Азовское море в новой фазе экономического развития - Морские вести России

Азовское море в новой фазе экономического развития

24.05.2023

Транспортная политика

Азовское море в новой фазе экономического развития

Илл.: Азовское море. Маршруты скоростных линий

Президент России Владимир Путин 21 февраля обратился с Посланием Федеральному собранию РФ. Речь главы государства была обращена к членам правительства, Совета Федерации и Государственной думы, военнослужащим – героям специальной военной операции на Украине, представителям бизнеса, науки, духовенства, собравшимся в зале, российскому народу. Рассматривая экономическую и транспортную составляющую, президент отметил: «Будем расширять перспективные внешнеэкономические связи и выстраивать новые логистические коридоры. Будем развивать порты Черного и Азовского морей. Получит новый импульс развития и инфраструктура регионов».

Михаил Мореходов, эксперт судостроительной отрасли

Асфальтовых дорог
В морях не создал Бог
...наша задача создать их.

Отсюда можно сделать важный вывод, что транспортный потенциал акваторий Азовского моря, Республики Крым, Керченского пролива и Тамани находится в поле зрения первого лица государства и рассматривается им как единое целое в национальной морской транспортной политике страны.

Внутреннее море России

Сегодня статус Азовского моря изменился, оно стало внутренним морем России. К его берегам имеют выход регионы опережающего развития: Ростовская область и Краснодарский край, дотационный регион – Республика Крым. С 30 сентября 2022 года в состав Федерации вошли новые регионы: Донецкая и Луганская народные республики, а также Херсонская и Запорожская области – это промышленные регионы, также имеющие территориальный выход к морю. Общее население этих территорий составляет около 20 млн человек.

На побережье Азовского моря (включая устье Дона) расположено 11 морских портов: восточное включает порты Ростов-на-Дону, Азов, Ейск, Приморско-Ахтарск, Темрюк, Тамань, на западном расположены порты Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Геническ и Керчь. Население портовых городов около 1,5 млн человек.

Как видно, человеческий потенциал огромен, однако морской транспортный потенциал остается главной проблемой на пути интеграции и развития регионов Азовского побережья. Для государства очень важно ликвидировать данную проблему и обеспечить население новым видом транспорта. Поэтому анализ и стратегическое планирование пассажиропотоков и пассажирские перевозки остаются важным направлением на пути интеграции регионов и их роли в новой фазе экономического развития страны.

Анализируя географическое положение регионов и их транспортную зависимость, важно отметить, что сегодня на западном побережье доминирует автомобильный транспорт, на восточном – автомобильный и железнодорожный. Водный транспорт и его роль в организации и обеспечении пассажирских перевозок слаба, они практически отсутствуют, а структуру (морские вокзалы, пассажирские причалы) необходимо возрождать.

Рассматривая географическое положение Азовского моря, необходимо отметить, что оно вытянуто с северо-востока на юго-запад: наибольшая длина составляет 343 км, ширина (наибольшая) – 231 км.

Важно отметить ряд точек между городами восточного и западного побережья, где расстояние по морю в разы меньше, чем по суше. Для примера: Таганрог – Азов – 41 км (по суше 104 км), Мариуполь – Ейск – 70 км (по суше 425 км), Бердянск – Приморско-Ахтарск – 133 км (по суше 586 км), Керчь – Геническ – 157 км (по суше 285 км).

Отсюда напрашивается вывод: развитие морских перевозок (пассажирской транспортной системы) позволяет предоставить населению дешевый и комфортный вид транспорта. Используя современные суда на подводных крыльях (скоростной флот), пассажиры могут покрывать расстояние между городами за считаные часы в разы быстрее, чем по суше, и с повышенным комфортом.

Задачи государства

Для того чтобы водная транспортная артерия заработала, необходимо определить транспортные возможности региона и пассажиропотоки, спланировать строительство скоростного флота, обеспечить его расстановку, выстроить транспортную логистику. Организация пассажирских перевозок в бассейне Азовского моря – вопрос непростой, поскольку на него оказывает влияние сезонный фактор.

