Росморречфлота Борис Ташимов, в частности, назвал характерной особенностью 2022 года рост потребности в стабильном сообщении с Турецкой Республикой.

По его словам, в течение прошлого года велась работа по выстраиванию эффективного паромного сообщения между морскими портами Краснодарского края и Турцией, развивалась инфраструктура для обработки судов типа Ro-Ro.

Были запущены новые логистические маршруты для обеспечения доставки грузов в обход ограничений со стороны недружественных стран. Турецкие порты стали одним из основных трансшипмент-хабов по обеспечению внешнеторговых грузопотоков на территорию европейской части России. Были открыты новые контейнерные сервисы на линии Новороссийск – Стамбул, отработаны маршруты в направлении Китая, Вьетнама, Индонезии, Бангладеш и Пакистана, стран Ближнего Востока и южной части Средиземноморья, увеличился таж фидерных судов на Черном море.

Кроме того, в 2022 году шла активная работа по наращиванию грузооборота паромного сообщения с Калининградской областью. И в «настоящее время на переправе на постоянной основе работают 14 судов», – уточнил замруководителя.

Также события конца 2022 года «заставили бросить значительные ресурсы и на организацию паромного сообщения с Республикой Крым, и на текущий момент здесь эксплуатируются 5 судов, – добавил он.

Одной из главных задач на ближайшее время Б. Ташимов назвал развитие международного транспортного коридора «Север – Юг». Работа по этому направлению «позволит расширить торгово-экономические связи со странами Прикаспийского региона, Закавказья и Персидского залива», – уточнил он. И как ключевую роль в наращивании грузопотока здесь он назвал также увеличение пропускной способности Волго-Каспийского канала и развитие портовой инфраструктуры.

– К концу года будет обеспечена возможность прохода по Волго-Каспийскому каналу судов с осадкой 4,5 метра, и для этого мобилизуется беспрецедентное количество дноуглубительной техники, – заявил Б. Ташимов.

В рамках МТК «Север – Юг» ООО «ПЛК Каспий» реализует проект по строительству морского терминала по перевалке контейнеров (мощностью 35 тыс. TEU), генеральных грузов (1,1 млн т), масла (0,9 млн т) и зерна (0,8 млн т). Объект строится в границах портовой особой экономической зоны «Лотос» на территории Астраханской области. В результате мощности порта Оля увеличатся на 3,3 млн т и составят 5,4 млн т в год.

Следующее направление развития – транспортно-логистический коридор в Азово-Черноморском направлении.

По его мнению, динамичное наращивание современных портовых мощностей в бассейне синхронно с развитием смежных видов транспорта необходимо для развития торгово-экономических связей со странами Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.

Здесь совместно с частным бизнесом идет работа над проектами в морских портах Новороссийск, Туапсе, Темрюк.

В Новороссийске в рамках государственно-частного партнерства планируется завершить работы по строительству причалов №22А и №23А пристани №3, предназначенных для перевалки зерна в объеме до 9 млн т. Инициаторами проекта выступают АО «ОЗК» и ПАО «НКХП».

Кроме этого, в соответствии с указанием президента России осуществляется реализация проекта строительства универсального перегрузочного комплекса АО «НСРЗ» в целях перевалки металлопродукции в объеме 12 млн т, которая ранее переваливалась в портах Украины. Реализация проекта планируется в рамках концессии, концессионером планируется определить ПАО «НМТП». В настоящее время ведется проектирование, Росморречфлотом совместно с потенциальным концессионером и заинтересованными министерствами прорабатываются основные параметры концессионного соглашения.

Касаясь мероприятий дорожной карты транспортно-логистического маршрута в восточном направлении, он отметил их связь с развитием транзитного потенциала морских портов ДФО и Севморпути. Основная цель – расширение торгово-экономических связей со странами Южной и Юго-Восточной Азии.

– Здесь, как и в Азово-Черноморском бассейне, задача состоит в гармоничном развитии портовых мощностей и смежной инфраструктуры, особенно железной дороги, – заявил замруководителя. И обозначил планы Росморречфлота на текущий год.

Дальневосточный бассейн. Завершить строительство терминала для перевалки угля в бухте Суходол мощностью 12 млн т.

ПАО «НОВАТЭК» запланировал ввод мощностей по перевалке СПГ в бухте Бечевинская Камчатского края, прирост мощности составит 10,85 млн т.

В горизонте 2025-2030 гг. планируется реализовать ряд проектов развития мощностей порта Ванино. Ввод в эксплуатацию второго этапа терминала в бухте Мучке мощностью 12 млн т (АО «ВаниноТрансУголь» планирует завершить реализацию проекта в 2025 году).

Реализация проекта увеличения мощностей терминала АО «Дальтрансуголь» позволит компании выйти на перевалку угля до 40 млн т в год после 2026 года.

– Планируется реконструкция отдельных причалов Ванинским морским торговым портом и реконструкция объектов паромной переправы Ванино – Холмск, – напомнил Б. Ташимов. И пояснил, что «в настоящее время по объекту завершены проектные работы, а на стороне Сахалина, в Холмске, ведутся строительно-монтажные работы по реконструкции объектов переправы».

Также на Сахалине планируется реализация двух масштабных проектов развития портовых мощностей. Создание многофункционального грузового района порта Поронайск. Объект реализуется в рамках заключенного с Росморречфлотом концессионного соглашения, концессионер ведет проектирование. Общая мощность комплекса составит порядка 14 млн т, планируем, что терминал будет введен на полную мощность к 2027 году.

Кроме того, в настоящее время ведется проектирование комплексного развития порта Корсаков. Сейчас ФГУП «Росморпорт» на основе соглашения с корпорацией развития Сахалинской области завершает проектирование первого этапа реализации проекта. Специально созданная проектная компания Сахалинской области также завершает проектирование реконструкции отдельной части проекта – причалов рыбного порта. Планируется, что в текущем году будут подписаны обязывающие соглашения с инвесторами по строительству тыловой инфраструктуры, в таком случае на строительно-монтажные работы можно будет выйти уже в этом году.

– В случае реализация всех заявленных проектов сможем увеличить производственную мощность портов Дальневосточного бассейна более чем на 90 млн т к 2030 году, – заявил он.

Арктический бассейн. В порту Мурманск продолжается реализация инвестпроектов АО «Мурманский морской порт» (+1,5 млн т) и АО «Мурманский балкерный терминал» (+1,5 млн т). По концессионному соглашению ведется строительство терминала «Лавна».

В текущем году в Мурманск прибудет плавучее хранилище газа ПАО «НОВАТЭК», в рамках создания перегрузочного комплекса СПГ будет введена мощность по перевалке более 10 млн т сжиженного газа в год.

В настоящее время также идут работы по проектированию морского терминала в порту Нарьян-Мар в рамках создания химического комплекса в Ненецком автономном округе. ООО «Русхимгаз» планирует создать терминал для перевалки метанола мощностью более 3 млн т в год.

В прошлом году введен в эксплуатацию причал в пос. Угольные Копи в Анадырском лимане. Для организации полноценных пассажирских перевозок в настоящее время завершаем проектирование реконструкции причала на противоположной стороне в порту Анадырь.

Северо-Западный бассейн. Продолжается развитие порта Усть-Луга.

ООО «Новотранс Актив» находится в активной фазе строительства универсального торгового терминала. Планируют ввести терминал на полную мощность более 24 млн т в 2024 году, на текущий год предусмотрен ввод этапа на 8 млн т.

ООО «Ультрамар» намерено к введенному в эксплуатацию в 2022 году терминалу в 12 млн т ввести дополнительно еще 13 млн т в 2024 году.

Также на 2024 год запланирован ввод в эксплуатацию терминала для перевалки минеральных удобрений мощностью 5,5 млн т компании «Еврохим».

Кроме того, продолжается реализация проектов по развитию терминалов в Санкт-Петербурге, Приморске и Калининграде.

Б. Ташимов напомнил, что подробный мониторинг реализации всех названных инфраструктурных проектов ведется через систему федпроектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Общие показатели федпроекта «Развитие морских портов» на сегодняшний день выглядят так:

– общий прогнозный объем инвестиций на названные проекты в 2023 году порядка 140 млрд рублей, подавляющая часть – частные инвестиции;

– прирост портовых мощностей за счет реализации запланированных проектов – более 270 млн т до 2030 года, из них в текущем году рассчитываем на ввод более 50 млн т.

Замруководителя акцентировал, что сохраняются риски, связанные с санкционными ограничениями, с которыми столкнулись все инвесторы, реализующие капиталоемкие проекты. Пересмотр подходов к реализации, замена оборудования, поиск альтерна­тивных проектных решений сказываются на сроках, однако на текущий момент можно говорить о том, что отказов от реализации проектов нет.