Напомню, для крылатого флота продолжительность навигации восемь месяцев (апрель-ноябрь). Соответственно, четыре месяца суда работать не могут из-за ледовой обстановки, а отсюда и финансовые потери, на мой взгляд, мало совместимые с частным подходом.

Поэтому, рассматривая развитие данного направления, важно определиться в следующих критериях: заинтересованность государства в его развитии, его важность для населения региона и для блага человека, целесообразность и технические возможности, финансовые затраты на строительство скоростного флота и его окупаемость, развитие береговой инфраструктуры.

Есть мнение, что важную роль в решении этого горячего вопроса должно сыграть государство. Именно его заинтересованность в развитии пассажирских перевозок в бассейне должна быть определяющей. Это в первую очередь связано с экономическим развитием, транспортными удобствами, экономией времени, комфортом и назревшей необходимостью как для населения региона, так и для гостей, туристов и деловых людей.

Итак, обозначим вехи. Сможет ли государство взять на себя обязательства по строительству крылатого флота, развитию инфраструктуры (строительству или модернизации морвокзалов, пассажирских причалов), управлению флотом, его техническому обслуживанию, определению расстановки флота по направлениям и обеспечению безопасности мореплавания, созданию бункеровочных и ремонтных баз, подготовке кадров и контролю за ценовой политикой.

Для уверенного развития пассажирского скоростного флота и обеспечения пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне считаю необходимым создать Управление скоростным флотом (госкомпанию), расположенную, например, в Крыму, в Феодосии.

Целью создания УСФ я бы назвал в первую очередь планирование и строительство СПК, регистрацию и расстановку флота, подготовку кадров, управление и обеспечение деятельности. УСФ может быть создано на базе Феодосийского судомеханического завода – предприятия, которое имеет богатый опыт по обслуживанию и ремонту как судов, так и двигателей. К территории завода прилегает причальная набережная, которая может использоваться для подъема и размещения скоростных судов, в зимний период для проведения осмотров и ремонтных работ.

Данная структура решает вопросы управления, упрощает проблему подготовки кадров плавсостава и береговых служб. Подготовка, подбор и расстановка кадрового состава будет сконцентрирована в едином центре и в дальнейшем может оказывать помощь судоходным компаниям, эксплуатирующим СПК, в других регионах страны.

Рассматривая строительство пассажирского флота скоростных судов, важно определить их типы, разработать программу становления и развития, определить его важность и привлекательность в бассейне Азовского моря.

Маршруты движения

Например, вот как может выглядеть определение маршрутов, направление и расстановка флота:

1. Порт Керчь с заходом в порты Таганрог и Ростов-на-Дону: расстояние по морю до Таганрога 151 миля (280 км), по суше 559 км через Крымский мост, до Ростова-на-Дону 176 миль (325 км), по суше 495 км через Крымский мост.

Порт Керчь с заходом в порты Бердянск и Мариуполь: расстояние по морю до Бердянска 86 миль (159 км), по суше 491 км, до Мариуполя 130 миль (210 км), по суше 571 км через Чонгар.

Порт Керчь – порт Темрюк: расстояние по морю до порта Темрюк 40 миль (74 км), по суше 112 км через Крымский мост.

2. Порт Таганрог – порт Ейск: расстояние по морю 40 миль (73 км), по суше 247 км через Ростов-на-Дону.

Порт Таганрог – порт Азов: расстояние до порта Азов 22 мили (41 км), по суше 104 км через Ростов-на-Дону.

3. Порт Мариуполь – порты Азов – Ростов-на-Дону: расстояние до порта Азов 76 миль (141 км), по суше 281 км, до Ростова-на-Дону 90 миль, по суше 166 км.

Порт Мариуполь – порт Ейск: расстояние до порта Ейск 38 миль (73 км), по суше 425 км.

Порт Мариуполь – порт Приморско-Ахтарск: расстояние по морю – 68 мили (126 км), по суше, через город Ростов-на-Дону – 498 км.

4. Порт Бердянск – порт Ейск: расстояние до порта Ейск 62 мили (114 км), по суше 512 км через Ростов-на-Дону.

Порт Бердянск – порты Азов – Ростов-на-Дону: расстояние до порта Азов 109 миль (203 км), до Ростова-на-Дону 123 мили (228 км), по суше 369 км через Ростов-на-Дону.

Порт Бердянск – порт Приморско-Ахтарск: расстояние до порта Приморско-Ахтарск 72 мили (133 км), по суше 586 км через Ростов-на-Дону.

Порт Бердянск – порт Темрюк: расстояние до порта Темрюк 93 мили (172 км), по суше 588 км через Крымский мост.

5. Порт Геническ – порт Ейск: расстояние до порта Ейск 148 миль (273 км), по суше 729 км.

Порт Геническ – порт Приморско-Ахтарск: расстояние до порта Приморско-Ахтарск 140 миль (260 км), по суше 629 км через Крымский мост.

Порт Геническ – порты Азов – Ростов-на-Дону: расстояние до порта Азов 198 миль (367 км), до порта Ростов-на-Дону 212 миль (392 км), по суше до Ростова-на-Дону 539 км, до Азова – 564 км.

Порт Геническ – порт Керчь: расстояние до порта Керчь 85 миль (157 км), по суше 296 км через перевал Чонгар.

Крылатый флот

Следует отметить, что разработанные конструкторами ЦКБ имени Р.Е. Алексеева и КБ «Си Тех» проекты уже строятся на судостроительных заводах в Рыбинске, Зеленодольске, Феодосии. Эти пассажирские скоростные суда поражают воображение современной технической мыслью, великолепным дизайном, прекрасным комфортом, техническими характеристиками и мореходными качествами.

СПК «Валдай-45Р». Речное пассажирское судно на подводных крыльях предназначено для скоростных перевозок в светлое время суток. Судно ввели в эксплуатацию в 2018 году, серийное производство началось в 2019-м. Пассажировместимость – 45 человек, скорость – 65 км/ч, дальность плавания – 400 км.

СПК «Комета 120М». Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» проекта 23160 предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа.

Класс судна: КМ [2] Hydrofoil craft Passenger – A Российского морского регистра судоходства.

Район эксплуатации – моря с морским климатом ОМ, максимальное удаление от порта-убежища до 50 миль. Расстояние между местами убежища до 100 миль.

Мореходность – обеспечено движение СПК в крыльевом режиме при высоте волны до 2,0 м и ветре до 4 баллов. При высоте волн до 2,5 м и ветре до 5 баллов обеспечено безопасное плавание. Пассажировместимость – 126-150 человек, скорость – 65 км/ч, или 35 узлов.

СПК «Метеор 120М». За последние несколько лет в России разработали целых два модернизированных проекта на основе легендарного судна на подводных крыльях «Метеор». Это проект «Метеор 120Р» от ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева и «Метеор-2020», разработанный нижегородским КБ «СиТех».

Суда проекта «Метеор-2020» строятся на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького. Проект имеет целый ряд отличительных особенностей.

Во-первых, на СПК будет уменьшена осадка. Таким образом, новые «Метеоры» смогут эксплуатироваться во всех бассейнах внутренних водных путей, где на сегодня остро стоит проблема обмеления рек. Во-вторых, проект от «СиТех» характеризуется улучшенной обитаемостью. На борту будут развернуты полноценные каюты для экипажа, так команда сможет совершать дальние переходы при комфортных условиях. И третий момент связан с техническим наполнением. Судно, построенное зеленодольскими корабелами, получит максимальную долю отечественного оборудования.

Судно-катамаран для Байкала проекта HSC150. Пассажирское судно катамаранного типа с динамической разгрузкой подводными крыльями проекта HSC150B предназначено для скоростных пассажирских перевозок на магистральных речных и озерных линиях, может эксплуатироваться в акватории Азовского моря.

Это судно нового поколения будет соответствовать современным мировым стандартам. Оно спроектировано с нуля, ранее подобный флот в России не производили. Новый тип пассажирского скоростного судна разработали конструкторы бюро «Си Тех». Проект HSC150B предусматривает строительство двухкорпусного судна с общей палубой и подводными крыльями. Основные технические характеристики: длина габаритная – 36,7 метра, ширина габаритная – 11,4 метра, высота борта – 3,3 метра, мощность двух главных двигателей – по 1214 кВт, экипаж – четыре человека.

Пассажировместимость – 148 человек. Предполагаемая проектная скорость – 60 км/ч, или 32 узла.

СПК «Олимпия 230М». Новый проект разработан в АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева».

По данным разработчика проекта, при создании «Олимпии 203М», как и всей линейки судов на подводных крыльях нового поколения, учитывались три основных фактора: высокий уровень комфорта для пассажиров и экипажа, эксплуатационные преимущества для перевозчиков и экологическая безопасность для окружающей среды.

Морское судно «Олимпия 230М» предназначено для скоростной перевозки пассажиров в комфортабельных салонах. Пассажировместимость – 230-240 человек. Скорость – 70 км/ч, или 37 узлов.

Судно-катамаран на подводных крыльях «Суперфойл 40». Данный проект можно отнести к СПК 3-го поколения. Катамаран с погруженным крылом способен развивать скорость более 100 км/ч и брать на борт 300 пассажиров. Проект «Суперфойл 40» был представлен компанией MTD Ltd. Сам проект и построенные суда отличали высокая техническая культура и профессионализм. В процессе эксплуатации суда вышеуказанного проекта показали превосходные скоростные и мореходные качества. Возвращение к данному проекту ценно тем, что это морской проект и его технические характеристики проверены морем, и они превосходны. Суда данного типа нужны в Азово-Черноморском бассейне. Пассажировместимость – 300 человек. Скорость – более 100 км/ч, или 55 узлов.

СПК «Циклон 250». Проект большого морского пассажирского судна на подводных крыльях разработки ЦКБ имени Р.Е. Алексеева. Согласно данным разработчика, судно длиной 42 метра будет перевозить до 320 человек. Силовая установка из двух новых российских двигателей М70ФРУ обеспечит скорость до 55 узлов (101 км/ч) и дальность хода 700 морских миль (1300 км). Несомненно, суда данного проекта будут востребованы на пассажирских перевозках в Азово-Черноморском бассейне на линиях Керчь – Таганрог – Ростов, Керчь – Бердянск – Мариуполь, Ялта – Сочи, Севастополь – Сочи и др. маршрутах. Пассажировместимость – более 300 человек. Скорость – 100 км/ч, или 55 узлов.

Заключение

В нынешних условиях важно заострить внимание тех, кто определяет Морскую доктрину РФ, а также возможности государства в развитии водного транспорта страны, что создание Министерства водного транспорта жизненно важно и необходимо.

Внутренние пассажирские перевозки скоростным флотом, их организация и координация необходимы, важны, перспективны и, как показывает жизнь, ценны для населения всех регионов страны. Демонстрируя отечественные достижения в проектировании, строительстве и эксплуатации СПК, приходишь к единственно правильному выводу, что чем больше строим – тем лучше получается, и это аксиома.

Отсюда позволю себе вывод, что как только на государственном уровне будут приняты решения и заработают механизмы планирования и программы строительства СПК, незамедлительно появятся новые конструктивные решения, наладится серийное строительство уникального крылатого флота с учетом использования новых технических решений и проектных компоновок.

Морские вести России №4 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