Награждение

Приказом Министерства транспорта РФ за большой личный вклад в подготовку квалифицированных специалистов для транспортной отрасли нагрудным знаком «Почетный работник речного флота» награждены:

Пыжова Жанна Юрьевна – проректор по экономической деятельности и информационной политике ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»;

Чурин Михаил Юрьевич – директор института «Морская академия» ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

За активное участие в мероприятиях, проводимых Министерством транспорта РФ, медалью Петра Губонина награжден:

Башкатов Алексей Николаевич – музыкальный руководитель курсантского и студенческого клуба Центра воспитательной работы Управления внеучебной и воспитательной работы ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».

За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу на транспорте благодарность министра транспорта РФ объявлена:

Палагушкину Борису Владимировичу – проректору по научной работе ФГБОУ «Сибирский государственный университет водного транспорта»;

Сатиной Светлане Викторовне – главному бухгалтеру ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна ВВП».

За значительные заслуги в сфере образования и добросовестный труд наградить ведомственными наградами Министерства науки и высшего образования РФ:

Присвоить почетное звание «Почетный работник сферы образования РФ» Смирнову Антону Борисовичу – завкафедрой международного бизнеса, менеджмента и туризма ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова».

Наградить Почетной грамотой Бурыкина Александра Александровича – профессора кафедра математического моделирования и прикладной информатики ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова».

Награды вручал заместитель министра транспорта Александр Пошивай

Благодарственным письмом руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта:

За участие в спасательной операции по спасению людей с теплохода Seamark в Черном море поощрен коллектив Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба».

За заслуги в подготовке квалифицированных специалистов и научных кадров для транспортной отрасли поощрена Карташова Ольга Ивановна – директор Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина – филиала ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

За активное участие в мероприятиях, проводимых Росморречфлотом, поощрены:

Аксенова Ольга Александровна – начальник отдела согласования сделок ФГБУ «Морспасслужба»;

Болдорев Андрей Николаевич – начальник Управления инвестиций и стратегического развития ФГБУ «Росморпорт»;

Кулакова Екатерина Александровна – начальник Службы внешних коммуникаций ФГБУ «Росморпорт».

За многолетнюю добросовестную работу на транспорте поощрены:

Куликов Алексей Александрович – капитан т/х «Риф» Череповецкого района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна ВВП»;

Куровский Антон Анатольевич – начальник отдела закупок Омского института водного транспорта – филиала ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»;

Невежин Максим Александрович – заместитель руководителя ФГУ «Сайменский канал»;

Чистяков Глеб Борисович – замначальника картографической службы ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна ВВП»;

Напаскин Сергей Сергеевич – специалист аппарата управления Московского района гидротехнических сооружений – филиала ФГБУ «Канал имени Москвы».

Победители конкурса «Лидер отрасли» награждены дипломами и вымпелами в номинациях:

• «Лучшая Администрация морских портов»

ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря».

• «Лучшая Администрация бассейна ВВП»

ФБУ «Администрация Камского бассейна ВВП».

• «Лучшее учебное заведение высшего образования»

ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».

• «Лучшее учебное заведение среднего образования (включая филиалы высшего образования)»

Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова – филиал ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова».

• «Лучшая морская стивидорная компания»

АО «ВаниноТрансУголь».

• «Лучший речной порт или терминал»

АО «Омский речной порт».

• «Лучшая судоходная компания, осуществляющая пассажирские перевозки»

АО «Восточно-Сибирское речное пароходство».

• «Лучшая судоходная компания, осуществляющая туристские перевозки (круизные)»

ООО «ВодоходЪ».

• «Лучшая судоходная компания, осуществляющая морские грузовые перевозки (сухогрузы/наливные)»

ПАО «Современный коммерческий флот».

• «Лучшая судоходная компания, осуществляющая речные грузовые перевозки (сухогрузы/наливные)»

АО «Енисейское речное пароходство» в азиатской части;

АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» в европейской части.

• «Лучшая организация, оказывающая услуги в области обеспечения судоходства (морская/речная)»

ФГУБ «Росморпорт».

• «Лучший субъект транспортной инфраструктуры в сфере транспортной безопасности»

ОАО «Сахалинское морское пароходство».

Награды вручил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев

Морские вести России №4 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика